физминутки и пальчиковая гимнастика.
картотека на тему
В качестве разминки на занятиях с детьми , предлагается педагогам и воспитателям физминутки ,пальчиковая гимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
физминутки | 51.26 КБ |
пальчиковая гимнастика | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Физминутки
Тема «Транспорт»
Самолеты
Самолёты загудели, (Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели. (Руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо)
На полянку тихо сели, (Присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели. (Руки в стороны, )"летим" по У-у-у-у-у-у.. кругу.
Самолёт
Руки в стороны - в полёт Отправляем самолёт, (руки в стороны, покачивание
вправо, влево)
Правое крыло вперёд (правую руку вперёд)
Левое крыло вперёд (левую руку вперёд)
Один, два, три, четыре, пять,
Полетели мы опять. (руки в стороны, покачивание вправо, влево)
Автобус
Мы в автобус дружно сели (Приседают на корточки.)
И в окошко посмотрели. Делают повороты головой вправо, влево.)
Наш шофер педаль нажал, (Одной ногой нажимают на воображаемую педаль.)
И автобус побежал. (Бегут по кругу, в руках «руль».)
Теплоход
От зеленого причала (Дети встали.)
Оттолкнулся теплоход.
Он шагнул назад сначала (Шаг назад.) Раз, два,
А потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд.)
Раз, два,
И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразное движение руками.)
Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)
Тема «Зима»
Снежинки
Закружились, завертелись (Покружиться на месте.)
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей (Поднять руки.)
Легкие пушинки. (Покружиться на носках.)
Чуть затихла злая вьюга – (Опустить руки, встать прямо.)
Улеглись повсюду. (Присесть, руки к полу).
Заблистали, словно жемчуг, (Встать, руки вперёд.)
Все дивятся чуду. (Развести руки в стороны.)
Весь засыпан снегом лес
Весь засыпан снегом лес. (Повернулись вправо, правую руку отвели
назад, повернулись влево, левую руку отвели назад).
Здесь по снегу скачет зайка. (Прыгаем.)
Там синичек села стайка. (Машем руками, как крыльями.)
Здесь лисичка за кустом. (Приседаем, смотрим направо.)
Там в дупле бельчонка дом. Встаём, поднимаем руки
вверх)
Мы на лыжах в лес идём.
Мы на лыжах в лес идём. Мы взбирается на холм.
Палки нам идти помогут. Будет нам легка дорога. (дети машут руками, словно работают лыжными палками)
Вдруг поднялся сильный ветер, Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит. Снег летит, летит, летит. (вращение туловищем вправо, влево)
По опушке зайчик скачет, Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок - Вот и скрылся наш дружок! (прыжки)
Хоть приятно здесь кататься, Надо снова заниматься.
С неба падают снежинки
С неба падают снежинки, (Дети поднимают руки)
Как на сказочной картинке. (над головой и делают
Будем их ловить руками (хватательные
И покажем дома маме. (движения, словно ловят снежинки).
А вокруг лежат сугробы, (Потягивания — руки в
Снегом замело дороги. (стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба на месте, колени
Поднимаем выше ноги. (высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет, (Прыжки на месте.)
Словно мягкий рыжий мячик.
Ну, а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)
Зимняя игра
Посмотри, как блестит, (Поднимают руки вверх и плавно качают кистями.)
Под ногами хрустит (Топают ногами.)
Беленький снежок,
Постепенно опускаются на Легкий, как пушок. (корточки, показывая
руками, как идет снег.)
Одевайся живей, «Надевают» шапочку,
шарфик.
Побежим веселей (Бегут на месте).Бегать и играть,
И снежки кидать. («Лепят и кидают
снежок».)
Мороз Красный нос
Ой, Мороз Красный нос, (Хлопки в ладоши).
Мы тебя все знаем.
И тебя, Дед Мороз, (Руки на поясе, наклоны)
Радостно встречаем. (туловища вперед.)
Ой, Мороз Красный нос, (Хлопки в ладоши.)
Песню запеваем.
И тебя в хоровод (Приседания).
К детям приглашаем.
Ой, Мороз Красный нос, (Хлопки в ладоши.)
Бей сильней в ладоши!
А у нас веселей (Прыжки на месте.)
Затанцуют ножки!
Тема «Осень»
Дружно по лесу гуляем
Дружно по лесу гуляем (Шаги на месте.)
И листочки собираем (Наклоны вперед.)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (Прыжки на месте, схлопками в ладоши.)
Мы дорожки подметаем
Мы дорожки подметаем (Имитация движений).
Листья в кучи собираем (Наклониться, имитировать движение.)
Чтоб гуляя, малыши (Подскоки на месте.) Веселились от души!
Ох, устали, («Обтереть пот со лба»).
Отдохнем, (Присесть.)
И домой скорей пойдем. (Шаги на месте.)
Листочки
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками)
На ветках мы сидим. (вверху над головой).
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели (Присели.) И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал (Плавное покачивание руками)
И листочки все поднял. (вверху над головой.)
Закружились, полетели (Дети садятся по местам.)
И на землю снова сели.
Тема «Цветы»
В поле я гуляю
В поле я гуляю, (Ходьба на месте с высоким)
Ноги поднимаю. (подниманием колена).
Наклонюсь к цветам поближе (Наклониться.) Красоту их всю увижу,
Нежный чудный аромат (Сделать несколько вдохов)
Ощутить я тоже рад! (носом.)
Рвать не буду я цветы, (Выпрямиться, повороты головы вправо – влево.) Много будет красоты. (Развести руки).
На лугу растут цветы
На лугу растут цветы (Потягивания — руки) в небывалой красоты. (стороны.)
К солнцу тянутся цветы. (Потягивания — руки вверх.)
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда, (Дети машут руками,)
Только это не беда. (изображая ветер.)
Наклоняются цветочки, (Наклоны.) Опускают лепесточки. А потом опять встают. (Принять положение правильной осанки.)
Наши алые цветки
Наши алые цветки (Плавно поднимаем руки вверх.)
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, (Качание руками влево-вправо.)
Лепестки колышет.
Наши алые цветки (Присели, спрятались.)
Закрывают лепестки,
Головой качают, (Движения головой влево-вправо.) Тихо засыпают.
Лепестки
Выросли в саду цветки (руки вверх, соединить ладони)
Распустили лепестки (руки в стороны)
Вдруг повеял ветерок, закружился лепесток. (покружиться)
Ветерок их оторвёт И на землю вновь вернёт.
Тема «Насекомые»
Кузнечик
Я гуляю по дорожке, (Шаги на месте.)
А кузнечик скачет рядом. (Прыжки на месте.)
Наклонюсь, возьму в ладошки (Наклониться «взять кузнечика».)
Здесь скакать ему не надо (Погрозить пальчиком.)
Пусть сидит он лучше в травке (Шаги на месте, ладошки «держат кузнечика».Там с ним будет все в порядке. (Наклониться «отпустить кузнечика».)
Бабочка
Бабочка летала, (Медленный бег на носочках),
Над цветком порхала. (руки делают взмахи вверх- вниз).
Села, посидела (Присесть, покачать головой)
И нектар поела. (вниз – вверх.)
Два своих больших крыла (Встать опустить и
Опустила, подняла. (поднять выпрямленные руки.)
Полетела дальше, (Медленный бег на
Чтобы мир был краше. (носочках, руки делают взмахи вверх-вниз.)
Бабочка
Спал цветок (дети сидят на корточках, голова прижата к коленям)
и вдруг проснулся (встать на ноги)
Больше спать не захотел (повороты вправо, влево)
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (руки в стороны, движения руками вверх, вниз)
Солнце утром лишь проснётся Бабочка кружит и вьётся (покружиться)
Видишь, бабочка летает…
Видишь, бабочка летает, (машем руками)
На лугу цветы считает. (считаем пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять,
Ох, считать, не сосчитать. (прыжки на месте)
Кузнечики
Поднимайте плечики, (поднимают плечи)
Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок. (прыжки на месте)
Сели, травку кушаем, Тишину послушаем. (присесть на корточки)
Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко. (прыжки на носочках)
На болоте
На болоте две подружки, Две зелёные лягушки (прыжки, руки на пояс)
Утром рано умывались, Полотенцем растирались. (растираем левую и правую руку)
Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались. (наклоны вправо, влево)
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет. (руки выпрямить вперёд, большой палец вверх, остальные в кулачок)
Тема «Птицы»
Птички
Маленькие птички, (Машем руками, как
Птички-невелички, (крылышками.)
По лесу летают, Песни распевают.
Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваемся)
Птичек унести хотел. (из стороны в сторону.)
Птички спрятались в дупло, (Приседаем на корточки,)
Там уютно и тепло. (закрываем голову руками.)
Аист
-Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. (аист отвечает)
- Топай правою ногою, Топай левою ногою, Снова-правою ногою,
Снова-левою ногою. После-правою ногою,
После-левою ногою. И тогда придёшь домой.
Птички
Птички в гнездышке сидят (Дети садятся на корточки.)
И по сторонам глядят. (Поворачивают голову в стороны.)
Погулять они хотят «Разлетаются», И тихонько все летят. (машут руками.)
Налетались, утомились (Опять занимают
И обратно возвратились. (прежние места и усаживаются на корточки.)
Ворона
Вот под елочкой зеленой (Прыжки на двух ногах
Скачут весело вороны, (руки вдоль туловища, ладони в стороны.)
Целый день они летали (Присесть, имитация
И добычу добывали. (добывания корма.)
Только к ночи умолкают (Прыжки на двух ногах, руки в стороны или бег).
И все вместе засыпают. (Присесть, имитация сна.)
Ласточки
Ласточки летели, (Бегут по кругу, машут руками,
Все люди глядели. (изображая полет птиц.)
Ласточки садились, (Приседают, руки заводят за
Все люди дивились. (спину, как бы складывают крылья.)
Сели, посидели, (Бегут по круг, машут руками).
Взвились, полетели. Полетели, полетели, Песенки запели.
Тема «Деревья. Кустарники»
Ветер тихо клен качает
Ветер тихо клен качает, (Ноги на ширине плеч,
Вправо, влево наклоняет: (руки за голову).
Раз - наклон и два — наклон, (Наклоны туловища) Зашумел листвою клен. (Вправо и влево.)
Выросли деревья в поле
Выросли деревья в поле. (Потягивания — руки в стороны).
Хорошо расти на воле! .
Каждое старается, (Потягивания – руки вверх).
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул весёлый ветер, (Дети машут руками.)
Закачались тут же ветки, Даже толстые стволы (Наклоны вперёд.) Наклонились до земли.
Липы
Вот полянка, а вокруг (Широким жестом развести руки в стороны.)
Липы выстроились в круг. (Округленные руки сцепить
над головой).
Липы кронами шумят, (Руки вверху, покачать ими из стороны в сторону.)
Ветры в их листве гудят (Наклониться вперед).
Вниз верхушки пригибают, (Наклонившись вперед,)
И качают их, качают. (покачать туловищем из стороны в сторону.)
После дождика и гроз (Выпрямиться, руки поднять)
Липы льют потоки слёз. (Плавно опустить руки, перебирая пальцами)
Каждый листик по слезинке (Руки вниз, энергично)
Должен сбросить на тропинки. (потряхивать кистями.)
Кап и кап, кап и кап – (Хлопать в ладоши.)
Капли, капли, капли, - кап!
До чего же листик слаб! «Уронить" руки.
Он умоется дождём, (Погладить сначала одну, потом другую руку.)
Будет крепнуть с каждым днём. (Сжать кулаки.)
А в лесу растёт черника..
А в лесу растёт черника, Земляника, голубика (наклоны вперёд)
Чтобы ягоду сорвать, Надо ниже приседать (приседания)
Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. (ходьба на месте)
Вот под ёлочкой…
Вот под ёлочкой зелёной (встали)
Скачут весело вороны: (прыгают)
Кар-кар-кар (хлопки над головой)
Целый день они кричали (повороты туловища влево - вправо)
Спать ребятам не давали (наклоны туловища влево - вправо)
Кар-кар-кар (хлопки над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают (махи руками как крыльями)
И все вместе засыпаютт(садятся на корточки, руки под щёку)
Тема «Домашние птицы»
Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг,(Шагаем.)
Кря-кря-кря!
Пролетел веселый жук, (Машем руками- Ж-ж-ж! крыльями.)Гуси шеи выгибают, (Круговые вращения шеей) Га-га-га Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Петух
Шел по берегу петух, (Ходьба по площадке, махи руками в стороны.)
Поскользнулся, в речку (Сесть, руки вниз.) — бух!
Будет знать петух, что впредь (Голову опустить.)
Надо под ноги смотреть.
Петушиная семья
Вот идет петушок, (Ходят с высоким подъемом
Гордо поднял гребешок. (ноги, оттягивая носок
Красная бородка, (вниз. Корпус держат
Важная походка. (прямо. Голова слегка поднята. Прямые руки слегка отведены назад. Во время движения ритмично поднимают и опускают руки.)
Вышла курочка гулять, (Ходят на носках, руки
Свежей травки пощипать, (опущены вниз, кисти держат перпендикулярно корпусу.)
А за ней ребятки — (Легкий бег, руки согнуты к плечам)
Желтые цыплятки.
Домашние птицы
Наши уточки с утра- -Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! (идут по кругу вперевалочку,
подражая походке уток)
наши гуси у пруда- Га-га-га! Га-га-га! (идут по кругу, вытянув шею вперёд, отставив руки назад – «крылья»)
наши курочки в окно- Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам)
А как Петя-петушок раным-рано поутру
Нам споёт: Ку-ка-ре-ку! (встать на носочки, руки в стороны, шею вытянуть)
Тема «Грибы»
Гриша шел
Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз - грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, Три — грибок,
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте.)
Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.
По грибы
Утром дети в лес пошли (Шагают, высоко поднимая ноги).
И в лесу грибы нашли. (Размеренно приседают.)
Наклонялись, собирали, (Наклоняются вперед и ритмично разводят руки в стороны).
По дороге растеряли. (Хватаются руками за голову и качают головой.)
Боровик
По дорожке шли, (Маршировать). Боровик нашли. (Наклониться.)
Боровик боровой (Руки над головой в "замке".)
В мох укрылся с головой,
Мы его пройти могли – (Ходьба на месте.)
Хорошо, что тихо шли.
Грибники
Выбирается ребёнок- «грибник», остальные дети- «грибы».
Каждый ребёнок находит себе место, «грибник» внимательно смотрит и запоминает.
После этого «грибник» отворачивается, а дети- «грибы» танцуют под музыку.
Когда музыка остановится, грибы встают на места,
а «грибник» проверяет, все ли встали на свои места (играют 5-6 человек).
Тема «Явления природы»
Дождь
Дождь, дождь, дождь! (указательным пальцем правой руки стучат по левой ладошке)
Надо нам расходиться по домам! (шагаем на месте)
Гром, гром, гром! Как из пушек (кулачком левой руки стучат по правой ладошке)
Нынче праздник для лягушек (прыжки на месте)
Град, град, град! (хлопки в ладоши)
Все под крышами сидят. (присесть, руки над головой)
Только мой братишка в луже ловит рыбу нам на ужин. (шагаем на месте, качаем головой)
Листопад
Тучи в небе кружатся (руки вверх, помахать руками)
Что ни шаг, то лужица. (ходьба на месте с высоким подниманием колена) День осенний хмурится (руки на пояс – повороты вправо, влево)
Листопад на улице. (кружатся на месте, руки в стороны) По дороге стелется Лёгкая метелица (лёгкий бег по кругу)
Ветер
Ветер дует нам в лицо (руки перед собой,помахать руками)
Закачалось деревцо (руки вверх, наклоны вправо, влево)
Ветерок всё тише, тише (присесть)
Деревца всё выше, выше (встать, руки вверх, потянуться)
Тема «Человек. Предметы»
Долго, долго
Долго, долго мы лепили, (Руки сцеплены в замок; круговые вращения
руками.)
Наши пальцы утомились. (Встряхивание кистями рук.)
Пусть немножко отдохнут (Поглаживание каждого
И опять лепить начнут. (пальчика по очереди.)
Дружно руки разведем (Развели руки в стороны.)
И опять лепить начнем.( Хлопаем в ладоши.)
Мы ногами топ-топ
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз — сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели - встали, сели - встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два! (ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем, а потом их опускаем. (поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим и рывки мы получаем. (рывки руками)
Десять раз подпрыгнуть нужно, скачем выше, скачем дружно! (прыжки на месте)
Мы колени поднимаем- Шаг на месте выполняем. (ходьба на месте)
От души мы потянулись (потягивания-руки вверх, в стороны)
И на место вновь вернулись.
Головою три кивка
Раз - подняться, потянуться (потянулись)
Два – согнуться, разогнуться, (прогнуть спину, руки на пояс)
Три - в ладоши три хлопка, На четыре – руки шире (руки в стороны)
Пять – руками помахать (махи руками)
Шесть – на место тихо сесть.
За дровами мы идём…
За дровами мы идём и пилу с собой несём. (ходьба)
Вместе пилим мы бревно, очень толстое оно.
Чтобы печку протопить, много надо напилить. (имитируют движения)
Чтоб дрова полезли в печку, Их разрубим на дощечки. (имитируют движения - «колют дрова»)
А теперь их соберём и в сарайчик отнесём. (наклоны)
После тяжкого труда надо посидеть всегда. (дети садятся)
Как приятно в речке плавать…
Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)
Берег слева, берег справа. (повороты влево, вправо)
Речка лентой впереди. (ладошки сложить вместе, выполняют волнообразные движения)
Сверху мостик - погляди. (потягивание – руки вверх)
Чтобы плыть ещё скорей, надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками. Кто угонится за нами? (плавательные движения)
А теперь пора нам, братцы, на песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (ходьба на месте)
И на травке отдыхаем. (Присесть, наклонить голову к коленям)
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши).
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Мамам дружно помогаем
Мамам дружно помогаем: (Наклоны вперёд,)
Сами в тазике стираем. (движения руками,)
И рубашки, и носочки (имитирующие полоскание)
Для сыночка и для дочки.
Через двор растянем ловко (Потягивания — руки в стороны)
Для одежды три верёвки.
Светит солнышко-ромашка, (Потягивания —руки. вверх.)
Скоро высохнут рубашки.
Мяч
Мой весёлый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь?
Красный, жёлтый, голубой Не угнаться за тобой. (прыжки на месте, бег по кругу)
Как живёшь?
- Как живёшь?
- Вот так! (руки вперёд, большой палец вверх, остальные в кулак)
-Как плывёшь?
- Вот так! (изобразить плывущего человека)
- Как бежишь?
- Вот так! (бег на месте)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! (приложить руку к глазам, «вглядываясь» вдаль)
- Ждёшь обед?
-Вот так! (погладить живот)
-Машешь вслед?
- Вот так! (помахать)
- А как спишь?
- Вот так! (руки под щёку, закрыть глаза)
- А шалишь?
- Вот так! (надуть щёки, хлопнуть по ним кулачками)
Зарядка
Каждый день по утрам делаем зарядку (руки в стороны, сгибание, разгибание рук)
Очень нравится нам делать по порядку: (руки на поясе, повороты в стороны)
Весело шагать (ходьба на месте)
Руки поднимать (руки вверх)
Руки опускать (руки вниз)
Приседать и вставать (приседания 4-6 раз)
Прыгать и скакать (прыжки)
Тема «Космос»
Космонавт
В небе ясном солнце светит, (Потягивания — руки )Космонавт летит в ракете.(вверх.)
А внизу леса, поля – ( Низкий наклон вперёд),
Расстилается земля.( руки разводятся в Стороны).
Тема «Дикие животные »
Мишка вылез из берлоги
Мишка вылез из берлоги, (Повороты влево и вправо).
Огляделся на пороге.
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил, (Вращения головой.)
Головой медведь крутил.
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад).
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки (Ходьба на месте.)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки -
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся (Дети садятся.)
И на брёвнышке уселся.
Обезьянки
Рано утром на полянке (Хлопаем.)
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой топ, топ! (Топают ногами.)
Левой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх! (Встаем на носочки и кто поднимет выше всех? (тянемся вверх.)
Ёжик
Ёжик топал по тропинке и грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша, тихо листьями шурша. (ходьба на месте)
А на встречу скачет зайка, Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко раздобыл косой морковку. (прыжки на месте)
Заинька
Один, два, три, четыре, пять, начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд, (прыжки на месте)
Он подпрыгнул десять раз. (загибают пальчики на руках - считают)
Медведь
Медведь по лесу бродит. От дуба к дубу ходит. (ходьба вперевалочку)
Находит в дуплах мёд И в рот себе кладёт Упражнение «вкусное варенье»)
Облизывает лапу Сластёна косолапый (артик. Упражнение «котёнок лакает молоко»)
А пчёлы налетают, Медведя прогоняют. (плавное произнесение звука з: ззззззз…)
А пчёлы жалят мишку: (артик. Упражнение «вкусная конфета»)
Не ешь наш мёд, воришка! (погрозить пальчиком).
Бредёт лесной дорогой Медведь к себе в берлогу. (ходьба «вперевалочку»)
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает (присесть, руки под щёку)
Тема «Весна»
Пришла Весна
Улыбаются все люди — (Дети поднимают руки над
Весна, весна, весна! (головой и ритмично хлопают.)
Она везде, она повсюду (Делают ритмичные
Красна, красна, красна. (повороты туловища.)
По лугу, лесу и полянке (Ритмично шагают на месте)
Идет, идет, идет.
На солнышке скорей (Взмахивают обеими погреться руками к себе.)
Зовет, зовет, зовет.
Тема «Овощи»
Овощи
На огород мы побежим, (Бегут по кругу.)
Что растет там, поглядим.
Под листочками на грядке (Наклоняют туловище)
Огурцы играют в прятки. (вправо-влево.)
Дождик мой водить начнет —
Всех заметит, всех польет.
Тыква глянула хитро: (Наклоняют голову) —Надо было брать (вправо-влево.) ведро!
Я уже большою стала —Для поливки лейки
мало.
И зеленая стрела (Встают на носки,)
Очень быстро подросла. (поднимая руки вверх.)
Жаль, нельзя взлететь стреле — Крепко держит лук в земле.
Смотрит с грядки грустно-грустно (Приседают.) Белоснежная капуста: Целый месяц солнце грело, А она не загорела.
Тема «Фрукты»
Компот
Будем мы варить компот. (Маршировать на месте.)
Фруктов нужно много. Вот. (Показать руками -
"много".)
Будем яблоки крошить, (Имитировать, как крошат,)
Грушу будем мы рубить, (рубят, отжимают, кладут,
Отожмем лимонный сок, (насыпают песок.)
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, (Повернуться вокруг себя.)
Угостим честной народ. (Хлопать в ладоши.)
Тема «Обувь»
Сапожки
Вот они, сапожки. (Стоят по кругу.)
Этот – с левой ножки. (Выставляют вперед левую ногу.)
Тот – с правой ножки. (Выставляют вперед правую ногу.)
Если дождичек пойдет, (Прыгают на месте.)
Наденем калошки.
Обуваемся
Я умею обуваться, (Топать ногами.)
Если только захочу, (Руки перед грудью,
Я и маленького братца (показывают "маленького
Обуваться научу.( братца".)
Вот они, сапожки, (Наклон вперед.)
Этот с правой ножки, (Выставить правую ногу на пятку).
Этот с левой ножки. (Выставить правую ногу на
пятку.)
Тема «Домашние животные»
Теленок
Бу-бу, я рогатый. (Делают два прыжка, ставят на
голове «рожки» из пальцев.)
Бу-бу, я хвостатый. (Делают два прыжка, «хвостик»
из руки – за спину.)
Бу-бу, я ушастый. (Делают два прыжка, «ушки» из
ладошек – на голову.)
Бу-бу, очень страшный. (Сделав «рожки» на голове,)
Бу-бу, испугаю. (бодаются.)
Бу-бу, забодаю.
Бычок
Маленький бычок, (Присели, встали.)
Желтенький бочок, (Наклоны в сторону.)
Ножками ступает, (Топаем.)
Головой мотает. (Мотаем головой.)
-Где же стадо? Му-у-у (Поворот туловища направо, правую, прямую
руку в сторону, затем налево и левую руку в сторону.)
Скучно одному-у-у-! Наклонились вниз и помахали вытянутыми руками.)
Веселые зайчата
Ну-ка, дружно все присели, (Стоя по кругу, приседают на корточки.)
Друг на друга поглядели. (Глядят друг на друга.)
И похлопали в ладошки: (Хлопают в ладоши.)
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.
- Что у зайцев на макушке? (Ставят руки на голову,)
- Пляшут весело там ушки. словно ушки.
Раз подскок, два подскок – (Прыгают на месте.) Поскакали все в лесок. (Скачут врассыпную.)
Лошадка
Серая лошадка Цок-цок-цок-цок, (ходьба на месте с высоким подниманием колена)
я лошадка - серый бок. (поглаживание по бокам).
Я копытцем постучу (топанье правой ногой)
Если хочешь – прокачу (лёгкий бег на месте)
Цок-цок-цок-цок, (ходьба на месте с высоким подниманием колена)
Я лошадка - серый бок! (поглаживание по бокам)
Как у нашей кошки на ногах сапожки (пружинка, выставляют поочерёдно левую, правую ногу)
Как у нашей свинки на ногах ботинки (выставляют ногу вперёд на пятку попеременно-правую, левую)
А у пса на лапках голубые тапки («топотушки» на месте)
А козлёнок маленький обувает валенки (подскоки в движении по кругу)
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры.
«Компот»
Будем мы варить компот (Указательным пальцем водим по ладошке)
Фруктов нужно много - Вот!(Указательным пальцем с середину ладоши)
Будем яблоки крошить, (Загибаем по одному пальцу)
Будем груши мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот (Указательным пальцем водим по ладошке)
Угостим честной народ.(Раскрытые ладони протягиваем вперед.
"Капуста"
Мы капусту рубим, рубим,
(движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы морковку трём, трём,
(потереть кулак одной руки о кулак другой)
Мы капусту солим, солим,
(пальцы сложить в щепотку,солим)
Мы капусту жмём, жмём,
(сжимать и разжимать кулаки)
А потом и в рот кладем. Ам!
(сложенные щепоткой пальцы правой и левой руки поочередно подносим ко рту)
"Строим дом"
Мы строгали, мы строгали,
(движения руками вправо-влево)
Доски гладенькими стали,
(движения ладонями)
Мы пилили, мы пилили,
Чтобы ровненькими были.
(движения ладонями, пилят)
Мы сложили их рядком,
(соединяют ладони вместе)
Прибивали молотком.
(стучат кулачком по кулачку)
Получился птичий дом.
(показывают дом ладонями)
Мы на улицу идем,
(шагают на месте)
Высоко его прибьём.
(поднимают руки вверх)
Чтобы птицы залетали, а котята не достали.
(грозят пальчиком)
Зайка и капуста
Встал зайчишка рано
(кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши)
Вышел на поляну.
По опушке к лесу шел
(идем пальцами по столу)
И большой кочан нашел
(кулак другой руки)
Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст…
("заяц” грызет кулак и причмокивает)
Съел, свалился под куст
И уснул. Проснулся…
Сладко потянулся (c усилием растопыриваем все пальцы) А домой добрался – долго отдувался!
(показываем, как заяц движется по столу.
Две руки
Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая!
(вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!
(хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать – и правая, и левая!
(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть - и правая, и левая!
(прикрываем рот той и другой)
С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою!
(дружеское рукопожатие)
И могут ласковыми быть и правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая!
(обхватываем себя руками – "обнимаем”)
Птички-невелички
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают.
(машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел,
(руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло
(приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там уютно и тепло.
Котятки
Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так!
(изображаем мытье рук)
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так!
(имитируем все указанные в стихотворении движения)
Считалочка про пальчики
Раз, два, три, четыре, пять,
будем пальцы мы считать,
Пять на правой, пять на левой,
Знают это Таня с Севой.
Вместе будет их десяток,
Дружных, крепеньких ребяток.
Дел у каждого – сполна!
Мы дадим им имена.
Вот – большой, или Большак.
Помогать он всем мастак!
Живет отдельно от других.
Работать может за троих!
За ним стоит Указка.
Его конёк – подсказка.
Он нам без промедленья
Укажет путь к варенью.
Вот – Середняк, или средний,
Он третий, не последний.
Спокойный, очень сильный,
Как богатырь былинный.
Четвертый – Сиротинка,
Без имени детинка,
С наперстком оловянным
Зовется безымянным.
А пятый – Коротышка,
Проказливый мальчишка,
Шалун и привереда,
Мизинчик-непоседа!
Знакомство с пальчиками
Дружно пальцы встали в ряд
(покажите ладони)
Десять крепеньких ребят
(сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка
(покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка
(продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны
(покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки
(вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них
(покажите большие пальцы)
Два больших и удалых
(остальные пальцы сожмите в кулак)
Торт
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)
Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)
Улитка
Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").
Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)
Горох
Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!". (хлопаем)
Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)
«Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
«Помиримся»
Два больших пальца спорят:
(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)
Кто главней из них двоих?
(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)
Не дадим случиться ссоре
И помирим тут же их.
(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)
«Дружная семейка»
Этот пальчик большой —
(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка — Милая девчонка.
И самый маленький крепыш — Это славный наш малыш. Дружная семейка! (Сжать руку в кулак несколько раз.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая гимнастика
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ...
Пальчиковая гимнастика в начальной школе: разминка, игра, творчество.
В данном материале говорится о необходимости развития мелкой моторики у учащихся начальной школы, о значении пальчиковой гимнастики для детей 7-8 лет, и описывается методика работы над "Пальчиковым тв...
Пальчиковая гимнастика по лексическим темам
Представлены пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"), предложенные И. Деннисоном и Г. Деннисоном; пальчиковые игры по лексическим темам.Использованы материалы с сайта http://defe...
Пальчиковая гимнастика для раздела "Спортивные игры"
Вот уже много лет применяю в подготовительной части урока при прохождении программы по спортивным играм (волейбол, баскетбол) упражне...
ПРОЕКТ "Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи детей третьего года жизни"
Проектная деятельность....
Урок пальчиковой гимнастики
Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеет особое развивающее воздействие....
Физминутки и пальчиковые гимнастики по лексическим темам
Авторская подборка физминуток и пальчиковых гимнастик по лексическим темам....