Физминутки и пальчиковые гимнастики по лексическим темам
материал по теме

Ермакова Ольга Николаевна

Авторская подборка физминуток и пальчиковых гимнастик по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizminutki_palch._gimn.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

Наш дом.

Считалка под мяч «Дом». Желательно использовать предметные картинки: бревна, кирпичи, гвозди, краска, замазка и т. д.

Чтобы дом построить новый,

Запасают лес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку,

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

 Детский сад.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Пальчиковая гимнастика «Наша группа». [Развитие тонкой  моторики, координации речи с движением.]

Логопед убирает мяч и предлагает детям сделать знакомую пальчиковую гимнастику.

В  нашей  группе  все  друзья.       Ритмично  стучат  кулачками  друг  о  друга.

Самый  младший – это  я.                        Разжимают  пальчики,  начиная

                Это  Маша,                                         с  мизинчика.

                Это  Саша,

                Это  Юра,

                Это  Даша.

Овощи.

Считалка «Овощи». На каждую строчку считалки — четы¬

ре удара мяча об пол..

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, редиска, кабачок,

Хрен, морковка, чесночок

Фрукты (пальчик. гимн)

 Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами». Логопед произносит текст, а дети выполняют движения пальцами:

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец —самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

Сад – огород.

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла». [Координация речи с движением, развитие тонкой моторики, чувства ритма.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.

Хозяйка однажды

Приседают, «шагают» пальцами по

с базара пришла

ковру.                                      

Хозяйка с базара домой принесла Картошку,

Загибают по одному пальцу на название на руках.

Капусту,


Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе —

Попеременно ударяют кулачками и

Кто лучше, вкусней

хлопают е ладоши.

Загибают по одному пальцу на назва-

и нужней на земле

ние на руках.

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох!..

Хлопок.

Хозяйка тем временем

Стучат ребром ладони.

ножик взяла

И ножиком этим

Загибают па одному пальцу на назва-

крошить начала

ние на руках.

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!

Хлопок.

Накрытые крышкою,

Складывают руки накрест.

в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, Капуста,

Загибают по одному пальцу на название на руках.

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох!

Хлопок.

И суп овощной оказался неплох!

Показывают, как едят суп

Ю. Тувим

Подвижная игра «Яблоня». [Координация речи с движением, развитие пальчиковой моторики, интонационной выразительности речи {вопросительная интонация).]

Логопед приглашает детей на ковер и предлагает им встать в круг. По просьбе логопеда дети выполняют знакомое упражнение. Логопед обращает внимание детей на то, что задавать вопросы следует с правильной интонацией. Если есть необходимость, логопед дает образец интонирования.

— Яблоня! Яблоня!

Дети идут по кругу, держатся за

Где же твои яблоки?

руки. В центре стоит один ребенок —«яблоня».

Заморозил их мороз?

Дети останавливаются, на каждую

Или ветер их унес?

строку загибают по одному пальцу на

Или молния спалила?

руках.

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали?

Опускают руки, пожимают плечами.

— Не морозил их мороз,

Эти слова произносит ребенок-яблоня»,

И не ветер их унес,

Дети загибают по одному пальцу на

Не спалило их огнем,

руках, начиная с больших.

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали...

Дети оборвали!

Дети разбегаются, «яблоня»  пыта-

Сербская песенка

ется их запятнать.

Грибы.

Пальчиковая гимнастика «Грибы»:

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.

Осень

Прошагать стихотворение «Листопад». На каждую строчку четыре шага в такт.

Листопад, листопад,

Осыпается наш сад,

Листья желтые летят,

Под ногами шелестят.

Физкультминутка

«Листики осенние»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим,

Дунул ветер — полетели,

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал,

И листочки все поднял.

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Упражнение «Осенью». [Координация речи с движением. Совершенствование умений прыгать на носочках, приседать без опоры, ходить, высоко поднимал колени.]

Логопед приглашает детей выйти но ковер, предлагает им встать лицом в круг и выполнить знакомое упражнение.

Вдруг закрыли небо тучи,

Поднимаются на носочки, поднима-

Начал капать дождь колючий.

ют вверх перекрещенные руки.

Прыгают на носочках, держат руки

Долго дождик будет плакать,

на поясе.

Разведет повсюду слякоть.

Приседают, держат руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,

Идут по кругу, высоко поднимая коле-

Поднимай повыше ноги.

ни.

Н. Нищева

Деревья лес.

Речевая подвижная игра «Листики». Импровизация движений:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

Ветер дунул — полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Перелетные птицы

Речевая подвижная игра «Птички». Речь логопеда дети сопровождают движениями.

Птички летели,

Крыльями махали,

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

Игрушки.

Речевая подвижная игра «Маша и куклы». Ритмично подняться на носочки и опуститься на пятки.

Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две матрешки — на окошке,

Две Танюшки — на подушке,

Две Иринки —на перинке,

А Петрушка в колпаке —

На дубовом сундуке.

Физкультурная пауза «Мячик». [Развитие общей моторики, чувства ритма, умения прыгать на носочках. Координация речи с движением.]

Логопед приглашает детей на ковер и предлагает им встать в круг.

Раз, два, прыгай, мячик.

По два прыжка на носках на каждую

Раз, два, и мы поскачем.

строку, держат руки на поясе.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Пальчиковая гимнастика «У Матрешиной сестрицы...» [Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.]

Логопед убирает конверты и плоскостные изображения матрешек и предлагает детям встать около стульчиков.

У Матрешиной сестрицы

Ритмичные удары пальцами правой руки,

начиная с указательного, по левой ладони.

По деревне небылицы:

Ритмичные удары пальцами левой руки, на-

чиная с указательного, по правой ладони.

Ходит утка в юбке,

На каждое название животного загибают

В теплом полушубке,

пальцы на руках, начиная с больших.

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане,

А всех их пригоже

Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и

Корова в рогоже.

удары кулачками.

Народная потешка

Одежда, обувь.

Речевая подвижная игра «Сапожки». Импровизация движений:

Нарядили ножки в новые сапожки,

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,

В грязь не заходите, сапожки не рвите.

Пальчиковая гимнастика «Если бы». [Развитие тонкой моторики, чувства ритма, координация речи с движением.]

Не отходя от зеркала, логопед предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику.

Ах, если бы слоны

По левой ладони выполняют по одному

удару указательным и средним паль-

цами и два удара безымянным.

Носили бы

По левой ладони выполняют по одному

Штаны —

удару указательным, средним и безы-

мянным пальцами.

Какие бы

По правой ладони выполняют по одному

Материи

удару указательным и средним пальцами и

два удара безымянным.

Были им нужны?

По левой ладони выполняют по одному удару

указательным, средним и безымянным паль-

цами.

Никак не маркизет

Выполняют ритмичные хлопки ладонями.

И не батист, нет-нет!

Выполняют ритмичные удары кулачками.

Чертова кожа,

Чередуют ритмичные хлопки и удары кулач-

Рогожа

ками.

И вельвет.

Б. Заходер

 Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки». [Развитие тонкой моторики, координация речи с движением.]

Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами и приглашает детей пройти на ковер. Дети делают уже знакомую им пальчиковую гимнастику.

Как у нашей кошки

Загибают по одному пальчику, начи-

На ногах сапожки.

ная с бол ьших, на обеих руках на каж-

Как у нашей свинки

дое название обуви.

На ногах ботинки.

Как у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Надевает валенки.

А сыночек Вовка —

Новые кроссовки.

Вот так. Вот так.

Ритмично выполняют хлопки ладоня-

Новые кроссовки.

ми и удары кулачками.

Н. Нищева

Посуда.

На моей тарелочке —

Рыженькая белочка,

Чтоб была она видна,

Все съедаю я до дна.

Упражнение «Чайник». [Развитие общих речевых навыков, творческого воображения. Координация речи сдвижением.]

Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать уже знакомое упражнение.

Я — чайник, ворчун, хлопотун,

Дети стоят, изогнув одну руку, как!

сумасброд,

носик чайника, другую держат на

Я вам напоказ выставляю живот.

поясе. Животик надут.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

Топают обеими ногами.

— Эй, люди,

Делают призывные движения правой >

я с вами попить чай  хочу.

рукой.

Североамериканская песенка

Продукты питания.

 Речевая подвижная игра «Точильщики». Импровизация движений.

Точим нож, точим нож,

Будет очень он хорош,

Будет резать он припасы:

Масло, сало и колбасы,

Помидоры, огурцы.

Угощайтесь, молодцы!

Пальчиковая гимнастика «Машина каша». [Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.]

Логопед приглашает детей на ковер, предлагает им встать в круг и выполнить знакомое упражнение.

Маша каши наварила,

Указательным пальцем правой руки «меша-

Маша кашей всех кормила.

ют» в левой ладошке.

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку,

Загибают по одному пальцу на обеих руках

Жучке — в плошку,

на каждое название посуды.

А коту — в большую ложку,

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Разжимают пальцы.

Все до крошки раздала.

Сдувают воображаемые крошки с ладошки.

Нищева

Зима.

Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений:

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем

И себя похлопаем.

Упражнение «Снеговик». [Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.]

Логопед приглашает детей пройти на ковер и сделать уже знакомое упражнение.

Давай, дружок, смелей, дружок,                    Идут по кругу, изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок.                        перед собой снежный ком.

Он превратится в толстый ком,                    «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком.                        «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла!                                Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.                 Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.

Но солнце припечет слегка —                     Медленно приседают.

Увы! — и нет снеговика.                Разводят руками, пожимают плечами.

                                                                                                                       В. Егоров

Пальчиковая гимнастика «Снежинки». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]

Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.

Стою и снежинки в ладошку                Ритмичные  удары   пальцами  левой

ловлю.                                                руки, начиная с указательного, по ла-

                                дони правой руки.

Я зиму, и снег,                                Ритмичные удары пальцами правой

и снежинки люблю,                            руки, начиная с указательного, по ладони

                                                левой руки.

Но где же снежинки?                        На вопрос сжать кулаки, на ответ —

В ладошке вода,                                   разжать.

Куда же исчезли снежинки? Куда?          На первый вопрос сжать кулаки, на

                                второй — разжать.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...            Мелкие потряхивания расслабленны-
Как видно, ладошки мои горячи,                    ми ладонями.        

Птицы (пальчиковая)

 «Дятел». Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки —клюв дятла. На каждую строчку — четыре удара пальца по ладони):

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой, —

Все равно он будет мой.

Дом .

Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота». Импровизация движений:

На поляне дом стоит,

Ну а путь к нему открыт,

Мы ворота открываем —

В этот домик приглашаем.

Речевая подвижная игра «Строим дом». Дети сидят на корточках и стучат кулачками по полу, затем медленно встают, руками изображая пилу:

Стук-стук молотком,

Строим, строим новый дом.

Ты, пила, пили быстрей,

Домик строим для людей.

Мебель.

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире». [Развитие  тонкой  моторики,  координации  речи  с  движением]

Раз, два, три, четыре,        Загибают  пальчики, начиная с больших,

на обеих руках.
Много мебели в квартире.        Сжимают а разжимают кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,        Загибают пальчики, начиная с больших

А в буфет поставим чашку.         на обеих руках,

Чтобы  ноги отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле,

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.        Попеременно хлопают в ладоши и

Много мебели в квартире.        стучат кулачками.

                                                                                  Н.  Нищева

Пение песенки «Стул», [Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова, петь в ансамбле.)

Логопед включает магнитофон и вместе с детьми поет песенку.

Логопед и дети.

Это стул. Сиденье, спинка,

А на спинке две картинки.

А еще четыре ножки.

Чтоб сидеть под стулом кошке.

Н. Нищева

Новый год.

Упражнение «Запах Нового года». [Развитие речевого дыхания.]

Логопед ставит на стол тарелочку с очищенным мандарином.

Логопед. Вы сказали, что сегодня в кабинете вкусно пахнет елкой и мандаринами. Говорят, что запах елки и мандаринов — это запах Нового года. Давайте понюхаем мандарин вот так.

Логопед берет в руки тарелочку, подносит ее к лицу, делает  глубокий вдох носом, не поднимая плечи, а на выдохе произносит фразу.

Логопед. Ах, как вкусно пахнет!

Тарелочка передается по кругу, упражнение по очереди делают все дети.

Пальчиковая гимнастика «На елке». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]

Логопед приглашает детей пройти на коврик и предлагает сделать пальчиковую гимнастику.

Ритмичные хлопки в ладоши.

Ритмичные удары кулачками.

«Шагают» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.

«Рисуют» руками большой круг.

Ритмичные хлопки в ладоши.

Загибают пальчики на руках, начиная с больших,

Мы на елке веселились,

И плясали, и резвились,

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

Дал большушие пакеты,

В них же — вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

 Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

В. Волина

Транспорт.

Речевая подвижная игра «Самолет». Дети встают на носки, руки поднимают вверх, затем садятся на корточки, руки разводят в стороны и говорят:

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Физкультурная пауза «Машины». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.]

Логопед убирает тетради, контейнер с карандашами и приглашает детей пройти на коврик. Дети встают в  круг и выполняют упражнение.

Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа  в руках воображаемый руль.

Делают разворот, двигаются в противоположную  сторону,

На улице нашей

Машину, машины.

Машину малютки,

Машины большие. 

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как  будто  живые.

Когда  все  «машины   проехали»   один из

детей  -  пешеход  - переходит   улицу   и произносит   эти  слова.

 - Эй, машины, полный ход,

Я -  примерный пешеход:

Торопиться не люблю.

 Нам  дорогу уступлю.

                                             

Физкультурная пауза «Машины». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.]

Логопед предлагает детям пройти на ковер, встать в круг и сделать знакомое упражнение.

На улице нашей

Дети двигаются из одного конца

Машины, машины.

группы в другой, держа в руках вооб-

Машины малютки,

ражаемый руль.

Машины большие.

Спешат грузовые,

Делают разворот, двигаются в про-

Фырчат легковые.

тивопа-южную сторону.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

— Эй, машины, полный ход,

Когда все «машины проехали», один из

Я — примерный пешеход:

детей — пешеход — переходит улицу

Торопиться не люблю,

и произносит эти слова.

Вам дорогу уступлю.

Я. Тайц

Части тела.

Речевая подвижная игра. Импровизация движений.

Левой ручкой — по плечу,

Правой ручкой — покручу,

На носочки и на пятки,

Вот и кончилась зарядка.

Домашние животные.

Речевая подвижная игра «Кошка». Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.

Села кошка под кусточек,

Сыра скушала кусочек,

Встала кошка, потянулась,

Ее шерстка развернулась

Пальчиковая гимнастика «Буренушка». [Развитие тонкой моторики. Координация речи с движением.]

Логопед предлагает детям встать в круг на ковре и выполнить пальчиковую гимнастику.

        Дай молока, Буренушка,                        Показывают, как доят корову.

        Хоть капельку — на донышке.

        Ждут меня котятки.                                Делают «мордочки» из пальчиков.

Малые ребятки.

        Дай им сливок ложечку,                        Загибают   по   одному  пальчику  на

        Творогу немножечко,                        руках, начиная с мизинцев, па каждое

        Масла, простоквашки,                        название молочного продукта.

        Молока для кашки.                                Снова «доят».

        Всем дает здоровье

        Молоко коровье.

Наша армия.

Подвижная игра «Пограничник» [Координация речи с движением.]

Тропинки   лесные.                Маршируют   по   кругу   друг  за   другом.
Пахучие   травы.

За темным оврагом

Простор   полевой.

Вечерней  порою                Останавливаются,  прикладывают  воображаемый

В  дозор  от  заставы                бинокль  к глазам, выполняют повороты.
Идет   пограничник                 Вновь маршируют по кругу

Страны часовой.                                                 Д . Жаров

Дикие животные.

Пальчиковая гимнастика «Зайцы». Импровизация движений пальцами (указательный палец заходит за средний; затем мизинец —за безымянный):

Под высокой сосной

Скачет зайка косой,

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

Речевая подвижная игра «Волк». Импровизация движений:

Дети по лесу гуляли,

Но вот сучья затрещали,

Дети, дети, не зевайте,

Волк за елкой — убегайте!

Наша Родина.

Упражнение «Летний сад». [Координация речи с движением.] Логопед выключает магнитофон и предлагает детям сделать упражнение «Летний сад».

В Летнем саду листопад.

Кружатся на месте.

Листья в саду шелестят.

Приседают, водят руками по полу.

В канавке Лебяжьей

Снова кружатся.

купаются листья.

Газоны от листьев

Взмахивают воображаемой метлой.

дворники чистят.

Грустные статуи в тихих аллеях.

Встают на носочки и замирают.

В тихих аллеях осенью веет.

Снова кружатся.

Животные жарких стран.

Пальчиковая гимнастика «Черепашки»:

Побежали вдоль реки

Черепашки наперегонки.

Речевая подвижная игра «Тигр». Импровизация движений руками:

Я усатый, полосатый,

Я зубастый и клыкастый.

Профессии.

 Речевая подвижная игра «Космонавт». Импровизация движений:

Не шофер и не пилот,

Водит он не самолет,

А огромную ракету —

Дети, кто, скажите это?

Упражнение «Летчик». [Координация общих речевых навыков.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает им выполнить упражнение.

Бегут по кругу, крутят   воображаемый

руль

Бегут, расставив руки, как  крылья.

Остановились, наклонили  воображаемый сосуд.

Круговое  движение   правой  рукой.

Вновь бегут, расставив руки.

Быть шофером хорошо,

А летчиком — лучше.

Я бы в летчики пошел.

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

Завожу  пропеллер.

 В небеса, мотор,  веди.

Чтобы  птицы  пели

Пальчиковая гимнастика «Гонки». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением,  тактильной  чувствительности.]

Логопед приглашает детей пройти на коврик, предлагает им встать в круг, раздает маленькие модели машинок.

Логопед. А теперь вы превратитесь в шоферов гоночных автомобилей. Давайте сделаем упражнение «Гонки».

Раз,  два,  три,  четыре,  пять        Возят машинку по каждому паприку   вперед  и  назад,         начиная с большого пальца.

Можно гонки начинать.        Теперь   то же самое, но  начиная с  безымянного.

По кругу, по кругу.

Вперед   и  назад,           Теперь - по кругу  в   одну и другую  сторону.

Но  пальцы  машинку мою тормозят.   Вновь катают машинку   по пальникам, которые слегка

        согнуты.

Закрылись.        Сжимают кулак.

Машинка стоит  в  гараже,

И  фары  погасли  не  светят уже.        Заглядывают  в  маленькую  щелочку  в  кулаке

Весна.

Подвижное упражнение «Гуси возвращаются*. [Координация речи с движением, развитие творческого воображения.]

Га-га-га, га-га-га, Дома стаяли снега. Га-га-га, га-га-га. Облетаем облака. Выше! Ниже!

Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.

Меняют направление движения.

На бегу поднимаются на носочки,

Вижу! Вижу!

вновь опускаются.

На бегу поднимаются на носочки,

Вот знакомая река! Над просторами долин Развернись, гусиный клин! — Мы вернулись! Мы вернулись!

вновь опускаются. Вновь бегут на носочках. Меняют направление движения.

Останавливаются, встают лицом в круг, машут воображаемыми крыльями

Мы родной земли коснулись!

А. Машутис

Приседают.

Упражнение «Клен». [Координация речи с движением.] Логопед убирает мяч и предлагает детям сделать уже знакомое упражнение.

За окном сосулька тает,

Дети стоят, повернувшись лицом в

круг. Выполняют 4 прыжка на носоч-

ках, держат руки на поясе.

Ветер тучи рвет в клочки.

Руки вверх. Наклоны туловища влево-

вправо.

Разжимает, разжимает

Руки перед грудью. Локти опущены

Клен тугие кулачки.

вниз. Разжимают кулачки.

Прислонился он к окошку.

4 прыжка.

И едва растает снег,

Наклоны влево-вправо.

Мне зеленую ладошку

Поворачиваются лицом друг к другу.

Клен протянет раньше всех.

Протягивают друг другу правые руки.

С. Коган

Рукопожатие.

Насекомые.

Речевая подвижная игра «Стрекоза». Импровизация движений:

Стреко-стреко-стрекоза,

Изумрудные глаза,

Крылья быстро разверни,

Круг наш быстро облети

Упражнение «Гусеница». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.]

Логопед предлагает детям сделать знакомое упражнение.

Этот странный дом без окон

Дети лежат на спинах ногами в

У людей зовется «кокон».

центр круга.

Свив на ветке этот дом,

Поворачиваются на левый бок, поло-

Дремлет гусеница в нем.

жив руки под щеку.

Спит без просыпа всю зиму.

Переворачиваются на другой бок.

Но зима промчалась мимо —

Ложатся на спину, потягиваются.

Март, апрель, капель, весна...

Медленно садятся.

Просыпайся, соня-сонюшка!

Потягиваются сидя.

Под весенним ясным солнышком

Встают, потягиваются стоя.

Гусенице не до сна.

Бегут по кругу, машут руками, как

Стала бабочкой она!

кръыышками.

Лето.

Речевая подвижная игра «Цветики». Импровизация движений:

Землю мы копали,

Цветики сажали,

Чтобы цветики цвели, —

Мы их поливали.

Ай-лю-ли, ай-лю-ли,

Цветики у нас цвели.

Подвижная игра «Радуга-дуга». | Развитие общей моторики, координации речи с движением. Закрепление навыка бега с высоко поднятыми коленями.)

Логопед накрывает коврограф тканью и приглашает детей выйти на ковер. Она выполняет упражнение вместе с детьми, давая образец выполнения движений и интонирования речи.

Здравствуй, радуга-дуга,

Выполняют поклон.

Разноцветный мостик!

Широко разводят руки в стороны, рисуя

дугу в воздухе.

Здравствуй, радуга-дуга!

Вновь выполняют поклон.

Принимай нас в гости.

Идут по кругу, держатся за руки.

Мы по радуге бегом

Бегут по кругу друг за другом, высоко под-

Пробежимся босиком.

нимая колени.

Через радугу-дугу

Встают лицом в круг, делают четыре

прыжка на носках.

Перепрыгнем на бегу.

Делают еще четыре прыжка на носках.

И опять бегом, бегом

Бегут по кругу друг за другом, высоко под-

Пробежимся босиком.

нимая колени.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку». [Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики.]

Логопед предлагает детям вновь пройти за стол и сделать пальчиковую гимнастику.

Вышел дождик на прогулку.

«Шагают* по столу указательным и

средним пальцами рук.

Он бежит по переулку.

Загибают по одному пальцу на руках

Барабанит по окошку,

на каждую строку.

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал.

Встряхивают ладонями так, как буд-

то отряхивают с них воду.

Дождик кончился. Устал.

Кладут ладош на стал.

Хлеб.

Подвижная игра «Золотая рожь». [Координация речи с движением. Уточнение и расширение словаря (устойчивые словосочетания).]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает им выполнить упражнение.

Ветерок спросил, пролетая:

Бегут по кругу на носочках, руки на

поясе.

— Отчего ты, рожь, золотая?

Меняют направление бега.

А в ответ колоски шелестят:

Останавливаются, руки вверх, накло-

ны в стороны.

— Золотые руки растят!

Два наклона к носочкам.

Е. Серова

 Пальчиковая гимнастика «Каша». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]

Логопед убирает игру, предлагает детям вновь пройти на ковер и встать в круг. Дети вместе с логопедом делают пальчиковую гимнастику.

Каша в поле росла,

Поднимают руки  вверх,   шевелят

пальчиками.

К нам в тарелку пришла.

Приседают, «шагают» пальчиками

по ковру.

Всех друзей угостим,

Встают,   мешают   указательным

По тарелке дадим.

пальцем правой руки в ладошке левой.

Птичке-невеличке,

Загибают по одному пальчику на

Зайцу и лисичке,

обеих руках на каждое название.

Кошке и матрешке —

Всем дадим по ложке.

Народная песенка

Труд людей весной.

Подвижная игра «Грядка». [Развитие общей моторики, координации речи с движением.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает им сделать знакомое упражнение, предупредив о том, что им следует говорить четко, выразительно, правильно произносить звуки.

Я давно весну ждала.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

У меня свои дела.

Мне участок в огороде

Меняют направление движения.

Нынче мама отвела.

Я возьму свою лопатку,

Останавливаются, показывают, как

Я пойду вскопаю грядку.

копают.

Мягкой грядка быть должна —

Показывают,   как рыхлят  грядку

Это любят семена.

граблями.

Посажу на ней морковку

Идут по кругу, изображая, что раз-

И редиску. А с боков

брасывают семена.

Будут кустики бобов.

В. Глушенко

Космос.

Подвижное упражнение «Ракета». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает сделать знакомое упражнение.

А сейчас мы с вами, дети,

Маршируют по кругу.

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

Поднимаются на носки, тянут руки

вверх, сомкнув их.

А потом руки вниз.

Опускают руки.

Раз, два, потянись.

Вновь тянутся вверх.

Вот летит ракета ввысь!

Бегут по кругу на носочках.

В. Волина

Цветы.

Упражнение «Васильки». [Координация речи с движением. Развитие общих речевых навыков.]

Логопед предлагает детям пройти на ковер, встать в круг и сделать упражнение.

Логопед. Старайтесь правильно произносить звуки, говорить четко и выразительно.

Дети выполняют упражнение.

Синие звезды упали с небес.

Дети медленно приседают.

Смотрит на них зачарованный лес,

Встают, поднимаются на носочки,

тянутся вверх, покачивают подня-

тыми вверх руками из стороны в сто-

рону.

Ветер тихонько над ними кружит.

Кружатся на месте. Руки держат на

Смотрит на синие звезды во ржи,

поясе.

Нежно качает волну васильков,

Вновь качают поднятыми вверх ру

ками.

Синих, как звезды,

Бегут по кругу, взявшись за руки.

волшебных цветков.

Н. Нищева

Мамин день.

Пальчиковая гимнастика

Логопед проводит пальчиковую гимнастику:

«Цветы» Наши красные цветы Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.

Наши красные цветы Закрывают лепестки. Головой качают, Тихо засыпают.

Физминутка.  (дети водят хоровод, имитация движений.)

Много мам на белом свете,

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она. —

Кто она? Отвечу я: -

Это мамочка моя!

В. Руссу

Физкультминутка

«Дружба» (пальчиковая гимнастика)

Дружат в нашей группе

Пальцы рук соединяют

Девочки и мальчики.

в замок (несколько раз).

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять —

Пальцы с мизинчика пооч

Начинаем мы считать.

редко соединяют друг

Раз, два, три, четыре, пять —

с другом.


Руки вниз, встряхивают

Мы закончили считать.

кистями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам

Представлены пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"), предложенные И. Деннисоном и Г. Деннисоном; пальчиковые игры по лексическим темам.Использованы материалы с сайта http://defe...

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам

В комплексе мер по развитию мелкой моторики, педагогам предлагаются упражнения для пальцев рук с речевым сопровождением, распределенные по лексическим темам....

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

Пальчиковые игры по лексическим темам...

физминутки и пальчиковая гимнастика.

В качестве разминки на занятиях  с детьми ,  предлагается  педагогам и воспитателям физминутки ,пальчиковая гимнастика....

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам

Ученые – психологи, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, котор...

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам...


 

Комментарии

Семушева Мария Семеновна

Девушка, подборка может и ваша, но у стихов есть авторы! Поэтому слов "Авторская" здесь неуместно.