Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Культура воспитания и этикет" 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме

Чекос Татьяна Владимировна

КТП по внеурочной деятельности "Культура воспитания и этикет" 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»

РАССМОТРЕНО

 на заседании МО учителей истории и обществознания

Протокол № 1

 от «31» августа 2016г.

Руководитель МО _______  Г.Ф.Попова

СОГЛАСОВАНО    

Зам. директора по УВР    

_________ С.В.Александрова  

«____» _________ 20____ г.                                  

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СШ №8»

__________   В.И.Замирская

«____»_____________20_____г.

Приказ №____от «____» ____________ 20__г.    

                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу  «Культура воспитания и этикет»

Класс: 5-А, 5-Б

Уровень изучения предмета: базовый

Учитель: Чекос Татьяна Владимировна

2016


Пояснительная записка

          Рабочая программа составлена на основе:

-   Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»  от 29 декабря 2012 года № 273

-   Федерального государственного стандарта основного общего образования, (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). Документ изменен приказом №1644 от 29.12.2014

-    Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:  учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010

-    Фундаментального ядра содержания общего образования / под. ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009

- Примерной программы основного   общего образования по курсу «Культура воспитания и этикет» Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010.

Цель курса

     Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитания человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность культурного воспитания.

Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений общекультурного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.

Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру  человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Задачи курса

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Программа составлена на основе  следующих принципов:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, общекультурного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание воспитания личности школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение пятиклассника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников среднего возраста. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

               Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у пятиклассников как направление общекультурного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимися начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у  школьника среднего возраста  социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания  социализации школьников.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

К концу 5 класса обучающиеся  должны знать:

1.  Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7.  Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:

  1. Различать хорошие и плохие поступки.
  2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
  3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
  4. Исполнять заповеди.
  5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов         морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Обучающийся  получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживаниям, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающий научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся  научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Содержание курса внеурочной деятельности

5 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.

Тематическое планирование

5 класс (34 часа)

№п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Раздел №1. Культура общения

9

1  1

Традиции общения в русской семье.       «Домострой».

1

2  2

Культура общения в  современной семье.

1

3  3

Культура общения в  современной семье.

1

4  4

О терпимости к ближним.

           1

5  5

О терпимости к ближним.

            1

6  6

Культура спора.

1

7  7

Этикетные ситуации.

1

8  8

В мире мудрых мыслей.

1

9  9

В мире мудрых мыслей.

1

Раздел №2. Самовоспитание

7

 10

«Познай самого себя».

1

111

1

Самовоспитание.

1

112

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1

13

Как я работаю над собой.

1

114

О терпении.

1

115

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1

116

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

1

Раздел №3.

Общечеловеческие нормы нравственности

10

117

Об источниках наших нравственных знаний.

1

118

Совесть - основа нравственности.

            1

119

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

1

220

«Досадно мне, что слово честь забыто».

1

221

Заветы предков.

1

222

Россияне о любви к Родине.

1

223

Твоя малая родина.

1

224

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

1

225

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1

226

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

1

Раздел №4.

Искусство и нравственность

8

227

Нравственное содержание  древних мифов.

1

228

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

1

229

Положительные герои в былинах и сказках.

1

330

Отрицательные герои в литературных произведениях.

1

331

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

1

332

Искусство и нравственность.

1

333

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

1

334

Обзор курса этикета.

1



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»

РАССМОТРЕНО

 на заседании МО учителей истории и обществознания

Протокол № ___ от «___» _______ 2016г.    

Руководитель МО _______  Г.Ф.Попова

СОГЛАСОВАНО    

Зам.директора по УВР    

______________С.В.Александрова  

«____» _________ 2016г.                                  

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СШ №8»

___________В.И.Замирская

«____»_____________2016г.

Приказ № ___ от «___» _______ 2016г.    

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу  «Культура воспитания и этикет»

Класс:    5-А, 5-Б

Учитель: Чекос Татьяна Владимировна

Количество часов: всего  - 34 часа; в неделю  - 1 час

Планирование составлено на основе рабочей программы Чекос Т.В., утверждённой директором МОУ «СШ № 8» приказ № 318 от 31.08.2016 г.

 Курс  «Культура воспитания и этикет» 5 класс

№ п/п

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Дата

предметные

личностные

метапредметные

по плану

по факту

Раздел №1. Культура общения (9 часов)

1

Традиции общения в русской семье.       «Домострой»

Учебный диалог: чтение и обсуждение материала урока   Рассматривание   и анализ    иллюстративного    материала. Восприятие     и     оценка новой информации  

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

5-А

5-Б

2-3

Культура общения в  современной семье

Учебный         диалог:         обсуждение поведения в современных семьях Определение      главной мысли урока.  Восприятие и оценка информации урока. Формулирование вывода по материалам урока.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

5-А

5-Б

4-5

О терпимости к ближним

Чтение и обсуждение материала урока    Конструирование    схем (на основе иллюстративного материала). Восприятие  и     оценка  информации. Совместная деятельность в группах:       «Объяснение       значения пословиц и поговорок».

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

5-А

5-Б

6

Культура спорта

Объяснение    и составление словесного   портрета   спортсмена.  Оценка образца         словесного         портрета, представленного учителем. Совместная деятельность    в    парах:    чтение    и обсуждение  материала. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных      средств.      Учебный диалог  «Обсудим  вместе»:  сравнение личностей спорта

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать гордость

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

5-А

5-Б

7

Этикетные ситуации

Работа с информацией, представленной  в  тексте.  Выделение  главной  мысли рассказа-дополнения учителя.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

5-А

5-Б

8-9

В мире мудрых мыслей

Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок).                       Совместная деятельность в парах

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

5-А

5-Б

Раздел №2. Самовоспитание (7 часов)

10

«Познай самого себя»

Учебный         диалог:         обсуждение высказывания     буддийского     монаха о своем я      Определение      главной мысли текстов . Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя Формулирование вывода по материалам урока.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

5-А

5-Б

11

Самовоспитание

Обсуждение  проблемы:  Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

5-А

5-Б

12

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю

Оживление          и          использование имеющихся знаний. Анализ       информации, представленной в рассказе-обобщении учителя.     Совместная     работа     в группах:         анализ         информации, представленной в текстах.

Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

5-А

5-Б

13

Как я работаю над собой

Учебный        диалог        на        основе иллюстративного                   материала. Коммуникативная        деятельность: «Послушаем друг друга» Совместная деятельность   в   группах:   чтение   и анализ народной сказки. Учебный   диалог:   Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации

5-А

5-Б

14

О терпении

Оживление имеющегося опыта и знаний и анализ информации, представленной в рассказе учителя.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.

5-А

5-Б

15

Конец каждого дела обдумай перед началом

Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации, представленной в текстах

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

5-А

5-Б

16

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри»

Чтение и обсуждение текста Учебный диалог. Анализ информации, представленной в рассказе учителя.  Рассматривание иллюстраций, оценка информации.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.

5-А

5-Б

Раздел №3.Общечеловеческие нормы нравственности ( 10 часов)

17

Об источниках наших нравственных знаний

Чтение и обсуждение текста «Как всё начиналось». Анализ информации. Беседа по тексту и иллюстрациям

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.

5-А

5-Б

18

Совесть - основа нравственности

Обсуждение проблемы.  информации, представленной в рассказе учителя, составление плана пересказа. Анализ и оценка информации

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

5-А

5-Б

19

«Чем ты сильнее, тем будь добрее»

Оценка информации, Чтение и обсуждение главной мысли Составление плана пересказа текста Конструирование вывода по теме.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.

5-А

5-Б

20

«Досадно мне, что слово честь забыто»

Учебный диалог. Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить    благо».    Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение.

Осознание   целостности   окружающего   мира,   расширение   знаний   о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

Использование  полученных  знаний  в  продуктивной  и  преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствам

Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения.

Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

5-А

5-Б

21

Заветы предков

Анализ информации, представленной в объяснении учителя Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный    диалог:    обсудим    вместе

Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.

5-А

5-Б

22

Россияне о любви к Родине

Учебный диалог: чтение и обсуждение материала урока   Рассматривание   и анализ    иллюстративного    материала. Восприятие     и     оценка новой информации  

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

5-А

5-Б

23

Твоя малая Родина

Учебный         диалог:         обсуждение поведения в современных семьях Определение      главной мысли урока.  Восприятие и оценка информации урока. Формулирование вывода по материалам урока.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

5-А

5-Б

24

«Мой первый друг, мой друг бесценный»

Чтение и обсуждение материала урока    Конструирование    схем (на основе иллюстративного материала). Восприятие  и     оценка  информации. Совместная деятельность в группах:       «Объяснение       значения пословиц и поговорок».

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

5-А

5-Б

25

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе

Объяснение    и составление словесного   портрета   спортсмена.  Оценка образца         словесного         портрета, представленного учителем. Совместная деятельность    в    парах:    чтение    и обсуждение  материала. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных      средств.      Учебный диалог  «Обсудим  вместе»:  сравнение личностей спорта

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать гордость

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

5-А

5-Б

26

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей»

Работа с информацией, представленной  в  тексте.  Выделение  главной  мысли рассказа-дополнения учителя.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

5-А

5-Б

Раздел №4. Искусство и нравственность (8 часов)

27

Нравственное содержание  древних мифов

Учебный диалог: чтение и обсуждение материала урока   Рассматривание   и анализ    иллюстративного    материала. Восприятие     и     оценка новой информации  

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

5-А

5-Б

28

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев

Учебный         диалог:         обсуждение поведения в современных семьях Определение      главной мысли урока.  Восприятие и оценка информации урока. Формулирование вывода по материалам урока.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

5-А

5-Б

29

Положительные герои в былинах и сказках

Чтение и обсуждение материала урока    Конструирование    схем (на основе иллюстративного материала). Восприятие  и     оценка  информации. Совместная деятельность в группах:       «Объяснение       значения пословиц и поговорок».

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

5-А

5-Б

30

Отрицательные герои в литературных произведениях

Объяснение    и составление словесного   портрета   спортсмена.  Оценка образца         словесного         портрета, представленного учителем. Совместная деятельность    в    парах:    чтение    и обсуждение  материала. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных      средств.      Учебный диалог  «Обсудим  вместе»:  сравнение личностей спорта

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать гордость

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

5-А

5-Б

31

«Зло, как и добро, имеет своих героев»

Работа с информацией, представленной  в  тексте.  Выделение  главной  мысли рассказа-дополнения учителя.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

5-А

5-Б

32

Искусство и нравственность

Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок).                       Совместная деятельность в парах

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

5-А

5-Б

33

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

Учебный         диалог:         обсуждение высказывания     буддийского     монаха о своем я      Определение      главной мысли текстов . Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя Формулирование вывода по материалам урока.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

5-А

5-Б

34

Обзор курса этикета

Резерв

Обсуждение  проблемы:  «Что такое этикет?» Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя Формулирование вывода по материалам урока.

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

5-А

5-Б

Итого

34 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 1 класс

Рабочая учебная программа музыкальной студии для 1 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта  второго поколения начального общего образов...

Рабочая Программа по английскому языку внеурочной деятельности для 7-8 классов

Рабочая Программа по английскому языку внеурочной деятельности для 7-8 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии (занятия внеурочной деятельности) «Химический калейдоскоп» 5 класс

Изучение мира природы – одна из сторон деятельности человека. Данная программа реализуется в рамках основного общего образования, имеет естественнонаучную  направленность общеинтеллек...