Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Культура воспитания и этикет" 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме
КТП по внеурочной деятельности "Культура воспитания и этикет" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_5_klass_kurs_kultura_vospitaniya_i_etiket.docx | 40.53 КБ |
ktp_5_klass_kurs_kultura_vospitaniya_i_etiket.docx | 40.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Культура воспитания и этикет»
Класс: 5-А, 5-Б
Уровень изучения предмета: базовый
Учитель: Чекос Татьяна Владимировна
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273
- Федерального государственного стандарта основного общего образования, (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). Документ изменен приказом №1644 от 29.12.2014
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010
- Фундаментального ядра содержания общего образования / под. ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009
- Примерной программы основного общего образования по курсу «Культура воспитания и этикет» Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010.
Цель курса
Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитания человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность культурного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений общекультурного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Задачи курса
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Программа составлена на основе следующих принципов:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, общекультурного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание воспитания личности школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение пятиклассника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников среднего возраста. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у пятиклассников как направление общекультурного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника среднего возраста социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации школьников.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
К концу 5 класса обучающиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
- Различать хорошие и плохие поступки.
- Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
- Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
- Исполнять заповеди.
- Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживаниям, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающий научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Содержание курса внеурочной деятельности
5 класс (34 часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей. Раздел 2: Самовоспитание (7ч) Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч) Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей. Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч) Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета. |
Тематическое планирование
5 класс (34 часа)
№п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Раздел №1. Культура общения | 9 | |
1 1 | Традиции общения в русской семье. «Домострой». | 1 |
2 2 | Культура общения в современной семье. | 1 |
3 3 | Культура общения в современной семье. | 1 |
4 4 | О терпимости к ближним. | 1 |
5 5 | О терпимости к ближним. | 1 |
6 6 | Культура спора. | 1 |
7 7 | Этикетные ситуации. | 1 |
8 8 | В мире мудрых мыслей. | 1 |
9 9 | В мире мудрых мыслей. | 1 |
Раздел №2. Самовоспитание | 7 | |
10 | «Познай самого себя». | 1 |
111 1 | Самовоспитание. | 1 |
112 | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | 1 |
13 | Как я работаю над собой. | 1 |
114 | О терпении. | 1 |
115 | Конец каждого дела обдумай перед началом. | 1 |
116 | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». | 1 |
Раздел №3. Общечеловеческие нормы нравственности | 10 | |
117 | Об источниках наших нравственных знаний. | 1 |
118 | Совесть - основа нравственности. | 1 |
119 | «Чем ты сильнее, тем будь добрее». | 1 |
220 | «Досадно мне, что слово честь забыто». | 1 |
221 | Заветы предков. | 1 |
222 | Россияне о любви к Родине. | 1 |
223 | Твоя малая родина. | 1 |
224 | «Мой первый друг, мой друг бесценный». | 1 |
225 | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. | 1 |
226 | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». | 1 |
Раздел №4. Искусство и нравственность | 8 | |
227 | Нравственное содержание древних мифов. | 1 |
228 | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. | 1 |
229 | Положительные герои в былинах и сказках. | 1 |
330 | Отрицательные герои в литературных произведениях. | 1 |
331 | «Зло, как и добро, имеет своих героев». | 1 |
332 | Искусство и нравственность. | 1 |
333 | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | 1 |
334 | Обзор курса этикета. | 1 |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей истории и обществознания Протокол № ___ от «___» _______ 2016г. Руководитель МО _______ Г.Ф.Попова |
| УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СШ №8» ___________В.И.Замирская «____»_____________2016г. Приказ № ___ от «___» _______ 2016г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Культура воспитания и этикет»
Класс: 5-А, 5-Б
Учитель: Чекос Татьяна Владимировна
Количество часов: всего - 34 часа; в неделю - 1 час
Планирование составлено на основе рабочей программы Чекос Т.В., утверждённой директором МОУ «СШ № 8» приказ № 318 от 31.08.2016 г.
Курс «Культура воспитания и этикет» 5 класс
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Дата | ||||
предметные | личностные | метапредметные | по плану | по факту | ||||
Раздел №1. Культура общения (9 часов) | ||||||||
1 | Традиции общения в русской семье. «Домострой» | Учебный диалог: чтение и обсуждение материала урока Рассматривание и анализ иллюстративного материала. Восприятие и оценка новой информации | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | 5-А 5-Б | ||
2-3 | Культура общения в современной семье | Учебный диалог: обсуждение поведения в современных семьях Определение главной мысли урока. Восприятие и оценка информации урока. Формулирование вывода по материалам урока. | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | 5-А 5-Б | ||
4-5 | О терпимости к ближним | Чтение и обсуждение материала урока Конструирование схем (на основе иллюстративного материала). Восприятие и оценка информации. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок». | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | 5-А 5-Б | ||
6 | Культура спорта | Объяснение и составление словесного портрета спортсмена. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение материала. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение личностей спорта | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать гордость | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | 5-А 5-Б | ||
7 | Этикетные ситуации | Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | 5-А 5-Б | ||
8-9 | В мире мудрых мыслей | Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | 5-А 5-Б | ||
Раздел №2. Самовоспитание (7 часов) | ||||||||
10 | «Познай самого себя» | Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха о своем я Определение главной мысли текстов . Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя Формулирование вывода по материалам урока. | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | 5-А 5-Б | ||
11 | Самовоспитание | Обсуждение проблемы: Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников. | Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | 5-А 5-Б | ||
12 | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю | Оживление и использование имеющихся знаний. Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока. | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | 5-А 5-Б | ||
13 | Как я работаю над собой | Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации | 5-А 5-Б | ||
14 | О терпении | Оживление имеющегося опыта и знаний и анализ информации, представленной в рассказе учителя. | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. | 5-А 5-Б | ||
15 | Конец каждого дела обдумай перед началом | Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации, представленной в текстах | Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | 5-А 5-Б | ||
16 | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» | Чтение и обсуждение текста Учебный диалог. Анализ информации, представленной в рассказе учителя. Рассматривание иллюстраций, оценка информации. | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях | Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. | 5-А 5-Б | ||
Раздел №3.Общечеловеческие нормы нравственности ( 10 часов) | ||||||||
17 | Об источниках наших нравственных знаний | Чтение и обсуждение текста «Как всё начиналось». Анализ информации. Беседа по тексту и иллюстрациям | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. | 5-А 5-Б | ||
18 | Совесть - основа нравственности | Обсуждение проблемы. информации, представленной в рассказе учителя, составление плана пересказа. Анализ и оценка информации | Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | 5-А 5-Б | ||
19 | «Чем ты сильнее, тем будь добрее» | Оценка информации, Чтение и обсуждение главной мысли Составление плана пересказа текста Конструирование вывода по теме. | Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. | 5-А 5-Б | ||
20 | «Досадно мне, что слово честь забыто» | Учебный диалог. Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение. | Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей | Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения. | Высказывать предположения о последствиях неправильного | 5-А 5-Б | ||
21 | Заветы предков | Анализ информации, представленной в объяснении учителя Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе | Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование | Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. | Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания | 5-А 5-Б | ||
22 | Россияне о любви к Родине | Учебный диалог: чтение и обсуждение материала урока Рассматривание и анализ иллюстративного материала. Восприятие и оценка новой информации | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | 5-А 5-Б | ||
23 | Твоя малая Родина | Учебный диалог: обсуждение поведения в современных семьях Определение главной мысли урока. Восприятие и оценка информации урока. Формулирование вывода по материалам урока. | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | 5-А 5-Б | ||
24 | «Мой первый друг, мой друг бесценный» | Чтение и обсуждение материала урока Конструирование схем (на основе иллюстративного материала). Восприятие и оценка информации. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок». | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | 5-А 5-Б | ||
25 | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе | Объяснение и составление словесного портрета спортсмена. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение материала. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение личностей спорта | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать гордость | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | 5-А 5-Б | ||
26 | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей» | Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | 5-А 5-Б | ||
Раздел №4. Искусство и нравственность (8 часов) | ||||||||
27 | Нравственное содержание древних мифов | Учебный диалог: чтение и обсуждение материала урока Рассматривание и анализ иллюстративного материала. Восприятие и оценка новой информации | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | 5-А 5-Б | ||
28 | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев | Учебный диалог: обсуждение поведения в современных семьях Определение главной мысли урока. Восприятие и оценка информации урока. Формулирование вывода по материалам урока. | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | 5-А 5-Б | ||
29 | Положительные герои в былинах и сказках | Чтение и обсуждение материала урока Конструирование схем (на основе иллюстративного материала). Восприятие и оценка информации. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок». | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | 5-А 5-Б | ||
30 | Отрицательные герои в литературных произведениях | Объяснение и составление словесного портрета спортсмена. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение материала. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение личностей спорта | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать гордость | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | 5-А 5-Б | ||
31 | «Зло, как и добро, имеет своих героев» | Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | 5-А 5-Б | ||
32 | Искусство и нравственность | Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | 5-А 5-Б | ||
33 | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха о своем я Определение главной мысли текстов . Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя Формулирование вывода по материалам урока. | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | 5-А 5-Б | ||
34 | Обзор курса этикета Резерв | Обсуждение проблемы: «Что такое этикет?» Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя Формулирование вывода по материалам урока. | Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | 5-А 5-Б | ||
Итого | 34 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Весёлый бисер» по внеурочной деятельности в 3 классе
Работа с бисером....
Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 1 класс
Рабочая учебная программа музыкальной студии для 1 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образов...
Рабочая Программа по английскому языку внеурочной деятельности для 7-8 классов
Рабочая Программа по английскому языку внеурочной деятельности для 7-8 классов...
Рабочая программа НОО по курсу внеурочной деятельности для 3 Б класса "Мой весёлый, звонкий мяч..." 2019-2020 учебный год
к аттестации...
Рабочая программа НОО по курсу внеурочной деятельности для 3 А класса "Мой весёлый, звонкий мяч..." 2020-2021 учебный год
к аттестации...
Рабочая программа НОО по курсу внеурочной деятельности для 4 А класса "Мой весёлый, звонкий мяч..." 2021-2022 учебный год
к аттестации...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии (занятия внеурочной деятельности) «Химический калейдоскоп» 5 класс
Изучение мира природы – одна из сторон деятельности человека. Данная программа реализуется в рамках основного общего образования, имеет естественнонаучную направленность общеинтеллек...