Разработка урока по теме "Икона"
план-конспект урока на тему

В 4 классе по учебному плану по курсу ОРКСЭ проводится урок по теме "Икона". На этом уроке дети знакомятся с основными иконами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikona.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:           ИКОНА

Тип урока:            Урок изучения нового материала.

Цель урока:           Формирование  понимания значения икон для христиан.

Задачи урока:

Обучающая: углубить представление об иконе; познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины.

Развивающая: уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир.

Воспитывающая: усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан  образов; создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.

В области формирования УУД:

познавательные - умение  выделять существенную информацию из различных источников;

регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;

коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Ключевые понятия: икона, образ, нимб, молитва перед иконой.

Планируемые результаты урока:

Личностные: Обладают знаниями о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к ним;

Предметные: имеют представление о понятиях « Икона», молитва «перед иконой», «ценность».

Метапредметные:

- Получат  первоначальные навыки извлечения существенной  информации из различных источников;

- Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи;

- Получат первоначальные навыки анализа, синтеза, сравнения и обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

- Получат первоначальные навыки слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;

- Участвуют в коллективном обсуждении  вопросов урока.

Рабочие материалы к уроку:

Мультимедиапроектор, компьютер.

Презентация «Икона».

Раздаточный материал для сравнения «Картины – Иконы».

Карточки «Отличия иконы».

Учебник  «Основы православной культуры»

Методические рекомендации А. Кураева (автора учебника).

Карточки с   домашним заданием.

В ходе урока учащиеся узнают:

- Что такое икона.

- Кого изображали на иконах.

- Отличие иконы от живописной картины.

- Икона – святыня, культурная и историческая ценность.

Этапы урока

1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня у нас необычный урок, у нас на уроке гости. Давайте поздороваемся с ними.

 Прозвенел уже звонок.

 Начинается урок.

 Все в порядке на столе? (Да!)

 Есть порядок в голове?  (Да!)

 Мы за парты сели ровно.

 И к работе все готово.

- Покажите мне, пожалуйста, настроение, с каким вы пришли сегодня на урок (сигнальные карточки-смайлики).

- Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.

Я вам желаю узнать много нового интересного.

2. Проверка домашнего задания.

1) Начнём мы наш урок с игры «Если есть, то покажи, если нет, то расскажи» (карточки-картинки).

Престол, храм, канун, прихожане, святыня, иконостас, благословение, молитва, царские врата, паникадило, святые.

Показ: кадило, канун, престол, иконостас, царские врата, паникадило.

Рассказ: святыня, прихожане, благословение, храм, молитва, святые.

2) Назови храм (храмы Зарайска и Москвы). Слайд 2.

3) Взаимопроверка карточек с домашним заданием.

3. Актуализация опорных знаний и введение в новую тему.

1) - Есть ли у вас фотографии дорогих вам людей?

- Почему, отправляясь в далекое и долгое путешествие, люди стараются взять с собой фотографии близких им людей?

3) - Я предлагаю вам послушать стихотворение, посмотреть презентацию, которую приготовила Лена со своей сестрой, и определить тему сегодняшнего урока.

Слайд 3 + музыка + стих-е.

 -Ребята, как вы думаете, что будет сегодня темой нашего разговора? (Икона)

- Почему вы сделали такой вывод?

(в стихотворении рассказывается об иконах и на экране изображены иконы).

- Сформулируйте тему урока. (Икона)

- Что вы знаете об иконах?

- Что хотели бы узнать?

3) - Какие ассоциации возникают, когда слышите слово икона?

Заполните, пожалуйста, интеллек-карту.

4. Изучение нового материала.

Слайд 4. Икона.

1) Работа с источниками.

- А где мы можем получить информацию об иконах?

(интернет, книги, учебник, словари)

- Давайте обратимся к словарям и узнаем значение слова «икона» (толковый словарь, словарь синонимов, художественный словарь, энциклопедический словарь).

- Прочитайте, как трактуется это слово в различных словарях.

- Итак, давайте обобщим, что же такое икона?

Слайд 4.

Икона:

1. Икона (из греч. яз.) — изображение, образ.

2. Икона - это живописное,  изображение  Иисуса  Христа,

Богоматери, ангелов и святых, которым приписывается священное значение;

2) Постановка задачи урока.

Слайд 5.

- Рассмотрите изображения на экране. Что объединяет их? Как можно назвать их одним словом? (картины, портреты).

- Какое изображение выпадает из этого ряда и почему? (3 - Икона)

- Какая задача встала перед нами? (как отличить икону от картины)

- Что мы сейчас будем делать? (учиться сравнивать и находить отличия иконы от картины).

3) Работа с учебником и раздаточным материалом (иллюстрации икон и картин).

Слайд 6-9.

По какому принципу разбиты на группы изображении? (картины и иконы)

- Найдите отличия в изображении икон. Иконы обычно пишутся по строгим канонам – правилам.

(Если дети затрудняются, обращаемся к учебнику с. 52-54)

Отличия (вывешиваются на доске по мере нахождения):

Свет: золотой, свет, Божественный свет (с.52, 2 абз.).

Нимб: знак Божьей благодати (с.53, 2 абз.).

Гармония: нет беспорядка, линии прямые, чёткие (с.53, 4 абз.).

Нет заднего плана и линии горизонта. Предметы на переднем плане меньше, на заднем – крупнее, линии не сходятся вдали: обратная перспектива – не мы смотрим на Бога, а Бог смотрит на нас (с.53, 1 абз.снизу).

Нет теней (с.52, 1 абз.).

Лики святых: мудрость, любовь, радостопечалие (с.54, 2 абз).

- Давайте подведём итог, чем отличается икона от живописной картины? (список на доске)

- Справились мы с задачей урока?

ФИЗМИНУТКА Слайд 10.

4) Сообщение учащихся.

- Предположите, когда могла появиться первая икона.

- Послушайте, сообщение Даши и Насти на эту тему.

(Сообщение «Спас нерукотворный») Слайд 11.

5) Значение икон для православных  (ВИДЕОФРАГМЕНТ).

- Зачем нужны иконы людям? (чтобы молиться)

- Кому молятся люди? (Богу, Богородице, святым)

- Какое значение имеют иконы для православных христиан? (святыня, ценность) (Икона – изображение Бога и святых, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым для православных).

- Является ли икона ценностью? Какой? (культурной, исторической)

6) Рассказ о появлении иконописи на Руси и Андрее Рублёве. Слайд 12.

Первые изображения Христа, дошедшие до нас, относятся ко 2 веку после Рождества Христова. Долгое время Бога не изображали.

- Как вы думаете, почему?

- Библия подчёркивает, что Бог невидим. А как можно изобразить то, что невидимо?

- Икона стала возможна потому, что после появления Нового Завета, Евангелие говорит, что Бог, который оставался невидимым во времена Ветхого Завета, затем Сам родился как человек, т.е. стал видим. А то, что видимо, можно изобразить.

Слайд 13. Андрей Рублёв

Иконопись, как искусство,  пришла  на Русь из Византии в конце 10 века и долгое время и оставалась ядром русской культуры, вплоть до 12 в. Говоря об иконописи, нельзя не упомянуть об Андрее Рублёве – великом русском иконописце. Им было написано много икон. Самая знаменитая «Пресвятая Троица».

7) Сообщение учащихся об иконе-покровительнице. «Никола Зарайский».

Слайд 16.

В нашем крае тоже замечательная икона. О ней вам расскажет Ваня.

РЕЗЕРВ.  

8) Проблемный вопрос.

- Кого чаще всего изображают на иконах? (Иисуса Христа, Богоматерь. Ангелов, святых)

- А может ли простой человек быть изображённым на иконе? Почему? (да, нет)

Слайд 14. Сравните два изображения. Что можете сказать? (изображён один и тот же человек, но первое изображение – портрет, второе – икона).

Рассказ о Ф. Ушакове – адмирале и святом праведном воине.

   Адмирал Российского флота благоверный боярин Феодор Ушаков родился в небогатой дворянской семье. Закончил Морской кадетский корпус. Прошёл путь от простого матроса до адмирала. Являлся одним из создателей Черноморского флота. Участвовал в русско-турецкой войне. Был назначен Главнокомандующим Флотом. За время службы во флоте не потерпел ни одного поражения. Всю свою жизнь он посвятил службе Отечеству, он преданно служил на благо своего народа,  жил честно и праведно. Его отличали такие качества как скромность, доброта, милосердие и истинная вера.

В последние годы жизни в имении Ф. Ф. Ушаков посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности.

В 2001 году праведный воин Фёдор Ушаков был причислен к лику святых.

РЕЗЕРВ.  

9) Прославление в лике Святых. Слайд 15.

Рассказ о том, кто и за что может быть причислен к лику святых.

5. Итог урока.

- Что такое икона?

- Чем она отличается от живописной картины?

- Что символизирует свет в иконе? (Божью благодать)

- Какой ценностью является икона для православных христиан? (культурной, исторической)

- Что нового узнали на уроке?

- Получили ли вы ответы на свои вопросы?

6. Рефлексия.

- Что на уроке показалось интересным?

- Что вызвало затруднения?

- На какие вопросы не получили ответа?

- Что расскажете дома своим близким?

- Захотелось ли побывать в храме и рассмотреть иконы?

7. Домашнее задание. СЛАЙД 17

1. с. 52-55, вопросы.

2. Продолжить работу с интеллек-картами.

2. Задания на карточках.

3*. Узнать и рассказать, какие иконы есть у вас дома.

Вопрос ПОЧЕМУЧКИ (к проекту):

«Я предполагаю, что иконы есть и в других религиях. Согласны ли вы со мной?»

Необходимо найти доказательство или опровержение.

Рефлексия.

- Оцените урок (карточки).

- Покажите с каким настроением уходите с урока (смайлики).

(Учитель показывает солнышко)

- Спасибо вам за урок! СЛАЙД 18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...