Выступление с проектом "Конструкторское бюро творческого мышления"
материал на тему
Изобретательско - творческое мышление – плод постоянного нахождения и разрешения технических, социальных, бытовых, предпринимательских, игровых, творческих задач, в вероятностном поле возникающих перед каждым человеком. А уже в процессе решения этих задач появляется необходимость математических вычислений, приобретающих особый личностный смысл.
Понимая значимость организации познавательной деятельности учащихся основной школы на базе их интереса к изучаемому предмету и изобретательско - творческим стремлениям, мы поставили перед собой цель – выявить возможности и эффективность использования учебных изобретательских задач во внеурочной деятельности предметной области «математика» для развития интереса к дисциплине.
В ходе реализации проекта предполагается проведение следующих мероприятий: марафон «Креатив - бой»; мастер – класс "ТРИЗ-технология творчества»; научно – практическая конференция изобретательского и конструкторского мастерства; защита проекта; задачи на вероятность. Мини-исследование; презентация банка открытий Конструкторского бюро творческого мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Сл.1. Проект «Конструкторское бюро творческого мышления»
Изобретательско - творческое мышление – плод постоянного нахождения и разрешения технических, социальных, бытовых, предпринимательских, игровых, творческих задач, в вероятностном поле возникающих перед каждым человеком. А уже в процессе решения этих задач появляется необходимость математических вычислений, приобретающих особый личностный смысл.
ТРИЗ-задачи, как правило, имеют несколько решений, а не одно единственное, как большинство школьных задач. Тем самым, ТРИЗ-задачи побуждают ученика искать множество решений, выявлять из них оптимальное.
Изучив материал по данной технологии возникла идея использовать данную технологию во внеурочной деятельности с детьми через проект. Данная идея была поддержана администрацией школы в связи с вхождением в федеральный эксперимент по организации внеурочной деятельности предметной области математики и информатики.
Сл. 2 Мной разработан проект «Конструкторской бюро творческого мышления». Целевая группа проекта – учащиеся 6 классов. Проект соответствует возрастным потребностям и способностям учеников. Почему 6 класс, потому что в 5 классах до этого велась внеурочная деятельность по математике. Учащиеся разбирали подобные занимательные задачи которые являются ближе к ТРИЗ задачам.
Проект рассчитан на один год, так как федеральный эксперимент длится один год. Возможно по окончанию эксперимента я продолжу работу в данном направлении.
Понимая значимость организации познавательной деятельности учащихся основной школы на базе их интереса к изучаемому предмету и изобретательско - творческим стремлениям, мы поставили перед собой цель – выявить возможности и эффективность использования учебных изобретательских задач во внеурочной деятельности предметной области «математика» для развития интереса к этой дисциплине.
Сл. 3. Задачи проекта представлены на слайде.
Проект предусматривает несколько этапов
1 Подготовительный этап - Определение форм организации практико-ориентированной деятельности учащихся
2 Проектировочный этап - Определено содержание учебного материала, стимулирующего творческую активность ребенка
3 Реализационный этап -Система заданий, направленных на стимулирование творческой активности учащихся
4 Промежуточный этап – формирование банка открытий. Анализ, систематизация результатов проекта. Отчеты о проделанной работы.
5 Заключительный этап -Социальная активность обучающихся; мотивация к активной познавательной деятельности; достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных, творческих и организационных способностей, рефлексивных навыков; удовлетворенность учащихся и родителей внеурочной деятельностью. Презентация банка творческих открытий ребят.
Сл. 4 Актуальность проекта определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данный проект позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических изобретательских задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес школьников к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Сл. 5 Не менее важным фактором реализации данного проекта является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать изобретательские задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание проекта соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Мною использованы следующие методы развивающего обучения: метод мозгового штурма, метод фокальных объектов, метод синектики, метод контрольных вопросов, метод морфологического анализа, ряды бесконечности.
Сл. 6 Занятия должны содействовать развитию у школьников математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии.
Основные мероприятия проекта: Игра с тетрамино, тримино; Марафон «Креатив - бой»; Мастер – класс "ТРИЗ-технология творчества»; Научно – практическая конференция изобретательского и конструкторского мастерства; Защита проекта; Задачи на вероятность. Мини-исследование; Математическая игра «Крестики-нолики»; Марафон «Креатив - бой»; Презентация банка открытий Конструкторского бюро творческого мышления.
В ходе реализации проекта на данный момент были проведены следующие мероприятия:
Сл. 7 Игра «Час занимательной математики» была проведена в виде соревнования двух команд. Главная цель игры — наработать как можно больше возможных идей решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». В процессе игры учащиеся применяли изученные ими методы развивающего обучения, такие как метод мозгового штурма и метод фокальных объектов.
Межзональная игра «Математический калейдоскоп» проходила на уровне школы среди 5 и 6 классов, фотографии проведенного мероприятия были размещены на сайте школы. При составлении игры я использовала метод контрольных вопросов и метод синектики.
Сл. 8 Познавательная викторина «ЮНЭК». Ряды бесконечности. Материально техническое состояние школы позволяет использовать компьютерный класс для решения логических задач на компьютере. В качестве дополнительного материала использую платформу Учи.ру, где очень много математических задач на развитие творческого мышления.
Сл. 9 Создаем банк открытий, где учащиеся демонстрируют свои собственные задачи, которые они придумают, или решение ТРИЗ-задач.
Сл. 10 В рамках реализации проекта были даны открытое мероприятие «Совиниада». На мероприятии присутствовали учителя-предметники, родители, которые так же участвовали в решении творческих изобретальских задач. Мы решали задачи используя метод контрольных вопросов, метод морфологического разбора, метод мозгового штурма. Наиболее интересными было решение
Сл. 11 таких задач, как: опять проспал… нужно было придумать свой будильник и нарисовать (учащиеся придумывали неординарные и интересные конструкции будильника) данную задачу дети решали с помощью метода мозгового штурма.
Сл. 12 Следующая не менее интересная задача выбор профессии, данную задачу учащиеся решали с помощью метода морфологического разбора. Варианты ответов получились разнообразные, но интересные, несколько человек представили свое решение задач. Прослеживалась интеграция разных предметов, выбор наиболее оптимальной для них профессии при помощи изученных методов.
Сл. 13 Продуктом проекта является программа внеурочной деятельности с необходимом контентом для проведения занятий внеурочной деятельности. На данный момент программа внеурочной деятельности разработана и проходит внешнюю экспертизу преподавателями КРИПкиПРО кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин. Реализация проекта в рамках федеральной экспериментальной площадки был представлен на всероссийской научно-практической конференции «Научно-методическое сопровождение реализация ФГОС: опыт проблемы пути их преодоления» в ноябре 2016 года.
Проект подразумевает научно методическое сопровождение,
Использование учебно-методических ресурсов, информационно-методических ресурсов. Анализ формирования творческой активности учащихся.
Так же ожидаемый результат реализации внеурочной деятельности по данной программе – это мультимедийные проекты учащихся с использованием ИКТ-технологий. Занимаясь в течении семи месяцев, у большей части учащихся наблюдается повышение мотивации к изучении математики на уроках, интерес к решению нестандартных задач, математика для них уже не кажется скучной.
Методика «Лесенка побуждений» (А.И. Ботович, Маркова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся
Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся...
Проект КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Проект Конструкторское бюро творческого мышленияЦель: развитие творческого мышления (способностей) обучающихся через решение изобретательских и конструкторских задач во внеурочной деятельн...
Метод творческого проектирования в формировании творческого мышления обучающихся объединения «Весёлый художник».
Творческие поекты обучающихся в объединении "Весёлый художник" выполнены в различных техниках и отражают основные направления дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы &qu...
Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроке английского языка
В статье рассматривается тренинг креативного мышления в обучении английскому языку. Автором рассматривается теория решения изобретательских задач, приводится план-сценарий урока, разбитого на блоки....
Концепция проекта "Конструкторское бюро творческого мышления"
Проект направлен на создание условий для экспериментально - конструкторской деятельности обучающихся и инновационно образовательной деятельности педагогов с применением робототехники, интерактивных те...
«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»
В данной работе представлено обобщение опыта по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....
ДОКЛАД Развитие творческого мышления и творческих способностей на уроках физической культуры
доклад на гор.метод.объединение 2020г....