Проект КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
проект на тему

Базанова Елена Павловна

Проект  Конструкторское бюро творческого мышления

Цель: развитие творческого мышления (способностей) обучающихся через решение изобретательских и конструкторских  задач во внеурочной деятельности

Задачи:

1.       Рассмотреть теоретические основы формирования  творческого мышления через решение изобретательских и конструкторских задач.

2.       Проанализировать условия развития творческого мышления  образовательной среды школы через внеурочную деятельность образовательной области «Математика  и информатика».

3.       Организовать условия развития творческого мышления во внеурочной деятельности образовательной области «Математика  и информатика».

4.       Развить творческие способности, интерес к предмету через изобретательские задачи во внеурочной деятельности Конструкторского Бюро творческого мышления.

5.       Развить ИКТ – компетентность в презентации и обработки результатов решения изобретательских и конструкторских задач.

Разработать рабочую программу внеурочной деятельности «Конструкторское Бюро творческого мышления».

Этапы реализации: 

1.  Подготовительный этап

2. Проектировочный этап  

3. Реализационный этап  

4.Промежуточный  этап

5. Заключительный этап 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx161.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»

ПРОЕКТ

КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 2016-2017 гг.

Прокопьевский муниципальный район,  2016

  1. Общие сведения:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Трудармейская средняя общеобразовательная школа"

Территория

Прокопьевский муниципальный район

Населенный пункт

п. Трудармейский

Юридический и фактический адрес

653250 Кемеровская область, Прокопьевский район, п. Трудармейский, ул. Школьная, 2

Фамилия, имя, отчество разработчика проекта (полностью)

Базанова Елена Павловна

Рабочий телефон

тел: 8(3846)644-1-84

Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения, ответственного за реализацию эксперимента

Дроздова Ольга Александровна

Телефон

(384) 66-44-2-62

Факс

(384) 66-44-2-62

Рабочая электронная почта (e-mail)

trudarmscool@mail.ru

  1. ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

2.1.Тема. Конструкторское Бюро творческого мышления.

2.2. Паспорт проекта.

Тема  проекта

Конструкторское Бюро творческого мышления

Руководитель проекта

Дроздова Ольга Александровна, директор школы МБОУ «Трудармейская СОШ»

Разработчики проекта (Ф.И.О., должность, наименование организации)

Базанова Елена Павловна, учитель математики

МБОУ «Трудармейская СОШ»

Исполнители проекта (Ф.И.О., должность, наименование организации)

Базанова Елена Павловна, учитель математики МБОУ «Трудармейская СОШ»

МБОУ «Трудармейская СОШ»

База реализации проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Трудармейская средняя общеобразовательная школа»

Цели и задачи

Цель: развитие творческого мышления (способностей) обучающихся через решение изобретательских и конструкторских  задач во внеурочной деятельности

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы формирования  творческого мышления через решение изобретательских и конструкторских задач.
  2. Проанализировать условия развития творческого мышления  образовательной среды школы через внеурочную деятельность образовательной области «Математика  и информатика».
  3. Организовать условия развития творческого мышления во внеурочной деятельности образовательной области «Математика  и информатика».
  4. Развить творческие способности, интерес к предмету через изобретательские задачи во внеурочной деятельности Конструкторского Бюро творческого мышления.
  5. Развить ИКТ – компетентность в презентации и обработки результатов решения изобретательских и конструкторских задач.
  6. Разработать рабочую программу внеурочной деятельности «Конструкторское Бюро творческого мышления».

Этапы реализации (их краткая характеристика) инновационного проекта

1.  Подготовительный этап  (март – июнь  2016 г.)

А) На данном этапе анализируются  все документы,   литература по проблеме инновации.

Б) Составляется  список педагогов, участвующих в проекте, проводится консультирование, поиск необходимого контента программы проекта.

В)  Разрабатывается  и утверждается проект.

Г) Разрабатывается план внеурочной деятельности, определяются классы для участия в прооекте.

Д) Разрабатывается программа внеурочной деятельности в рамках предметной области «Математика и информатика».

2. Проектировочный этап   (май – август  2016  г).

А)  Проектируется модель построения содержания внеурочной деятельности. 

Б)  Разрабатывается перечень критериев, показателей, форм представления и учета результатов реализации проекта.

Г)  Конкретизируются задачи создания необходимого организационного и учебно-методического, психолого-педагогического, социально- педагогического  обеспечения для выполнения задач проекта.

 3.Реализационный этап    (сентябрь 2016 – август 2017 гг).

На данном этапе начинается план  реализации проведения мероприятий. При этом создаются недостающие компоненты информационного, организационного и учебно-методического обеспечения, психолого-педагогической поддержки учащихся. 

4.Промежуточный  этап (май 2016г.,  декабрь 2016 г., май 2017г.,  декабрь 2017 г.).

Осуществляются промежуточные мониторинговые исследования реализации проекта.

Презентация промежуточных результатов, обобщение деятельности по проекту.

5. Заключительный этап (сентябрь - декабрь 2017 г.)

На этом этапе проводится сбор, анализ и систематизация полученных в ходе проекта данных. Определяются  итоговые результаты, основные направления  и условия реализации внеурочной деятельности по проекту.

Сроки реализации проекта

апрель 2016 – декабрь 2017

Область изменения

Организованы условия развития творческого мышления  образовательной среды школы через внеурочную деятельность образовательной области «Математика  и информатика».

Развиты творческие способности, интерес к предмету через изобретательские задачи во внеурочной деятельности.

Развита ИКТ – компетентность в презентации и обработки результатов решения изобретательских и конструкторских задач

Продукт деятельности региональной инновационной площадки

Программа внеурочной деятельности  «Конструкторское Бюро творческого мышления»

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности образовательной области «Математика  и информатика».

3. Исходные теоретические положения.

Даже самая прекрасная и мощная

идея бесполезна до тех пор, пока мы не

решим ею воспользоваться.

 Р. Бах

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Изобретательско - творческое мышление – плод постоянного нахождения и разрешения технических, социальных, бытовых, предпринимательских, игровых, творческих задач, в вероятностном поле возникающих перед каждым человеком. А уже в процессе решения этих задач появляется необходимость математических вычислений, приобретающих особый личностный смысл. Как сказано в Концепции развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р) математическое образование должно: обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность; обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.

Понимая значимость организации познавательной деятельности учащихся основной школы на базе их интереса к изучаемому предмету и изобретательско - творческим стремлениям, мы поставили перед собой цель – выявить возможности и эффективность использования учебных изобретательских задач во внеурочной деятельности предметной области «математика и информатика» для развития интереса к этим дисциплинам. Как сказал выдающийся психолог XX в Л.С. Выготский «Творчество на деле существует не только там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что – либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев».

Объект:

 формирование и развитие творческих способностей (мышления) учащихся во внеурочной деятельности.

Предмет:

 развитие творческих способностей (мышления) во внеурочной деятельности через решение изобретательских и конструкторских задач.

Цель: развитие творческого мышления (способностей) обучающихся через решение изобретательских и конструкторских задач во внеурочной деятельности кружка «Конструкторское Бюро творческого мышления».

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы формирования  творческого мышления через решение изобретательских и конструкторских задач.
  2. Проанализировать условия развития творческого мышления  образовательной среды школы через внеурочную деятельность образовательной области «Математика  и информатика».
  3. Организовать условия развития творческого мышления во внеурочной деятельности образовательной области «Математика  и информатика».
  4. Развить творческие способности, интерес к предмету через изобретательские задачи во внеурочной деятельности Конструкторского Бюро творческого мышления.
  5. Развить ИКТ – компетентность в презентации и обработки результатов решения изобретательских и конструкторских задач.
  6. Разработать рабочую программу внеурочной деятельности «Конструкторское Бюро творческого мышления».

Цель курса «Конструкторское бюро творческого мышления»: развитие творческого мышления (способностей) обучающихся через решение изобретательских задач во внеурочной деятельности Конструкторского Бюро творческого мышления.

        Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы формирования  творческого мышления через решение изобретательских задач.
  2. Проанализировать условия развития творческого мышления  образовательной среды школы через внеурочную деятельность образовательной области «Математика».
  3. Выявить возможности и эффективность использования учебных изобретательских задач во внеурочной деятельности  по математике  для развития интереса к этой дисциплине, развития творческих способностей.
  4. Реализовать курс внеурочной деятельности по математике «Конструкторское бюро творческого мышления».

Образовательные задачи:

  • научить детей решать открытые задачи;
  • научить видеть вокруг себя, формулировать и разрешать противоречия — потому, что по-настоящему творческие задачи возникают тогда, когда в условии есть противоречие;
  • обучить методам креативного мышления, методам нахождения нового результата.

3.1 Формирование творческого мышления на занятиях внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Становление основ мировоззрения, тесно связано с интеллектуальным развитием. Подросток приобретает взрослую логику мышления. В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память. Этот процесс связан с усложняющимся в средних классах содержанием учебного материала.

Развитие воображения также связано с интеллектуальным развитием. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Творчество направлено на решение любых задач или удовлетворение потребностей.

Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности – от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит творческая деятельность,  находится новый путь или создается нечто новое. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д., все что в совокупности составляет творческие способности. Мы живем  в век невиданной еще в истории человечества научно – технической революции; и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее и требует от человека не шаблонных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению больших и малых задач. Одним из направлений развития творческих способностей выступает Теория Решения Изобретательских Задач (наука о творчестве, далее ТРИЗ), основателем которой является Г.С. Альтшуллер. Основные функции ТРИЗ:

решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов; прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых); развитие качеств творческой личности.

Вспомогательные функции ТРИЗ: решение научных и исследовательских задач; выявление проблем, трудностей и задач при работе с техническими системами и при их развитии; максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем; объективная оценка решений; систематизирование знаний любых областей деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания и на принципиально новой основе развивать конкретные науки; развитие творческого воображения и мышления; развитие творческих коллективов.

ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.

  Выбор метода активного обучения определяется дидактической задачей занятия. Дидактические задачи, решаемые с помощью ТРИЗ - развитие творческого и логического мышления; создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности; развитие навыков принятия решений; смена деятельности.

Творческие изобретательские задачи могут решаться как  индивидуально, так и коллективными приемами активизации познавательной деятельности.

Организация внеурочной деятельности через Конструкторское бюро творческого мышления предполагает решение изобретательских задач с использованием метода мозгового штурма, метода синектики, метода контрольных вопросов, рядов бесконечности, морфологического анализа, развивающих игр, метода фокальных объектов и т.д.

 В содержание курса «Конструкторское бюро творческого мышления» учащиеся познакомятся с методами развивающего обучения:

- научатся решать изобретательские задачи с помощью метода мозгового штурма, метода фокальных объектов, метода синектики, метода контрольных вопросов, морфологического анализа, рядов бесконечности;

- овладеют специальными методами решения изобретательских задач, задач на переливание,  на взвешивание;

        - осуществлять сравнение, строить схемы и математические модели; проводить исследование; применять метод решения задач на взвешивание для нахождения фальшивой монеты; записывать результаты измерения с заданной точностью, пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

- уметь выявить первопричину возникновения задачи, ее зону, имеющиеся в ней элементы, составить для них идеал и реализовать его;

- уметь решить изобретательную задачу опираясь на приемы, которые указывают лишь общее направление и область, где могут быть сильные решения; знать, что физическое противоречие связано только с двумя принципами: разнесение противоречивых свойств в пространстве и противоречивых свойств во времени.

- приводить примеры математических моделей; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста;

- решать нестандартные задачи с использованием принципа Дирихле;  выполнение задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

- находить относительную частоту и вероятность случайного события.

- приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.

- используя круги Эйлера, решать задачи связанные с пересечением и объединением множеств; выделять значимые связи и отношения между множествами объектов и предметов;

- решать задачи не требующие особых вычислений, а требующих внимательного прочтения условия.

Школа XXI века – это школа компьютерных технологий. Данное утверждение понятно и уже не требует доказательства. Компьютерные технологии стремительно входят в нашу жизнь. Информатизация образования  может произойти через межпредметные связи информатики с другими предметами, например математикой.  Мы должны говорить об интегративности математики и информатики еще и потому, что  это заложено в стандарт, начиная с начальной школы.

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего  образования (ФГОС ООО) предметные результаты освоения основной образовательной программы основного  общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, такие как математика и информатика должны отражать:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3)    приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4)   умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

В основе стандарта лежит деятельностный подход в обучении.

Важными элементом его реализации являются:

  • ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ);
  • формирование способности грамотно применять ИКТ.

Применение компьютеров позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом они должны научиться четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.

Задача учителя — сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий. Информатика в теоретической ее части "выросла" из математики, использует активно математический аппарат. В частности, тему «основы математической логики» школьного курса информатики можно назвать "чисто математической".  Преподавание этой темы не входит в школьную программу математического образования, однако, дети, изучавшие эти разделы, будут обладать более системным представлением о математике, легче усваивать новые понятия, доказательства теорем.

Среди дисциплин информатики широкими интегративными возможностями обладает курс математической логики (булевой алгебры), не предусмотренный в содержании математического образования основной школы, но который в силу своего универсального применения, занимательности, и, вместе с тем, высокой абстрактности на уровне основ математической логики (булевой алгебры) может быть интересен и, безусловно, полезен всем учащимся.

Интеграция математики и информатики  во внеурочной деятельности предполагает:  

осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;

 понимание роли информационных процессов в современном мире;

 формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

 развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел;

 овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

 умение моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;

 развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;

 овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных;

 формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях;

 развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;

 методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;  формирование информационной и алгоритмической культуры;

 формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

 развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

 формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

 развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

 развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;

формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;

  формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Основными задачами внеурочной деятельности на современном этапе развития нашего общества являются: включение учащихся в разностороннюю деятельность; создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизация учебной нагрузки учащихся; формирование способностей к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

Опорные слова:

  • Триз – задачи
  • Обработка данных через ИКТ – технологии
  • Создание математических макетов
  • Создание презентаций
  • Банк открытий
  • Изобретение счетного материала
  • Разработка изобретательских задач
  • Диагностика творческого мышления (способностей)
  • Открытые задачи


3.2. Календарный план реализации инновационного проекта

Задачи

Перечень запланированных мероприятий

Сроки проведения

  1. 1.Рассмотреть теоретические основы формирования  творческого мышления через решение изобретательских и конструкторских  задач.

Анализ информационных источников по теме проекта.

Подбор материалов для разработки программы внеурочной деятельности

апрель-июнь, 2016

  1. 2.Проанализировать условия развития творческого мышления  образовательной среды школы через внеурочную деятельность образовательной области «Математика  и информатика».

Анализ имеющегося задела по теме инновации образовательной области «Математика  и информатика».

апрель-июнь, 2016

  1. 3.Организовать условия развития творческого мышления во внеурочной деятельности образовательной области «Математика  и информатика».

Составление учебного плана внеурочной деятельности для реализации проекта.

Планирование деятельности предметного МО по реализации проекта.

Планирование мероприятий внеурочной деятельности образовательной области «Математика  и информатика».

Составление дорожной карты проекта.

Определение участников проекта.

Оснащение кабинетов математики необходимым компьютерным оборудованием, дидактическим материалом, программным обеспечением.

апрель-август, 2016

4.Развить творческие способности, интерес к предмету через изобретательские задачи во внеурочной деятельности Конструкторского Бюро творческого мышления.

Реализация программы внеурочной деятельности.

Мероприятия внеурочной деятельности образовательной области «Математика  и информатика».

  • Решение Триз – задач.
  • Создание математических макетов.
  • Создание банка открытий.
  • Изобретение счетного материала.
  • Разработка изобретательских задач. Проведение развивающих игр. Проведение научно – практической конференции. Диагностика творческого мышления (способностей). Мониторинг результатов проектной деятельности.
  • Участие в он – лайн вебинарах.

В течение инновации

5.Развить ИКТ – компетентность в презентации и обработки результатов решения изобретательских задач.

  • Обработка данных через ИКТ – технологии.

Создание презентаций. Презентация решений творческих изобретательских задач.

Представление данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных. Публикации на сайте школы.

В течение инновации

6.Разработать рабочую программу внеурочной деятельности «Конструкторское Бюро творческого мышления»

Рассмотрение и утверждение программы

август, 2016

4. Прогнозируемые результаты инновационной деятельности, условия организации работ, средства контроля и обеспечение достоверности результатов (форма)

Содержание деятельности

(согласно этапам)

Ожидаемый результат

Продукты инновационной деятельности

Ответственные исполнители

Подготовительный этап  (март – июнь  2016 г.)

А) На данном этапе анализируются  все документы,   литература по проблеме проекта.

Б) Проводится консультирование, поиск необходимого контента программы внеурочной деятельности.

В)  Разрабатывается  и утверждается программа внеурочной деятельности.

Г)Разрабатывается план внеурочной деятельности, определяются классы для участия в проекте.

Д) Диагностика направленности личности и психологической готовности учащихся к творческой деятельности

Составлен план внеурочной деятельности

Реализуется программа внеурочной деятельности «Конструкторское бюро творческого мышления» «Определение форм организации практико-ориентированной деятельности учащихся

Программа внеурочной деятельности

Бескончина Т.И., руководитель МО математики и информатики

Базанова Е.П., учитель математики

Проектировочный этап   (май – август  2016  г).

А)  Проектируется модель построения содержания внеурочной деятельности. 

Б)  Разрабатывается перечень критериев, показателей, форм представления и учета результатов реализации инновационной деятельности.

В)  Конкретизируются задачи создания необходимого организационного и учебно-методического, психолого-педагогического, социально- педагогического  обеспечения для выполнения задач проекта.

Определено содержание внеурочной деятельности в рамках предметной области «Математика и информатика».

Определен перечень критериев, показателей, форм представления и учета результатов реализации проекта.

Определено  содержание  учебного материала, стимулирующего творческую активность ребенка

Банк диагностик.

Базанова Е.П., учитель математики

 Реализационный этап    (сентябрь 2016 – август 2017 гг).

На данном этапе начинается план  реализации проведения мероприятий. При этом создаются недостающие компоненты информационного, организационного и учебно-методического обеспечения, психолого-педагогической поддержки учащихся. 

Система заданий, направленных на стимулирование творческой активности учащихся

 

Тексты учебных изобретательских задач, заданий для конструирования, создание программ управления объектами предметной области «Математика и информатика»

Промежуточный  этап (май 2016г.,  декабрь 2016 г., май 2017г.,  декабрь 2017 г.).

Осуществляются промежуточные мониторинговые исследования проектной деятельности.

Презентация промежуточных результатов, обобщение внеурочной деятельности.

Презентации результатов проекта

Заключительный этап (сентябрь - декабрь 2017 г.)

На этом этапе проводится сбор, анализ и систематизация полученных в ходе проекта данных. Определяются  итоговые результаты, основные направления  и условия реализации проекта.

  Социальная активность  обучающихся; мотивация к активной познавательной деятельности; достижения  обучающимися таких образовательных результатов,  как  сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных, творческих  и организационных способностей, рефлексивных навыков; удовлетворенность учащихся и  родителей внеурочной деятельностью.

Овладение общими приемами решения творческих изобретательских задач

Формирующийся опыт использования различных знаний для решения проблем

Личностные достижения учащихся:

  • Активная творческая  деятельность обучающихся;
  • Креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир ученик;

Осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

Владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

Мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

Готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность

Программа внеурочной деятельности«Конструкторское бюро творческого мышления»

Сборник  диагностических материалов по выявлению творческих способностей образовательной области

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности образовательной области «Математика  и информатика»


 Практические методы: сбор  и фиксация материала,   самостоятельная работа:  постановка опытов (экспериментов), моделирование, проектирование.

Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, работа в парах, малых группах, фронтальная.

Формы проведения занятий: комбинированное занятие, подготовка проектов решения творческих изобретательских задач, беседа, лекция, семинарское занятие, практическая, лабораторная работа, конкурс, конференция,  экскурсии,  поход,  экспедиция, собеседование, консультация.

5. Оценка ресурсов для реализации инновационной деятельности

Для реализации проекта имеются следующие ресурсы:

В 2015-2016 учебном году в школе 530 обучающихся, 23 класса - комплекта.

  • На первой ступени обучения –  266 обучающихся
  • На второй ступени обучения –   234 обучающийся
  • На третьей ступени обучения –  30  обучающихся.

   Обучение осуществляется в 1 смену.

5.1. Материальные условия организации образовательного процесса

1.  Тип здания – типовой проект

2.  Год ввода в эксплуатацию – 2008г.

3.  Проектная мощность   -  528  человек

4.  Реальная наполняемость    - 510 человек

5.  Перечень  учебных кабинетов:

   а) русский язык и литература – 4 (308, 308а, 219, 326)

   б) математика – 3 (306, 306а, 332)

   в) физика – 1 (327)

   г) английский язык – 330, 330а

   д) обж – 1 (329)

   е) история и обществознание – 1 (312)

   ё) география –1  (310)

   ж) информатика и ИКТ – 1 (314)

   з) кабинет эстетического цикла –1  (304)

   и) химия – 1 (215)

   к) биология – 1  (218)

   л) начальные классы- 11 (143, 144, 145, 146, 147, 230, 231, 232, 233, 234, 235)

6. Перечень мастерских:

   а) мастерская по обработке дерева – 1 (140)

   б) мастерская по обработке металла – 1 (141)

   в) мастерская обслуживающих видов труда – 1 (221)

7.   Библиотека: площадь  -139,28шт. книжный фонд – 19123шт, в том числе учебники -  5847шт, методическая литература – 1081шт.

8.   Спортивный зал - 1, площадь – 348,58 кв.м

9.   Спортивная площадка -1, площадь – 6000 кв.м

10.  Столовая  - 1, площадь – 404,32кв.м, число посадочных мест - 132

11.  Актовый зал - 1, площадь – 339 кв.м

12.  Другое:

 – зал для подвижных игр начальных классов 1,  площадь  – 69,8 кв.м

- игровые площадки -3 общей площадью 600 кв.м

- учебно – опытнический  участок – 10 соток

Автобус – 2.

Техническое состояние общеобразовательного учреждения – имеет все виды благоустройства.

Школа введена в эксплуатацию в 2008 году.

5.2. Оборудование и технические средства обучения

В школе есть все учебные кабинеты, необходимые для реализации образовательного процесса.

В 2006 учебном году школа стала победителем  федерального конкурса  лучших  школ России и получила грант в размере 1 млн. рублей. На эти деньги была приобретена новая мебель для учебных кабинетов, увеличилось количество спортивного инвентаря, обновлён учебно-методический комплекс, приобретена оргтехника. В 2011 году был получен гранд в размере 800 тысяч рублей. Было приобретено интерактивное оборудование, оргтехника, система тестирования, проецирующее оборудование. В сентябре 2012 года школа выиграла грант (240 тыс. руб.) в областном конкурсе лучших программ развития. На эти средства было закуплено оборудование для создания цифровой экспериментальной лаборатории.

Пополнена  материально - техническая база  кабинетов химии, физики, биологии, истории, географии, технологии, изобразительного искусства, кабинетов начальной школы. Для введения профильного обучения кабинеты химии, физики обеспечены интерактивным, демонстрационным, лабораторным оборудованием.

Школа оснащена 70 современными компьютерами, из них в локальных сетях - 13, имеется выход в Интернет. Административный блок и библиотека обеспечены компьютеризированными рабочими местами с выходом в Интернет. Приобретен мобильный компьютерный класс. В 2014 году в школе установлен 3D кабинет с комплектом учебных 3D фильмов по химии, биологии, физике.

Создана информационная база по курсам для предпрофильной  подготовки и профильного обучения.

Пополнен библиотечный фонд программами элективных курсов, научно-популярной литературой, методическими пособиями  по основным профилям обучения.

Имеется современное музыкальное оборудование, видео-аудио техника (5 музыкальных центров, 4 DVD, 4 видеоплеера, 3 сканера,  9 лазерных и 5 струйных  принтеров, 15 проекторов, 4 цифровых фотоаппарата, телевизоры, видеокамера,  оргтехника. Спортивные залы обеспечены оборудованием, необходимым для реализации программы по физической культуре.

5.3. Информация по кадрам.

Педагогический коллектив  - 40 человек.  

Качественный состав педагогических кадров

Участие в опытно-экспериментальной (инновационной) деятельности

Доля педагогических работников,  участвующих в инновационной деятельности – 62% (профильное обучение, ФГОС, эксперимент)

Образование

Высшее – 31 (84%)

Среднее профессиональное – 6 (16%)

Квалификационная категория

Высшая – 18 (45%)

Первая – 18 (45%)

Вторая – 1 (2,7 %)

Другое – 3 (9%)

Уровень освоения информационно-коммуникационных технологий

Доля педагогических работников, использующих в своей работе ИКТ – 95%

Участие в конкурсных мероприятиях различных уровней

Доля педагогических работников, ежегодно участвующих в конкурсных мероприятиях – 23%

5.4. Характеристика имеющегося задела по инновационной, проектной  деятельности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Трудармейская средняя общеобразовательная школа» с 2003  по 2007 года являлось областной экспериментальной площадкой по теме «Программа реализации предпрофильного обучения в контексте личностно ориентированного образования».

Данный эксперимент ставил своей целью   разработку  проекта образовательного пространства для реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях личностно ориентированного процесса.

С 2007 по 2011 школа отрабатывала модель «Ресурсный центр профильного обучения в условиях сельской школы». Ресурсный центр предоставлял  свои услуги по следующим профилям:  Физико-химический, социально – экономический, гуманитарный, физико – математический. В Ресурсном центре обучающимся преподавались  только профильные дисциплины,  согласно расписанию и учебному плану. Каждый обучающийся имел индивидуальную образовательную карту, в которой отражена нагрузка на базовом уровне, профильном уровне, элективные учебные предметы, название проектной, научно-исследовательской работы.

С 2013 по 2016 год школа участвовала в инновации по теме  «Использование цифровой экспериментальной лаборатории в урочной и внеурочной деятельности  обучающихся физико – математического профиля». Цель инновации  -  создание и установка в школе цифровой физической экспериментальной лаборатории. Была организована урочная и внеурочная деятельность обучающихся физико – математического профиля с использованием цифровой физической экспериментальной лаборатории.

С 2016 по декабрь 2017 года образовательное учреждение участвует   в инновационной деятельности по направлению «ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС».

5.5. Учебно-методические ресурсы:

- педагогами освоены современные образовательные технологии (проектная, личностно-ориентированная, проблемная, ТРИЗ - технология);

- имеются цифровые образовательные ресурсы.

- функционирует школьное научное общество учащихся.

5.6. Информационно – методические ресурсы:

- информационные ресурсы Интернет;

- ресурсы школьной медиатеки;

- ресурсы школьной библиотеки;

- ресурсы проблемной лаборатории.

Информационно - образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ – оборудование.

6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения в ходе реализации проекта:

Задачи

Мероприятия

Подготовка педагогических кадров

Индивидуальные собеседования с учителем – предметником администрации школы

Повышение методического уровня педагога

Семинары с психологами, специалистами внешкольных учреждений.

Семинары-практикумы по введению ФГОС.

Участие в вебинарах, курсы повышения квалификации.

Обеспечение комфортных условий для работы педагога

Обеспечение материально – технических условий для реализации проектной деятельности.

Сотрудничество, взаимодействие

Семинары, консультации.

7. Научно-методическое обеспечение  инновационной деятельности

Создать банк методических разработок в ходе реализации проекта

Систематизация авторских разработок педагога.

Организация обмена опытом педагога в рамках взаимодействия.

Создание электронной базы образовательных продуктов педагога и обучающихся.

Разработать систему диагностической работы педагога-психолога по вопросам внеурочной деятельности обучающихся

Диагностика запросов обучающихся.

Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики.

Создать банк электронных ресурсов и методической литературы.

Приобретение методической литературы, цифровых образовательных ресурсов и ее постоянное обновление.

Систематизация методической литературы, электронных ресурсов.

Информирование педагогов школы (методического объединения) о наличии и их знакомство с содержанием имеющихся ресурсов.

8. Анализ результативности организации инновационной деятельности

по формированию творческой активности  учащихся 

Направления анализа

Показатели

Форма проявления творческой активности

- участие в предметных олимпиадах

- участие в специализированных конкурсах

- участие в творческих проектах

- участие в предметных неделях

- участие в НПК

Сформированность личностной направленности на проявление творческой активности и мотивации к исследовательской деятельности

- устойчивый интерес к исследовательскому процессу

- сформированность интереса к проблеме и предмету исследования

- потребность самостоятельного выбора направлений исследования и решения задач

- активность в процессе реального исследования

Операционная готовность к

осуществлению исследовательской деятельности

- активно выдвигаются гипотезы

- поиск альтернативного значения

- осуществляется комбинирование ранее известных способов решения

-  расширяется область поиска информации для решения  проблемы

- активно  прорабатываются варианты решения задач

-  проводятся эксперименты

-  грамотно осуществляется фиксация результатов

-  делаются выводы

Психологическая готовность к исследовательской деятельности

- мобильность

- креативность

- продуцирование многовариантных идей

- способность к сотрудничеству

Субьективные критерии

Восприятие результатов через органы чувств, интуиция

Опыт и умения

Теоретическая подготовленность, способность к конструкторской деятельности

Уровень логического и математического мышления

Диагностика сформированности творческих умений и навыков учащихся

9. Основные мероприятия внеурочной деятельности, планируемые в ходе реализации проекта:

Игра с тетрамино, тримино

Марафон «Креатив - бой».

Мастер – класс "ТРИЗ-технология творчества».

 Научно – практическая конференция изобретательского и конструкторского мастерства.

Защита проекта.

Задачи на вероятность. Мини-исследование.

Математическая игра «Крестики-нолики».

Марафон «Креатив - бой».

Презентация банка открытий Конструкторского бюро творческого мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся

Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся...

Выступление с проектом "Конструкторское бюро творческого мышления"

Изобретательско - творческое мышление – плод постоянного нахождения и разрешения технических, социальных, бытовых, предпринимательских, игровых, творческих задач, в вероятностном поле возникающи...

Метод творческого проектирования в формировании творческого мышления обучающихся объединения «Весёлый художник».

Творческие поекты обучающихся в объединении "Весёлый художник" выполнены в различных техниках и отражают основные направления дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы &qu...

Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроке английского языка

В статье рассматривается тренинг креативного мышления в обучении английскому языку. Автором рассматривается теория решения изобретательских задач, приводится план-сценарий урока, разбитого на блоки....

Концепция проекта "Конструкторское бюро творческого мышления"

Проект направлен на создание условий для экспериментально - конструкторской деятельности обучающихся и инновационно образовательной деятельности педагогов с применением робототехники, интерактивных те...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....