ЭССЕ «Моя педагогическая философия»
статья на тему
ЭССЕ
«Моя педагогическая философия»
Что такое призвание? Как его найти? Грубо говоря, найти призвание – это найти способ зарабатывать деньги в жизни, исполняя ту работу, которую ты любишь – любишь и умеешь делать. Тогда живешь в гармонии с собой и с миром.
И вот уже двадцать лет я живу в гармонии с собой и с миром, работая учителем в школе. Школа – это сочетание радости и горечи, радости от побед и горечи от неудач, это тепло детских сердец и доброта учительских глаз, это свет открытий и бессонные ночи раздумий. Разве это не счастье?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_pedagog_filosofiya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭССЕ
«Моя педагогическая философия»
Что такое призвание? Как его найти? Грубо говоря, найти призвание – это найти способ зарабатывать деньги в жизни, исполняя ту работу, которую ты любишь – любишь и умеешь делать. Тогда живешь в гармонии с собой и с миром.
И вот уже двадцать лет я живу в гармонии с собой и с миром, работая учителем в школе. Школа – это сочетание радости и горечи, радости от побед и горечи от неудач, это тепло детских сердец и доброта учительских глаз, это свет открытий и бессонные ночи раздумий. Разве это не счастье?
После окончания школы без промедлений и раздумий я подала документы в МГУ им Н.П. Огарева на математический факультет. Так я начала осваивать свою будущую профессию.
Но как было понять, что, став учителем, я найду свое призвание? И на этот вопрос я вскоре нашла ответ. Все очень просто – первая педагогическая практика расставила все на свои места. «Школа №16» стала моим первым наставником и определяющим звеном в цепочке судьбы. Здесь я впервые увидела и почувствовала, что значит «любимый учитель». Но я понимала, что стать настоящим учителем можно только при определённых условиях. Во-первых, надо достаточно хорошо знать науку, ее методологию и ее историю, во-вторых, иметь достаточный педагогический такт и опыт и, наконец, в-третьих, обладать в достаточной мере всеми теми качествами, которые собираюсь воспитывать в своих учениках. В процессе моего становления в роли учителя, я определила для себя следующие педагогические задачи, которые пытаюсь решать до сих пор научить школьников быть независимыми и воодушевлять их быть самими собой. Для меня главное ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями. С этой целью я пытаюсь создавать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута. Важно убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы. И мне очень хочется, чтобы каждый получал удовольствие и радость от результатов своего труда.
Чудес в педагогике не бывает. Есть большая, порой невыносимо трудная, но бесконечно радостная работа. Всем известно, что дети свободнее, раскрепощение взрослых. Они чувствуют уверенность в своих силах и готовы выполнить все, что им предложит учитель, вплоть до самого трудного задания. Нужно лишь внимание к результатам их труда. Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все дети способны и успешны. Только тогда он может добиться поставленной цели. А если нужного результата нет, то причину нужно искать, прежде всего, в учителе, в его неудачных методах, а не в бездарности детей. Годы работы убедили меня в том, что нельзя идти на урок лишь со знанием какой-то теоремы и набором задач, пусть даже самых интересных. Многое здесь зависит от способа подачи материала, от способа организации труда школьников на уроке.
Для меня поиск и выбор способа ведения урока, связан с работой по формированию умений наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы, спорить, отстаивать свою точку зрения. Оперировать не только маленькими порциями учебного материала, но и знаниями, полученными при изучении темы целиком. «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», - говорил академик Александр Львович Минц. Я считаю, что талант учителя как мастера раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его на столько, что ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему, чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Именно поэтому я стараюсь работать так, чтобы не оставлять равнодушным ни одного ребенка на уроке. Прекрасно, когда ребята ждут урок, когда подбегают и спрашивают: « Что у нас сегодня будет на уроке?». И каждый день их чем-то надо удивлять.
Но оказывается у детей к нам, учителям, есть еще много требований. Вот что пишут ученики: «Учитель должен уметь чувствовать настроение детей, давать им ценные жизненные советы», « Интерес ученика к предмету в большей степени зависит от того, как учитель преподнесет информацию ученику», «За долгие годы работы в школе учителя становятся нервными и срываются на учениках, а нам это неприятно», «Пусть учитель входит в класс с улыбкой, улыбка – это знак доброты и уважении я». Поэтому для меня победа, если на лицах моих учеников я вижу радость, понимание и одухотворённость.
Так пусть же моим детям повезёт, и они каждый день будут встречаться в школе только с радостью. И ещё говорят, что чудес в педагогике не бывает. А я по-прежнему работаю учителем и менять профессию не собираюсь. Разве это не чудо?
Мне вспоминается совет одного мудрого человека: « Не потеряйте ни одного ученика, и пусть эти слова станут вашей педагогической философией». С тех пор я отношусь к своей деятельности как к служению, а не как к работе. Служение – понятие круглосуточное. Педагогом нельзя быть с понедельника по пятницу и только на школьных уроках. Учительское попечение не знает выходных дней и напоминает собой духовное «03».Вот почему место встречи с моими учениками является не урок, а сердце. Видя негативные результаты либеральных экспериментов над школой, я начала глубже понимать, что лежит в основе понятий «образование», просвещение», «воспитание». В моем понимании образование – это ваяние образа, воспитание – питание духовной оси, а просвещение – возжигание света. Истины в душе ученика. В наше время и образы поменялись, и ось неоднократно ремонтировалась, и свет постепенно затухал в ученических сердцах. Ученик стал равнодушным, инертным, и перестал понимать где добро и где зло. Еще В.О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете». Ученик, не увидевший красоту и доброту в нас, не поймет ваших слов о красоте и доброте. Роль учителя чрезвычайно важна. Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ. Он обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса:
Какой час на земле самый главный?
Какой человек на земле самый главный?
Какое дело на земле самое главное?
Царь не сумел ответить.
А ответ прост. Самый главный час - настоящий, самый главный человек - тот, что рядом сейчас с тобой, дело, которое ты сейчас делаешь – самое главное. Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому опыту отвечу на эти вопросы так: сегодняшний урок самый главный, так как завтра будут уже другие уроки; проводить их для учащихся – вот мое ПЕРВОЕ педагогическое счастье. Главный человек для меня - мой ученик. Важно найти для каждого именно такое слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое ВТОРОЕ педагогическое счастье; именно сейчас я могу зажигать свет в сердцах детей, звать их к добру, нацеливать, видеть смысл в любом деле. Вот мое ТРЕТЬЕ педагогическое счастье.
Все уроки, как люди, похожи и разные если к ним приглядеться с различных сторон,
Ведь бывают уроки, как радостный праздник, а бывают они, как мучительный сон.
Но когда расцветут ваши милые лица и живым любопытством глаза озарит,
И в десятках голов моя мысль шевелится и в десятках сердец мое сердце стучит.
Я люблю даже вас: слабыши и лентяи, пережив много шквалов и ливней и гроз,
Все ж люблю шалунов, даже самых отчаянных, доводящих до скрытых мучений и слез.
Вы сейчас не поймете, как ночью бессонной, не успев отдохнуть за отведенный срок,
Я сижу над тетрадью, влюбленная, в свой грядущий и вам неизвестный урок.
Добро нести, добру учить
Добиться цели через трудности.
Любовью истине служить.
Я называю это мудростью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Эссе "Моя педагогическая философия"
Я стала Победителем в номинации "эссе" (конкурс "Педагог-года- 2005")...
эссе "Моя педагогическая философия"
Эссе о моем понимании профессии педагог....
Эссе "Моя педагогическая философия"
Эссе "Моя педагогическая философия"...
Эссе «Моя педагогическая философия»
"Распахни своё сердце!" Так называется эссе, которое я писала для конкурса "Учитель года"....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...