Эссе. Я – Учитель...
статья на тему
Предварительный просмотр:
Я – Учитель…
Эссе.
Если хочешь понять жизнь,
то перестань верить тому,
что говорят и пишут,
а наблюдай и чувствуй.
Антон Чехов
В моем детстве многие ребята хотели стать воспитателями или учителями, потому что хотели быть похожими на тех, кто в свое время отдал им частичку своей души, был рядом в трудный момент, запомнился своей неординарностью. К сожалению, в настоящее время престиж профессии утрачен, роль учителя принижена, до конца не оценена ни государством, ни учениками. Но при этом без учителя нет будущего, потому что именно от него как наставника и воспитателя зависит, какой будет судьба молодого поколения, а значит, и судьба народа.
А как было у меня? Когда я приняла решение стать учителем? Ведь я знаю об этой профессии не понаслышке. Моя мама, Андреева Галина Александровна, работала учителем, были учителями и две ее старшие сестры. С детства наблюдала их каждодневный труд: подготовка к урокам по ночам, стопки тетрадей, разговоры - переживания за всех учеников, «отстающих» и успешных. Я знала обратную сторону медали, не ту, что притягивает влюбленных малышей, смотрящих на красивую учительницу у доски, а ту, что ведет к свершениям и победам.
Не все дети могут увидеть труд своих родителей, оценить их значимость, а я уже тогда понимала, какая это ответственность подготовиться к одному уроку: каждый день обложенная книгами, журналами и словарями (еще не было возможностей Интернета) мама старательно писала конспекты, составляла карточки, проверяла тетради. Порой очень уставшая, но с хорошим настроением поднимала на меня глаза и зачитывала что-нибудь занимательное, новое, неожиданное. Ей самой всегда было интересно готовиться к урокам. Она искренне радовалась, когда попадалась любопытная статья или удавалось приобрести новую книгу. Я любила и гордилась своей мамой, понимая, какая важная и ответственная у нее работа. Поэтому, считаю, приняла осознанное решение, когда поступила в пединститут и именно на филологический факультет, что окончила моя мама. Легко ли стать учителем, о котором пишут стихи и слагают песни? Думаю, что нет, во всяком случае, не сразу. Я тоже искала свой путь.
Годы учебы вспоминаются с большой теплотой и благодарностью за то «доброе, вечное, чистое», что сеяли в наши души преподаватели, люди творческие и увлеченные. Они укрепили меня в мысли, что я сделала правильный выбор, хотя мама мне сказала однажды: «Трудную профессию ты выбрала, доченька». Это было сказано только однажды. А потом были слова поддержки и помощь, ведь она знала, что значит быть Учителем.
Мне повезло: с первого года работы я влилась в творческий коллектив. Школа № 28 принимала участие в эксперименте по внедрению обучения системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Теперь все знают, что это были основоположники ФГОС, а тогда их труд звучно назывался развивающее обучение, которое противопоставлялось традиционному. Это было новое веяние, хотя многие «традиционники» работали, применяя эту технологию по наитию, чувствуя, что по-другому нельзя воспитать настоящую думающую личность. Ведь учитель – это человек, который стоит между наукой и Личностью, пусть пока еще и маленькой. Чем близко мне развивающее обучение? Прежде всего – демократичностью. Весь процесс учения построен на принципе сотрудничества, соучастия, на организации радостных переживаний познания. Основной формой является учебный диалог. Ребенок – партнер учителя в учебно - воспитательном процессе. Здесь развитие личности – прямой результат. Знание в данной системе является не самоцелью, а только средством развития. Понимая это, в который раз осознаешь, насколько ответственна работа учителя. Ребенок должен доверять мне, и тогда у него появится желание раскрыться и проявить все свои лучшие качества. Я согласна со словами Плутарха: «Ребенок не пустой сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь». В работе часто вспоминаю и другие строчки современного поэта Дмитрия Левитеса:
Я – скульптор.
Моя мастерская – класс:
Щеки горят и челки отброшены...
Десятками пар ушей и глаз
Смотрят на меня сейчас
Будущие Энштейны и Ломоносовы.
Послушайте, а вдруг и правда будущие Ломоносовы и Пушкины? Разве можно им в чем-то солгать или хотя бы просто недосказать? Ни в коем случае, более того, нужно сказать намного больше, чем школьный учебник. Сам собой напрашивается вывод – нельзя стоять на месте, ведь учитель не просто транслятор знаний, когда-то полученных в институте, он должен учебный материал связать с жизнью, преподнести так, чтобы дети почувствовали необходимость в обладании этими знаниями. Нужно показать перспективу их развития, зажечь на поиск, а дальше они сами найдут свой путь, даже если это будут не будущие Энштейны и Ломоносовы, Пушкины и Циолковские.
Почти двадцать лет работаю по системе, которая развивает и возвышает детей. Все уроки проходят в атмосфере интеллектуального поиска. Для изучения предлагается не упрощенный материал, а насыщенный малоизвестными фактами и явлениями языкового и литературного процесса. В результате на своих уроках вижу, как происходит становление личности учеников. В творческих работах ребят наблюдаю нестандартность мышления, лиричность и образность восприятия окружающего мира. Они лучше чувствуют красоту незаметного, обыденного и умеют ярко и выразительно передать свои впечатления. Убедилась, что это технология будущего и что она ведет к успеху в обучении школьников. Учителю нужно лишь умело направить их в правильное русло. А для этого требуется постоянно развиваться самому и учить этому детей. Верными помощниками в работе будут любовь к своему делу и интерес к предмету, который преподаешь. В ответ благодарные дети поддержат своей энергией и стремлением узнать что-то новое. Поэтому в своей работе активно применяю технологию проектов, так как считаю, что, работая над персональными проектами, ребята имеют возможность в полной мере реализовать свой познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями.
Не будет открытием, если скажу, что нет методики, подходящей для всех. Каждый учитель должен стать Творцом, найти свою технологию преподавания, отвечающую его личным качествам. Необходимо вглядеться в себя, понять, какой ты! Прозреть самому и найти свой путь.
Сабаева Ольга Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам
Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...
Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"
Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию, понимание миссии педагога в современном мире....
Эссе "Я - учитель" (для конкурса "Учитель года Ромненского района - 2016")
Эссе "Я - учитель" на районный конкурс педагогического мастерства "Учитель года Ромненского района - 2016"...
"Учитель года 2016" Эссе "Я - учитель"
Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь, и радость общения с ними.И как бы ни складывалась моя жизнь дальше, но любовь и уважение моих учеников и их родителей -...
Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Эссе "Я - учитель"
Данное эссе написано для участия в конкурсе "учитель года". В нём подводятся некоторые итоги учительской деятельности. Основные темы для рассуждения: роль сельской школы в развитии ребёнка, её место в...
Эссе "Я - учитель!" на конкурс Учитель года Кубани 2016 в номинации педагогический дебют
эссе на конкурс учитель года...