Рабочая программа по предпрофильному курсу "Оновы НИР и УИР"
рабочая программа (8 класс) на тему
Рабочая программа по предпрофильному курсу "Основы научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы"предназначена для учащихся 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_nir_i_uir_8_15-16.docx | 54.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля» г. Перми
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей естественнонаучного профиля Руководитель ШМО _________/С.А. Тебенькова Протокол №_______от «___» ________20 г.
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по НМР____________ «___» ________20 г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «СОШ № 132»г.Перми _____________________ /Л.И.Рябова «___» _________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предпрофильному курсу по выбору
Основы научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы, 8 класс
8 в класс
2015-16 учебный год
Составитель:
Демидова Елена Александровна,
учитель химии первой
квалификационной категории
Пермь, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма курса «Основы НИР и УИР» создана на основе основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2010 №1897) и примерной основной образовательной программы основного общего образования (составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011).
Курс ориентирован на подготовку обучающихся с высокой учебной мотивацией и стремлением к научно-исследовательской деятельности различного уровня, участию в научно-исследовательских конференциях различных уровней.
Независимо от будущей профессиональной деятельности выпускника школы занятие научно-исследовательской работой способствует расширению кругозора, определению наклонностей, обеспечению уверенности в правильности выбора, позволит выработать в себе целеустремленность, выдержку, терпеливость, честность в работе, строгость и объективность в анализе полученных данных и в построении выводов. Раннее обучение методике научных наблюдений, систематизации научных фактов углубляют и усиливают качество овладения учебной программой.
Основные положения программы в комплексном виде не преподаются в общеобразовательных учреждениях, но при получении высшего образования выпускники часто сталкиваются с проблемами написания исследовательской работы. «Основы НИР и УИР» даются индивидуально и субъективно.
Цель курса:
- развитие исследовательской компетенции и исследовательских умений обучающихся посредством овладения ими методов научного познания и умений учебного исследования.
Задачи курса:
- помочь обучающимся овладеть основами методологии исследовательской деятельности;
- обучить структуре построения и правилам оформления учебного исследования;
- обучить планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- сформировать навыки сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- сформировать умение анализировать (креативность и критическое мышление); составлять письменный отчет (обучающийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- сформировать мотивацию активного участия в исследовательской деятельности, потребности в развитии собственных интеллектуальных и исследовательских умений;
- сформировать позитивное отношение к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Курс «Основы НИР и УИР» завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции.
Место курса в базисном учебном плане
На изучение курса «Основы НИР и УИР» отводится 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю за счет часов вариативной части базисного учебного плана.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Структурно программа курса состоит из 5 тем: «Введение. Виды исследовательских работ», « Методология научного творчества», «Этапы работы в рамках научного исследования», «Оформление исследовательской работы» и «Подготовка к защите и защита работ».
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Предусмотрено резервное время в количестве 2 часов.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, развития и саморазвития личности.
Методы обучения
- словесные
- наглядные
- практические
Принципы и подходы обучения
- Учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся;
- Интерактивность (работа в малых группах, предусмотрена исследовательская деятельность обучающихся и защита работ);
- Личностно – деятельностный подход,
- Применение здоровьесберегающих технологий.
Формы обучения:
- Урок «открытия» нового знания.
- Урок общеметодологической направленности.
- Урок развивающего контроля.
- Урок рефлексии.
- Фронтальная; групповая, индивидуальная, коллективная.
Формы деятельности обучающихся:
- познавательная;
- коммуникативная;
- регулятивная.
В преподавании курса используются следующие формы работы с обучающимися:
- работа в малых группах (2-5 человек);
- исследовательская работа;
- подготовка докладов/ рефератов/ презентаций;
- информационно-поисковая деятельность.
В рабочей программе представлен контроль достижений обучающихся и критерии оценки.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА «ОСНОВЫ НИР И УИР» В 8 КЛАССЕ
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- исследовательские умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
- коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.;
- умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий;
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
- презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Основы учебно-исследовательской деятельности
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
|
|
СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | |
|
|
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | |
|
|
Работа с текстом: оценка информации | |
|
|
КОНТРОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Результатом освоения обучающимися курса «Основы НИР и УИР» является индивидуальная исследовательская работа.
В рабочей программе определены критерии оценки индивидуальной исследовательской работы.
Критерии оценки индивидуальной исследовательской работы
Критерий | Показатели | Бал |
Культура выступления. Презентация | доклад зачитывает | 1 |
доклад рассказывает, но не объяснена суть работы | 2 | |
четко выстроен доклад | 3 | |
кроме хорошего доклада, владеет иллюстративным материалом | 4 | |
доклад производит выдающееся впечатление | 5 | |
Владение терминологией | автор владеет базовым аппаратом исследования | 1 |
использованы общенаучные и специальные термины | 2 | |
показано владение специальным аппаратом | 3 | |
Ответы на вопросы | не может четко ответить на вопросы | 1 |
не может ответить на большинство вопросов | 2 | |
отвечает на большинство вопросов | 3 | |
Соответствие защиты заявленной теме и целям исследования | не соответствует | 0 |
есть некоторые несоответствия | 1 | |
соответствует | 2 | |
Выдержанность структуры работы | в работе плохо просматривается структура | 1 |
в работе отсутствуют один или несколько основных разделов | 2 | |
работа структурирована, прекрасно оформлена | 3 | |
Максимально возможный бал: 16 баллов |
Перевод баллов в оценку по 5-бальной шкале:
16-14 баллов = «5»
13-11 баллов = «4»
10-8 баллов = «3»
Менее 8 баллов = «2»
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
(1 час в неделю, всего 34 часа, из них 2 часа - резервное время)
Тема 1. Введение. Виды исследовательских работ (5 часов)
Цели, задачи курса. Основные городские, региональные и всероссийские научно-практические конференции и конкурсы школьников.
Форма представления исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, проект, реферат.
Тема 2. Методология научного творчества (3 часа)
Основные понятия научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.
Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов, формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Методы научного познания: наблюдение, сравнение, анализ, эксперимент, измерение, абстрагирование, синтез, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Тема 3. Этапы работы в рамках научного исследования (8 часов)
Выбор темы: актуальность темы, востребованность темы, эффективность темы, формулировка.
Постановка проблемы, формулирование цели и задач исследования. Номинативная и глагольная формы. Правила формулирования. Использование речевых клише.
План работы над учебным исследованием. Отбор методов исследования, их соответствие целям и задачам исследования.
Объект исследования. Предмет исследования. Гипотеза.
Информация: обзорная, реферативная, сигнальная, справочная. Виды информационных источников: учебная литература (учебники, учебные пособия, хрестоматии), справочная литература (словари, энциклопедии, справочники, библиографические указатели, календари замечательных дат, статистические справочники, путеводители), научные документы, Internet.
Справочный аппарат книги. Этапы работы над книгой. Стратегии работы с текстами. Работа в библиотеке. Анализ первоисточников по проблеме исследования. Этика цитирования. Правила оформления библиографических ссылок.
Тема 4. Оформление исследовательской работы (9 часов)
Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавления, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников, приложения.
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски, примечания и приложения.
Использование научной терминологии в тексте теоретического описания, описания результатов учебного исследования. Общие правила оформления текста.
Способы представления экспериментальных результатов: таблицы, графики, опросы, описания и т.д. Общие правила оформления информации, представленной в графическом виде.
Общие правила оформления списка литературы.
Общие правила оформления титульного листа и оглавления.
Тема 5. Подготовка к защите и защита работ (7 часов)
Структура и содержание доклада по теме исследования. Требования к докладу.
Программы для создания презентаций. Microsoft Power Point. План содержания презентации.
Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.
Защита исследовательских работ. Анализ исследовательских работ и выступлений.
Тематическое распределение часов
(1 час в неделю, всего 34 часа, из них 2 часа - резервное время)
Название темы | Количество часов |
Тема 1. Введение. Виды исследовательских работ | 5 |
Тема 2. Методология научного творчества | 3 |
Тема 3. Этапы работы в рамках научного исследования | 8 |
Тема 4. Оформление исследовательской работы | 9 |
Тема 5. Подготовка к защите и защита работ | 7 |
ИТОГО | 32 часа (+ 2 часа резерв) |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КУРСА «ОСНОВЫ УИР И НИР. 8 КЛАСС»
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Характеристика видов деятельности обучающихся |
Тема 1. Введение. Виды исследовательских работ (5 часов) | |||
1 | Введение в курс «Исследовательская деятельность» | Цели, задачи курса. Основные городские, региональные и всероссийские научно-практические конференции и конкурсы школьников. | Составляют опорный конспект. |
2-3 | Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад | Форма представления исследовательских работ. Доклад. Тезисы доклада. Стендовый доклад. Содержание, структура, правила составления и оформления. | Составляют опорный конспект. Знакомятся с докладами, тезисами доклада, стендовыми докладами |
4 | Литературный обзор | Литературный обзор. Содержание, структура, план работы над литературным обзором, правила составления и оформления | Составляют опорный конспект. Знакомятся с литературными обзорами разных работ |
5 | Научная статья, научный отчет. Реферат. | Научный отчет. Научная статья. Реферат. Структура, содержание, цели и задачи, форма | Составляют опорный конспект. Знакомятся с научной статьей, научным отчетом и рефератами |
Тема 2. Методология научного творчества (3 часа) | |||
6 | Основные понятия научно-исследовательской работы. Аспект. Гипотеза научной работы | Аспект. Гипотеза. Дедукция. Идея. Индукция. Категория. Концепция. Научная тема. Научная дисциплина. Научная теория. Научный факт. Обзор. Объект исследования. Предмет исследования. Принцип. Проблема. Теория. умозаключение | Самостоятельно работают с источниками информации. Составляют тезаурус. |
7 | Исследовательская работа: ее структура, содержание, этапы работы | Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов, формулирование выводов и оценка полученных результатов | Составляют опорный конспект. Практическая работа по определению предмета и объекта исследования. |
8 | Методы научного познания | Наблюдение. Сравнение. Анализ. Эксперимент. Измерение. Абстрагирование. Синтез. Исторический метод. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. | Составляют опорный конспект. Дополняют тезаурус. |
Тема 3. Этапы работы в рамках научного исследования (8 часов) | |||
9 | Выбор темы | Актуальность темы. Востребованность темы. Эффективность. | Осуществляют выбор темы. Формулируют рабочую тему. |
10 | Постановка проблемы. Цель и задачи исследования | Проблема. Цель. Задачи. Правила формулирования. Использование речевых клише. | Самостоятельная работа по постановке проблемы, формулировании цели и задач (в номинативной и глагольной формах соответственно). |
11 | План работы над исследованием. Отбор методов исследования | План работы над учебным исследованием. Отбор методов исследования, их соответствие целям и задачам исследования. | Самостоятельная работа по составлению плана исследования, отбору методов исследования, соответствующих поставленным целям и задачам исследования. |
12 | Объект, предмет и гипотеза исследования | Объект исследования. Предмет исследования. Гипотеза. | Самостоятельная работа по постановке и формулированию гипотезы, по определению объекта и предмета собственного исследования. |
13 | Виды информации, методы поиска информации | Информация: обзорная, реферативная, сигнальная, справочная. Виды информационных источников: учебная литература (учебники, учебные пособия, хрестоматии), справочная литература (словари, энциклопедии, справочники, библиографические указатели, календари замечательных дат, статистические справочники, путеводители), научные документы, Internet. | Составляют тезисы. |
14-15 | Поиск и накопление информации | Справочный аппарат книги. Этапы работы над книгой. Стратегии работы с текстами. Работа в библиотеке. | Работают с различными источниками информации и над текстом исследования. |
16 | Стратегии работы с текстами | Анализ первоисточников по проблеме исследования. Этика цитирования. Правила оформления библиографических ссылок. | Анализируют первоисточники по проблемам собственных исследований. Составляют памятку по правилам оформления библиографических ссылок |
Тема 4. Оформление исследовательской работы (9 часов) | |||
17-18 | Оформление исследовательской работы | Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавления, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников, приложения. Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски, примечания и приложения. | Составляют опорный конспект. Составляют памятку по структуре содержания исследовательской работы. Составляют памятку по правилам оформления текста научно-исследовательской работы. |
19 | Оформление теоретической главы исследования | Использование научной терминологии в тексте теоретического описания учебного исследования. Общие правила оформления текста. | Оформляют теоретическую главу исследования. |
20 | Способы представления экспериментальных результатов исследования | Таблицы. Графики. Опросы. Описания. | Готовят доклад по результатам исследования. |
21 | Оформление исследовательской части работы | Использование научной терминологии в тексте описания результатов исследования. Общие правила оформления текста, информации, представленной в графическом виде. | Оформляют исследовательскую часть работы. |
22-23 | Введение и заключение | Использование научной терминологии в тексте. Общие правила оформления текста, информации. | Оформляют введение и заключение |
24 | Оформление списка литературы | Общие правила оформления списка литературы. | Оформляют список литературы. |
25 | Титульный лист. Оглавление | Общие правила оформления титульного листа и оглавления. | Оформляют титульный лист и оглавление. |
Тема 5. Подготовка к защите и защита работ (7 часов) | |||
26 | Доклад по теме исследования | Структура и содержание доклада по теме исследования. Требования к докладу. | Составляют доклад по теме исследования |
27-28 | Презентация по теме исследования | Программы для создания презентаций. Microsoft Power Point. План содержания презентации. | Знакомятся с программой для создания презентаций. Составляют и разрабатывают сценарий презентации по теме исследования. |
29 | Подготовка к защите | Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. | Составляют памятку по культуре выступления и ведения дискуссии. |
30 | Защита исследовательских работ | Представляют свои исследования на школьной конференции учащихся. | |
31 | Анализ работ | Анализируют исследовательские работы. Составляют рекомендации. | |
32 | Анализ публичных выступлений | Анализируют собственные публичные выступления. Составляют рекомендации. | |
Итого: 32 часа + 2 часа резервное время |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с. – (методическая библиотека)
- Первые шаги в науку: Практическое руководство по созданию научно-исследовательской работы. – Пермь, 2014. – 104 с.
Материально-техническое обеспечение
- Специализированная учебная мебель
- Доска аудиторная с магнитной поверхностью
- Стол письменный для учителя
- Столы двухместные ученические в комплекте со стульями
- Стул для учителя
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя:
- основная литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с. – (методическая библиотека)
- Первые шаги в науку: Практическое руководство по созданию научно-исследовательской работы. – Пермь, 2014. – 104 с.
- дополнительная литература:
- Научно-исследовательская деятельность учащихся. Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников. – 2002. Выпуск 2// Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве»./ Отв. ред. Л.Е. Курнешова – М.: Центр «Школьная книга», 2002
- Масленникова А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы в школе по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся».// Практика административной работы в школе. – 2002, №1.
Литература для обучающихся:
- основная литература:
- Первые шаги в науку: Практическое руководство по созданию научно-исследовательской работы. – Пермь, 2014. – 104 с.
- дополнительная литература:
- Кохтев Н.Н. Риторика: учебное пособие для учащихся 8-11 кл. учеб. заведений с углубл. изуч. гуманитарных предметов, а также для лицеев и гимназий. – М.: Просвещение, 1994.
- Логика: учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений, школ и классов с углубленным изучением логики, лицеев и гимназий / А.Д. Гетманова, А.Л. Никифоров, М.И. Панов и др. – М.: Дрофа, 1995.
- Никольская И.Л., Семенов Е.Е. Учимся рассуждать и доказывать: книга для учащихся 6-10 классов. – М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Выбор профессии"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу предпрофильной подготовки на 17 часов....
Рабочая программа курса предпрофильной подготовки «Как правильно решать уравнения»
Курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов углубляет "линию уравнений" в школьном курсе математики и не дублирует программу базового изучения математики....
Рабочая программа по предпрофильной подготовке в 9 классе "Профессиональные интересы и склонности"
Рабочая программа по предпрофильной подготовке в 9 классе "Профессиональные интересы и склонности" направлена на актуализацию процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной...
Рабочая программа по предпрофильной подготовке
Программа элективного курса по профориентации "Мой выбор" поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор соответствующий его способностям, возможностям ценностным устано...
Рабочая программа по предпрофильной подготовке элективный учебный предмет «Деловой английский» для изучения английского языка в основной школе
Программа курса расширяет и углубляет знания, представляющие профессиональный и познавательный интерес для учащихся. Этот курс построен на равноценном обучении устным и письменным формам общения ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ...
Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Человек и профессия"
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профе...