Рабочая программа курса предпрофильной подготовки «Как правильно решать уравнения»
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов углубляет "линию уравнений" в школьном курсе математики и не дублирует программу базового изучения математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ppp_14-15.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса по выбору
«Как правильно решать уравнения»
- Пояснительная записка.
Рабочая программа курса по выбору «Как правильно решать уравнения» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике и позволяет осуществлять задачи предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.
Существует много уравнений, которые считаются для школьников задачами повышенной трудности. Данная рабочая программа ставит целью познакомить школьников с различными, основанными на материале программы общеобразовательной школы, методами решения трудных задач, проиллюстрировать широкие возможности использования школьных знаний, привить учащимся навыки употребления нестандартных методов рассуждения.
Цель курса:
- овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- проверить готовность учащихся, ориентированных на математический профиль обучения к усвоению материала различного уровня сложности в старшей школе;
- развить такие качества личности как ясность и точность мысли, логическое мышление, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;
- сформировать представлений об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования процессов и явлений.
Задачи:
- Углубление знаний об алгебраических уравнениях высших степеней, уравнениях, содержащих переменную под знаком модуля, иррациональных уравнениях, ознакомление со способами и методами их решения.
- Применение полученных знаний для построения и исследования математических моделей практических задач смежных дисциплин, требующих решения уравнений.
- Общая характеристика курса по выбору
Данный курс направлен, прежде всего, на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника в математике, способствует удовлетворению познавательных потребностей школьников в методах и приёмах решения нестандартных задач. Содержание курса углубляет «линию уравнений» в школьном курсе математики и не дублирует программу базового изучения математики.
Данная программа направлена на расширение основного курса алгебры. Вводятся понятия однородного, возвратного, симметрического уравнений. Учащиеся знакомятся с операцией деления многочлена на многочлен, методом неопределенных коэффициентов и замены переменной. С первоначальными сведениями об уравнениях высших степеней учащиеся познакомились в основном курсе алгебры.
При изучении данного курса у девятиклассников повысится возможность намного полнее удовлетворить свои интересы и запросы в математическом образовании. Курс «Как правильно решать уравнения» может занять значимое место в образовании старшеклассников, так как поможет научить их применять свои умения в нестандартных ситуациях. С другой стороны, курс позволяет выпускнику основной школы приобрести необходимый и достаточный набор умений по решению уравнений и лучше подготовиться к обучению в старшем классе, где математика является профилирующим предметом.
Целесообразность введения данного курса состоит и в том, что содержание курса, форма его организации помогут школьнику через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят ему возможность работать на уровне повышенных возможностей.
Курс «Как правильно решать уравнения» позитивно влияет на мотивацию девятиклассника к учению, развивает его учебную мотивацию по предметам естественно-математического цикла. Задания, предлагаемые программой данного курса, носят исследовательский характер и способствуют развитию навыков рационального мышления, способности прогнозирования результатов деятельности.
- Описание места курса в учебном плане
Данный курс продолжительностью 17 часов (1 час в неделю) рассчитан на учеников 9 классов.
- Содержание курса
Реализация указанных целей курса достигается в результате освоения следующего содержания курса.
- Понятие равносильности уравнений:
- Понятие о следствии и равносильности.
- Равносильные уравнения и уравнения-следствия.
- Потерянные и посторонние корни.
- Целые алгебраические уравнения и способы их решения:
- уравнения высших степеней,
- симметрические,
- возвратные;
- разложение многочлена на множители,
- теорема Безу, деление многочлена на многочлен,
- метод неопределенных коэффициентов,
- способ замены неизвестных.
- иррациональные уравнения,
- уравнения, содержащие переменную под знаком модуля.
- Тематическое планирование
№ занятия | Раздел, тема занятия | Примечание |
Роль математики в современном мире (5 часов) | ||
1 | Применение математики. Роль математики в современном мире. | |
2 | Математические сочинения | |
3 | Исторические сведения о математике и математиках | |
4 | Математический журнал | |
5 | Вводное тестирование | |
Понятие равносильности уравнений (2 часа) | ||
6 | Понятие о следствии и равносильности. Равносильные уравнения и уравнения-следствия. Потерянные и посторонние корни. | |
7 | Проверочная работа № 1 | |
Целые алгебраические уравнения и способы их решения (6 часов) | ||
8 | Метод разложения многочлена на множители. Вынесение общего множителя. Применение формул сокращенного умножения. Группировка. Выделение полного квадрата. | |
9 | Теорема Безу. Деление многочлена на многочлен. | |
10 | Метод неопределенных коэффициентов. Проверочная работа № 2(20 мин) | |
11 | Метод введения новой неизвестной. Понижение степени | |
12 | Симметрические уравнения третьей и четвертой степени | |
13 | Возвратные уравнения. Проверочная работа № 3 | |
Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. Иррациональные уравнения (2 часа) | ||
14 | Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля | |
15 | Иррациональные уравнения | |
16 | Итоговая контрольная работа | |
17 | Научно – практическая конференция |
- Материально-техническое обеспечение
УМК
Класс | Учебник | Дидактический материал | Контрольный материал |
9 | Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра. Дополнительные главы к школьному учебнику 9 класса. М.: «Просвещение», 2009 | Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. М.: «Факториал», 2009 | Симонов А.Я., Бакаева Д.С. и другие. Система тренировочных задач и упражнений по математике. М.: «Просвещение», 2009 |
Интернет-ресурсы
Необходимые ТСО
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- интерактивная доска
Контроль и диагностика
Учебная неделя | Тема | Форма контроля |
5 (I полугодие) 22 (II полугодие) | Вводное тестирование | Тест |
7 (I полугодие) 24 (II полугодие) | Понятие равносильности уравнений | зачет |
10 (I полугодие) 27 (II полугодие) | Целые алгебраические уравнения и способы их решения | Проверочная работа |
13 (I полугодие) 30 (II полугодие) | Целые алгебраические уравнения и способы их решения | Проверочная работа |
16 (I полугодие) 33 (II полугодие) | Итоговая контрольная работа | Контрольная работа |
- Планируемый результат изучения
В результате изучения данного курса предполагается, что ученики:
- выполняют действия с многочленами, включая разложение многочленов на множители, нахождение целых корней многочлена с целыми коэффициентами, применять теорему Безу;
- умеют исследовать рациональные и иррациональные уравнения и применяют нужные методы для их решения;
- применяют полученные знания для построения и исследования математических моделей практических задач и задач смежных дисциплин.
В результате изучения курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
- имеют представление о математике как форме описания и методе познания действительности;
- умеют анализировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать и обобщать;
- умеют самостоятельно работать с математической литературой;
- знают основные приемы решения уравнений, понимают теоретические основы способов решения уравнений;
- умеют решать уравнения высших степеней различными методами;
- умеют представлять результат своей деятельности, участвовать в дискуссиях;
- умеют проводить самоанализ деятельности и самооценку ее результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие "введение в образовательную программу курсов предпрофильной подготовки Фитодизайн"
Наиболее актуальной задачей для учреждений дополнительного образования детей является отработка эффективной модели предпрофильной подготовки учащихся, обеспечивающей формирование у выпускников готовно...
Программа курса предпрофильной подготовки «Написание писем на английском языке: личное письмо»
Данный курс по выбору предназначен для учащихся девятых классов, является межпредметным и рассчитан на 8 часов.В основу содержания программы положен модульный принцип организации материала...
Программа курса предпрофильной подготовки по английскому языку "«Great Travelers, Discoverers, Explorers» («Великие путешественники, первооткрыватели, исследователи»)Авторы учителя ГБОУ СОШ №297 г. Москвы Негру Анна Дмитриевна, Адамян Наталья Васильевн"
Программа «GreatTravelers, Discoverers, Explorers» имеет целью оказание помощи в подборе материала для расширенной работы над темами «Путешествие», «Биография», «Знаменитые люди».Программа содержит пя...
Программа курса предпрофильной подготовки 9 класс.
Ознакомление с русскими подвижными играми, а также играми других стран мираОзнакомление с историей происхождения основных подвижных и спортивных игрОзнакомление с играми входящими в олимпийскую програ...
Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Алгоритмика и программирование"
Курс рассчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов....
Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Выбор профессии"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу предпрофильной подготовки на 17 часов....
Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Человек и профессия"
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профе...