социализация детей-сирот
статья на тему

Сухомлина Елена Викторовна

16г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsializatsiya_sirot9.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

на тему:

Социализация детей-сирот

и детей оставшихся без попечения родителей

 Подготовила

Сухомлина Е.В.

2015 г.


«Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, оборачивающейся разными социальными проблемами» - цитаты из книги американского психолога Вирджинии Сатир «Как построить себя и свою семью».

Основной причиной, ведущей к появлению тех или иных трудностей в жизни здорового ребенка, является прежде всего несовершенство человеческих взаимоотношений в первом в его жизни коллективе – его семье.

Все успехи и неудачи в воспитании нового человека связаны с четырьмя основными психологическими явлениями.

Во-первых, это чувства и мысли человека по отношению к самому себе, называемые самооценкой.

Во-вторых, это способы, с помощью которых люди передают друг другу различную информацию, делятся переживаниями и соображениями, это способы коммуникации.

В-третьих, это правила, которых придерживаются и которым следуют люди в своей жизни. Они составляют некую совокупность называемую семейной системой.

В-четвертых, это методы, с помощью которых  семья осуществляет свои связи с другими социальными институтами, т.е. социальные связи.

Для незрелых семей, при всем разнообразии проблем характерны:

  • Низкая самооценка;
  • Ненаправленные, неясные,  в значительной степени нереалистичные коммуникации;
  • Инертные, стереотипные, ограничивающие жизнь правила поведения;
  • Социальные связи являющиеся крайне узкими, и часто наполненными страхом и угрозой.

Сухомлинский писал: «Невоспитанный в детстве человек, моральный невежда, недоучка, чаще всего похож на самолет, выпущенный в полет с поврежденным двигателем: если отремонтировать не удастся, он погибнет сам и принесет гибель людям».

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Семья обеспечивает:

  1. физическое и эмоциональное развитие детей;
  2. влияет на формирование психологического пола ребенка;
  3. играет ведущую роль умственном развитии ребенка, влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет её успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы её членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он осваивает, на стремлении к продолжению образования;
  4. Имеет важное значение в овладении ребёнком социальными нормами;
  5. формирует фундаментальные ценностные ориентиры;
  6. играет большую роль в процессе социального развития.

Существует прямая зависимость между образованием родителей и успешностью в обучении их детей в школе. Но не всегда дети воспитываются в семье, не всегда процесс социализации начинается в ней и причин тому может быть много. Это может быть и несчастный случай, унесший жизни родителей; отказ родителей воспитывать своего ребенка; изъятие ребенка из семьи по социальным показателям – в этих случаях это дети «социальные» сироты.

Все эти дети чаще всего попадают в детский дом, где будет идти их дальнейшая социализация.

Причины для устройства детей в детский дом разные, но чувства которые испытывают при этом эти дети похожие – это тоска, отчаяние, агрессивность по отношению к детскому дому и тем, кто в нем работает и живет.

Причиной является: нарушение уже сложившихся отношений какими бы они не были, ограничение потока информации, к которому ребенок привык. Чаще всего дети из детских домов лишены общения с детьми из обычных семей.

Очень серьезные последствия имеют нарушения социализации в ранние годы жизни. Это и задержки психологического, физического и умственного развития, что ставит детей в неравное положение ещё и в этом плане.

Первичной и наиболее важной проблемой в процессе развития детей-сирот, воспитывающихся в детских домах является проблема интеллектуального развития воспитанников. Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в несформированности и неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления, низкой эрудиции.

Психолого-педагогические исследования уровня и особенностей интеллектуального развития воспитанников детских домов и учреждений интернатного типа свидетельствует о том, что уровень развития внимания и памяти воспитанников не имеет столь существенных отклонений от среднестатистической нормы. Однако исследования выявляют слабо сформированную картину мира, повышенную ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижения развития абстрактно логического мышления. Наиболее выражено снижение вербально логического мышления. Наиболее большую трудность для младших школьников и дошкольников представляет внеситуативно-личностная беседа. Как правило, вопросы «Какое у вас настроение?»,  «Что вы любите?» и тому подобное, вызывают смущение детей и они ничего не могут ответить.

Эти данные свидетельствуют о том, что основными причинами снижения интеллектуального развития воспитанников общеобразовательных учреждений интернатного типа и детских домов является средовые влияния, педагогическая запущенность, а не врожденно-наследственные факторы, нарушение центральной нервной системы. Одной из причин является недостаточность качественного общения со взрослыми, которое было бы адекватно для детей воспитывающихся в детском доме и школе-интернате. Одной из центральных проблем является проблема эмоционально-волевого развития воспитанников. Результаты психолого-педагогических исследований И.В.Ежова свидетельствуют о значительных нарушениях эмоционально-волевой сферы воспитанников: агрессивность, пассивность, снижение мотивации достижения и успеха, наблюдались различные акцентуации характера при недостатке самоорганизации и целеустремленности. В детских домах и школах-интернатах существует особая психологическая проблема – отсутствие свободного помещения, личного уголка, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей.

Социализация – один из способов развития личности, в основе которого лежат механизмы социального научения личности, обеспечивающие усвоение культуры. Процесс социализации идет всю жизнь, но особенно интенсивно в фазе становления личности, т.е. в детстве, отрочестве и юности. Без постоянного процесса социализации личность отстает от жизни и превращается в пережиток прошлого.

К одной из наиболее актуальных проблем воспитанников интернатных учреждений отечественные исследователи относят и трудности социализации детей, т.е. затруднения при овладении той или иной социальной ролью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса

Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната

Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зре­ния воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...

Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни

Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни Социализация – это многоплановая структура, включает в себя и обучение и воспитание людей с проблемами в...

Проблема социализации детей сирот и детей

Пояснение, что такое социализация, необходимость помощи в социализации детям детского дома....

Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната

Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната...