Методические рекомендации по созданию здоровьесберегающей среды в школе
статья по теме

Царегородцева Наталия Владимировна

Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни.

Состояние здоровья каждого человека находится в его руках. Об этом говорят обобщенные данные Всемирной организации здравоохранения.

  Здоровье человека зависит:

на 50% от образа жизни;

на 20% от наследственности;

на 20% от окружающей среды;

на 10% от развития системы здравоохранения

Поэтому на мой взгляд человек будет развиваться здоровым  если стремление быть здоровым будет естественным  стремлением человека. На этом строится вся система здоровьесбережения в школе.

Каждый хочет видеть себя и своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.

Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни:

поддержание физического здоровья,

отсутствие вредных привычек,

правильное питание,

радостное ощущение своего существования в этом мире.

Наверняка для каждого это не является,каким то секретом. Несмотря на это статистические данные о здоровье учащихся по стране оставляют желать лучшего. Анализируя ситуацию в школе, мы пришли к выводу, что у наших учащихся имеются некоторые  проблемы:

  • Недостаточный уровень знаний в вопросах поддержания собственного здоровья и

неумение применять знания на практике

И выделили основные компетенции формирующие навыки здорового образа жизни учащихся. Это:

  • ВНЕДРЕНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
  • УСИЛЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НЕОБХОДИМОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ;
  • МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ;
  • ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ;
  • ПРАКТИКО-НАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.

Создание социальной инфраструктуры школы

ПРОЕКТ по трансформации стандартных фойе учебных заведений

и школьных столовых в мультифункциональные площадки для социализации детей и подростков в МАОУ "СОШ №59" г. Чебоксары

Школьное кафе «Яблоневый сад»

Оздоровление детей

Работа Реабилитационного центра, сенсорной комнаты.

Урочная деятельность

Проведение нетрадиционных форм уроков («Живые уроки»,  интегрированные уроки, занятия в 3D классе

Работа с детьми с ОВЗ

Школа надомного обучения

Кружковая деятельность

Работа Центра внешкольной работы

Тематические кружки по основам медицинских знаний.

Внеурочная деятельность

Научно-экспериментальная деятельность. Встречи, беседы, мероприятия, волонтерское движение «Волонтеры добра 59»  по пропаганде ЗОЖ.

Качественное улучшение социальной инфраструктуры идет по многим направлениям. На одном из первых мест стоит здоровое питание учащихся.

Культура питания – это часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Здоровое питание – важный фактор нормального развития и здоровья детей.

Администрация школы и медицинский центр большое внимание уделяют организации горячего питания. Поэтому в последние годы имеется тенденция к уменьшению числа заболеваний хроническими воспалительными заболеваниями желудка и двенадцатиперстной кишки. Этому способствует правильная организация горячего питания и реабилитационные мероприятия, направленные  на восстановление утраченных резервов здоровья. В меню предлагается несколько видов салатов из свежих овощей, супы и  выбор вторых блюд. В ассортименте  соки, напитки, свежие кондитерские изделия, выпечка. Школьникам 9–11 классов предоставляется  возможность свободного  выбора блюд по типу «шведского стола».

Администрация школы постоянно работает над улучшением материально-технического оснащения столовой. В августе 2016 года школа реализовала проект «Школьное кафе». В школьном кафе «Яблоневый сад» появилась мягкая зона, был улучшен интерьер и дизайн. Положительно оценивает качество питания в школе 92 % родителей

В школе функционирует школьный реабилитационный центр, являющийся своеобразной моделью образовательного учреждения нового типа – Школы здоровья.

Приоритетные направления работы центра:

1.        Профилактика заболевания детей.

2.        Восстановление после перенесенных заболеваний.

3.        Обучение здоровому образу жизни.

Медицинское отделение включает кабинеты ЛФК, массажа, охраны зрения, физиотерапии, фитобар.  В штатном расписании отделения: врач-физиотерапевт, врач лечебной физкультуры и средний медицинский персонал.  

Осуществляются следующие виды медицинской деятельности:

•        Физиотерапия;

•        Лечебная физкультура;

•        Лечебный массаж;

•        Офтальмотерапия;

•        Фитотерапия;

•        Санитарно-просветительная работа.

Учащиеся  школы проходят реабилитационное лечение 1- 2 раза в год, Проводится совместная работа со Школой надомного обучения. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, получают реабилитационные и оздоровительные мероприятия по индивидуальному графику. Охват учащихся школы реабилитационным лечением составил 93%. Проводится  санитарно-просветительная работа среди учащихся, учителей и родителей. Достижением работы Центра мы считаем, что многие учащихся школы имеют 1 группу здоровья. Уменьшается количество детей болеющих сезонными простудными заболеваниями.

Важным моментом в здоровьесберегающем образовании детей является использование интерактивных обучающих форм уроков и программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимают у них элементы стресса и напряжения.В апреле текущего года в школе открыт 3 Д класс с программным обеспечением уроков физики, химии и биологии. Использование новых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.В своей работе наши учителя используют различные технологии:

  • Технология проблемного обучения
  • Личностно-ориентированное обучение
  • Проектные технологии

Особым интересом пользуются у учащихся так называемые «Живые уроки». Проводимые на базе лабораторий , музеев. Больниц, выставочных Центров.В рамках реализации проекта «Живые уроки», ежегодно проходят интерактивные занятия с преподавателями на базе государственного природного заповедника «Присурский».В 2017 году учащиеся в рамках мероприятий проекта «Образовательный туризм» посетили:

Музей пожарной охраны

Музей Эйнштейна

Республиканский музей леса

Детский технопарк "Кванториум"

Прошли уроки на многих предприятиях города.

Учащиеся побывали вФедеральном центре травматологии и ортопедии, анатомическом музее медицинского факультета ЧГУ.

В рамках здоровьесберегающего направления в школе регулярно проводится работа спортивных кружков и секций: футбол, волейбол, плавание, мини-футбол, баскетбол, настольный теннис. Ежегодно проводится между классами школьная спартакиада, куда включены различные виды соревнований: баскетбол, футбол, волейбол, самбо, пионербол, плавание и т.д.

  • С целью пропаганды здорового образа жизни в каждом классе проходят ежедневные утренние зарядки.Традиционными стали массовые спортивные флешмобы, зарядки с известными людьми

10 октября был проведен флешмоб с участием мастеров спорта под названием «На зарядку становись!». В выполнение упражнений были вовлечены ученики 1-х классов нашей школы. Под веселую и зажигательную музыку ребята и взрослые-мастера спорта выполняли различные упражнения. Все с удовольствием втянулись в зарядку. 

1 марта 2017  в спортивном зале школы "Зарядку со звездой" провели известные спортсменки Романова Алена и Аппакова Анастасия «Кандидаты в мастера спорта» по армреслингу, члены сборной России. Широкой публике девушки известны, как многократные победительницы Чемпионата Чувашской Республики, призеры первенства «Приволжского Федерального Округа», Школьники приняли участие в городских и районных соревнованиях по различным видам спорта и становились призерами

  • В течение года раз в месяц проводится День здоровья и спорта по сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО
  • На классные часы, семинары, круглые столы о здоровьерегулярно привлекаются специалисты различных профилей.
  • Хочется отметить активную работу по организация работы трудовой бригады с привлечением подростков «группы риска»
  • спортивные мероприятия в профильном лагере «Навстречу лету», приуроченные к Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков

  • Волонтерский отряд «Волонтеры добра 59» занимается пропагандой здорового образа жизни. В 2016-2017 учебном году численность волонтеров составляет 157 человек.

Результатом работы стало повышение социальной активности учащихся как в школе (ученики школы активно участвуют в программах и соревнованиях. Отмечается  наличие здоровой конкуренции), так и на уровне микрорайона, города (создание и реализация новых социальных проектов, участие учеников школы в масштабных социальных акциях и т.д.).

Показательным примером значимости проводящийся в школе работы является ежегодное участие учащихся в исследовательской проектной деятельности. Наши ученики являются постоянными призерами и победителями научно-практических конференций разных уровней. Это и ежегодный «Городской Фестиваль науки», научно-практические конференциистудентов и молодежи ведущих ВУЗов республики, Республиканская научно-практическая конференция «Excelsior». Темы многих исследовательских работ лежат в сфере здоровье сбережения. И проводятся на базе изучения здоровья учащихся школы. Из последних исследований хочется отметить изучение уровня тревожности детей и подростков школы, особенностей манипулятивного поведения, исследование левшества. Для учеников это прекрасная база для дальнейшего развития в будущем и осуществления профессиональных устремлений. Ежегодно учащиеся нашей школы становятся студентами медицинских факультетов ВУЗов республики и страны. Их работы легли в основу научных публикаций в сборниках выпускаемых высшими учебными заведениями республики.

Методические рекомендации.

Подводя итог своему выступлению хочется отметить, что в каждой школе сформирована своя система работы по сохранению здоровья школьников. Я попыталась представить вашему вниманию одно из приоритетных направлений деятельности нашей школы. И позволю себе исходя из нашего опыта работы рекомендовать прежде всего:

  1. Систематическое соблюдение принципа непрерывности и преемственности по созданию здоровье сберегающей среды в школе. Данная работа должна проводится в школе каждый день, на каждом уроке и каждым учителем

  1. Создание благоприятного психологического климата на уроке

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор.

  1. Тесный контакт всех сторон образовательного процесса: учителей, детей, родителей в содружестве с социально-психологической службой школы.

И в заключении хочется пожелать всем нам :Чтобы сохранить энергию, так необходимую в работе, важно помнить простые правила.

Правило первое: Не зацикливайтесь на плохом подводя итоги дня,считай только удачи !.

Правило второе: Чаще улыбайтесь. Изумляйтесь всему, как изумляются дети.

Правило третье: Каждый день начинайте жизнь с «нового листа». Всё течет, всё меняется.

 Успехов Вам!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении ...

Педагогический проект "Новой России-здоровое поколение" (создание здоровьесберегающей среды в школе)

   О неблагополучии в  сфере  здоровья учащихся знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. И о ней стали говорить открыто и на всех уро...

Опыт создания здоровьесберегающей среды школы в Выборгском районе (в рамках стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»)

В статье представлен опыт работы ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях район...

Создание здоровьесберегающей среды в коррекционной школе для слабовидящих детей

В данной статье говорится об обмене опытом работы по коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии обучающихся с нарушением зрения...

"Создание здоровьесберегающей среды в школе - интернате"- выступление на школьной научно - практической конференции.

В коррекционном образовательном учреждении обучаются дети с ОВЗ. Кроме того, многие из них подвержены вредным привычкам. Режимные моменты, внеклассные мероприятия, учебная деятельность должны быть про...

Методические рекомендации по созданию здоровьесберегающих условий в процессе обучении и воспитании школьников с интеллектуальной недостаточностью

В коррекционном образовательном учреждении значительная часть педагогов не только знакома с понятием «здоровьесберегающие технологии», но и активно их применяет как во время учебного проце...