Методические рекомендации по созданию здоровьесберегающей среды в школе
статья по теме
Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_zdoroesberezheniyu_v_shkole.docx | 33.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни.
Состояние здоровья каждого человека находится в его руках. Об этом говорят обобщенные данные Всемирной организации здравоохранения.
Здоровье человека зависит:
на 50% от образа жизни;
на 20% от наследственности;
на 20% от окружающей среды;
на 10% от развития системы здравоохранения
Поэтому на мой взгляд человек будет развиваться здоровым если стремление быть здоровым будет естественным стремлением человека. На этом строится вся система здоровьесбережения в школе.
Каждый хочет видеть себя и своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.
Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни:
поддержание физического здоровья,
отсутствие вредных привычек,
правильное питание,
радостное ощущение своего существования в этом мире.
Наверняка для каждого это не является,каким то секретом. Несмотря на это статистические данные о здоровье учащихся по стране оставляют желать лучшего. Анализируя ситуацию в школе, мы пришли к выводу, что у наших учащихся имеются некоторые проблемы:
- Недостаточный уровень знаний в вопросах поддержания собственного здоровья и
неумение применять знания на практике
И выделили основные компетенции формирующие навыки здорового образа жизни учащихся. Это:
- ВНЕДРЕНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
- УСИЛЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НЕОБХОДИМОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ;
- МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ;
- ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ;
- ПРАКТИКО-НАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.
Создание социальной инфраструктуры школы | ПРОЕКТ по трансформации стандартных фойе учебных заведений и школьных столовых в мультифункциональные площадки для социализации детей и подростков в МАОУ "СОШ №59" г. Чебоксары Школьное кафе «Яблоневый сад» |
Оздоровление детей | Работа Реабилитационного центра, сенсорной комнаты. |
Урочная деятельность | Проведение нетрадиционных форм уроков («Живые уроки», интегрированные уроки, занятия в 3D классе |
Работа с детьми с ОВЗ | Школа надомного обучения |
Кружковая деятельность | Работа Центра внешкольной работы Тематические кружки по основам медицинских знаний. |
Внеурочная деятельность | Научно-экспериментальная деятельность. Встречи, беседы, мероприятия, волонтерское движение «Волонтеры добра 59» по пропаганде ЗОЖ. |
Качественное улучшение социальной инфраструктуры идет по многим направлениям. На одном из первых мест стоит здоровое питание учащихся.
Культура питания – это часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Здоровое питание – важный фактор нормального развития и здоровья детей.
Администрация школы и медицинский центр большое внимание уделяют организации горячего питания. Поэтому в последние годы имеется тенденция к уменьшению числа заболеваний хроническими воспалительными заболеваниями желудка и двенадцатиперстной кишки. Этому способствует правильная организация горячего питания и реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление утраченных резервов здоровья. В меню предлагается несколько видов салатов из свежих овощей, супы и выбор вторых блюд. В ассортименте соки, напитки, свежие кондитерские изделия, выпечка. Школьникам 9–11 классов предоставляется возможность свободного выбора блюд по типу «шведского стола».
Администрация школы постоянно работает над улучшением материально-технического оснащения столовой. В августе 2016 года школа реализовала проект «Школьное кафе». В школьном кафе «Яблоневый сад» появилась мягкая зона, был улучшен интерьер и дизайн. Положительно оценивает качество питания в школе 92 % родителей
В школе функционирует школьный реабилитационный центр, являющийся своеобразной моделью образовательного учреждения нового типа – Школы здоровья.
Приоритетные направления работы центра:
1. Профилактика заболевания детей.
2. Восстановление после перенесенных заболеваний.
3. Обучение здоровому образу жизни.
Медицинское отделение включает кабинеты ЛФК, массажа, охраны зрения, физиотерапии, фитобар. В штатном расписании отделения: врач-физиотерапевт, врач лечебной физкультуры и средний медицинский персонал.
Осуществляются следующие виды медицинской деятельности:
• Физиотерапия;
• Лечебная физкультура;
• Лечебный массаж;
• Офтальмотерапия;
• Фитотерапия;
• Санитарно-просветительная работа.
Учащиеся школы проходят реабилитационное лечение 1- 2 раза в год, Проводится совместная работа со Школой надомного обучения. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, получают реабилитационные и оздоровительные мероприятия по индивидуальному графику. Охват учащихся школы реабилитационным лечением составил 93%. Проводится санитарно-просветительная работа среди учащихся, учителей и родителей. Достижением работы Центра мы считаем, что многие учащихся школы имеют 1 группу здоровья. Уменьшается количество детей болеющих сезонными простудными заболеваниями.
Важным моментом в здоровьесберегающем образовании детей является использование интерактивных обучающих форм уроков и программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимают у них элементы стресса и напряжения.В апреле текущего года в школе открыт 3 Д класс с программным обеспечением уроков физики, химии и биологии. Использование новых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.В своей работе наши учителя используют различные технологии:
- Технология проблемного обучения
- Личностно-ориентированное обучение
- Проектные технологии
Особым интересом пользуются у учащихся так называемые «Живые уроки». Проводимые на базе лабораторий , музеев. Больниц, выставочных Центров.В рамках реализации проекта «Живые уроки», ежегодно проходят интерактивные занятия с преподавателями на базе государственного природного заповедника «Присурский».В 2017 году учащиеся в рамках мероприятий проекта «Образовательный туризм» посетили:
Музей пожарной охраны
Музей Эйнштейна
Республиканский музей леса
Детский технопарк "Кванториум"
Прошли уроки на многих предприятиях города.
Учащиеся побывали вФедеральном центре травматологии и ортопедии, анатомическом музее медицинского факультета ЧГУ.
В рамках здоровьесберегающего направления в школе регулярно проводится работа спортивных кружков и секций: футбол, волейбол, плавание, мини-футбол, баскетбол, настольный теннис. Ежегодно проводится между классами школьная спартакиада, куда включены различные виды соревнований: баскетбол, футбол, волейбол, самбо, пионербол, плавание и т.д.
- С целью пропаганды здорового образа жизни в каждом классе проходят ежедневные утренние зарядки.Традиционными стали массовые спортивные флешмобы, зарядки с известными людьми
10 октября был проведен флешмоб с участием мастеров спорта под названием «На зарядку становись!». В выполнение упражнений были вовлечены ученики 1-х классов нашей школы. Под веселую и зажигательную музыку ребята и взрослые-мастера спорта выполняли различные упражнения. Все с удовольствием втянулись в зарядку.
1 марта 2017 в спортивном зале школы "Зарядку со звездой" провели известные спортсменки Романова Алена и Аппакова Анастасия «Кандидаты в мастера спорта» по армреслингу, члены сборной России. Широкой публике девушки известны, как многократные победительницы Чемпионата Чувашской Республики, призеры первенства «Приволжского Федерального Округа», Школьники приняли участие в городских и районных соревнованиях по различным видам спорта и становились призерами
- В течение года раз в месяц проводится День здоровья и спорта по сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО
- На классные часы, семинары, круглые столы о здоровьерегулярно привлекаются специалисты различных профилей.
- Хочется отметить активную работу по организация работы трудовой бригады с привлечением подростков «группы риска»
- спортивные мероприятия в профильном лагере «Навстречу лету», приуроченные к Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков
- Волонтерский отряд «Волонтеры добра 59» занимается пропагандой здорового образа жизни. В 2016-2017 учебном году численность волонтеров составляет 157 человек.
Результатом работы стало повышение социальной активности учащихся как в школе (ученики школы активно участвуют в программах и соревнованиях. Отмечается наличие здоровой конкуренции), так и на уровне микрорайона, города (создание и реализация новых социальных проектов, участие учеников школы в масштабных социальных акциях и т.д.).
Показательным примером значимости проводящийся в школе работы является ежегодное участие учащихся в исследовательской проектной деятельности. Наши ученики являются постоянными призерами и победителями научно-практических конференций разных уровней. Это и ежегодный «Городской Фестиваль науки», научно-практические конференциистудентов и молодежи ведущих ВУЗов республики, Республиканская научно-практическая конференция «Excelsior». Темы многих исследовательских работ лежат в сфере здоровье сбережения. И проводятся на базе изучения здоровья учащихся школы. Из последних исследований хочется отметить изучение уровня тревожности детей и подростков школы, особенностей манипулятивного поведения, исследование левшества. Для учеников это прекрасная база для дальнейшего развития в будущем и осуществления профессиональных устремлений. Ежегодно учащиеся нашей школы становятся студентами медицинских факультетов ВУЗов республики и страны. Их работы легли в основу научных публикаций в сборниках выпускаемых высшими учебными заведениями республики.
Методические рекомендации.
Подводя итог своему выступлению хочется отметить, что в каждой школе сформирована своя система работы по сохранению здоровья школьников. Я попыталась представить вашему вниманию одно из приоритетных направлений деятельности нашей школы. И позволю себе исходя из нашего опыта работы рекомендовать прежде всего:
- Систематическое соблюдение принципа непрерывности и преемственности по созданию здоровье сберегающей среды в школе. Данная работа должна проводится в школе каждый день, на каждом уроке и каждым учителем
- Создание благоприятного психологического климата на уроке
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор.
- Тесный контакт всех сторон образовательного процесса: учителей, детей, родителей в содружестве с социально-психологической службой школы.
И в заключении хочется пожелать всем нам :Чтобы сохранить энергию, так необходимую в работе, важно помнить простые правила.
Правило первое: Не зацикливайтесь на плохом подводя итоги дня,считай только удачи !.
Правило второе: Чаще улыбайтесь. Изумляйтесь всему, как изумляются дети.
Правило третье: Каждый день начинайте жизнь с «нового листа». Всё течет, всё меняется.
Успехов Вам!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении
Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении ...
Педагогический проект "Новой России-здоровое поколение" (создание здоровьесберегающей среды в школе)
О неблагополучии в сфере здоровья учащихся знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. И о ней стали говорить открыто и на всех уро...
Опыт создания здоровьесберегающей среды школы в Выборгском районе (в рамках стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»)
В статье представлен опыт работы ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях район...
Создание здоровьесберегающей среды в коррекционной школе для слабовидящих детей
В данной статье говорится об обмене опытом работы по коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии обучающихся с нарушением зрения...
Методические рекомендации по созданию психологического комфорта в школе - интернате
Методические рекомендации педагога - психолога....
"Создание здоровьесберегающей среды в школе - интернате"- выступление на школьной научно - практической конференции.
В коррекционном образовательном учреждении обучаются дети с ОВЗ. Кроме того, многие из них подвержены вредным привычкам. Режимные моменты, внеклассные мероприятия, учебная деятельность должны быть про...
Методические рекомендации по созданию здоровьесберегающих условий в процессе обучении и воспитании школьников с интеллектуальной недостаточностью
В коррекционном образовательном учреждении значительная часть педагогов не только знакома с понятием «здоровьесберегающие технологии», но и активно их применяет как во время учебного проце...