Организационные памятки
консультация (9, 10, 11 класс) на тему
Организационные памятки помогут обучающимся в самостоятельной подготовке к урокам гуманитарного цикла, ознакомят с правилами конспектирования лекции, подготовки доклада. Материал дает возможность познакомиться с видами письменных работ, наиболее эффективных при обработке значительного по объему исторического материала, позволят сформировать навыки рациональной работы с книгой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsionnye_pamyatki_dlya_uchashchihsya_9-11-h_klassov.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационные памятки
Как готовиться к семинару:
- Внимательно прочтите тему и вопросы занятия.
- Проверьте, есть ли дома необходимая литература, сходите в библиотеку.
- Прочтите указанную литературу, определите основной источник по каждому вопросу, делая выписки, нумеруйте их пунктом плана, к которому они относятся.
- Оформляя выписки, не забудьте записать автора, название, год, место издания, страницу.
- Просматривая периодическую печать, делайте вырезки по теме семинара.
- Проверьте, на все ли вопросы семинара у вас есть ответы.
- На полях конспекта запишите возникшие вопросы, подчеркните спорные положения в тексте.
- В случае затруднения обратитесь за помощью к преподавателю.
- Не откладывайте подготовку к семинару на последний день.
Правила конспектирования лекции.
- Запишите план лекции. Если преподаватель не дал его, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции. Фиксируйте их в виде краткого плана на полях слева.
- В правой части конспекта пишите самое важное короткими, точными фразами (своими словами). Не старайтесь записывать каждое слово лектора, так как при этом можно пропустить главное, потерять нить рассуждений.
- Особое внимание обратите на правильную запись и выделение основных выводов по каждому пункту плана.
- Не пишите на черновиках – это пустая трата времени. Оставляйте при записи лекции поля. Если что-то не успели записать, не переспрашивайте соседа, не просите учителя повторить. Оставьте свободное место или незаконченную фразу, которую допишете потом.
- В тот же день, пока в памяти свежо содержание лекции, внимательно прочитайте конспект, внесите в него необходимые исправления, восстановите пропущенное, выделите особо важные положения.
- Сформулируйте вопросы, возникшие при перечитывании конспекта и рекомендованной на лекции литературы.
Как рационально работать с книгой.
- Вдумчиво прочитайте текст.
- При чтении:
- Отмечайте основные идеи (мысленно или карандашом).
- Следите, как они развиваются, доказываются.
- Эти «смысловые единицы», «опорные пункты» можете пронумеровать (потом выписать).
- Установите причинно-следственные связи между этими «единицами», выделите из них главные, второстепенные.
- Выделите ведущую идею работы. Выразите свое отношение к ней. Разберитесь в решении примеров, приведенных в тексте.
- При сложном материале нужно вернуться к повторному просмотру наиболее трудных мест, выкладок, доказательств. Полезно самому проделать их на бумаге.
- Для самоконтроля правильности понимания идей текста ответьте на контрольные вопросы параграфа и решите задачи.
- В конце работы законспектируйте статью, сделайте записи основных идей.
- Не увлекайтесь фактами, не стремитесь их все запомнить. Знайте, что главное в вашей работе – овладеть новыми идеями, которые можно проиллюстрировать своими примерами.
Как готовить домашнее задание.
- Выполняйте домашнее задание в одно и то же время.
- Во время выполнения домашнего задания старайтесь не думать ни о чем постороннем. Уберите со стола все лишнее.
- Четко сформулируйте цель, которую надо будет достичь.
- Не торопитесь обращаться к учебнику (может, вы и самостоятельно справитесь с задачей). Вспомните, что вы знаете по этому вопросу. Посмотрите записи в тетради (лекции и практикум). Это поможет пониманию того, каких знаний вам не достает, чем вам может помочь учебник или справочник.
- Теоретический материал повторяйте в процессе работы над задачей, обращаясь к учебнику и записям в тетради.
- Попытайтесь составить алгоритм действий по правилу, закону, чтобы он помогал вам при решении задач.
Учитесь рационально организовывать свою работу.
- Начинайте работу отдохнувшим (1,5 – 2 часа побудьте на воздухе, но не больше, иначе опять устанете).
- Прежде чем начинать работу, дайте себе отчет, что вы должны сделать, сколько времени это должно занять, наметьте порядок работы.
- Намечая порядок работы, помните, что наиболее высокая производительность труда наступает через 20-30 минут после начала работы. Более сложную работу целесообразнее выполнять именно в это время. Более легкую и интересную – в конце. Но если вы медленно включаетесь в работу, тогда начните с более легкой и интересной.
- Приготовьте все, что понадобится для работы.
- Старайтесь не выходить из графика работы.
- Первый час работы можно работать без перерыва, в последующем делайте перерывы через 40-50 минут напряженной работы. В процессе 5-10-минутного перерыва хороши физические упражнения. Не делайте отдых продолжительным, это снизит работоспособность.
- Если какое-либо из заданий не можете выполнить сразу, не расстраивайтесь, отложите его и попытайтесь сделать через некоторый промежуток времени.
Этапы подготовки доклада:
- Определение цели доклада.
- Подбор необходимого материала содержания доклада.
- Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
- Композиционное оформление доклада.
- Заучивание, запоминание текста доклада, подготовка тезисов выступления.
- «Разыгрывание доклада», т.е. произнесение доклада с соответствующей интонацией, мимикой, жестами.
Целесообразно остановиться более подробно на композиционно-логическом оформлении доклада.
План доклада должен отражать внутреннюю структуру выступления. Это заранее продуманное развитие темы, содержательная схема речи, логика перехода от одного вопроса к другому.
Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объему, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов.
Как правило, элементами композиции доклада являются: вступление; определение предмета выступления; изложение; подтверждение (опровержение); заключение.
Виды письменных работ при обработке значительного
по объему исторического материала.
- ПЛАН-КОНСПЕКТ. При создании такого конспекта сначала пишется план текста, далее на отдельные пункты плана «наращиваются» комментарии. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.
- ТЕКСТУАЛЬНЫЙ КОНСПЕКТ. Этот конспект представляет собой монтаж цитат.
- СВОБОДНЫЙ КОНСПЕКТ. Данный вид конспекта включает в себя и цитаты, и собственные формулировки.
Как составлять план текста:
- Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
- Определите тему и основную мысль текста.
- Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
- Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите, всё ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и основную мысль текста.
- Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
- Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.
Как подготовиться к выразительному чтению текста:
- Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится (в тех случаях, когда это возможно).
- Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
- Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей.
- Подчеркните наиболее важные, но смыслу слова, т.е. слова, на которые падает логическое ударение.
- Обозначьте, как вы можете использовать другие свойства выразительности устной речи, например, темп речи, громкость голоса.
Как готовиться к полному изложению (пересказу):
- Внимательно прочитайте текст; выясните значение непонятных слов.
- Ответьте на вопросы, приведенные в пособии или предложенные учителем. В случае затруднения перечитайте соответствующие части текста.
- Определите, к какому типу речи относится текст.
- Сформулируйте тему и основную мысль текста.
- Разделите текст на смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.
- Разделите текст на композиционные части.
- Определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка произведения и сохраните их в пересказе.
- Прочитайте текст снова, разделяя его смысловые и композиционные части значительными паузами.
- Закройте книгу; напишите первый вариант (или черновик), перескажите, затем, после проверки и исправления, перепишите его.
Как работать над сжатым изложением (пересказом):
- Прочитайте текст, определите его тему и главную мысль, отметьте изобразительно-выразительные средства.
- Подумайте, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его цель.
- Выделите в тексте все части.
- Определите, какие части можно исключить, объединить. Почему?
- Составьте план сжатого изложения.
- В каждой части текста отметьте главное.
- Отметьте то, что возможно объединить.
- Подберите обобщающие слова и предложения.
- Изложите сжато каждую часть.
- Подумайте, как связать части между собой.
- Перечитайте написанное изложение. Подумайте, всё ли в нём будет понятно тому, кому оно адресовано.
Как готовиться к выборочному изложению (пересказу):
- Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
- Вдумайтесь в тему выборочного изложения, определите её границы.
- Внимательно перечитайте текст; выберите то, что относится к тексту, сделайте необходимые выписки, закладки в книге.
- Определите основную мысль пересказа.
- Подумайте, какой тип речи будет основным в вашем изложении.
- Определите, какой стиль вы будете использовать.
- Составьте план. Учтите, что последовательность вопросов в исходном тексте и в выборочном изложении может не совпадать.
- Подумайте, как лучше связать смысловые части выборочного изложения, какие слова, обороты, предложения для этого использовать.
- Напишите черновик выборочного пересказа, затем, после проверки исправлений, перепишите его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет «Образовательные технологии – организационно-методический инструмент педагогического процесса»
Тема педсовета «Образовательные технологии – организационно-методический инструмент педагогического процесса»Цель педсовета: актуализация приоритетных направлений программы развития школы на пов...
Организационно – деятельностная игра «Выборы в Бесединской стране»
Организационно – деятельностная игра «Выборы в Бесединской стране»была разработана и проведена в апреле 2008 года, в рамках предвыборной компании для активизации процесса выборов Президента РФ -...
Организационные формы обучения
В статье описываются способы организации учебного процесса и учебно-прозводственного труда обучающихся и формы руководства их деятельностью....
Организационно-деловая игра «Качество»»
Согласно законам психологии, которые мы не имеем права игнорировать, уже с пятого класса педагогам надо ставить перед собой задачу профессионализации. Если возраст учеников начальной школы – это...
Организационно-педагогические условия создания практикоориентированной образовательной среды
Статья посвящена выявлению условий способствующих созданию или развитию практикоориентированной образовательно среды в ОУ НПО....
"Организационно-правовые формы предпринимательства", памятка
Памятка для 11 класса по основным формам предпринимательства - раздел "Экономика" в учебнике под ред. Л.Н. Боголюбова, базовый уровень, параграф 5. Удобно скачать, размножить и раздать ученикам. Матер...
Памятка «Приемы мотивации на организационном этапе урока».
Памятка «Приемы мотивации на организационном этапе урока»....