Организационные формы обучения
статья по теме
В статье описываются способы организации учебного процесса и учебно-прозводственного труда обучающихся и формы руководства их деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizacionnye_formy_obucheniya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ СПО «Омский техникум строительства и лесного хозяйства»
Капустянская Н. В.
Статья
Организационные формы обучения
Длительное время учебно-воспитательный процесс был направлен в учебных заведениях на стандартизацию, как личности обучающегося, так и мастера производственного обучения. Сами учебные заведения превратились как бы «в маленькую модель государства. К сожалению, до сих пор в профессиональных учебных заведениях сохранился такой подход к учебно-воспитательному процессу. Необходимость разнообразия форм диктуется также и разнообразим тем задач, которые призывны решать СПО в условиях современного социально- экономического развития общества. Широкое внедрение прогрессивных форм организации труда в промышленном производстве оказывает влияние на формы организации учебной деятельности учащихся, подготовку их к работе не только в процессе производственного обучения, но и теоретического. На практике наблюдается противоречие между требованиями к подготовке обучающихся и реально сложившейся практикой обучения. Правильная организация деятельности обучающихся в значительной степени способствует их подготовке к работе на производстве. В связи этим проблема форм обучения и форм учебной деятельности учащихся в СПО приобретает актуальность.
В современной педагогической литературе содержание и понятия « форма организации обучения« раскрыто неоднозначно и имеет разные подходы к выделению главных признаков, отличающих его от других педагогических понятий. Различное толкование ведущих признаков форм организации обучения привело к различным их классификациям. Приведем некоторые из них:
Урок - основная форма организации обучения. Остальные внеурочные: домашняя работа, факультативные занятия; производственная практика на предприятии; семинарские занятия; практикумы.
В перечне есть одна общая особенность: представленные организационные формы выступают как определенный компонент обучения, их нельзя одновременно отнести, например, к методам обучения, поскольку реализуются все названные формы различными методами, в зависимости от целей. Организационные формы, являясь компонентом обучения, отражают варианты возможных взаимодействий между преподавателем и учащимися в процессе их совместной работы. Определяет общие формы организации обучения:
- Групповое взаимодействие. Характерно для фронтального обучения. Информация исходит от одного, а остальные ее воспринимают. При этом характер взаимодействия сохраняется как в процессе общей работы слушателей целой группы, так и в процессе их совместной дифференцированной работы в выделенных подгруппах. Как показывает результаты исследований, фронтальное обучение эффективно:
–при введении новых понятий и изучения их признаков;
– при знакомстве обучающихся с алгоритмами определенных действий;
– при подведении обучающихся к самостоятельным выводам в процессе обобщения и систематизации полученных знаний;
– при необходимости получения мастером оперативной информации об общем ходе усвоения нового материала в учебной группе и т.д.
Взаимодействие между обучающимися и мастерами осуществляется через участие каждого в беседах, при ответе на поставленные вопросы, при высказывании собственного мнения в процессе общего обсуждения каких-то положений или результатов деятельности.
- Парное взаимодействие. Характерно для индивидуального обучения. В этом случае преподаватель взаимодействует с одним обучающимся, который в зависимости от цели взаимодействия либо получает информацию по выполнению задания, либо отчитывается о результатах выполнения.
Индивидуальное обучение направлено на развитие каждого отдельного обучающегося и осуществляется в соответствии с его учебными возможностями (сложность содержания, объем, темп и.т.д.)
- Динамическое парное взаимодействие (всевозможные динамические парные сочетания учебной работы обучающихся, т.е. взаимообучение).
Это - оригинальная форма организации обучения. При которой состав пар постоянно меняется так, что каждый обучающийся, работая поочередно со всеми, выступает в роли не только обучаемого, но и обучающего.
Данная форма организации деятельности обучающихся заметно способствует решению важнейших дидактических задач: повышению знаний и развитию интеллектуальных умений, учащихся, формированию активно - позитивного отношения к учению. Применение коллективной формы организации деятельности обучающихся является одним из существенных средств всестороннего развития личности обучающегося, способствует решению учебных и воспитательных задач. В процессе взаимообучения внимательное отношение друг к другу, чувство ответственности за свою работу и работу товарищей, самоуважение.
- Самостоятельная работа обучающихся при посредственном руководстве мастера характерна для опосредованного обучения. В отличие от трех, рассмотренных выше организационных форм непосредственного обучения самостоятельная работа обучающихся выполняется ими без личного контакта с мастером. При этом самостоятельная работа обучающихся может выполняться как на уроке (работа с различными дидактическими средствами, обеспечивающим самоконтроль), так и вне урока работа в библиотеке по определенной программе, согласованной с мастером.
Итак, каждый из приведенных выше четырёх вариантов взаимодействия мастера и обучающегося в процессе обучения представляет собой одну из общих организационных форм обучения. Взятые в системе с учетом взаимосвязей они, являясь относительно устойчивыми образованием, определяют организационную структуру обучения.
Система организационных форм обучения в профессиональном заведении должна отражать всё новое, прогрессивное, что рождается сегодня в практике обучения и воспитания. Необходимо отказаться от устаревших стереотипов в организации обучения. Вместе с тем это вовсе не означает категорического отказа обо всех имеющихся традиционных форм обучения. Так, в настоящее время основной формой организации обучения продолжает оставаться урок. Так как пока нет экономической возможности отказаться от классно-урочной системы, дающей каждому учащемуся равные возможности привить определенный круг знаний, умений и навыков.
Список использованной литературы
- Опопренко О.В. «Проверка знаний, умений и навыков учащихся в средней школе» - М , 1995.
- Махмутов М.И. «Современный урок и пути его организации». М. 2003
- Галышева А.С. «Особенности организационный форм обучения» М- 2009г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и организационные формы обучения информатике
Краткая характеристика основных методов обучения информатики...
Факторы, определяющие выбор организационных форм и методов производственного обучения
методическая разработка...
Система использования методов, средств, организационных форм обучения, педагогических технологий
Цель моей педагогической деятельности – организовать физическое воспитание с учащимися таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использ...
Методы и организационные формы обучения
В 7 лет ребенок поступает учиться в школу, что кардинально меняет социальную ситуацию его развития. Школа становится центром его жизни, а учитель - одной из ключевых фигур, во многом заменяющей родите...
Курсовая работа : «Повышение интереса к уроку химии– основной организационной форме обучения»
Работа содержит теоритический материал , важное место в курсовой работе отводится практике - ( блоку из опыта работы)...
Неоднозначность понимания сущности организационных форм обучения
Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия орг...
Организационные формы обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Организационные формы, методы, приемы и средства обучения основам безопасности жизнедеятельности....