Индивидуальный план самообразования
статья на тему
Самообразование -целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_samoobrazovaniya.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Уруссинская средняя общеобразовательная школа № 3»
Обсуждено «Утверждаю»:
на заседании ШМО Директор школы:
Руководитель:
__________/ Исламов Р.М../ __________ /Тагирова Л.М../
«28» августа 2017 год. «28» августа 2017 год.
План самообразования
учителя технологии
Исламова Рустема Мунавировича
Срок реализации 2017-2022 г.
пгт. Уруссу
2017 г.
СТРУКТУРА ПЛАНА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
1. Индивидуальный план самообразования на 2017-2022 годы.
2. Должность: учитель технологии.
3. Ф. И. О. Исламов Рустем Мунавирович.
4. Образование: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия» г. Уфа.
5. Когда обучался на курсах:
- 2014 г. ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов с ОВЗ в общеобразовательных организациях»,72 часа;
- 2015 г. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», «Обновление содержания и методика преподавания учебного предмета «Технология» в условиях реализации ФГОС, 108 часов.
6. Индивидуальная тема, проблемы над которыми будет работать учитель на данный период: «Развитие творческих способностей на уроках технологии».
7. Когда начата работа над темой: 2017 уч. год.
8. Когда предполагается закончить работу над темой: 2021-2022 уч. год
(включительно).
9. Цели и задачи самообразования по теме:
- Приобщить учащихся к творческой работе;
- Прививать интерес к творчеству, поиску;
- Развивать навыки созидания, самореализации.
Введение.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.
Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и труднореализуемой. С одной стороны нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включения учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Признаки и критерии творческой деятельности:
продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, ее моделирования.
Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский назвал «зоной
потенциального развития». И, действительно, у учащихся, выполняющих исследовательский проект, развивается логическое мышление, воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату (реализации идеи).
Особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.
Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи, трудолюбие, способность видеть главное. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.
Что же мы предпринимаем для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала?
Урочная деятельность.
В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы: различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов рефератов об истории развития различных наук, о жизни и творчестве великих ученых, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, викторин, задач, наглядных пособий и рисунков к ответам, задачам, сочинениям, сказкам. Плодотворно работают по развитию творческих способностей в этом направлении учителя физики, математики, биологии, географии, русского языка и литературы, истории, информатики.
Кроме того, у каждого учителя в практике работы имеется набор дидактических приёмов, творческих заданий для формирования творческого мышления и развития познавательного интереса.
На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.
Внеурочная деятельность.
Предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах - эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей.
Чем же привлекательна эта форма работы:
- Во – первых, привлекательность для детей и учителей участия в менее традиционных видах деятельности, нежели урок.
- Во – вторых, ребенок является активным участником педагогического процесса.
- В третьих, праздничные мероприятия – это совместная деятельность педагогов и учащихся, это творческий процесс, увлекающий как одних, так и других. Близкой к этой форме работы являются концерты внутри школьные, перед родителями, перед жителями посёлка.
Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления. А думающий человек это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель. Если имеет только к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.
Эти слова Л.Н.Толстого относятся ко всем учителям. Учительство – это состояние души, это жизнь. Уроки и беседы с родителями, экскурсии и походы, тетради и самодеятельность - это замкнутый круг. И не разорвать этот круг, и не выйти из него, как не выйти из круга обязанности матери, которая любит своих детей и живет ради них. Я никогда не смог бы стать ни кем другим, кроме учителя. Школа - это мой второй дом. Приходя в него, я каждый день стараюсь отдать детям то, чему меня научили и то, чему научила меня жизнь.
Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный, поэтому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе. И бывает обидно за детей, когда недооцениваются творческие возможности ребенка, его умение и желание работать самостоятельно, инициативно. Бесталанных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.
Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает мальчикам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век когда у родителей не хватает время посидеть со своим сыном, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим. В нашей школе есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии и развития творческих способностей у детей.
Сегодня, опираясь на свой 27-летний опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало надо терпеливо и последовательно овладеть педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности детей. Занятия по технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников нравственных качеств личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие.
Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательное отношение к предмету.
Дифференцированный подход к учащимся предлагает наличие достаточного количества инструкционно- технологических карт, карточек – заданий, раздаточного материала, различных по степени трудности.
Придуманное оформление класса (красивые стенды с поделками), обеспеченные всем необходимые рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала - все это имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе, чистота и
порядок в кабинете служат воспитанием собственности, аккуратности, дисциплинированности, формирует хороший вкус, а главное – вызывает желание учащихся делать красивые вещи своими руками. Это очень важно, воспитание - мотив учения.
Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу.
Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.
Как правило, на уроках технологии учащиеся ведут записи в тетрадях, а в альбомах наклеивают образцы и выполняют чертежи. Вот некоторые рекомендации на этот счет. Новые темы, термины надо записывать на доске. В тетрадях выделять их цветом или подчеркивать, чтобы можно было при необходимости быстро найти. Записывать только главное - коротко и чётко.
С 2017 года тема, над которой я работаю, называется «Развитие творческих способностей на уроках технологии». В ней реализован принцип преемственности содержания трудового обучения в начальной и основной средней школе, сделан упор на самостоятельную работу учащихся, развитие у них творческих способностей. Содержание ее в большой мере отвечает реальным возможностям.
ПЛАН РАБОТЫ
ПЕДАГОГА НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ
Этапы | Содержание работы | Сроки | Форма представления результатов |
1. Диагностический
|
1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта |
2017-2018 уч. год |
Собеседование с руководителем районного МО. |
II. Прогностический |
1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов |
2018-2019 уч. год |
Выступление на заседании МО (по согласованию с руководителем районного МО). |
III. Практический |
1. Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы. 2. Формирование методического комплекса. 3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 4. Корректировка работы |
2019 –2021 уч. год |
Открытые уроки, выступления на заседании МО (Открытый урок в рамках районного МО в 2020 – 2021 уч. году). |
IV. Обобщающий |
1. Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы по теме. 3.Представление материалов |
2021-2022 уч. год |
Выступления на заседании методического совета, на заседании педагогического совета. |
V. Внедренческий |
1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение опыта |
В ходе дальнейшей педагогической деятельности |
Реферат, индивидуальный творческий проект и др. (Отражение результата работы на личной странице учителя сайта школы) |
Ожидаемые результаты
- повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
- приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности Список используемой литературы:
- Байбородова Л.В. Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие.- М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС.
- Каневец О.Ф Технология: Тетрадь для учащихся 5,6,7, классов- Саратов.
- Касьянов В.П. Дизайн. От идеи до патента. Методическое пособие.
- Лопанова Е.В, Рабочих Т.Б. Личностно- деятельностные технологии обучения
____________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования
Индивидуальный план самообразования по теме "Современные компьютерно-информационные технологии в процессе обучения экологии и географии"...
Индивидуальный план самообразования
Подробный план долговременного плана самообразования с указанием мероприятий, открытых занятий и результатов....
Индивидуальный план самообразования
При составлении индивидуального плана самообразования многие учителя сталкиваются с затруднениями. Надеюсь, что мой план послужит подспорьем для многих при составлении своего собственного плана самооб...
Индивидуальный план самообразования
Цели: повышение качества образовательного процесса; обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся. Задачи: развивать творчес...
Индивидуальный план самообразования на 2010 – 2013 г.г. по теме: «Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физической культуры»
Цель индивидуального плана самообразования направлена на повышение профессиональной подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физическ...
Индивидуальный план самообразования
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для ...
Индивидуальный план самообразования
Индивидуальный план самообразованияна 2011 - 2016 год учителя математики и информатикиТема самообразования «Тест как одна из форм контроля знаний, умений, навыков»...