«Троице-Сергиева лавра - история обители. Трагические страницы истории Троице-Сергиевой лавры»
творческая работа учащихся

Рукавицына Ирина Геннадьевна

Цель исследования: изучение  истории создания и развития на протяжении веков одной из наиболее почитаемых святынь православной Руси Свято-Троице-Сергиевой лавры и  её роли в истории Российского государства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл troitse-sergiya_lavry.docx142.25 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Болоховский центр образования №1»

Киреевского района Тульской области.

Исследовательская работа

«Троице-Сергиева лавра - история обители. Трагические страницы истории Троице-Сергиевой лавры»

Автор: Летягин Александр Андреевич

15 лет

Педагог-консультант: Рукавицына Ирина Геннадьевна

2018 год, г. Болохово

Цель исследования: изучение  истории создания и развития на протяжении веков одной из наиболее почитаемых святынь православной Руси Свято-Троице-Сергиевой лавры и  её роли в истории Российского государства.

Задачи исследования:
1. Изучить литературу и познакомиться с фактами биографии Сергия Радонежского и с историей основания Троицкого монастыря.
2.Проследить основные вехи развития Троице-Сергиевой лавры и их связь с историей Российского государства.
3.Исследовать историю создания архитектурных сооружений Троице-Сергиевой лавры на протяжении ряда веков её существования.
4.Изучить имена зодчих, художников, иконописцев, принявших участие в создании лавры.
5.Выявить мощи святых, чудотворные иконы и святые колодцы, находящихся на территории лавры.
        Предмет моего исследования – история становления и развития Троице-Сергиевой лавры; её роль в русской духовной жизни и развитии российской государственности.

Актуальность работы заключается в том, что исследуемый материал способствует формированию духовно-нравственных качеств личности человека на основе знакомства с важнейшими положениями христианской этики. Методы, использованные в работе: сбор информации, изучение литературы, анализ собранного материала.

      В 1337 году Сергий Радонежский, тогда ещё носивший мирское имя Варфоломей, и его старший брат Стефан, инок хотьковского Покровского монастыря, поселились на холме Маковец, в десяти верстах от Хотьково. Это событие и считается датой основания Троице-Сергиева монастыря. Вскоре братьями был поставлен небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы (был освящён в 1340 году). Первые монастырские сооружения — храм святой Троицы и несколько келий — занимали лишь малую часть современной территории лавры, располагаясь в её юго-западному углу.   Единственным желанием преподобного Сергия было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в уединении. Но часто Господь подаёт славу тому человеку, который всячески старается её избежать. После ухода Стефана будущий преподобный некоторое время подвизался в одиночестве, но со временем вокруг его келии поселились и другие иноки, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников преподобный Сергий становится священником и игуменом основанного им монастыря. В 1355 году по благословению Константинопольского патриарха Филофея в монастыре был введён общежитийный устав. Территория монастыря была разделена на три части — жилую, общественную и оборонительную. В центре монастыря расположились новый деревянный храм святой Троицы и трапезная, окружённые с четырёх сторон кельями; позади келий находились огороды и хозяйственные службы. Весь монастырь был обнесён деревянной оградой (тыном). Над воротами была устроена ещё одна деревянная церковь, во имя Дмитрия Солунского. План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней. Игуменом монастыря поначалу был игумен Митрофан, постригший Сергия в монахи. После смерти Митрофана игуменом монастыря стал преподобный Сергий Радонежский.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/eb/Blessing_Dmitry_Ivanovich.jpeg/220px-Blessing_Dmitry_Ivanovich.jpeg

Гравюра Бориса Чорикова. Сергей Радонежский (справа, держа в левой руке Евангелие) крестом благословляет великого князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой

   Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром московских земель, поддержкой московских князей. Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя вышли монахи и богатыри Троицкого монастыря —Пересвет и Ослябя. В 1392 году преподобный Сергий преставился и был похоронен в храме святой Троицы; за полгода до своей кончины Сергий передал руководство монастырём своему любимому ученику Никону.

Монастырь в XV—XVI веках. Первые каменные сооружения

В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Троицкий монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь. Монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В обители составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ.

В 1422 году на месте деревянной церкви (которая была перенесена восточнее) игуменом Никоном был заложено первое каменное сооружение монастыря — Троицкий собор, построенный силами сербских монахов из Косова, нашедших прибежище в монастыре после битвы на Косовом поле. При строительстве собора были обретены мощи преподобного Сергия Радонежского. В росписи храма участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублёв иДаниил Чёрный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица». Троицкий собор почитался московскими князьями: здесь совершались молебны перед походами и по успешном окончании их (как, например, Василий III отметил здесь молебном успешный поход на Псков в 1510 году, а Иван IV Грозный совершил молебен в честь успешного взятия Казани в 1552 году), «крестоцелованием» скреплялись договоры, совершалось крещение наследников престола.

    С Троицким монастырём связано одно из самых драматичных событий междоусобных войн в Московской Руси. В 1442 году в монастыре у гроба Сергия состоялось примирение Василия II c двоюродным братом Дмитрием Шемякой, которым закончились долгие годы междоусобицы. Однако спустя два года Дмитрий нарушил данную клятву; люди Шемяки схватили Василия, молившегося у гроба Сергия, и отправили под конвоем в Москву, где спустя два дня Василий был ослеплён и сослан в Углич. Духовенство Троицкого монастыря осудило действия Дмитрия Шемяки (первой в церковном осуждении Шемяки стоит подпись троицкого игумена Мартиниана), а освобождённый из заточения Василий II в 1450—1462 годах дал монастырю ряд жалованных грамот.

   Троицкий собор долгое время оставался единственным каменным сооружением монастыря. В 1469 году под руководством московского зодчего Василия Ермолина на центральной площади была построена каменная трапезная. Это было двухэтажное здание, состоявшее из двух палат: «малой трапезы отцов» (трапезной для братии) на первом этаже и «царской палаты» на втором этаже. Тип одностолпной палаты, впервые применённый в Троицком монастыре, впоследствии был использован строителями Грановитой палаты в Москве, после чего получил широкое распространение. В XVIII веке на месте трапезной была построена современная колокольня. Близ трапезной по проекту Еромолова выстроили каменную поварню. В 1476 году около Троицкого собора псковскими мастерами была сооружена церковь Сошествия св. Духа.

   В 1530 году в Троицком соборе было совершено таинство крещения долгожданного сына князя Василия III, будущего царя Ивана IV Грозного. В 1547 году, едва в Москве окончились пышные празднования по случаю свадьбы Ивана IV, молодой царь с супругой отправился пешком в Троицкий монастырь, где провёл неделю, каждодневно молясь у гроба Сергия. Впоследствии царь часто бывал в  монастыре, совершал молебны по случаю крупнейших побед русских войск; за время царствования Иван IV вложил в развитие монастыря не менее 25 тысяч рублей. При Иване Грозном была осуществлена перепланировка монастыря. Ещё с 1540-х годов велось возведение белокаменных стен вокруг монастыря. В 1550-е годы пояс стен в форме неправильного четырёхугольника протяжённостью около полутора километров был построен. Именно тогда монастырская территория приобрела существующие ныне размеры. Одновременно со строительством стен в трёх прилегающих к монастырю оврагах были устроены запруды, а с южной стороны был выкопан большой пруд. Троицкий монастырь превратился в мощную крепость. В 1561 году он получил статус архимандрии.

     В 1559 году в присутствии царя был заложен новый большой собор, получивший название Успенского. Строительство храма растянулось на долгие годы; в 1564 году оно было прервано из-за крупного пожара, во время которого «выгорел Троицкий Сергиев монастырь, трапезы и казны монастырские в палатах, и колоколы многие разлилися и поварни все, и гостии двор, и служни дворы...». Освящение собора состоялось уже после смерти Ивана Грозного, в 1585 году, в присутствии нового царя Фёдора Иоанновича. После этого в 1585-1586 годах по велению царской четы были проведены широкие художественные работы. Это было связано с тем, что у царя Фёдора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой не было детей, хотя венчание состоялось в 1580 году. Это был не единичный случай — дорогими подарками были одарены знаменитые монастыри и храмы государства «в моление» о чадородии. В Успенском монастыре был устроен придел Феодора Стратилата и святой великомученицы Ирины, которые являлись тезоименитыми святыми царской четы.

   К концу XVI века Троицкий монастырь стал крупнейшим монастырём России; в его собственности насчитывалось 2780 поселений, велась активная торговля — торговые суда монастыря ходили в зарубежные государства.

Развитие монастыря с XVII века по начало XVIII века

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/73/Veretrin.jpg/350px-Veretrin.jpg

Василий Верещагин. «Осада Троице-Сергиевой лавры»

    В Смутное время ,в 1608-1610г.г., монастырь, выдержав 16-месячную осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и А. Лисовского, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского; большой вклад в дело освобождения внесли архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын, помогавшие Ополчению крупными пожертвованиями и поддерживавшие дух войска.

Последний раз монастырь видел под своими стенами врага в 1618 году, в ходе похода на Москву польского королевича Владислава.

   Монастырю благоволили русские цари; они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергия («Троицкий ход»); в монастыре был крещён Иван Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I; при нём в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского[18]. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи; отсюда уже единовластным правителем Пётр уехал в Москву. В 1738 году поменялась система управления монастырём: он стал подчиняться Духовному совету. 1 октября 1742 года по указу императрицы Елизаветы Петровны в Троице-Сергиевом монастыре была открыта духовная семинария (позднее, в 1814 году, в монастырь была переведена Московская Духовная академия, одно из крупнейших религиозных учебных заведений России). Вскоре (в1744 году) Троице-Сергиев монастырь был удостоен почётного титула лавры; главой Лавры утверждался Митрополит Московский.

Расцвет Лавры

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3d/Trinity_within.jpg/250px-Trinity_within.jpg

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. 1890-е гг. Фотография

    В XVIII—XIX веках Троице-Сергиева Лавра являлась одним из богатейших монастырей России, входила в число самых крупных землевладельцев (в 1763 году, в преддверии крупной конфискации церковных земель, Лавре принадлежало более 100 тысяч душ крестьян). Активная торговля (зерновыми, солью, предметами быта) способствовала приумножению богатств монастыря; его финансовое положение в XVII—XVIII вв. отличалось большой прочностью; велики были пожертвования в пользу русской армии (в 1812-м году — около 70 тысяч рублей), ополчения (см. Дионисий Радонежский). К началу XX века во ведении Лавры находились типография (в ней печатались произведения философов, священнослужителей — П. А. ФлоренскогоКлимента Охридского и других), две гостиницы (на территории Посада), мастерские (производство игрушек, подсвечников, крестов и т. п., резьба по дереву), лавки, конные дворы. В 1910-е годы в Лавре жило более 400 монахов. К Троице-Сергиевой Лавре были приписаны некоторые малые монастыри и скиты.

   Святыни монастыря: мощи преподобного Сергия Радонежского (в Троицком соборе), мощи Никона, Сергия (Михея) Радонежских, св. Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобногоМаксима Грека, икона Святой Живоначальной Троицы работы Андрея Рублёва (ныне в Третьяковской галерееМосква) — привлекали тысячи паломников со всех концов России.

     В Лавре захоронены представители знатных русских домов: БельскиеВоротынскиеГлинскиеОболенскиеОдоевские и другие; деятели Смуты: князь Дмитрий Трубецкой и Прокопий Ляпунов, князь Андрей Радонежский, представители фамилии Годуновых; многие московские и иные архиереиМакарий (Булгаков)Макарий (Невский)Сергий (Голубцов)Патриархи Алексий I и Пимен. Многочисленные сокровища хранятся в ризнице — это уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей и богатых людей монастырю. Значительным фондом рукописей обладает лаврская библиотека — здесь хранятся и русские летописи, и рукописные книги XV—XVII веков, и уникальные образцы русских ранее печатных книг (на 1908 год — около 10 000), исторические документы[21]}.

   Наиболее известными настоятелями Лавры в XIX веке были митрополит Платон (Левшин), ведший активное строительство, святитель Филарет, переписывавшийся с А. С. Пушкиным и основавший близ Лавры Гефсиманский скит, и святитель Иннокентий (Вениаминов), бывший первым православным епископом Америки.

История Лавры в XX векеhttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c6/Russia-Sergiev_Posad-Troitse-Sergiyeva_Lavra_Panorama.jpg/480px-Russia-Sergiev_Posad-Troitse-Sergiyeva_Lavra_Panorama.jpg

Троице-Сергиева Лавра. Современный вид.

   В первые годы XX века на территории монастыря продолжалось строительство, сооружались новые кельи и корпуса, хозяйственные сооружения, торговые ряды; в 1905 году была организована лаврская типография.С именем преподобного Сергия связаны несколько чудотворных икон, хранящихся в лавре. Это: икона Николая Чудотворца(15век), икона «Одигитрия», или Смоленская икона Божией Матери(связана с историей Бородинского сражения в 1812г.).то: икона Николая Чудотворца(15век), икона «Одигитрия», или Смоленская икона Божией Матери(связана с историей Бородинского сражения в 1812г.).На территории лавры находятся святые колодцы, обладающие чудотворной силой. Это: святой источник преподобного Сергия Радонежского, колодец возле Успенского собора, выкопанный преподобным Сергием в 1344г., колодец в селе Стромынь.

     1918 год стал началом трудного периода в истории Лавры. По утверждении 20 января (по ст. ст.) 1918 года СНК РСФСР декрета « Об отделении церкви от государства и школы от церкви», Лавра, как и иные монастыри в России, находящиеся на территории, контролируемой большевиками, была юридически обращена в трудовую артель, однако монашеская жизнь продолжалась явочным порядком до 21 октября 1919 года, когда монахи были переселены в Черниговский и Гефсиманский скиты.10 ноября 1919 года президиум исполкома Сергиевского уезда принял решение о закрытии Лавры ввиду острой нехватки помещений для больниц, школ, детских учреждений. В марте 1919 года была распущена Московская Духовная академия, а её помещения были отданы электротехническим курсам; 11 апреля были вскрыты мощи преподобного Сергия.20 апреля 1920 года, несмотря на ряд посланий Патриарха Тихона председателю Совнаркома В. И. Ульянову (Ленину) с просьбой об отмене распоряжения о закрытии Лавры, вышло постановление СНК «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Троицкий собор был закрыт немедленно, а братия была выселена и нашла себе место в трудовых коммунах; последнее богослужение в Троицком соборе было совершено 31 мая 1920 года. В том же 1920 году на территории Лавры был организован историко-архитектурный музей. Весной 1922г. патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем переведен в тюрьму(умер в 1925г.). В 1929 году были закрыты последние скиты близ Лавры и изъята на переплавку большая часть лаврских колоколов (уцелели колокол «Лебедь» 1593 года и древнейший, «никоновский», 1420 года). На территории Лавры до 1953 года находился Загорский учительский институт. На Пасху 1946г. в Успенском соборе возрожденной обители состоялось первое богослужение. Комплекс был передан в частичное пользование Русской Православной Церкви. Патриарх Алексий первый стал настоятелем. Мощи преподобного Сергия Радонежского были переданы наместнику по акту вечером 20 апреля 1946г. и перенесены в Успенский собор. В 1948г. в стенах лавры возобновила деятельность Духовная академия. В лавре проходили Поместные Соборы Русской Православной Церкви 1971,1988,1990г.г.

Реставрация Лавры

    К концу 1930-х годов памятники Лавры были основательно порушены, частично перестроены и приспособлены под жильё и другие не свойственные им хозяйственные нужды

 Первая комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры была создана ещё в 1918 году, однако проходившие под её наблюдением реставрационные работы были не систематическими, не существовало единого проекта реставрации. Инициатором и организатором планомерных реставрационно-восстановительных работ стал директор Загорского историко-художественного музея С. А. Будаев, заказчиком — Загорский музей, в 1938 году был приглашён молодой архитектор И. В. Трофимов. Ему было поручено, в развитие декрета 1920 года, подписанного Лениным, об обращении ансамбля Троице-Сергиевой Лавры в музей, подготовить обоснованный доклад в Совнарком РСФСР о выделении средств на научную реставрацию памятников этого историко-художественного ансамбля. В последующие два года он подготовил справку об историко-художественном значении архитектурного ансамбля Лавры и программу его научной реставрации, генеральный план реставрационно-восстановительных работ, дефектные акты, описи работ и сметы по пятнадцати объектам. На основании этих материалов 1 февраля 1940 года было принято постановление Совнаркома, по которому весь комплекс памятников Троице-Сергиевой Лавры в черте крепостных стен объявлялся Загорским государственным историко-художественным музеем-заповедником. И. В. Трофимов был назначен научным руководителем и главным архитектором этих работ. Для их производства был организован специальный научно-производственный строительный участок и создан Учёный совет, утверждённый Государственным комитетом по делам искусств; на проведение запланированных работ правительством была выделена сумма в 6 млн рублей. Председателем совета был назначен архитектор академик И. В. Рыльский, учёным секретарём — В. П. Зубов, представителем от заказчика, Загорского музея, — архитектор М. Т. Виноградов. В совет входили архитектор академик И. В. Жолтовский; инженер П. В. Щусев; археолог доктор исторических наук А. В. Арциховский; историк С. В. Бахрушин. В разное время в качестве консультантов приглашались академики А. В. Щусев и И. Э. Грабарь, с 1940 года осуществлявший наблюдение за реставрацией живописи; генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Д. М. Карбышев; эксперты по прикладному искусству и живописи Н. Н. Соболев, Д. И. Киплик, Ф. Я. Мишуков; историки —А. Г. Новицкий и А. Г. Габричевский. Рабочих-реставраторов не хватало, и в 1945 году было открыто художественно-ремесленное училище с трёхлетней программой обучения, готовившее белокаменщиков, лепщиков, плотников и других мастеров реставрационных работ.

Зимний вид

    Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры складывался на протяжении четырёх столетий, с XV по XVIII век включительно, и вместе с развитием ансамбля менялся и облик его отдельных сооружений. Задачей реставратора было найти художественный оптимум для каждого памятника, то есть момент его наивысшего художественного расцвета — по этой причине началу работ не предшествовало создание проектной документации, в ходе создания проекта проводились натурные раскрытия. Цель реставрации состояла не в том, чтобы вернуть ансамбль к какому-то определённому «оптимальному году», а, напротив, показать его как интеграцию или синтез всего художественного развития.

     В работе И. В. Трофимова принимал большое участие отец, художник В. П. Трофимов. Живописные полотна Викентия Павловича «Трапезная Троице-Сергиевой Лавры», «Вид с колокольни Троице-Сергиевой Лавры», «В бывшей Троице-Сергиевой Лавре» и другие дают возможность увидеть памятники непосредственно после восстановления.[28].

   Несмотря на многочисленные трудности военного и послевоенного времени, удалось ликвидировать аварийное состояние ряда памятников, выполнить капитальную реставрацию Больничных палат с церковью Зосимы и Савватия Соловецких XVII в., церкви Сошествия Святого духа XV в., белокаменного цоколя Колокольни, восточной части гульбища Трапезной конца XVII в., Митрополичьих покоев, частично Царских чертогов и значительных участков крепостных стен и башен. Особенно значительные работы были проведены по Больничным палатам, застроенным новыми сооружениями и буквально возвращённым из небытия (однако разборка трапезной XVII—XVIII веков, пристроенной к церкви Зосимы и Савватия, была признана недостаточно обоснованной). В то время это были крупнейшие в СССР реставрационно-восстановительные работы. Вокруг стен монастыря была организована 30-метровая запретная для строительства охранная зона.

     После 1950 года реставрационные работы, проводившиеся в основном по памятникам, переданным Московской Патриархии, стал вести бывший студент-практикант И. В. Трофимова В. И. Балдин, в 1963 году совместно с А. Г. Устиновым предложивший комплексный проект реставрации ансамбля лавры. В ходе реставрации в 1956—1959 годах все здания и сооружения монастыря были освобождены от занимавших их посторонних учреждений. К 1970 году основной объём реставрационных работ был выполнен. Результаты проведённой Балдиным реставрации были оценены неоднозначно, в частности, И. В. Трофимов отмечал принципиальные ошибки и ущерб, нанесённый отдельным зданиям и всему ансамблю Троице-Сергиевой Лавры в целом. Реставрация продолжались и в 1970-е годы — ряд объектов был воссоздан под руководством архитекторов Ю. Д. Беляева и Ю. Н. Шахова.

    Данная исследовательская работа значительно расширила мой кругозор, предоставила возможность познакомиться с одной из величайших духовно-нравственных святынь, с историей её зарождения и ролью в развитии российской государственности. Столетия созидали наши предки Русь Святую. Мы же дали её разрушить за несколько десятилетий. Мы позволили уничтожить наши храмы и надругаться над святынями, спокойно наблюдали за тем, как богоборцы кощунствовали над мощами святых угодников, над святыми иконами, над подвижниками веры православной, над православными праздниками…Духовное возрождение России непосредственно связано с возвращением к духовным ценностям прошедших эпох, со знакомством с важнейшими положениями христианской этики. Духовный упадок связан «с безверием и забвением Веры Православной». Возвращение к православным истокам невозможно без покаяния, которое должно быть полным, без всякого самооправдания, оговорок, с осуждением себя и всего злого дела. Сегодня, когда во многих странах Запада интерес к религии заметно падает, в России мы наблюдаем здоровые ростки духовности. Это проявляется и в увеличении количества верующих, в том числе и среди молодежи В наши дни происходит расцвет возрождения монастырей и монашеских традиций. С 1990 года для России наступили времена «второго крещения»: учреждено более 60 новых епархий, восстановлено и построено более 15 тысяч храмов, сейчас действует более 620 обителей Русской Православной Церкви. Воскресла и исконно русская православная традиция паломничества по святым местам. Люди едут поклониться святыням, приобщиться к церковным таинствам, получить духовный совет, внести лепту в возрождение храмов. И, конечно же, узнать как можно больше о православных традициях, об истории старинных монастырей, икон, которые так или иначе связаны с судьбоносными событиями российской истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заочная экскурсия в Троице-Сергиеву Лавру."Великолепный музей - вершина духовной жизни человечества"

Цель: способствовать формированию у обучающихся представления о памятниках русской культуры ХV-ХVIII в.в.,  о шедеврах древнерусского зодчества и иконописи. Воспитывать у потомков чувство ответст...

Презентация к уроку "Изложение с элементами сочинения "Троице-Сергиева лавра зимой".

Презентация к уроку "Изложение с элементами сочинения "Троице-Сергиева лавра зимой" представляет собой визуальный дидактический материал, в котором дана историческая справка о Лавре, словарная ра...

Статья "Отражение трагических страниц истории России на семье Зенюковых"

Научная статья о семье Зенюковых из села Нижняя Елюзань, которые были репрессированы в 30 е годы....

КВЕСТ - игра по истории Отечества. «По страницам истории» 75 лет Великой Отечественной войне

КВЕСТ - игра по истории Отечества.«По страницам истории»  75 лет Великой Отечественной войне...

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Страницы истории на уроках математики. Важнейшие сражения Великой Отечественной войны". 5-6-й класс

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Действия с целыми и дробными числами».Данный...

Квест-игра по истории Отечества «По страницам истории» 75 лет Великой Отечественной войне

Квест-игра по истории Отечества «По страницам истории» 75 лет Великой Отечественной войне...