«Межпредметные связи в обучении математике»
учебно-методический материал на тему

Аверин Николай Петрович

Проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д.Ушинский и другие педагоги, они подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины мира, природы "в голове ученика", для создания истинной системы знаний и миропонимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_29.08.17_averin.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Казанское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Д О К Л А Д

«Межпредметные связи в обучении математике»

Подготовил:

преподаватель математики

 

Аверин Н.П.

Казань

29.08.2017.

 

План выступления.

1. Межпредметная связь и её значение.

2. Социальная обусловленность развития идей интеграции в науке и педагогике.
3. Межпредметные связи в обучении математике.

4. Заключение.

Проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д.Ушинский и другие педагоги, они подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины мира, природы "в голове ученика", для создания истинной системы знаний и миропонимания.

Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой суворовцев к практической деятельности.

В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствую лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать суворовцам на уроках какой-либо одной дисциплины (понятия о строении материи, различных процессах, видах энергии).

Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и особенно проникновением математики и физики в другие отрасли знания.

Связь между учебными предметами является прежде всего отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей.

Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой суворовев к практической деятельности.

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки суворовцев, существенной особенностью которой является овладение обучающимися обобщенным характером познавательной деятельности.

Осуществление межпредметных связей помогает формированию у суворовцев цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания суворовцев, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании суворовцев.

В настоящее время существует достаточно много различных программ и учебников по школьным предметам. Это дало, несомненно, свободу творчеству преподавателя, позволило ему выбирать оптимальный, с его точки зрения, комплект учебников по тому или иному предмету с учетом подготовленности класса и интересов обучающихся.

Вместе с тем, наблюдается некоторая несогласованность во времени прохождения некоторых учебных тем по предметам, несколько различающаяся трактовка отдельных терминов и понятий в учебниках. В качестве примера можно привести несоответствие во времени прохождения тем «Векторы» в геометрии и «Кинематика» в курсе физики 9-го класса. В геометрии, например, вводится понятие координат вектора, в физике - понятие проекций вектора на координатные оси. Можно привести и другие примеры в рассогласовании программ по математике и другим предметам.

Добиться существенного совершенствования школьного математического образования невозможно только совершенствованием учебников. Самой главной фигурой в учебном процессе был и будет преподаватель, роль которого трудно переоценить. Поэтому очень важно, чтобы преподаватель имел возможность совершенствовать свою учебную и воспитательную работу с суворовцами.

Много десятилетий подряд к учителю часто обращали требование добиться всеобщей высокой успеваемости. Это породило такое неприглядное явление, как завышение оценок.

Настало время переоценке ценностей. Нельзя судить об учителе по числу хороших оценок в его классе. Во главу угла нужно поставить воспитание интереса к математике.

Интерес к учению является одним из факторов, способствующих успешному усвоению знаний суворовцами. И в этом не последнюю роль играет использование межпредметных связей на уроках математики.

В физике математический метод служит одним из главных методов исследования явлений, поэтому мы рассмотрим согласование изучаемых вопросов по времени, понятие функциональной зависимости, решение задач.

Правила приближенных вычислений требуется выполнять с VII класса (округление чисел, стандартный вид записи) введенные ранее, но запись чисел в форме k.10n на начало изучения физики суворовцам неизвестна.

С понятием вектора они сталкиваются впервые в VII классе при изучении скорости и силы, в математике вводится во втором полугодии в  9 классе и изучаются действия над векторами «Геометрия 7-9» авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов.

Физические закономерности записываются в школе главным образом аналитически с помощью формул, поэтому часто обучающиеся воспринимают функциональную зависимость формально. Графический способ по сравнению с аналитическим обладает значительными преимуществами: график показывает ход физической закономерности, наглядно раскрывает динамику процесса.

Для формирования понятия производной, вводимой во втором полугодии 10 класса, важны конкретные знания, наглядные образы изменения какой-либо переменной величины: скорость в данный момент времени, ускорение, закон электромагнитной индукции.

Интеграция физики с математикой положительно влияют и на знания по математике. Учебный предмет математики, как и сама математическая наука, отличается от других предметов высоким уровнем абстракции. Абстрагирование позволяет более глубоко полно и четко изучать объективные закономерности, существующие в природе, более рационально и экономно их выражать, но тот факт, что математические положения отражают реально существующие закономерности, может быть понятны учащимся при изучении естественных наук.

Для удобства преподавания физики в разных классах предложим отобранный материал по математике (5,6 класс), алгебре (7–10 класс). Используя этот материал, при подготовке к урокам по физике, можно уже уверенно опираться на знаниясуворовцев по математике.

Пример 1. Через какое время тело, брошенное вверх со скоростью 20 м/с, достигнет высоты 15 м? Может ли оно достичь 25 м?

Решение. Тело, брошенное вертикально вверх со скоростью v движется по закону S=vt-gt2/2. Принимая приближенно g=10 м/с2, имеем  формулу S=vt-5t2. Подставляя известные данные, получаем квадратное уравнение:

5t2 - 20t+15 = 0.

Решая данное уравнение, получаем ответ t=1с, t=3с.

Для ответа на второй вопрос вместо S подставим значение 25м. Полученное квадратное уравнение 5t2 - 20t+25 = 0 не имеет корней, а, следовательно, нет такого значения времени t, при котором тело достигло бы высоты 25 м.

Решение данной задачи на уроке физики невозможно без умений решать квадратные уравнения, но и решение этой задачи на уроке математики требует от суворовцев знания основных физических формул, умений анализировать процессы, описанные в задаче. В частности, при решении первой части задачи, получилось два ответа. Почему? Ответ окажется очень простым, если вспомнить, что тело, брошенное вверх, достигнув определенной высоты, начинает падать. Поэтому тело оказывается на высоте 15м дважды: первый раз, когда оно движется вверх, и второй раз – когда оно падает. 

 Задачи подобного рода представляют большую ценность, поскольку позволяют продемонстрировать значимость математического материала для изучения других наук.

Другой способ реализации межпредметных связей заключается в том, что преподаватель приводит примеры из других учебных предметов, показывая, таким образом, суворовцам, где еще можно встретить изучаемый материал.

Пример 2. Неравенства можно встретить не только в математике. В курсе физики учащиеся знакомятся с понятием силы Архимеда. Условия, при которых тело плавает на поверхности жидкости или тонет, записывается с помощью следующих неравенств:

  1. FA  > mg ( тело плавает)
  2. FA  < mg (тело тонет),

где FA - сила Архимеда,

mg – сила тяжести.

Перечисленные выше примеры показывают связь математики с предметами естественно-математического цикла.

Связь курсов физики и математики глубоко идейная, поскольку в физике математический метод служит одним из главных методов исследования явлений. Последовательно обеспечить временную межпредметную связь физики с математикой (как и с другими предметами) довольно сложно, так как в каждой дисциплине должна быть сохранена логика науки, которая в свою очередь обуславливает определенную последовательность учебного материала.

Использование межпредметных связей в курсе математики способствует активизации суворовцев по нахождению дополнительного материала, по написанию рефератов, сообщений, повышению интереса к выполнению практических работ, решению задач межпредметного характера.

Выводы.

Ранее приобретенные знания на других предметах и в повседневной жизни, становятся востребованными на уроках математики. Можно реально показать значимость этих знаний, тем самым, формируя у суворовцев потребность в их пополнении и расширении. Утверждение и упрочнение предметной системы преподавания в современной школе неразрывно связано с развитием идеи межпредметных связей. Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:

- формировать познавательные интересы суворовцев средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;

-осуществлять творческое сотрудничество между перподаваателями и суворовцами; -изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.

Дальнейшее улучшение системы многосторонних межпредметных связей  в нашем училище предполагает и дальнейшее совершенствование путей их реализации: эффективное использование межпредметных (комплексных) семинаров, экскурсий, конференций, расширение практики интегрированных уроков, на которых могут решаться проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно, с участием двух или нескольких преподавателей.

Результат моей деятельности по применению межпредметных связей в учебном процессе заключается в отношении к урокам математики моих суворовцев, их заинтересованность в изучаемых темах, решении задач различного характера: географического, физического, химического и т.д.

Список литературы

  1. Баврин И.И. Начала анализа и математические модели в естествознании и экономике: Кн. для учащихся 10-11 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 80 с.
  2. Баева Ю.И., Гундерина С.Ю., Каданер А.П. Путешествие в экономику. Сборник задач для 5-6 классов (I ступень программы СЭО). Под ред. Заиченко Н.А. – СПб.: СМИО Пресс, 2004. – 96 с.
  3. Бурцева Н.М. Межпредметные связи как средство формирования ценностного отношения учащихся к физическим занятиям: Дис.  … канд. пед. наук. – СПб., 2001. – 231 с.
  4. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
  5. Перли С.С., Перли Б.С. Блистательный Петербург на уроках математики. Необычный задачник для 6-го класса. – СПб.: Издательский дом «Книжный двор», 2005. – 288 с.
  6. Перли Б.С., Перли С.С. Москва и ее жители: История. Архитектура. Быт: Нетрадиционный задачник по математике. V-VI класс. – М.: Новая школа, 1997. – 288 с.
  7. Полякова Е.С, Романов Ю.В. Средства историзации специальной подготовки учителя математики //Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Межвуз. сб. науч. тр. Выпуск 5. / Под ред. Ю.А. Дробышева и И.В. Дробышевой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2008. –  с. 4 – 24
  8. Рейнгард И.А. Сборник задач по геометрии и тригонометрии с практическим содержанием. – М.: Учпедгиз, 1960. – 116 с.
  9. Степанов М.Е. Математика и мифология // Математика в школе. – 2001. - №3. – с. 12-13
  10. Тарасов Л.В. Симметрия в окружающем мире. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2005. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование межпредметных связей в обучении физике

Предлагаю Вашему вниманию разработку темы "Тепловые явления" для 8 класса. Тема рассчитана на 24 часа. Уроки построены на использовании межпредметных связей. Материал содержит концепцию отбора содержа...

Проектирование и исследовательская деятельность учащихся как один из аспектов межпредметных связей при обучении.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов обр...

Межпредметные связи в обучении математике

В статье кратко излагаются  теоретические основы проблемы межпредметных связей  и рассматриваются примеры, иллюстрируюшие связь математики с различными учебными дисциплинами....

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении с помощью межпредметной связи биологии и математики

Краткая аннотация работы.Авторы раскрывают значимость применения на уроках межпредметных связей как  важнейшего принципа обучения в школе при решении интегрированных, прикладных задач. Их использ...

Примеры использования межпредметных связей на уроках математики и информатики в рамках системно-деятельностного подхода в обучении.

Примеры использования межпредметных связей на уроках математики и информатики в рамках системно-деятельностного подхода в обучении. (статья)...

Формирование мотивации к изучению математики посредством реализации межпредметных связей на уроках математики и во внеурочной деятельности

Мир представляет собой гигантскую систему, тоже состоящую из сложнейших систем. Однако, у систем любой природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации, когда мы до...

«Межпредметные связи в обучении математики как средство повышения качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации»

Межпредметные связи в обучении математике являются важным средством достижения прикладной направленности обучения математике. Возможность подобных связей обусловлена тем, что в математике и смежных ди...