Полное включение детей в образовательный процесс.
статья на тему

Дзотцоева Эрика Эдуардовна

Включение детей со специальными нуждами в общеобразовательные школы, предлагаемое программой инклюзивного образования, предоставляет каждому ребенку возможность реализовать и расширять «нормальные» стороны его поведения, активно преодолевая изъяны своего физического, интеллектуального или психического развития.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_inklyuzivu.docx62.91 КБ

Предварительный просмотр:

Польза объединения детей

    Потребность в выполнении социального заказа общества стимулировали меня к поискам способов повышения эффективности обучения английскому языку и к пересмотру форм работы. Используемые мною в данный момент методы принадлежат технологии развития критического мышления, которая  завоевала популярность после ее апробации во всем мире. Я остановила свой выбор именно на этой технологии, т. к. она, на мой взгляд, позволяет на практике реализовать требования, предъявляемые современным образованием. Ценность данной технологии в том, что она учит слушать и слышать, развивает речь, дает возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к работе. Технология развития критического мышления может использоваться в различных областях и для учащихся разных групп. Это – современная «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами, ориентированная на решение актуальных образовательных задач.

Диапазон  моего педагогического опыта представляет собой подбор наиболее эффективных приемов и методов, позволяющих успешно организовать учебный процесс.

Для повышения эффективности обучения  на уроках английского языка очень хорошо помогает технология развития критического мышления, которая завоевала популярность у педагогов после ее апробации во всем мире. Данная технология отображает цель современного подхода в обучении – становление индивидуальности личности, использование ее интеллектуального потенциала, воспитание человека, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы.

Существует много определений критическому мышлению, но применительно к процессу обучения, это, прежде всего, способ взаимодействия с идеями и информацией, мыслительный процесс, который начинается с восприятия информации и заканчивается принятием решения. Это привлечение обучающихся к разным способам и приемам учебной деятельности (ситуация выбора, диалог, мозговой штурм, дебаты работа с группой и т.д.). Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - РКМЧП возникла в Америке в 80 годы прошлого столетия, в России известна с конца 90 годов. В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и ощего развития ребенка; К.Поппера и Р.Пола об основах формирования и развития критического мышления и т. д. Активные разработчики  этой технологии К. Мередит, Ч.Темпл и  Д. Стилл смогли «переложить» данную теорию на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

«Переложенная» на язык практики идея технологии развития критического мышления звучит следующим образом:

  • Дети – любознательны от природы и хотят познавать мир, рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
  • Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
  • Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.
  • Существует неразрывная часть между развитием мыслительных навыков и формированием демократического сознания.

Так что же такое Критическое мышление?

«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление не довольствуется фактами, а вскрывает причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнения в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А, что если…?». Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление» (А.В.Федоров).

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши учащиеся стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только овладеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая информацию, ученики  должны  научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно их точности и ценности. Структура технологии развития критического мышления стройна и логична, т. к. ее этапы соответствуют этапам когнитивной деятельности личности. В ее основу положен базовый дидактический цикл. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Итак, технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться,  вспомнить, что тебе известно по теме, затем познакомится с новой информацией, потом подумать для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты сможешь их применить.

Самое важное – создать условия для постановки учащимися целей обучения, помочь им в определении маршрута  для их достижения и посредством разнообразных стратегий, методов и приемов сопровождать учеников по выбранному маршруту. Далеко не всегда можно реализовать все три стадии в рамках одного урока. Изучение темы может занимать несколько уроков, при этом стадии могут повторяться неоднократно. Бывает и так, что какая- то стадия длится достаточно долго, например стадия рефлексии сама по себе может занять целый урок. Технология развития критического мышления предлагает для выбора целый веер стратегий, приемов и методов, но этот перечень не закрыт, и учитель вполне может использовать те приемы, которые он считает наиболее эффективными.


  1. Стадии и фазы урока

Схематично стадии урока можно рассмотреть в таблице, которая очень легко налагается на технологическую карту современного урока.

технологические этапы

деятельность учителя

деятельность учащихся

возможные приемы и методы

1 стадия - Вызов (evocation): актуализация имеющихся знаний;

  •  пробуждение интереса к получению новой информации;
  • постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, систематизирует информацию, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление   списка известной информации: мозговая атака, кластеры, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

2  стадия – Осмысление содержания (realization of meaning):

  • получение новой информации;
  • корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена   на сохранение интереса к теме при работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Ученик читает или слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения (делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации).

Методы активного чтения: «инсерт»; «фишбоун»; «идеал»; ведение различных записей  (бортовой журнал); поиск ответов на поставленные вопросы.  

3 стадия – Рефлексия            (reflection): - размышление, рождение нового знания.

Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям,  вносит изменения  и дает творческие задания.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

Кластеры, круглые столы, дискуссии, написание творческих работ, а

Установление причинно-следственных связей.

«Таблица 1.»

Таким образом, мы видим, что на стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке. Этот этап работы не оценивается и не критикуется учителем. Такие условия расширяют возможности обучаемых, снимают барьеры в общении, создают «строительные леса» для формирования новых знаний и умений. Индивидуальная работа сменяется работой в парах (2,3 минуты). Происходит вывод идей и мыслей на вербальный уровень. Формулируясь, мысль формируется. После этого список идей выносится на доску. В итоге такой работы появляются идеи, представленные в интерпретации  обучающихся. Роль учителя на этом этапе состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями. При этом, любое мнение учащегося  ценно. Важность данной стадии в том, что все этапы взаимосвязаны и взаимозависимы, а, как известно, хорошее начало – половина дела.

На стадии осмысления  главная задача – поддержать активность учащихся и их интерес, созданный во время фазы вызова.  Здесь происходит поиск ответов на вопросы, поставленные  в начале урока. Ученик работает самостоятельно, в парах или группах. Если что- то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся знакомятся с новой информацией, идеями или понятиями, связывают их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая свое понимание. Учитель на данном этапе может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае, его задача состоит в ясном и привлекательном изложении информации. Так же немаловажно выделить достаточное время для реализации смысловой стадии.

На  стадии рефлексии проясняется смысл нового материала, составление дальнейшего плана обучения. Учитель поддерживает активность учащихся, позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Здесь должны задаваться как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Происходит целостное осмысление, систематизация, обобщение и усвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного. При этом, сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным.

Существуют устная и письменная форма рефлексии.

  1. Устная форма: диалог между одним учеником и учителем, диалог между двумя учениками, отдельные реплики со стороны разных учеников, возврат к ключевым словам и неверным утверждениям, полилог в виде беседы или обсуждения, игровые методы, круглый стол.
  2. Письменная форма: анкетирование и опросы, графические, схематические способы представления в виде таблиц, графиков, диаграмм, кластеров. Творческие задания в виде синквейна, эссе, письмо, сочинения. Письменная рефлексия имеет своей целью выработку навыка формулировки резюме по обсуждаемой теме и саморефлексии.

Отдельно хочется остановиться на культурной рефлексии при изучении иностранного языка. Для осуществления процесса культурного самоопределения личности посредством иностранного языка, необходимо в процессе обучения создать условия, при которых каждый обучающийся смог рефлексировать на свою собственную культуру и на самого себя. Этим он будет определять свое место в спектре изучаемых культур, постигать общечеловеческие ценности и осознавать свою роль в глобальных человеческих процессах.

Работа по повышению эффективности обучения английского языка с применением технологии развития критического мышления позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышая при этом уровень социализации.

  1. Анализ урока с применением технологии развития критического мышления.

Содержание задания

УУД

1.

Фаза вызова.

- постановка целей урока,

- актуализация имеющихся у учащихся знаний.

– выбор наиболее привлекательных идей.  

Целеполагание (П),       Обобщение, классификация (П),      Выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью (К).                                              

2.

Фаза осмысления.

представление новых Л.Е.,

- отработка новых слов в лексических упражнениях,

- аудирование текста,

- заполнение таблицы,

- чтение текста и ответы на вопросы.

Выполнение пробного учебного действия (Р), Извлечение необходимой информации из текстов (П).                                              

3.

Фаза рефлексии.

– обмен мнениями.  

– комментарий.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П),

Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К).

«Таблица 2.»

Критическое мышление – это подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной творческой мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие его творческого потенциала, на то, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптироваться в окружающем мире.

Технология развития критического мышления располагает огромным арсеналом приемов и стратегий, направленных на выполнение задач этапа и  способствующих разнообразить урок и сделать его эффективных. Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, мы планируем уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник позволяет учителю свободно чувствовать себя. Работа по данной технологии дает возможность адаптировать ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии развития критического мышления – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они смогли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

3.1. Методы обучения чтению, говорению, письму и аудированию.

Испытывая трудности в начале освоения данной технологии, для облегчения своей работы мною были распределены приемы в соответствии  с задачами учебной деятельности. Так, например, при обучении навыкам чтения мною используются следующие приемы и методы:

Инсерт – это такой прием маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Образец таблицы по работе с инсертом.

        “V”

         “+”

         “-“

          “?”

То, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете.

То, что вы читаете  является для вас новым.

То, что вы читаете противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете.

То, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

 

«Таблица 3.»

Направляемое чтение – метод развития умения сравнивать факты, версии, выявлять причинно-следственные связи в тексте, прогнозировать развитие сюжета и осуществлять рефлексию по поводу прочитанного.

Чтение, суммированное в парах – метод стимулирования внимания к содержанию текста и прочного усвоения теоретического материала благодаря многократному предъявлению одной и той же части текста.

Обучение говорению проводится эффективней с применением таких методов как:

Перекрестная дискуссия – развитие умения понимать различные точки зрения и формирование навыков принятия решения. Этот метод также можно применять при обучении письму, когда в домашнем задании подразумевается написание эссе.

«Ручка на середине стола» - обеспечение организации последовательной и продуктивной беседы учащихся, развитие у них толерантности.

Прием «тонких» и «толстых» вопросов

Стратегия «идеал» - формирование умения решения проблем, умения анализировать ситуацию.

«Мозговой штурм» - стимулирование воображения для получения оригинальных идей.  

Дискуссия «Уголки» - развитие умения задавать вопросы с целью прояснения позиции.

Методы, используемые при обучении навыкам письма:

Фишбоун – выписывание причин рассматриваемой проблемы и возможных источников для раскрытия ее сути.

Интерактивная стратегия ЗХУ (Знаю. Хочу узнать. Узнал) – формирование навыков самостоятельной работы над информацией и развитие умения сжато формулировать информацию в письменной форме.

Синквейн – формирование способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи и чувства в нескольких словах (рефлексия, работа в парах).

Пример сиквейна по теме «Школа» в 5 классе.

Teacher.

Kind, clever.

Meet, explain, educate.

Always try to help you.

Mother.

Даймонд- столкновение двух противоположностей при резюмировании информации.(восьмистрочие, где 4 и 5 строки – различные точки зрения).

 Пример по теме «Проблемы поколений», 9 класс.

The older generation.

Confident, reserved, knowing.

Support, believe, give advice, hope.

Try to understand, argue, conflict, problems.

In the contacts, pleasant contact, to have a row.

Show off, express themselves, reject, love.

Rebellious, shocking, eccentric.

The young generation.

Ротация – обмен мнениями, развитие способности выражать позицию в краткой, продуманной форме. Этот же метод можно использовать и при обучении  говорению, т.к. он  является одним из этапов работы, посвященный презентации своей точки зрения.

Стратегия РАФТ (Роль, Аудитория, Форма, Тема.) – идея которой заключается в том, что пишущий выбирает для себя роли, от лица которого он будет писать.

При обучении навыкам аудирования  можно выборочно использовать все вышеизложенные методы, потому что все они на определенных этапах подразумевают прослушивание информации или текста.

Эффективным является, на мой взгляд, использование на уроках различных органайзеров. Например:

  • Кластер (гроздь) – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди, служит для вызова «старых» знаний и активизация их для дальнейшего изучения. Кластер отражает первоначальные представления учащихся об изучаемом предмете, способствует  полноценному  резюмированию  и представляет наглядно схему размышления по теме. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегии урока в целом. (см. Приложение 1)
  • Диаграмма Венна – хорошо работает на формирование умения логически рассуждать и выявлять общее и различное в сравниваемых объектах и понятиях (при изучении грамматики).

Пример по теме: «Настоящее простое и настоящее продолженное время»

 

«Рис.1. Диаграмма Эйлера-Венна»


3.2.  Мнемонические приемы

Мнемонический способ запоминания – самый интересный и наиболее тренируемый. Этот способ заключается в том, что запоминаемый материал по определенным правилам переводится в другую знаковую систему, с помощью ассоциаций, которые запоминаются лучше.

«Мнемонические приемы облегчают запоминание информации, поскольку они строятся на таких основополагающих принципах работы памяти, как внимание, упорядочение материала, придание ему смысла и укрупнения» (Д. Халперн).

На своих уроках английского языка чаще всего мною используются такие  приемы как «Ключевые слова и образы», рифмы, «привязки к месту»,  « метод первых букв», метод «Ассоциации» и  расширение синонимического ряда.

Например, суть синонимического ряда заключается в ведении тетради или карточек синонимов, куда следует постоянно добавлять новые слова по мере их изучения. Владение  широким синонимическим рядом позволяет более точно выразить свои мысли на английском языке.

Возьмем слова со значением «большой» и «маленький»: big, large, huge, great, gigantic; little, small, tiny, minimal, puny.

Прием мнемотехники для повторения темы «Времена года» (для зрительной памяти):

Spring is green                                Autumn is yellow

Summer is bright                                Winter is white.

Здесь способ запоминания строится на ассоциациях времен года с их цветовой окраской.

Для тех учащихся, у которых лучше развита слуховая память можно применять к этой же теме следующую рифмовку:

Уже зима, одень-ка свитер, зима иначе будет…Winter

Капель звенит дзинь, дзинь, пришла весна, иначе…Spring

Догадайтесь сами, что лето это…Summer

Лечу впервые самолетом, а за окошком осень…Autumn.

Особый прием мнемотехники основан на ассоциациях, как зрительных, так и слуховых: eagle (игл) орел. Для лучшего запоминания представим 8 страшных игл на когтях орла и т.д. (см. Приложение 2)

Еще одним способом запоминания может стать, как ни странно поход в магазин. Нередко всем знакомые слова, например, названия продуктов, сладостей и других товаров – это тоже английские слова.

Snikers- (сникерс) –ботинки, кеды

Fairy (фейри) – волшебница, сказочный

Tide (тайд) – прилив, отлив

Vanish (ваниш) -исчезать

Nuts (натс) – орехи.

Таких примеров может быть много, главное быть внимательней.

Метод «первых букв» находит наиболее широкое применение при подготовке к тестам и экзаменам. Он состоит в следующем. Нужно взять первую букву каждого термина, который вам предстоит выучить, затем добавить, если необходимо, гласные и согласные и составить слово. Когда вам необходимо вспомнить список, вы вспоминаете образованное вами  слово, а затем используете каждую букву в качестве подсказки, помогающей вам восстановить в памяти каждую позицию перечня. Стоит один раз запомнить это слово и оно отложится в вашей памяти навсегда.(хорошо знакомый всем в русском варианте пример с фразой «каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

Использование приемов мнемотехники делает процесс запоминания английских слов увлекательным для детей и доставляет им удовольствие.

 


Технология развития критического мышления располагает огромным арсеналом приемов и стратегий. Например, в работе над лексикой очень эффективны такие приемы, как «Ассоциирование» и Синквей»н.

Ассоциирование помогает быстрее усвоить новые слова. Это такое  связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них влечет за собой  появление другого.

Применение «Ассоциирования» на уроке происходит  поэтапно:

  • на 1 этапе, при знакомстве с новой лексикой по теме отбираются самые сложные для запоминания слова;
  • на 2 этапе группа обучающихся делится на пары;
  •  на 3 этапе каждой паре предлагается по одному новому слову для создания ассоциации;
  • на 4 этапе пары подбирают ассоциацию к слову, сходную по звучанию с русским языком;
  • на 5 этапе обучающие придумывают предложение, в котором присутствует новое слово на английском языке и схожее по звучанию с ним слово на русском языке.

Варианты могут быть самыми разнообразными, т.к. технология развития критического мышления допускает и рассматривает различные точки зрения обучающихся.

Пример ассоциации по теме «Школа», (5 класс) :

От занятий в школе сводит скулы», [скул] на английском означает школа. «Ткачи изучают как обрабатывать лен», [лен] в переводе с английского означает изучать; «Хад рок тяжелый на слух», [хад] означает тяжелый; «Мери всегда радостная» и т.д.

Для лучшего усвоения, придуманные ассоциации выписываются на карточки, зачитываются вслух и сравниваются. Конечно, нельзя забывать и о произношении. После подобных трюков со словами обучающимся легче дается перевод текстов и говорение, а на этапе рефлексии они чувствуют себя более уверенными. Именно в этот момент продуктивно использовать Синквейн, где слова – ассоциации опять же могут найти свой способ применения.

Синквейн – это метод опроса, близкий к пересказу, т. к. он позволяет быстро  выбрать и выдать из полного объема информации (текста) главную мысль. Это формирование способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи и чувства в нескольких словах. Синквейн – это французское пятистрочье, похожее на нерифмованное японское стихосложение.

Структура синквейна проста:

  •  1 строчка стихотворения – это тема, которая прописана в строчке одним словом- существительным;
  •  2 строчка – 2 прилагательных к теме;
  •  3 строчка – 3 глагола;
  •  4 строчка состоит из 4 слов, которые представляют суждение по теме или отношение к теме;
  •  5 строчка – одно слово – синоним к теме, т.е. к первому слову.

Для составления синквейна  можно использовать слова из ранее использованных слов – ассоциаций.

Пример Синквейна по теме «Школа»:

Русский язык

Английский язык

Школа

School

Тяжелая, радостная

Hard, merry

Учит, требует, изучает

Teach, demand, learn

Учение ведет к свету.

Studies leads us to the light

Книга.

Book.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что технология развития критического мышления позволяет сделать процесс обучения личностно – ориентированным, ставить и решать новые образовательные задачи. Осознанное использование предложенных данной технологией приемов и методов дает эффективные результаты в процессе обучения учащихся английскому языку.

 Можно отметить следующие   преимущества технологии развития критического мышления:

  • У учеников повышается интерес к самому процессу обучения.  
  • Для учащихся появляется возможность добывать знания практически самостоятельно, что,  в свою очередь способствует формированию критического мышления у учеников и дает  возможность преподавателю  наблюдать за процессом обучения и анализировать его.
  • В конце  каждого занятия виден практический результат, т.е. насколько  учеником понят и освоен учебный материал.
  • Формируется направленность на самореализацию.
  • Появляется возможность объединения отдельных дисциплин.
  • Учителю технология развития критического мышления дает:
  • умение создать в классе атмосферу открытости и совместного сотрудничества;
  • возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, способствующих развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  • стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

    Использование технологии развития критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяют раскрыть всесторонние способности обучающихся, повысить их мотивацию к учебе, научить их быть более уверенными в себе и использовать полученные знания в различных ситуациях. Применяя данную технологию, обучающиеся учатся совместному сотрудничеству, которое воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь и  умение сопереживать. Немаловажно и то, что в процессе обучения значительно увеличивается время речевой практики на уроке для каждого ученика. Это позволяет  добиться усвоения материала всеми участниками  группы, решить разнообразные  воспитательные и развивающие задачи.

   Есть замечательное изречение Сократа « Голова ребенка – не сосуд, который нужно заполнить, это факел, который нужно зажечь». На мой взгляд, технология развития критического мышления успешно может зажечь этот «факел» знаний, т.к. великолепно проецируется на систему, предложенными нам ФГОС второго поколения и акцентирует внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителя.


Преимущества данных приемов в том, что они могут быть использованы в различных предметных и межпредметных областях и для разноуровневых обучающихся. Они:

  • обогащают словарный запас;
  • помогают развивать речь и мышление;
  • облегчают процесс усвоения понятий и их содержание;
  • являются способом контроля и самоконтроля.

Используя данные приемы, мы подготавливаем обучающихся к требованиям, которые предлагают нам новые стандарты образования, а именно, достигаем личностных, предметных и метапредметных результатов.

Есть замечательное изречение Сократа «Голова ребенка - не сосуд, который нужно заполнять, это факел, который нужно зажечь». Современные подходы в организации  в обучении помогают учителю успешно зажечь этот «факел» знаний, акцентируя внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых и стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителя.

  Включение детей со специальными нуждами в общеобразовательные школы, предлагаемое программой инклюзивного образования, предоставляет каждому ребенку возможность реализовать и расширять «нормальные» стороны его поведения, активно преодолевая изъяны своего физического, интеллектуального или психического развития.
     Одна из задач «включения» - адаптировать общеобразовательные программы и окружающую среду к нуждам детей. Это облегчит ребенку привыкание к участию в общей деятельности. Многим детям со специальными нуждами учебно-общеобразовательный материал предъявляет непомерно большие требования, предлагает им слишком быстрый темп обучения или нереальные физические нагрузки. Таким образом, для их участия требуется в некоторых случаях упрощение или сокращение задания, увеличение времени на его выполнение, использование приспособлений, дополнительного материала. В противном же случае, ребенок подвергается риску быть выключенным из активной деятельности класса. Преобразования  подразумевают:
- использование материалов и приспособлений (раздаточный материал);
- адаптация ряда навыков;
-адаптация лексического материала;
-адаптация физического окружения.
      В развитии ребенка большую роль играет подражание. Включение детей со специальными нуждами, развитие у них моральных и волевых качеств в большей мере зависят от подражания окружающим им людям. Дети подражают манерам, поступкам взрослых и сверстников, поэтому осторожное включение детей со специальными нуждами в школьные программы, основанные на коллективном сотрудничестве, может обеспечить опыт развития более позитивного отношения общественности к детям-инвалидам и к инвалидам вообще. Другой убедительный аргумент в пользу объединения детей со специальными нуждами с их сверстниками, не имеющими отклонений в развитии, основан на нашем знании и понимании влияния совместных действий ровесников на изменения позиции общества. Общепризнанным феноменом является важность взаимного общения сверстников. Однако взаимодействие ровесников может влиять лишь в том случае, когда детям предоставлена возможность наблюдать друг за другом и тесно сотрудничать. Для того, чтобы нормально развивающие дети приобрели знания об инвалидности и терпимость к инвалидам,  надо чтобы возможность прямого взаимодействия реально существовала.
            Взаимодействие со все более «сложной» обстановкой важно как для «нормального» ребенка, так и для ослабленного. Но часто случается так, что ослабленный ребенок по ряду причин не может вписаться в окружающую среду. Во - первых, он может быть ограничен в движениях, что сдерживает удовлетворение его функциональных потребностей, или ребенок может испытывать эмоциональный дефицит, уменьшающий стремление общаться с окружающими. Во-вторых, многие отставшие в своем развитии дети апатичны и без поддержки не способны к познанию окружающего мира. В-третьих, некоторые дети со специальными нуждами содержатся в относительно изолированных местах, и родители зачастую противятся их контактам с внешним миром. Внедрение в среду «благополучных» детей и взрослых, в другую обстановку иногда может быть жестко ограниченно, а поэтому сведена к минимуму и возможность ребенка увидеть и исследовать новые места, познакомиться с новыми лицами. Эти обстоятельства могут подавить и без того замедленный  рост.
       Многие родители чувствуют себя весьма обеспокоенными, когда узнают о физических недостатках детей. Последующая за этим эмоциональная реакция может в дальнейшем лишь препятствовать росту ребенка. Некоторые родители компенсируют дефицит развития чрезмерной опекой, что на деле лишает ребенка возможности выполнять элементарные действия и установить взаимный контакт с окружающей средой. В результате у ребенка появляется стойкая мотивация отрешенности от мира, замедляющая приобретение им элементарных навыков поведения.
    Поскольку общее и специальное образование ориентируется на общеобразовательные классы, возникает вопрос, удастся ли учителю разумно и справедливо оценивать успеваемость детей, работающих по специальному плану, который отличается от основного рабочего плана.
  Поэтому необходимо в начале составить индивидуальный план развития ребенка с учетом его особенностей и возможностей, а по истечении определенного срока оценивать, насколько достигнуты цели индивидуального плана.
    Для того чтобы все дети в классе лучше понимали нужды и особенности детей со специальными нуждами, их нужды грамотно проинформировать о возможностях и потребностях таких сверстников. Это поможет создать атмосферу доброжелательности и правильно планировать их деятельность.
         
Деятельность каждой группы участников в процессе инклюзивного образования

Деятельность детей со специальными нуждами

Деятельность других детей

Деятельность учителей\воспитателей

-удовлетворяют физические и психологические потребности;
- приобретают навыки самообслуживания и социального поведения;
- осваивают учебный материал, который должен учитывать их возможности;
- развиваются через участие в играх и взаимодействие со сверстниками;
- участвуют в занятиях физкультурой в роли тайм-кипера, судьи, вратаря или малоподвижных видах;
-способствуют созданию дружелюбной атмосферы среди детей, заводят друзей;
- принимают активное участие в праздничных и развлекательных мероприятиях и программах;
- участвуют в работе кружков по интересам и выставляют свои работы на выставках в школе и в масштабах города.

-создают дружелюбную атмосферу;
-помогают и заботятся о детях со специальными нуждами;
-принимают участие в малоподвижных играх, развивающих умственную способность детей со специальными нуждами;

-получают знания;
-принимают участие в классных мероприятиях;
-следят за соблюдением правил санитарной гигиены класса;
-развивают чувство ответственности перед коллективом и чувство взаимопомощи;
- совместно участвуют в изготовлении дидактических игровых пособий;
- видят, слышат и узнают проблемы детей со специальными нуждами;
-понимают и принимают детей со специальными нуждами;
-несут положительную информацию из школы в общество.

- учат детей понимать и принимать внутренний мир друг друга;
- используют индивидуальный подход;

- учитывают возможности и способности каждого ребенка;
-формируют жизненные навыки и самостоятельность у ребенка;
-дают знания и воспитывают детей;
- передают практические навыки родителям.


      В области образования право на участие означает, что дети не должны страдать от ненужных ограничений в том, что касается их доступа к образованию, диапазона предлагаемой учебной программы или качества получаемого обучения. Их не следует обучать отдельно от их сверстников, если для этого нет достаточных оснований. Говоря в позитивном плане, это означает, что дети имеют право на посещение обычных школ и участие в обычных школьных мероприятиях вместе со своими сверстниками, если только нет каких-либо конкретных оснований для иного подхода. Если же принимается решение о необходимости обучения детей в отдельных специальных школах следует принимать меры к тому, чтобы в максимально возможной степени обеспечить соответствие характера предлагаемого образования основной учебной программе и, по крайней мере, столь же высокий уровень обучения, который они получили бы, если бы ходили в обычную школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей"

материал опубликован в сборнике "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе", 2013 года.В модернизации российского образо...

Инновационные технологии и методики и их влияние на включенность учащихся в образовательный процесс.

Формирование в стране рынка образовательных услуг требует подготовки со школьной скамьи конкурентоспособной личности. Новые исследования в педагогике и педагогической психологии направлены на личностн...

Городской семинар "Организация и функционирование психолого-медико-педагогического консилиумами образовательной организации. Включение детей с ОВЗ в образовательное пространство"

30 сентября 2015 г. на базе МОУ "Изобильненская школа" прошел семинар для руководителей психолого-медико-педагогическими консилиумами и педагогов-психологов образовательных учреждений г. Алушты....

Методики оздоровления детей в образовательном процессе.

Методики монохромной цветовой гаммы основана на работе с одним цветом-зеленым, в разной тональности или с одним тоном (1-2 мин)...

Психологическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе

В презентации предаставлено содержание психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе. Краткие определения об: -одаренном ребенке,-одаренность и способности-тр...

Адаптация одаренных детей к образовательному процессу

Занятие составлено для педагогов, работающих с одарёнными детьми. В разработке занятия принимал участие психолог.Как помочь одарённым детям адаптироваться к образовательному процессу?На что стоит обра...

Выявление одаренных детей в образовательном процессе.

Сегодня чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для ребёнка, как отдельной личности, но и обще...