Беседа "Хотят ли подростки из детского дома жить в семье?"
материал на тему
воспитание отношения к семье как базовой ценности общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_34.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Хотят ли подростки из детского дома жить в семье?
Цель: воспитание отношения к семье как базовой ценности общества.
Недавно в одном из интернет-сообществ приемных родителей потенциальная приемная мама поделилась своим впечатлением от посещения детского дома: свежий ремонт, есть бассейн, дети хорошо одеты и ходят на множество кружков. А главное, все ребята старше 11-13 лет, по словам женщины, уже отказались идти в семью. Воспитатели открыто говорят: наши дети в приемные семьи не хотят, им хорошо в детском доме.
Почему так происходит
Главная особенность подросткового возраста — желание независимости. В этом возрасте все дети пытаются вырваться из-под влияния взрослых. А тут подростку предлагают чужих людей считать своей семьей, жить по чьей-то указке. Пугающая неизвестность. С большой долей вероятности он скажет «нет».
Возможно от подростка уже отказывались, например, кровная бабушка или приемная семья отдали ребенка обратно в детский дом. По статистике больше половины вторичных отказов происходит при так называемой родственной опеке. Но вне зависимости от того, кто отдал его обратно в детский дом, ребенок (как и любой человек, от которого отказались) получает серьезную психологическую травму, после которой «попробовать еще раз» очень сложно. А поскольку после 10 лет ребенок имеет право отказаться идти в приемную семью, именно это он и делает.
Семьям, которые хотят принять подростка, специалисты по семейному устройству часто рекомендуют «гостевой режим», то есть временное пребывание ребенка в семье, на выходных или школьных каникулах.
Что нужно сделать
Считается, что в разговоре с подростком, которого вы хотите принять в семью, нужно обсудить каждый из его возможных страхов:
1) Страх неизвестности преодолевается, если вы подробно расскажете ребенку о своей семье, о том, как устроен ваш быт, как вы проводите свободное время. Можно показать фотографии, пригласить в гости.
2) Страх быть неуспешными в новой семье. Даже если у вас по три высших образования, дайте понять ребенку, что если он захочет быть поваром, вы не будете стараться его переделать, перекроить. Ребенку важно услышать, что вы хотите принять в семью именно его, а не идеальный образ или «материал» для усовершенствования. Это будет основой доверия и фундаментом для развития взаимоотношений.
3) Страх навсегда порвать с прошлым, обрубить корни — это страх ребенка, что например, бабушка, которая один раз навестила его 5 лет назад, не найдет его в детском доме, и они больше никогда не встретятся. Или страх, что он никогда не встретится с лучшим другом, который остался в детском доме.
Что можно сделать: обещать, что бабушке дадут знать о его новом месте жительства, если она придет, можно найти ее в социальных сетях или через органы опеки. Обещать приходить в гости к лучшему другу, если ребенок этого захочет.
4) Страх оказаться под опекой у слабых родителей. Родитель обязательно должен быть в активной, «взрослой» позиции, должен стать той самой «каменной стеной» для защиты интересов ребенка. Иногда дети смотрят на притихших потенциальных родителей и отказываются со словами: «Они с нами не справятся».
5) Страх предать остальных детей, оставив их в детском доме: братьев-сестер или друзей. Тут можно объяснить, что у братьев и сестер по-отдельности гораздо больше шансов попасть в семью, и что вы со своей стороны сделаете все, чтобы не прекратить общение и постараться найти им приемные семьи.
6) Страх остаться без материальной поддержки от государства, без квартиры. Нужно объяснить, что при опеке и приемной семье все льготы и право на квартиру у ребенка остаются.
Нередко бывает и так, что ребенок сначала говорит, что хочет в приемную семью, а на следующей встрече с потенциальными родителями уже отказывается. Поэтому, спрашивает ли вас ребенок о чем-то конкретном, или нет, следует обговорить с ним каждый из этих пунктов.
Что думают сами подростки
В интернет-сообществе, упомянутом в начале статьи, высказывались многие родители. Одна из мам показала своей приемной дочке-подростку это обсуждение. Девочка решила написать и свое сообщение-ответ потенциальным приемным родителям. Вот оно:
«Я заметила, как часто рассуждают, что дети после 12 не хотят идти в семью. Хотят! Им это очень важно. Конечно для каждого семья это нечто свое, особенное.
Я всегда старалась работать над собой. Понимать, что у меня и как было, какие эмоции и чем вызваны. Но так делают не все. Мы все со своими ранами и язвами, но это не мешает нам жить. Меня оставили в роддоме, и до 6 лет я жила в детском доме.
Потом меня взяла в семью женщина (я думала, что это семья) и через 3 года отдала обратно в соцучреждение.
Было ли мне больно?
— Да охренеть как!
Страшно?
— Да.
Я боялась доверяться людям. Доверия не было!
Когда ребенка забирают из соцучреждения, это всегда огромный стресс, местами просто паника.
Гостевой режим, на мой взгляд, открывает кучу возможностей.
Общение днем, это еще ничего не значит. Пожить какое-то время в обстановке, где ты будешь, быть может, всегда, важно. Прочувствовать атмосферу и т.д.
Конечно, это в некоторой степени болезненно, уходить из места, где ты нужен и любим. Ну, а как иначе? Пообщались, взяли в семью, а потом ребенок ходит ошалевший от того что не знал, какой вы ночью, или утром.
Это не про: поиграли, и кинули; а про нарастание отношений, про возможность больше быть в доме.
Меня тоже звали в семью, я отказалась. И неудивительно. Ни капли не жалею. Ты живешь как привык, и тут к тебе подсылают взрослую пару, которая ищет себе ребенка. Мне повезло, что я уже имела право голоса. Я же совсем не знала этих людей! Кто они такие, чего хотят, а вдруг они будут заставлять меня убирать локти со стола!? Я же так это люблю!
У меня с ними не было никакой сцепки. Я не могла им довериться, черт! Мы даже не общались с ними! Мне просто предложили пойти к ним, а вдруг они тоже меня предадут.
Я жила в учреждении до этого года, и видела свою жизнь однообразной, никому не нужной. К нам приходили волонтеры, нас заставляли улыбаться, общаться, а мне этого было не надо. Вот совсем не надо. Какие-то экскурсии, на которые нас отправляли не по нашему желанию.
Я занимаюсь в цирковой студии — это я выбрала сама, и тренировки не прогуливаю, и там мне интересно, там я открыта, там меня понимают и слушают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА по профессиональному самоопределению и самопознанию подростков (8-9 классы) детского дома:«Первые шаги к правильному выбору»
Процесс профессионального самоопределения детей-сирот имеет свои особенности в связи с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей...
Посная Г.В. Профессиональное самоопределение как фактор социальной адаптации выпускников детских домов. Материалы научно-практической конференции.Соц. воспитание детей, подростков ,молодежи
Посная Г.В. Профессиональное самоопределение как фактор социальной адаптации выпускников детских домов. Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта ...
Программа психологической помощи трудным подросткам,воспитывающимся в условиях детского дома.
Данная программа напрвлена на преодоление трудностей в поведении,общении подростков с отклонениями в поведении с целью благополучной социальной адаптации....
«Профилактика девиантного поведения подростков в условиях детского дома»
В данной разработке представлен практический опыт работы с детьми, относящимися к категории "трудновоспитуемых" и проживающих в условиях детского дома. Особо акцентируется внимание на организации комп...
ЖУРНАЛ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ «АЗБУКА ПРАВА» приложение к статье «Профилактика девиантного поведения воспитанников детского дома»
Одна из форм профилактики девиантного поведения – выпуск информационно – познавательного журнала «Азбука права» для воспитанников групп по типу семьи. Он со...
Беседа с воспитанниками детского дома «Учись жить в семье»
Углублять представление воспитанников о ценности семьи и соблюдение добрых традиций, объединяющих родных и близких....
Снижение уровня агрессивности у подростков, воспитывающихся в детском доме.
Агрессивное поведение в условиях современного общества представляет собой серьезную социальную проблему. Подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома, подвергаются особому риску. Они практическ...