Проект музыкального развития детей младшего дошкольного возраста «Цветоник»
материал по теме

Куркина Ирина Викторовна

    Первым инструментом, который изобрели люди, был барабан. Потому, что люди хотели как-то воспроизвести первый звук, который они услышали в жизни – звук сердца матери.

                                                                                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx1005.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект «Развитие музыкально-творческих способностей детей 3-4 лет через обучение игре  на детских музыкальных инструментах»

                                                                                    Выполнила:C:\Users\Muzon\Desktop\аттестация куркина\3f6528f83009c955c907a6ffae60e068_56812a0c80da0.jpg

Куркина Ирина Викторовна                        (ФИО)

музыкальный руководитель 

(должность)

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

Центр развития ребёнка – детский сад г.Покачи

(место работы)


Пояснительная записка

Первым инструментом, который изобрели люди, был барабан. Потому, что люди хотели как-то воспроизвести первый звук, который они услышали в жизни – звук сердца матери.

                                                                                                       Рик Сэвидж

Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребенка. Музыкальное детское творчество - это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение.

В современном мире профессиональные педагоги-музыканты ставят перед собой задачу: сделать музыку естественной и необходимой частью жизни детей, постоянно действующей волшебной силой, помогающей раскрыть творческие способности, научить, яснее мыслить и глубже чувствовать. А.В. Запорожец описывала, что применение детских музыкальных инструментов, особенно на ранних его этапах, вызывает огромный интерес у детей, вносит разнообразие в ход занятий, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха. Выработка исполнительских навыков прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

Проблема заключается в том, что:

- времени  для музицирования на музыкальном занятии отводится очень мало;

- воспитанники недостаточно владеют информацией о детских музыкальных инструментах;

- недостаточно развиты навыки умения игры на детских музыкальных инструментах.

Учитывая, данные проблемы и возникла идея в написании проекта. Также в результате наблюдения за детьми во время НОД и их самостоятельной деятельностью был выявлен повышенный интерес к игре на детских музыкальных инструментах.

        Данный проект разработан на основе музыкальной методики «Цветоник», разработанной профессором М. Лазаревым и заключается в развитии ребенка при помощи музыки и специальной гимнастики. Это позволяет ребенку сохранить врожденные музыкальные и художественные способности и гармонично развивать основные функции его организма. Программа включает  семь цветов радуги, которые соответствуют семи ноткам, а также 7 основным функциям организма ребенка.

  •  Двигательная
  • Эмоциональная
  • Познавательная
  • Биоритмическая
  • Вокально-речевая
  • Иммунная
  • Дыхательная

  Цветная кодировка помогает ориентироваться в материале, и с легкостью запоминать пройденные цветные песни. Сочетание цветов обозначает соединение всех природных стихий и гармоничное развитие всех основных функций организма ребенка. Каждый элемент занятий воздействует на определенную сферу. На какую именно. Всегда можно узнать по цвету рамки любой карточки с песенкой.

Проект предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствуя приобщению детей к миру музыкальной культуры.

При реализации проекта были использованы следующие технологии:

По проекту "Цветоник" с детьми проводится 2 музыкальных занятия в неделю по 15 минут. Ведущей формой обучения являются занятия с использованием игровых технологий.

ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Музыкальные занятия состоят из 3-х компонентов:

Вводная часть: музыкально-ритмические упражнения.

Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках и танцах.

Основная часть:  

- слушание музыки:

Цель: научить ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на него реагировать.

- подпевание и пение:

Цель: развивать вокальные задатки ребенка, учить, чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и оканчивать пение вместе с воспитателем.

В основную часть занятий могут включаться и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально - сенсорных способностей.

Заключительная часть: игра или пляска:

Цель: доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес и желание приходить на музыкальные занятия.

Занятия в проекте  организовываются, как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров - детей и педагога. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Элементарное музицирование используется как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. Сущность приобщения детей к элементарному музицированию определяется такой формулировкой: «меньше обучать - больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей.

        Для реализации проекта, необходимы следующие условия:

  • кадровые условия – педагог дополнительного образования (хореограф), педагог дополнительного образования (художник – оформитель), музыкальный руководитель, воспитатели;
  • материально - технические условия – музыкальный центр, компьютер, проектор, аудиокассеты: О.П. Радыновой «Мы слушаем музыку», О.П. Радыновой «Беседы о музыкальных  инструментах».
  • музыкальные инструменты   –  треугольник, маракасы, барабан, бубен, колокольчик, металлофон, погремушка.

          Нетрадиционное музыкальное оборудование, изготовленное  своими руками:

  • Музыкальные рукавички - мы нашили на рукавички монетки и колокольчики, бубенчики, и металлические колечки.   
  • Музыкальные браслетики -  браслетик застегивается с помощью липучки. На браслетики нашиты бубенчики и колокольчики.  
  •   Погремушка - из контейнеров от киндер-сюрпризов - внутри контейнеров крупа.                                           

Проект «Развитие музыкально-творческих способностей детей через обучение игре на детских музыкальных инструментах» осуществляется как увлекательная игровая деятельность, направленная на активизацию музыкального творчества. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве музыкальную, речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

Актуальность

В младшем возрасте ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов познания являются инструменты, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования с музыкальными инструментами, их звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками позволят ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах.  Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник.        

        Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, недостаточное развитие которых наблюдается в последние годы. Игра на музыкальных инструментах способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, музыкальные способности детей, а именно разные виды музыкального слуха: звуковысотного, метроритмического, ладогармонического, тембрового, динамического.

Актуальность  темы проекта состоит в том, что игра на детских музыкальных инструментах позволяет решить не только задачи по развитию музыкально – творческих способностей, но и способствует развитию физических качеств и психологических процессов.

В данном проекте  используются приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Цель проекта: Расширение знаний дошкольников о музыкальных инструментах. Формирование музыкально-сенсорных способностей детей.

Задачи:

  • Развивать у детей слуховое восприятие, умение выделять различные качества звуков, сравнивать их;
  • Познакомить детей с простейшими музыкальными инструментами: бубен, ложки, колокольчик, погремушка;
  • Формировать у детей чувство ритма;
  • Формировать желание у детей импровизировать со звуком при игре на музыкальных инструментах;
  • Побуждать родителей к участию в совместной деятельности с детьми

     К концу года дети могут: 

  • Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий - низкий)
  • Подпевать в песне музыкальные фразы.
  • Двигаться в соответствии с характером музыки.
  • Начинать движения с первыми звуками музыки.
  • Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук
  • Различать и называть музыкальные инструменты (погремушка, бубен)

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап (сентябрь)

Работа с родителями:

- оформление наглядной информации в родительский уголок  «Зачем нужны детские музыкальные инструменты дома»;

- беседа с родителями на тему «Влияние музыки на развитие ребенка»;

- круглый стол «Зачем нужны детские звучащие игрушки и музыкальные инструменты

-  видео-презентация проекта (цель, задачи, этапы)

Работа с воспитателями:

- консультация «Организация музицирования на детских инструментах в группах младшего дошкольного возраста».

- оформление музыкальных уголков по теме проекта «Музыкальная газета»;

- подбор DVD «Звучание инструментов»

- мастер- класс «Использование шумовых инструментов в режимных моментах»;

Работа с воспитанниками:

- диагностика музыкально – творческих способностей детей 3-4 лет по методике К.В. Тарасовой;

- формирование групп воспитанников в соответствии  с результатами диагностики;

Организационно-методическая деятельность:

- подбор методической литературы;

- изучение материалов интернет – ресурсов, литературы  по теме проекта;

- составление тематического плана работы;

- подбор фонотеки с образцами звучания музыкальных инструментов, изучаемых в ходе проекте;

Работа с социальными партнерами:

- составление плана совместных мероприятий.

  1. Основной этап (октябрь-март)

Работа с родителями:

- изготовление книжек – малышек «Мой любимый музыкальный инструмент»;

- изготовление родителями дидактического материала к музыкальным занятиям;

- мастер - класс для родителей по изготовлению  вместе с детьми самодельных шумовых  музыкальных инструментов;

- конкурс рисунков «Мы рисуем музыку»;

-  совместное изготовление костюмов к выступлениям.

Работа с воспитанниками:

Перспективный план

Месяц

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие.

- «Кто что услышит»

- «Угадай, что делать»

- «Кто внимательный»

- «Солнышко и дождик»

Октябрь

Двигательные образные импровизации под музыкальное сопровождение простейших музыкальных и шумовых инструментов.

- «Весёлые зайчики прыгают на полянке» (бубен)

- «Бабочки порхают над цветами» (колокольчик)

- «Цыплята клюют зёрнышки» (ложки)

- «Озорные воробышки радуются солнышку» (колокольчик)

- «Косолапый мишка идёт по лесу» (бубен)

Ноябрь

Цикл занятий.

- Занятие № 1 Тема: «Ударные музыкальные инструменты»;

- Занятие № 2 Тема: «Легенда о барабане»;

- Занятие № 3 Тема: «Треугольник  динь-динь»;

- Занятие № 4 Тема: «Чья песня лучше?»;

- Занятие № 5 Тема: «Погремушки»;

- Занятие №6 Тема: «Колокольчик»;

- Занятие № 7 Тема: «Маракасы».

Настольные дидактические игры.

- «Сложи картинку» (бубен, ложки, колокольчик, погремушки)

- «Укрась бубен и ложки»

Декабрь

Дидактические упражнения на развитие словаря.

- «Бубен (ложки, треугольник, колокольчик, погремушка) какой?» (подбор прилагательных)

- «Бубен (ложки, треугольник, колокольчик, погремушка) что делает?» (подбор глаголов)

Художественное слово

Стихотворения:

 Е. Благинина «Погремушка»

Агния Барто «Барабан»

Январь

Шумовое оформление русской народной сказки.  

 «Курочка ряба»

 «Идет коза рогатая…»

Февраль

Импровизация на детских музыкальных инструментах.

«Звуки из волшебной  шкатулки»

Играют в знакомые музыкально-дидактические игры.

-  «Что принес Незнайка?»

- «Угадай и повтори»

- «Угадай, на чем играю?»

Март

«Играем в оркестре»

- «Солнечная капель»

-  « Дождик бегает по крыше»

-  «Шарманка» Д. Шостаковича

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие.

- «Где позвонили?»

- «Угадай, на чём играю»

- «Узнай по звуку»

Апрель

Подготовка отчетного концерта с приглашением представителей детской школы искусств.

Занятие - концерт «Веселые музыканты»

Организационно-методическая деятельность:

- подбор литературы по запросу родителей;

- корректировка перспективного плана (при необходимости)

Работа с воспитателями:

- организация развлечения  «Шумовое оформление сказок и рассказов»

- оформление выставки  «Мои первые музыкальные инструменты»;

Работа с социальными партнерами:

- организация и проведение совместных мероприятий.

  1. Итоговый этап (Апрель)

Работа с родителями:

- оформление фотовыставки «Музыкальные инструменты своими руками»;

- итоговое занятие с участием родителей «Поиграем со звуками»;

- Круглый стол «Итоги. Планы. Перспективы».

Работа с воспитателями:

- рекомендации по реализации деятельности на перспективу;

Работа с воспитанниками:

- итоговое занятие «Музыкальная шкатулка» с использованием инновационных технологий;

- презентация «Наш оркестр»;

- итоговое занятие -  концерт «Веселые музыканты» с приглашением представителей детской школы искусств отделения «Народные инструменты»;

-итоговая диагностика музыкально – творческих способностей по методике К.В. Тарасовой.

Организационно-методическая деятельность:

- оформление отчетной документации;

- составление перспективного планирования с учетом результатов диагностики.

Работа с социальными партнерами:

- анализ полученных результатов и планирование работы на перспективу.



                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Музыкально-дидактическая игра

«Весёлые музыканты»

Цель: Активизация слуховой восприимчивости детей через знакомство с простейшими музыкальными инструментами.

Ход: Дети сидят полукругом. Перед ними на столе ширма, за ширмой лежат -  кукла, петрушка, мишка, зайка, козочка, кошка, звучащие игрушки, ударные инструменты -  погремушки, бубен, барабан, деревянные ложки, колокольчик, металлические палочка.

Музыкальный руководитель: Ребята,  я    слышу,  что  кто-то    поёт  свою  весёлую  песенку. Под музыку появляется Петрушка.

Пертушка:   Здравствуйте,  ребята!

Я – весёлый  Петрушка,

Всегда  со  мною  погремушка.

Послушайте, какой  у  неё  голосок.

Петрушка звенит погремушкой под музыку "Погремушки" М. Рахвергера Понравилось  вам?

Теперь  ладошки  протяните

И  погремушки  получите.

Будем  весело  плясать

Никому  не  отставать.

«Пляска  с  погремушками» муз . М.А. Картушиной.

Петрушка: Я пришел к вам не один, музыкантов пригласил. Смотрите,  кто  сейчас  появится.  /За  ширмой  раздаётся  «мяу-мяу»,  появляется  котик/.

Кошка: Я - серенькая кошечка,                

Сыграю вам на ложках.

Исполняется  русская народная мелодия «Как у наших у ворот», обработка

Т. Ломовой. Кошка, придерживаемая воспитателем, играет ложками.

Петрушка:  Какой  замечательный  музыкант  наш  котик,  как  он  хорошо  играет  на  ложках! Интересно,  кто  сейчас  к  нам  придёт?

Звучит  «КУ-_КА-_РЕ-_КУ»,  на   ширме  появляется  Петушок.

Петрушка: Кто  это,  ребята? (ответ  детей)

Петушок:  Я - Петушок  весёлый

Играю  целый  день,

Звенит  мой  колокольчик

Динь-динь,  динь-динь, дилень.

Воспитатель левой рукой держит колокольчик, правой  равномерно ударяя по колокольчику металлической палочкой (исполняется «Треугольник» Т. Шутенко). Петушок прячется за ширму.

Появляется зайчик.
Зайчик: Прыг-скок! Прыг-скок!

Вправо скок и влево скок!
Эй, ребятки, не скучайте, а со мною поиграйте!

Я – зайчик-попрыгайчик.

Дайте мне мой барабанчик

Воспитатель левой рукой придерживает небольшой барабан, так чтобы он был виден детям. Зайка играет палочкой или лапами (звучит «Барабан» Г. Фрида). Зайка прячется.

Появляется мишка

Медвежонок: Я медвежонок Миша.

Я музыку люблю.

Послушайте ребятки,

Как звонко в бубен бью

Мишка звенит, затем бьет в бубен под музыку «Бубен» (русская народная мелодия, обработка М. Раухвергер)

После этого проводится музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем  играю». Кто из детей узнал инструмент, выходит и играет на нем.  

Петрушка:  Ребята,  вам  понравились  мои  друзья – музыканты?  А  как  вы  мне  понравились! Как  мы  весело  играли, пели  песни,  танцевали! А  теперь,  детвора,  нам прощаться всем пора!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Шумовое оформление русской народной сказки   «Курочка ряба»

Жили- были Дед да Баба                  

БУБЕН

Да была у них курочка Ряба:

«Кудах-тах, тах,                                    

Кудах-тах,тах»

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Снесла курочка яичко,

Да не простое, а золотое.

ПОГРЕМУШКА

Дед бил, бил-не разбил

ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ

Баба била,била -не разбила.

ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ

Мышка бежала,                                    

КОЛОКОЛЬЧИК

Хвостиком махнула,

Яичко упало и разбилось

ПОГРЕМУШКИ

Плачет дед,                                              

Плачет Баба,

КОЛОКОЛЬЧИК

А курочка кудахчет:

«Кудах-тах, тах,                                      

Кудах-тах, та                                        

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Не плачь, Дед,                                        

Не плачь, Баба!                                      

УДАР ЛОЖКАМИ

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое, а простое!

БУБЕН

Список литературы:

  1. Журнал «Музыкальный руководитель» №4 2012г.;
  2. Журнал «Дошкольное воспитание» №4 2007г.;
  3. Боровик Т.  «Звуки, ритмы и слова» - Минск, 1991г.
  4. Зимина А.Н.  «Мы играем, сочиняем!» - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.
  5. Кононова Н.Г.  «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» - Москва, Просвещение, 1990г.
  6. Трубникова М. «Играем в оркестре по слуху» - Москва, 2000г.
  7. Тютюнникова Т. «Уроки музыки. Система Карла Орфа» - Москва, АСТ, 2000г.;
  8. Тютюнникова Т. «Шумовой оркестр снаружи и изнутри» - «Музыкальная  палитра» №6;
  9. Соляник Е.Н. «Развивающие игры для детей раннего возраста», С-Пб «Детство-Пресс», 2010г.;
  10. Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования», Москва «Обруч», 2010г.;
  11. Дзержинская И.Л. «Музыкальное воспитание младших дошкольников», Москва «Просвещение», 1985г.;
  12. Учебно-методическое пособие «Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство», С-Пб «Детство-Пресс», 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Родительское собрание: "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста".

Презентация предназначена для родителей детей 2-  4 лет. Цель: профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста....

Нетрадиционные техники рисования в развитии детей младшего дошкольного возраста.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста....

План самообразования педагога по теме:"Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Подобрана  литература  по  познавательному  развитию   с  использованием  сказок    детей  3-4  лет,  разработана  программа работы...

Социально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами театрализованной деятельности

В статье описывается практический опыт работы по социально-личностному направлению средствами театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими нарушение зрения. В статье ...

Календарно – тематический план дополнительного образования с использованием игровой технологии интеллектуально –творческого развития детей младшего дошкольного возраста

План составлен на основе  общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" и игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей«Сказ...

рабочая программа ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ТЕАТР И ДЕТИ»

ПАРЦИАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ТЕАТР И ДЕТИ»...