Проект музыкального развития детей младшего дошкольного возраста «Цветоник»
материал по теме
Первым инструментом, который изобрели люди, был барабан. Потому, что люди хотели как-то воспроизвести первый звук, который они услышали в жизни – звук сердца матери.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 1005.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект «Развитие музыкально-творческих способностей детей 3-4 лет через обучение игре на детских музыкальных инструментах»
Выполнила:
Куркина Ирина Викторовна (ФИО)
музыкальный руководитель
(должность)
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
Центр развития ребёнка – детский сад г.Покачи
(место работы)
Пояснительная записка
Первым инструментом, который изобрели люди, был барабан. Потому, что люди хотели как-то воспроизвести первый звук, который они услышали в жизни – звук сердца матери.
Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребенка. Музыкальное детское творчество - это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение.
В современном мире профессиональные педагоги-музыканты ставят перед собой задачу: сделать музыку естественной и необходимой частью жизни детей, постоянно действующей волшебной силой, помогающей раскрыть творческие способности, научить, яснее мыслить и глубже чувствовать. А.В. Запорожец описывала, что применение детских музыкальных инструментов, особенно на ранних его этапах, вызывает огромный интерес у детей, вносит разнообразие в ход занятий, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха. Выработка исполнительских навыков прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.
Проблема заключается в том, что:
- времени для музицирования на музыкальном занятии отводится очень мало;
- воспитанники недостаточно владеют информацией о детских музыкальных инструментах;
- недостаточно развиты навыки умения игры на детских музыкальных инструментах.
Учитывая, данные проблемы и возникла идея в написании проекта. Также в результате наблюдения за детьми во время НОД и их самостоятельной деятельностью был выявлен повышенный интерес к игре на детских музыкальных инструментах.
Данный проект разработан на основе музыкальной методики «Цветоник», разработанной профессором М. Лазаревым и заключается в развитии ребенка при помощи музыки и специальной гимнастики. Это позволяет ребенку сохранить врожденные музыкальные и художественные способности и гармонично развивать основные функции его организма. Программа включает семь цветов радуги, которые соответствуют семи ноткам, а также 7 основным функциям организма ребенка.
- Двигательная
- Эмоциональная
- Познавательная
- Биоритмическая
- Вокально-речевая
- Иммунная
- Дыхательная
Цветная кодировка помогает ориентироваться в материале, и с легкостью запоминать пройденные цветные песни. Сочетание цветов обозначает соединение всех природных стихий и гармоничное развитие всех основных функций организма ребенка. Каждый элемент занятий воздействует на определенную сферу. На какую именно. Всегда можно узнать по цвету рамки любой карточки с песенкой.
Проект предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствуя приобщению детей к миру музыкальной культуры.
При реализации проекта были использованы следующие технологии:
По проекту "Цветоник" с детьми проводится 2 музыкальных занятия в неделю по 15 минут. Ведущей формой обучения являются занятия с использованием игровых технологий.
ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Музыкальные занятия состоят из 3-х компонентов:
Вводная часть: музыкально-ритмические упражнения.
Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках и танцах.
Основная часть:
- слушание музыки:
Цель: научить ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на него реагировать.
- подпевание и пение:
Цель: развивать вокальные задатки ребенка, учить, чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и оканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий могут включаться и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально - сенсорных способностей.
Заключительная часть: игра или пляска:
Цель: доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес и желание приходить на музыкальные занятия.
Занятия в проекте организовываются, как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров - детей и педагога. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Элементарное музицирование используется как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. Сущность приобщения детей к элементарному музицированию определяется такой формулировкой: «меньше обучать - больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей.
Для реализации проекта, необходимы следующие условия:
- кадровые условия – педагог дополнительного образования (хореограф), педагог дополнительного образования (художник – оформитель), музыкальный руководитель, воспитатели;
- материально - технические условия – музыкальный центр, компьютер, проектор, аудиокассеты: О.П. Радыновой «Мы слушаем музыку», О.П. Радыновой «Беседы о музыкальных инструментах».
- музыкальные инструменты – треугольник, маракасы, барабан, бубен, колокольчик, металлофон, погремушка.
Нетрадиционное музыкальное оборудование, изготовленное своими руками:
- Музыкальные рукавички - мы нашили на рукавички монетки и колокольчики, бубенчики, и металлические колечки.
- Музыкальные браслетики - браслетик застегивается с помощью липучки. На браслетики нашиты бубенчики и колокольчики.
- Погремушка - из контейнеров от киндер-сюрпризов - внутри контейнеров крупа.
Проект «Развитие музыкально-творческих способностей детей через обучение игре на детских музыкальных инструментах» осуществляется как увлекательная игровая деятельность, направленная на активизацию музыкального творчества. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве музыкальную, речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Актуальность
В младшем возрасте ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов познания являются инструменты, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования с музыкальными инструментами, их звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками позволят ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах. Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, недостаточное развитие которых наблюдается в последние годы. Игра на музыкальных инструментах способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, музыкальные способности детей, а именно разные виды музыкального слуха: звуковысотного, метроритмического, ладогармонического, тембрового, динамического.
Актуальность темы проекта состоит в том, что игра на детских музыкальных инструментах позволяет решить не только задачи по развитию музыкально – творческих способностей, но и способствует развитию физических качеств и психологических процессов.
В данном проекте используются приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.
Цель проекта: Расширение знаний дошкольников о музыкальных инструментах. Формирование музыкально-сенсорных способностей детей.
Задачи:
- Развивать у детей слуховое восприятие, умение выделять различные качества звуков, сравнивать их;
- Познакомить детей с простейшими музыкальными инструментами: бубен, ложки, колокольчик, погремушка;
- Формировать у детей чувство ритма;
- Формировать желание у детей импровизировать со звуком при игре на музыкальных инструментах;
- Побуждать родителей к участию в совместной деятельности с детьми
К концу года дети могут:
- Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий - низкий)
- Подпевать в песне музыкальные фразы.
- Двигаться в соответствии с характером музыки.
- Начинать движения с первыми звуками музыки.
- Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук
- Различать и называть музыкальные инструменты (погремушка, бубен)
Этапы проекта:
- Подготовительный этап (сентябрь)
Работа с родителями:
- оформление наглядной информации в родительский уголок «Зачем нужны детские музыкальные инструменты дома»;
- беседа с родителями на тему «Влияние музыки на развитие ребенка»;
- круглый стол «Зачем нужны детские звучащие игрушки и музыкальные инструменты?»
- видео-презентация проекта (цель, задачи, этапы)
Работа с воспитателями:
- консультация «Организация музицирования на детских инструментах в группах младшего дошкольного возраста».
- оформление музыкальных уголков по теме проекта «Музыкальная газета»;
- подбор DVD «Звучание инструментов»
- мастер- класс «Использование шумовых инструментов в режимных моментах»;
Работа с воспитанниками:
- диагностика музыкально – творческих способностей детей 3-4 лет по методике К.В. Тарасовой;
- формирование групп воспитанников в соответствии с результатами диагностики;
Организационно-методическая деятельность:
- подбор методической литературы;
- изучение материалов интернет – ресурсов, литературы по теме проекта;
- составление тематического плана работы;
- подбор фонотеки с образцами звучания музыкальных инструментов, изучаемых в ходе проекте;
Работа с социальными партнерами:
- составление плана совместных мероприятий.
- Основной этап (октябрь-март)
Работа с родителями:
- изготовление книжек – малышек «Мой любимый музыкальный инструмент»;
- изготовление родителями дидактического материала к музыкальным занятиям;
- мастер - класс для родителей по изготовлению вместе с детьми самодельных шумовых музыкальных инструментов;
- конкурс рисунков «Мы рисуем музыку»;
- совместное изготовление костюмов к выступлениям.
Работа с воспитанниками:
Перспективный план
Месяц | Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие. | - «Кто что услышит» - «Угадай, что делать» - «Кто внимательный» - «Солнышко и дождик» |
Октябрь | ||
Двигательные образные импровизации под музыкальное сопровождение простейших музыкальных и шумовых инструментов. | - «Весёлые зайчики прыгают на полянке» (бубен) - «Бабочки порхают над цветами» (колокольчик) - «Цыплята клюют зёрнышки» (ложки) - «Озорные воробышки радуются солнышку» (колокольчик) - «Косолапый мишка идёт по лесу» (бубен) | |
Ноябрь | Цикл занятий. | - Занятие № 1 Тема: «Ударные музыкальные инструменты»; - Занятие № 2 Тема: «Легенда о барабане»; - Занятие № 3 Тема: «Треугольник динь-динь»; - Занятие № 4 Тема: «Чья песня лучше?»; - Занятие № 5 Тема: «Погремушки»; - Занятие №6 Тема: «Колокольчик»; - Занятие № 7 Тема: «Маракасы». |
Настольные дидактические игры. | - «Сложи картинку» (бубен, ложки, колокольчик, погремушки) - «Укрась бубен и ложки» | |
Декабрь | Дидактические упражнения на развитие словаря. | - «Бубен (ложки, треугольник, колокольчик, погремушка) какой?» (подбор прилагательных) - «Бубен (ложки, треугольник, колокольчик, погремушка) что делает?» (подбор глаголов) |
Художественное слово | Стихотворения: Е. Благинина «Погремушка» Агния Барто «Барабан» | |
Январь | Шумовое оформление русской народной сказки. | «Курочка ряба» «Идет коза рогатая…» |
Февраль | Импровизация на детских музыкальных инструментах. | «Звуки из волшебной шкатулки» |
Играют в знакомые музыкально-дидактические игры. | - «Что принес Незнайка?» - «Угадай и повтори» - «Угадай, на чем играю?» | |
Март | «Играем в оркестре» | - «Солнечная капель» - « Дождик бегает по крыше» - «Шарманка» Д. Шостаковича |
Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие. | - «Где позвонили?» - «Угадай, на чём играю» - «Узнай по звуку» | |
Апрель | Подготовка отчетного концерта с приглашением представителей детской школы искусств. | Занятие - концерт «Веселые музыканты» |
Организационно-методическая деятельность:
- подбор литературы по запросу родителей;
- корректировка перспективного плана (при необходимости)
Работа с воспитателями:
- организация развлечения «Шумовое оформление сказок и рассказов»
- оформление выставки «Мои первые музыкальные инструменты»;
Работа с социальными партнерами:
- организация и проведение совместных мероприятий.
- Итоговый этап (Апрель)
Работа с родителями:
- оформление фотовыставки «Музыкальные инструменты своими руками»;
- итоговое занятие с участием родителей «Поиграем со звуками»;
- Круглый стол «Итоги. Планы. Перспективы».
Работа с воспитателями:
- рекомендации по реализации деятельности на перспективу;
Работа с воспитанниками:
- итоговое занятие «Музыкальная шкатулка» с использованием инновационных технологий;
- презентация «Наш оркестр»;
- итоговое занятие - концерт «Веселые музыканты» с приглашением представителей детской школы искусств отделения «Народные инструменты»;
-итоговая диагностика музыкально – творческих способностей по методике К.В. Тарасовой.
Организационно-методическая деятельность:
- оформление отчетной документации;
- составление перспективного планирования с учетом результатов диагностики.
Работа с социальными партнерами:
- анализ полученных результатов и планирование работы на перспективу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Музыкально-дидактическая игра
«Весёлые музыканты»
Цель: Активизация слуховой восприимчивости детей через знакомство с простейшими музыкальными инструментами.
Ход: Дети сидят полукругом. Перед ними на столе ширма, за ширмой лежат - кукла, петрушка, мишка, зайка, козочка, кошка, звучащие игрушки, ударные инструменты - погремушки, бубен, барабан, деревянные ложки, колокольчик, металлические палочка.
Музыкальный руководитель: Ребята, я слышу, что кто-то поёт свою весёлую песенку. Под музыку появляется Петрушка.
Пертушка: Здравствуйте, ребята!
Я – весёлый Петрушка,
Всегда со мною погремушка.
Послушайте, какой у неё голосок.
Петрушка звенит погремушкой под музыку "Погремушки" М. Рахвергера Понравилось вам?
Теперь ладошки протяните
И погремушки получите.
Будем весело плясать
Никому не отставать.
«Пляска с погремушками» муз . М.А. Картушиной.
Петрушка: Я пришел к вам не один, музыкантов пригласил. Смотрите, кто сейчас появится. /За ширмой раздаётся «мяу-мяу», появляется котик/.
Кошка: Я - серенькая кошечка,
Сыграю вам на ложках.
Исполняется русская народная мелодия «Как у наших у ворот», обработка
Т. Ломовой. Кошка, придерживаемая воспитателем, играет ложками.
Петрушка: Какой замечательный музыкант наш котик, как он хорошо играет на ложках! Интересно, кто сейчас к нам придёт?
Звучит «КУ-_КА-_РЕ-_КУ», на ширме появляется Петушок.
Петрушка: Кто это, ребята? (ответ детей)
Петушок: Я - Петушок весёлый
Играю целый день,
Звенит мой колокольчик
Динь-динь, динь-динь, дилень.
Воспитатель левой рукой держит колокольчик, правой равномерно ударяя по колокольчику металлической палочкой (исполняется «Треугольник» Т. Шутенко). Петушок прячется за ширму.
Появляется зайчик.
Зайчик: Прыг-скок! Прыг-скок!
Вправо скок и влево скок!
Эй, ребятки, не скучайте, а со мною поиграйте!
Я – зайчик-попрыгайчик.
Дайте мне мой барабанчик
Воспитатель левой рукой придерживает небольшой барабан, так чтобы он был виден детям. Зайка играет палочкой или лапами (звучит «Барабан» Г. Фрида). Зайка прячется.
Появляется мишка
Медвежонок: Я медвежонок Миша.
Я музыку люблю.
Послушайте ребятки,
Как звонко в бубен бью
Мишка звенит, затем бьет в бубен под музыку «Бубен» (русская народная мелодия, обработка М. Раухвергер)
После этого проводится музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю». Кто из детей узнал инструмент, выходит и играет на нем.
Петрушка: Ребята, вам понравились мои друзья – музыканты? А как вы мне понравились! Как мы весело играли, пели песни, танцевали! А теперь, детвора, нам прощаться всем пора!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Шумовое оформление русской народной сказки «Курочка ряба»
Жили- были Дед да Баба | БУБЕН |
Да была у них курочка Ряба: «Кудах-тах, тах, Кудах-тах,тах» | ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ |
Снесла курочка яичко, Да не простое, а золотое. | ПОГРЕМУШКА |
Дед бил, бил-не разбил | ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ |
Баба била,била -не разбила. | ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ |
Мышка бежала, | КОЛОКОЛЬЧИК |
Хвостиком махнула, Яичко упало и разбилось | ПОГРЕМУШКИ |
Плачет дед, Плачет Баба, | КОЛОКОЛЬЧИК |
А курочка кудахчет: «Кудах-тах, тах, Кудах-тах, та | ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ |
Не плачь, Дед, Не плачь, Баба! | УДАР ЛОЖКАМИ |
Я снесу вам яичко другое, Не золотое, а простое! | БУБЕН |
Список литературы:
- Журнал «Музыкальный руководитель» №4 2012г.;
- Журнал «Дошкольное воспитание» №4 2007г.;
- Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова» - Минск, 1991г.
- Зимина А.Н. «Мы играем, сочиняем!» - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.
- Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» - Москва, Просвещение, 1990г.
- Трубникова М. «Играем в оркестре по слуху» - Москва, 2000г.
- Тютюнникова Т. «Уроки музыки. Система Карла Орфа» - Москва, АСТ, 2000г.;
- Тютюнникова Т. «Шумовой оркестр снаружи и изнутри» - «Музыкальная палитра» №6;
- Соляник Е.Н. «Развивающие игры для детей раннего возраста», С-Пб «Детство-Пресс», 2010г.;
- Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования», Москва «Обруч», 2010г.;
- Дзержинская И.Л. «Музыкальное воспитание младших дошкольников», Москва «Просвещение», 1985г.;
- Учебно-методическое пособие «Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство», С-Пб «Детство-Пресс», 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Родительское собрание: "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста".
Презентация предназначена для родителей детей 2- 4 лет. Цель: профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста....
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей младшего дошкольного возраста.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста....
Конспект занятия к рабочей программе «Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Конспект занятия...
План самообразования педагога по теме:"Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
Подобрана литература по познавательному развитию с использованием сказок детей 3-4 лет, разработана программа работы...
Социально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами театрализованной деятельности
В статье описывается практический опыт работы по социально-личностному направлению средствами театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими нарушение зрения. В статье ...
Календарно – тематический план дополнительного образования с использованием игровой технологии интеллектуально –творческого развития детей младшего дошкольного возраста
План составлен на основе общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" и игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей«Сказ...
рабочая программа ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ТЕАТР И ДЕТИ»
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ТЕАТР И ДЕТИ»...