Конспект занятия "Что есть добро, а что зло"
план-конспект занятия (10 класс) на тему
Конспект занятия на тему " Что есть добро, а что зло" ,для воспитанников интернатных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_.docx | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Проводит: Муравьев Игорь Евгеньевич
«Что есть добро, а что зло»
Категория участников: 7–10 классы.
Цель: формировать у воспитанников стремление совершать добрые поступки, побуждать добрые чувства, развивать самооценку,представление о доброте и зле.
Задачи:
- воспитывать в детях милосердие, чуткость, понимание чужого горя, доброту;
- создавать условия для сознательного выбора поступков в соответствии с нравственными принципами, воспитывать желание и потребность нести людям добро;
- понимать, что эмоции, душевные и деловые качества определяют личность и жизненный успех каждого человека;
- развивать мышление и словарный запас.
- воспитать стремление совершать добрые дела;
- повышение самооценки;
- осмысление категории «жертвенность», мотивация на добрые дела.
Необходимое оборудование:карточки с перечнем качеств; раздаточный материал (тест).
Ход мероприятия:
Воспитатель: Здраствуйте ребята! Присаживайтесь. Сегодня мы с вами поговорим о том что такое добро и зло.
В начале классного часа ребята получают карточки с перечнем качеств: бережливость, гуманизм, ум, доброта, непосредственность, ответственность, справедливость, терпимость, щедрость, честолюбие, принципиальность; ребятам предлагается расставить цифры в порядке значимости для них перечисленных качеств.
Воспитатель: Ребята, расскажите, какое качество у вас стоит на первом месте? Почему?
Учащиеся озвучивают свои ответы и доказывают почему то или иное качество должно быть на первом месте.
Воспитатель:С самого начала жизни человек познает и хорошее, и плохое. Даже малыши задают такой вопрос: «Что такое – хорошо и что такое – плохо?» Если говорить о них как о моральных качествах, то они обычно рассматриваются в свете отношений между людьми. Те или иные действия одних людей имеют определенную значимость для других людей: положительную или отрицательную. При этом надо отметить, что человек – существо разумное, и значит неся добро или зло, он действует сознательно. В чем же назначение добра в жизни человека? Для чего оно? Почему люди делают добро друг другу? Что это такое – Добро?
Примерные ответы учащихся: добро – это особая, отличная от других форма человеческих отношений; при наличии добрых отношений у людей появляется духовное единение, слияние положительных мыслей, лучших порывов человеческой души и конкретных добрых дел.
Воспитатель:действительно, добро важно не в абстрактной форме, не на словах, а именно в своём проявлении, в конкретных делах и условиях. Какой вид помощи при этом оказывается? Если говорить о добре в моральном смысле этого слова, то значит, помощь должна оказываться бескорыстная. Обычно человек за такую помощь не ожидает никакого вознаграждения; в данном случае люди должны поступать так, как бы они хотели, чтоб другие люди поступали по отношению к ним. С вопросом бескорыстия мы разобрались. А что мы понимаем под словом помощь?
Примерные ответы учащихся:Это содействие другим людям в каком-то виде деятельности; иногда мы поддерживаем людей в их взглядах, речах, действиях, сложных жизненных ситуациях; мы защищаем людей от чьих-то нападок, клеветы, выручаем их в кризисной финансовой ситуации, предлагаем помощь в разного рода делах; человек еще и спасает другого человека. Речь идет о таком виде помощи, когда спасают человеческую жизнь. Такая помощь помогает избежать трагического исхода.
Воспитатель:Доброта – это признак сильной личности. Добрый человек он не пустословен. Он делает добро не для звона, а для блага другого человека. Не зря же говорят, что «злой и плачет от зависти, а добрый – от радости». Народная мудрость гласит: « Добро – не лихо, ходит тихо». А вы, ребята, какие еще пословицы и поговорки о добре и зле знаете?
Ребята говорят и комментируют.
- Всяк добр, да не до всякого.
- Добра желаешь – добро и делай.
- Добро на худо не меняют.
- Доброе дело без награды не остается.
- Доброе смолчится, худое молвится.
- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
- Доброму и сухарь на пользу, а злому и мясное не впрок.
- Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
- Добрые вести прибавят чести.
- Добрые чувства – соседи любви.
Воспитатель:Итак, мы остановились на порицании зла. Зло противостоит добру. Между ними идет постоянная борьба. И, к сожалению, зло не редко выходит победителем в этой борьбе. Почему так происходит?
Примерные ответы учащихся: Потому что для того, чтобы причинить кому-то зло, требуется меньше усилий, его совершить проще, чем добро; делать добро – это значит прилагать усилия своего ума, души, а также усилия физические, финансовые и другие.
Воспитатель:Ребята, разве можно согласиться с тем, что добро имеет смысл, только из-за существования зла? Оно конечно противостоит существующему злу. Но разве зло всегда обязательно для того, чтобы делать добро? Если зло исчезает, разве добро прекращает свое существование? Добро – категория нравственности. А нравственные качества человека побеждают, а также способствуют предупреждению появления возможного зла. Но ведь на Земле столько зла и злых людей, творящих его, что невольно начинаешь задумываться о том, каков же человек по своей природе: добрый или злой. Есть три разные мнения по этому вопросу: добрый, злой, и не добрый и не злой. А вы как думаете?
Примерные ответы учащихся: Думаю, что в людях больше зла и зависти, чем доброты. Уверен, что человек по своей природе – существо доброе, злыми его, делают чаще всего, обстоятельства. Считаю, что злого человека можно сравнить с больным.
Воспитатель:Я думаю, что добрый человек является нравственно здоровым человеком, а злой – это аномалия и нравственная болезнь. Нравственность рождается вместе с человеком. Она сопровождается добрыми хорошими поступками.
Не закаленные в нравственном отношении умы, сердца и души людей начинает разъедать злость. Случалось ли с вами подобное? Задумывались ли вы над тем, на сколько вы добры. Я предлагаю вам проверить себя тестом «Добры ли вы?»:
- У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
- Товарищ рассказал вам о своих невзгодах, которые вас мало интересуют. Дадите ли вы ему это понять?
- Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы ему иногда поддаваться, чтобы сделать приятное?
- Часто ли вы говорите людям приятное, просто чтобы поднять настроение?
- Любите ли вы злые шуточки?
- Вы злопамятны?
- Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
- Умеете ли вы на практике применять свои способности?
- Бросаете ли вы игру, если начинает проигрывать?
- Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
- Вы охотно выполняете просьбы?
- Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на вопросы 1,3,4,7,11. и за ответ «нет» на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Теперь посчитаете свои балы. И сейчас вы можете сверить свои мысли и представления о себе как о человеке с результатами анкетирования. Так ли вы добры как вам казалось? Или вам еще предстоит совершать добрые дела, чтобы соответствовать высокому званию «человека»?
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.
Вы набрали от 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж и плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.
Ребята, приведите примеры фильмов, произведений, в которых люди совершают добрые дела и поступки. А в жизни вы встречали добрых людей? Расскажите о них.
Ребята приводят примеры, обсуждают их.
Воспитатель:Ребята, прежде всего надо учиться житейской мудрости. Каждый знает, что в жизни не всегда все идет гладко и правильно. Не надо расстраиваться из-за того, что не в силах изменить, а если один человек не смог оценить по достоинству твой поступок, то это еще ничего не значит. Возможно твоя помощь отозвалась добром в ком-то другом. Ведь не зря же в последнее время все чаще приходят к мысли, что добро – это какой-то особый вид энергии, который еще не изучен в достаточной мере. Энергия вашей доброты не исчезает. Она накапливается и потом вдруг приходит к вам, возвращается благодарностью. Это то, что мы иногда называем удачей. Мы говорим в таких случаях: « Здорово! Мне повезло!» А может, к вам просто вернулась ваша доброта. Назовите добрые дела которые вы когда то совершали или хотели бы совершить.
Учащиеся намечают конкретные дела: например, помощь ветеранам и другие.
Воспитатель: Так, ребята, вот нам представится возможность подтвердить народную мудрость: «Мир не без добрых людей».
Рефлексия: Ребята, понравилось ли вам сегодняшняя тема классного часа? Актуальна ли она в наше время? Какие выводы вы для себя сделали?
Каждый ученик высказывает свое мнение. Далее воспитатель читает стихотворение.
Добрые люди
Там, где судьба подводила,
жестче косилась и злей,
Голодом, стужей морила, мама моя говорила:
-Мир не без добрых людей.
Думаю, словно о чуде:
В те роковые года
Сколько вас, добрые люди,
Добрых по самой по сути,
Рядом случалось всегда!
Всех обвывали метели,
Бедами равно грозя, но от чужой о потери
Вы отводить не умели в сторону ваши глаза.
Жизнь меня била и мяла
И в круговерти своей
Просто дохнуть не давала,
но разглядеть не мешала – мир не без добрых людей.
Как я хочу, чтоб на свете
Рядом с душой моей,
Слово не бросив на ветер,
Кто-то, хоть кто-то б отметил:
Мир не без добрых людей.
И. Ляпин.
Литература:
1. Кулинич Г.Г.: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 7-11 класс. – М.:ВАКО, 2007 – 204 стр. (Педагогика, психология, управление)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературы «Доброе — это прекрасное в действии»(Ж.-Ж.Руссо)(По рассказу Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»)
Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, состра...
Конспект внеклассного мероприятия "Добро пожаловать в Россию"
Конспект разработан для учащихся 5-7 классов, изучающих английский язык. Внеклассное мероприятие направлено на повышение интереса к изучению иностранного языка....
Конспект занятия" Есть такая работа - Родину защищать.."
Комплексное занятие , посвященное Дню Защитника Отечества ( применение дидактических игр и упражнений , как способ сохранения эмоционального благополучия детей )...
конспект урока "О добре и доброте".
конспект урока литературы для общеобразовательной школы...
Конспект урока "Есть женщины в русских селениях"
Анализ стихотворения Вознесенского "Бьют женщину"...
«НЕ ВСЯКОЕ ДОБРО ЕСТЬ ДОБРО» (ПО РАССКАЗУ А. П. ЧЕХОВА «КРЫЖОВНИК»)
В статье осуществлено исследование добра и зла в рассказе«Крыжовник» А. П. Чехова. Результатом исследования стало раскрытиеглавной идеи – перерождение человека в обывателя. Выявлено,...
Конспект занятия «Есть у нас огород"
Конспект открытого занятия в песочнице. Занятие для детей с ТМНР, с примеением упражнений с песком....