Школа для всех и для каждого
проект на тему
Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения у каждого ребенка исследовать процесс адаптации к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shkola_dlya_vseh_i_dlya_kazhdogo.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Школа для всех и для каждого»
«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно запалить, и сделать все для того, чтобы она не затухала»
Сократ
Аннотация
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом.
Обучение ребёнка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его детстве. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребёнком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учёбой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым ещё в начальной школе ребёнок оказывается не совсем готов, могут способствовать у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребёнка в начальной школе, тем сложнее будет его переход на другую ступень обучения.
Первый класс школы - один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу нередко приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации. изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
Задача, стоящая перед педагогическим коллективом, ПМПк - создание максимально благоприятных условий для адаптации первоклассников к школе. Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям - сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В проекте разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. В реализации проекта задействованы учитель 1 класса, учителя-предметники, работающие в 1 классе, администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник школы, логопед, родители.
Адаптированный ребёнок – это ребёнок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде. Но в процессе адаптации к новым условиям существует вероятность того, что у ребёнка могут возникнуть трудности, с которыми он будет не в состоянии справиться самостоятельно.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребёнка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т. д.
При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.
Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения у каждого ребёнка исследовать процесс адаптации к школе, помочь детям адаптироваться к новым условиям, привыкнуть к новой социальной роли, а также сделать прогноз на дальнейшее развитие.
Деятельность педагогического коллектива школы по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:
- Организация режима школьной жизни первоклассников.
- Создание предметно-пространственной среды.
- Организация оздоровительно-профилактической работы.
- Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.
- Организация внеурочной жизни первоклассников.
- Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.
- Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
В проект работы по адаптации детей к школе входят:
- консультации для педагогов, обучающих первоклассников, по темам: «Психологическая готовность детей к школе», «Характеристика детей младшего школьного возраста», «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности»;
- проведение родительских собраний с родителями будущих первоклассников на тему «Особенности развития ребенка до поступления в школу»;
- проведение цикла занятий с детьми «Ведение в школьную жизнь»;
- проведение коррекционной работы с детьми, показавшими средний и высокий процент дезадаптации;
- проведение родительских собраний с родителями первоклассников по правам, обязанностям, ответственности родителей за воспитание несовершеннолетних, анкет для родителей.
Основные задачи, которые решают специалисты на уровне школы, можно сформулировать следующим образом:
Учитель 1 класса:
- Является связующим звеном по организации профилактической и коррекционной работы с детьми;
- Делает первичные запросы и дает первичную информацию о ребенке;
Социальный педагог:
-Изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;
-Организует профилактическую и коррекционную работу;
-Взаимодействует с общественностью для решения проблемных ситуаций
Педагог-психолог:
-Анализ диагностики (готовность к школьному обучению);
-Отбор детей для индивидуальной работы;
- Групповые коррекционные занятия с детьми.
Медицинский работник:
- Углубленный медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами и выявление отклонений в состоянии здоровья;
- Составление карточек здоровья детей; изучение медицинских карт детей в период адаптации;
- Мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей.
Логопед:
- Диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).
Цель проекта: организовать учебно-воспитательный процесс первоклассников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период.
Задачи проекта:
- создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
- выявить индивидуальные качества личности ребенка;
- психологическая и педагогическая поддержка учащихся в процессе адаптации к школьному обучению
- сохранение физического и психологического здоровья учащихся;
- своевременная психолого-педагогическая коррекция нарушений процесса адаптации учащихся 1-х классов к школьному обучению;
- консультирование и психологическое просвещение родителей учащихся 1-х классов по основным проблемам адаптационного периода.
Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников.
Сроки реализации проекта: 1 полугодие учебного года
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Методы и формы:
- Изучение документации;
-беседа;
- наблюдение;
- тестирование;
- анкетирование;
- анализ;
- консультирование;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- диагностика
Проект включает в себя блоки занятий, посвященные культуре общения, бережному отношению к своему здоровью, эстетическому воспитанию, правовому воспитанию.
Первый блок «Общение» проводится в форме групповых занятий, и дает возможность уточнить свои индивидуальные особенности, самостоятельно и с помощью группы разобраться в себе, найти свои слабые и сильные стороны; одновременно эта деятельность позволяет повысить самооценку и определить свою жизненную установку и строить планы на будущее.
Второй блок «Здоровье», который также помогает учащимся определить своё отношение к жизни и к самому себе. Здоровье – основа плодотворной творческой жизни, радостного отношения к миру. На этом этапе дети разбираются со своим отношением к здоровью, думают о том, как распорядиться доставшимся от природы богатством, чем помочь себе. (организация горячего питания в школьной столовой, за родительскую плату и бесплатное питание; ежедневное обеспечение учащихся молоком; проведение физкультминуток на каждом уроке продолжительностью 1,5 -2 минуты на 10, 20 минутах урока; соблюдение режима дня; прогулки на свежем воздухе; осенние экскурсии в лес; 3 часа уроков физической культуры, согласно учебного плана; внеурочная деятельность).
Третий блок «Культура общения». Общение построено на формировании в нашем сознании образа другого человека, учит понимать внутренний мир человека, его действия, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении. Навыки культуры поведения помогают учащимся выяснять для себя, какие поступки следует совершать в самых различных жизненных ситуациях, чтобы мы, окружающие нас люди не теряли чувства собственного достоинства, уважали себя и друг друга.
Четвертый блок «Права и обязанности». В данном блоке предполагается сформировать у учащихся понятия и представления о правах и обязанностях учащегося общеобразовательного учреждения, знакомство с правилами для учащихся в общеобразовательном учреждении. Проведение цикла родительских собраний о правах и обязанностях, ответственности родителей по воспитанию несовершеннолетних детей.
Итоги реализации проекта.
Вывод: для того, чтобы помочь ребёнку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития в школе в период адаптации были выявлены особенности психолого – педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в процессе обучения и общения, была создана система психолого – педагогической поддержки всех первоклассников в период их адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности, а также созданы специальные педагогические и социально – психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно–формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
В результате проведенных мероприятий 94%учащихся первых классов успешно адаптировались к школьному обучению к первому полугодию учебного года. 6% учащихся, которые не прошли успешно адаптационный период, были направлены на школьный ПМПк для разработки индивидуального маршрута развития и обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее образование для всех и для каждого
Проект общего образования для всех и для каждого "Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»"...
Элективный курс для учащихся 9 классов «Химия для всех и для каждого»
Пояснительная запискаВ настоящее время программа по химии для 8-9 классов очень перегружена теоретическим материалом, далека от практической повседневной жизни и интересов учащихся. Предлагаемый...
Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.
Современная школа - современный учитель. Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....
Математика для всех и для каждого
«Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом ". В Концепции развития ...
Инклюзивная школа - школа для всех
Статья из опыта работы образовательного учреждения с детьми ОВЗ...
Методическая разработка внеурочного занятия "Банки для всех и для каждого"
Банки - важный финансовый институт экономики. Его услугами пользуется практически каждый гражданин, семья. Банковские операции постоянно совершенствуются, расширяются поэтому представления о том, как ...
Создание места для занятия физической культурой и спортом «Спорт для всех! Спорт для каждого!"
Актуальность реализации данного проекта связана с тем, что в соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта РФ на период до 2020 года», в соответствии с ФЗ от 04.12.2007...