Работа с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС.
статья на тему

Ананьева Ольга Владимировна

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi_v_ramkah_realizatsii_fgos.docx37.16 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС.

Ананьева О.В..

учитель математики МКОУ Большеясырской ООШ Воронежской области

«Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский

Сейчас особую актуальность приобретает проблема развития у учащихся научной грамотности, исследовательских и творческих умений и навыков. Школа должна готовить личность, способную максимально эффективно использовать свой потенциал в получении новых знаний и творчески, грамотно их применять.Способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одарённости. Кто такие одаренные дети? Одаренные дети- дети, которые выделяются очевидными, иногда выдающимися достижениями(или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности – педагогический словарь. Работа с ними кропотливая и требует большого внимания к их развитию. Они:

- чрезвычайно любопытные в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружающее.

- обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своём воображении создавать альтернативные системы;

- отличаются прекрасной памятью в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации;

- обладают большим словарным запасом;

- не терпят, когда им навязывают готовый ответ;

- имеют обострённое чувство справедливости;

- предъявляют высокие требования к себе и окружающим;

- обладают отличным чувством юмора;

- нередко у них развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;
- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

  • способности выше средних,
  • креативность,
  • включенность в задачу.

одаренные дети, детская одаренность

Рис. 1. Элементы человеческого потенциала Дж.Рензулли (малая модель)


Выявление одаренных детей на школьном этапе развития начинается в начальной школе. Средняя ступень обучения подхватывает этот процесс развития и выявляет новые дарования. 
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются инновационные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. 

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение

Создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по  их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Лекционно-семинарско-зачетная система

 

 

Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, .развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода  в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок,  применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Систему инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.


На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаться своеобразием. Работа с одаренными детьми распадается на две формы - урочную и внеурочную. Конечно же внеурочная форма работы более эффективно помогает раскрыть и развить нестандартные способности ребенка. Внеурочную деятельность по математике в 5-6 классах я реализую на программе факультативных курсов « В мире занимательных задач» - 5 класс и «Нестандартная математика» - 6 класс.Огромное внимание уделяется олимпиадному направлению, которое является инструментом развития всесторонних способностей ребенка. Участие в олимпиадах и конкурсах дает возможность не только продемонстрировать свои знания, а также позволяет адекватно относиться к жизненным ситуациям. Дети являются участниками различных олимпиад.Ученики используют для своего образования возможности дистанционного обучения, участвуют в вебинарах для школьников. Новая форма работы - участие в вебинарах -позволяет и родителям быть активными помощниками в развитии способностей своего ребенка. Самыми востребованными Интернет-ресурсами для ребят стали сайты (в.т.ч. рекомендованные учителями) с развивающими играми и заданиями (например, «МетаШколаФормы работы разнообразны: мастер-классы, практики, проектно-исследовательская деятельность, конкурсы, турниры. Новый Стандарт второго поколения, отвечает требованиям времени и не растрачивает потенциала советской школы. Продолжает формировать у ученика личностные качества созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание и развитие, и помогает еще больше сделать акцент на творческую активность учащегося.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. «Одаренные ученики требуют талантливого учителя. Недостаточное внимание к одаренным и талантливым детям – это невнимание ко всем нам. Сколько открытий в интеллектуальной сфере и других областях жизни мы в связи с этим потеряли и продолжаем терять.»

( Американские педагоги)

Список литературы:

1.Горев П.М., Утемов В.В. Формула творчества: решаем открытые задачи. Материалы эвристической олимпиады «Совенок»:Учебно-методическое пособие.- Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011.-288с., ил.

2.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.

4. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / В.И.Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.-352с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

В статье выделены основные проблемы организации работы с одаренными детьми, формы и методы работы....

Система работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС

Основные методы и подходы к обучению одаренных детей....

Профильный лингвистический отряд на базе летнего лагеря с дневным пребыванием «RAINBOW», как внеурочная деятельность с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС

Профильный лингвистический отряд на базе летнего лагеря с дневным пребыванием «RAINBOW», как внеурочная деятельность с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС...

Система работы с одаренными детьми в рамках реализации Концепции математического образования

Одаренный ребенок… Лишние раздражающие вопросы на уроке или поле для совместного творчества? Статья будет полезна увлеченным математикой, творчески работающим педагогам....

Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС

        Федеральные стандарты делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, ум...

Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС - из опыта работы

Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне ред...