масоны в России
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (1731-1762) Масоны — это всемирная тайная организация , возникшая в 18 веке, носящая религиозный и политический характер. Слово « масон » означает «строитель, каменщик ». Масонство существует в виде лож - групп до 50 человек,
Масонство в России — явление общественной жизни России, которое охватывает период истории от начала XVIII века и по наши дни. Русское масонство преследовало гуманистические и просветительские цели, больше внимания уделяло этическим вопросам. Фактически оно представляло собой более духовное сообщество людей, единых в стремлении способствовать процветанию своего Отечества и просвещённости людей живущих в нём.
Первое, безусловно, достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731 г., когда, как гласит официальный английский источник, гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером “для всей России”. Таким образом, первоначальное масонство пришло к нам, как и везде на континенте, из Англии, но, разумеется, здесь не может быть и речи о русском масонстве, и Филипс, конечно, распространял орденское учение лишь в тесном кругу своих единоплеменников, переселившихся в Россию.
Этот кружок, по-видимому, твёрдо держался в течение всего периода немецкого наводнения при Анне Иоановне , так как уже 10 лет спустя (1740 г.) английская Великая ложа назначила нового гроссмейстера для России в лице генерала русской службы Джеймса (Якова) Кейта . Может быть, к этому времени и следует отнести первые случаи вступления русских людей в масонский союз: не даром русские братья считали именно Кейта основателем масонства в России.
Впоследствии, ревностный масон и провинциальный великий мастер для всей России, Елагин вступал в братство “свободных каменщиков” (в 1750 г.) только из любопытства и тщеславия: с одной стороны его притягивала к себе знаменитая масонская “тайна”, а с другой - возможность общения с людьми, ”кои в общежитии знамениты” и стояли высоко над ним “и чинами, и достоинствами, и знаками“; не обошлось здесь и без “лестной надежды” заручиться покровительством “друзей, могущих споспешествовать его счастью”.
Ясно, что те серьёзные внутренние побуждения, которые заставили Елагина впоследствии искать в масонстве более глубокого содержания, тогда в нём ещё отсутствовали, как отсутствовали они в русском обществе. Вполне понятно поэтому, что Елагин и не мог найти тогда в масонстве никакой пользы, так как здесь ещё не было ни тени какого-либо учения. Он видел только предметы непостижимые, обряды странные действия безрассудные и слышал символы о мире противоречащие, объяснения тёмные и здравому рассудку противные, которые или не хотевшими или не знающими мастерами без всякого вкуса преподавались. Занятия в ложах даже породили в Елагине совершенно отрицательное мнение о нравственной стороне масонства
Первоначальный период существования масонства в России характеризуется в общем отсутствием какой бы то ни было национальной окраски: это была лишь мода, притом сравнительно мало распространённая, “игрушка для праздных умов” , по выражению Елагина, и лишь в самом конце этого периода замечаются признаки некоторой связи между масонством и смутно поднимающимися в лучшей части общества идеалистическими потребностями; эти признаки показывают нам возможность скорого наступления того момента, когда положительное содержание масонского учения сделается доступным и близким для русских людей, оказывая им серьёзную поддержку в их неясных стремлениях к построению впервые в России цельного общественного миросозерцания.
Настоящая история масонства в России начинается лишь в 70-х годах, когда одновременно возникают у нас две масонские системы, пользовавшиеся крупным успехом. Ложи этих систем, - так называемых Елагинской и Циннендорфской (шведско-берлинской), - работали в это время в первых трёх степенях “ иоановского ” или “символического” масонства, преследовавшего цели религиозно-нравственного воспитания человека. Русские масоны работали над очищением от пороков греховного человека. Такая масонская мораль оказала благотворное влияние на общество, служа в то же время реакцией против модных чтений западноевропейской скептической мысли. ВТОРОЙ ПЕРИОД (1762-1781)-ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ЦАРСТВОВАНИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II
Главная роль в этот период истории русского масонства принадлежит известному Елагину, благодаря которому в русском масонстве снова начало преобладать английское влияние. Но скоро “обществу Елагинской системы” пришлось встретиться и вступить в борьбу с проникшей в Россию новой формой немецкого масонства, с так называемой Циннендорфской или, точнее и правильнее, шведско-берлинской системой.
Под управлением Елагинской великой ложи в первой половине 70-х годов XVIII века работало 14 лож: Ложа «Муз» (мастер И. П. Елагин), Ложа «Урании» (мастер Лукин, Владимир Игнатьевич), Ложа «Беллоны» (Несвицкий, Иван Васильевич), Ложа «Астреи» (Дубянский, Яков Фёдорович ), Ложа «Марса» (Яссы, мастер Мелиссино, Пётр Иванович), Ложа «Минервы» (барон Гартенберг), Ложа «Скромности» (Санкт-Петербург), Ложа «Клио» (Москва), Ложа «Талии» (Москва-Полоцк), Ложа «Равенства» (Москва-Петербург), Ложа «Екатерины» (Архангельск), Ложа «Трёх подпор» (Архангельск), Ложа «Эрато» (Петербург), и ложа под управлением Р. И. Воронцова во Владимире. Общее число членов елагинских лож составляло приблизительно 400 масонов.
Елагин Первая цель ордена согласно Елагину: Сохранение и предание потомству некоторого важного таинства от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства может быть судьба целого человеческого рода зависит, доколе Бог благоволит ко благу человечества открыть оное всему миру .
Новиков Новый этап в развитии русского масонства связан с Москвой, куда сместился центр деятельности русского масонства, и с именем Николая Ивановича Новикова, развернувшего в ней по переезде из Санкт-Петербурга широкую масонскую деятельность. В то время в истории московского масонства играют главную роль две ярких личности — сам Новиков и Иоганн Шварц. Они оба способствовали тому, что масонство получило определенную структуризацию; они же широко развили просветительскую сторону масонства.
Шварц содействовал Новикову во всех его предприятиях, давал советы, указывал книги для перевода, работал в университете и гимназии, задумал общество для распространения в России просвещения, которое и возникло официально в 1781 году под названием «Дружеского ученого общества». В 1780 году была открыта, по настоянию Новикова, тайная ложа «Гармония», из 9 членов — братьев внутреннего ордена, жаждавших истинного масонства. В 1781 году, по предложению Шварца, руководители существовавших лож, не изменяя их организации, соединились в «Гармонии». Тогда же решено было отправить Шварца за границу для устройства масонских дел
Екатерина начала гонения масонов. Франкмасоны на время замолкли. В целом, императрицей были предприняты обыкновенные для всякой власти действия по ликвидации идеологической конкуренции и уменьшении общественной опоры на традиционные ценности и усилении его революционности (по её выражению: «разврата»). Вместе с тем, она неоднократно высказывалась относительно того, что по её мнению франкмасонами и мартинистами декларировался «ложный пафос» и «нарочитая духовность». Причём, в первую очередь, это относилось именно к Новикову, что очевидно и определило меру его наказания .
В царствование Императора Павла I франкмасоны отчасти оправились от удара, нанесенного им императрицей Екатериной II, что впрочем не свидетельствует о симпатиях к ним императора, но было проделано демонстративно, в пику правлению его матери. Павел приказал освободить Н. И. Новикова из заточения, снял надзор с Лопухина, разрешил свободное проживание повсюду Татищеву и Трубецкому, велел освободить Невзорова и послать его к Лопухину в Москву, наградил многих франкмасонов, ненадолго приблизил к себе Новикова и Лопухина, но возобновить орден вольных каменщиков не разрешил. Только в царствование Императора Александра I начинается некоторое оживление масонства, во главе которого стояли сначала Лопухин с Ковальковым и Невзоровым , а затем Α . Ф. Лабзин .
Великая Ложа Астрея Согласно циркулярному письму от 30 сентября 1815 года, все великие ложи Европы были уведомлены об образовании на Востоке Санкт-Петербурга «Великой ложи Астрея». Была она образована по примеру Великой ложи Англии, и также выступили её учредителями четыре ложи: «Пётр к порядку», «Палестина» в Петербурге, «Изида» в Ревеле и «Нептун к надежде» в Кронштадте. Великим мастером Великой ложи Астрея стал граф В. В. Мусин-Пушкин-Брюс.
ВЛ Астрея избрала Шведскую систему, приняв за правило, что каждая из её лож в праве была выбрать себе любую из существующих на тот момент в Европе масонских систем. С целью более эффективного привлечения на свою сторону масонов из других лож, ВЛ Астрея гарантировала им право свободного избрания своих должностных лиц и свободное распоряжение своими финансами.
Уничтожение лож 1 августа 1822 года последовал высочайший рескрипт Александра I на имя управляющего министерством внутренних дел графа В. П. Кочубея «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». « Все тайные общества под какими бы они наименованиями не существовали, как то: масонские ложи или другими — закрыть и учреждения их впредь не дозволять ». Реестр Великой ложи Астрея насчитывал к моменту закрытия 1404 масона, которые были объединены в 19 лож. Соперница ВЛ Астреи — Великая провинциальная ложа «Владимир к порядку» насчитывала всего 7 лож и 230 масонов. 11 августа 1822 года В. В. Мусин-Пушкин-Брюс известил петербургского военного генерал-губернатора, что Великая ложа Астрея и восемь зависящих от неё в Петербурге масонских лож отныне закрыты.
Масонские ложи в современной России (2016 год) По состоянию на июль 2016 года в России представлены следующие масонские организации: Великая ложа России — около 1000 членов в 35 ложах; Верховный Совет России Древнего и принятого шотландского устава — около 200 членов (связан с ВЛР ) Державное Российское Святилище ВМО ДИУММ — около 70 членов (связан с ВЛР); Всеобщий великий капитул Французского устава — около 70 членов (связан с ВЛР); Капитул королевской арки «St. Cecilia» № 6190 — около 40 членов (связан с ВЛР); Объединённая великая ложа России — около 200 членов в 6 ложах; Великий восток Франции — около 30 членов в 2 ложах; Великая ложа Франции — около 20 членов в 1 ложе; Великая женская ложа Франции — около 30 сестёр (являются членами 3 парижских лож ); Le Droit Humain — около 9 членов в 1 лож е.
Ресурсы Интернет-ресурсы Многочисленные статьи о масонстве
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Символы России. Россия всё -чем я живу.
Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....
Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»
Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
воспитательное занятие " Любите Россию- Берегите Россию - Охраняйте Россию"
внеклассное занятие...
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...
Культурное пространство России в первой половине XIX в. художественная культура народов России. История России 9 класс
Культурное пространство России в первой половине XIX в.: художественная культура народов России...