ЭССЕ - Учить без двоек?
статья (9 класс) на тему
Каждый учитель сталкивается с проблемой неуспеваемости по своему предмету, пытается выяснить причины этого явления. Здесь представлены некоторые мои размышления на эту тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2015-16_1.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Учить без двоек?!
Каждый учитель сталкивается с проблемой неуспеваемости по своему предмету, пытается выяснить причины этого явления. Такая проблема стоит и перед нашим коллективом.
Подводя предварительные итоги учебного года, можно сделать некоторые выводы:
1. Мы разработали «Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями» и пытались руководствоваться им в своей деятельности, но на сегодня можно сказать, что эта работа носила формальный характер, хотя количество неуспевающих и сократилось с Основанием для оценки «формальная работа» послужили следующие факты:
2. Явные затруднения при выполнении некоторых пунктов Положения. Особенно отчёты о проделанной работе со слабоуспевающими учениками (их сдавали далеко не все), где перечислялись одни и те же виды деятельности, которые практически не принесли ожидаемого результата, в планировании последующей работы по ликвидации учебных задолженностей упоминались эти же действия.
3. Неудовлетворённость результатами своей деятельности самими учителями.
Считаю, что наша ошибка заключается в слабой работе по выявлению причин, лежащих в основе неуспеваемости. А это кропотливая работа учителя с учеником, классного руководителя и офицера-воспитателя с детьми и их родителями, методистов с учителями, помощь психолога, логопеда, социального работника.
Если коротко, то можно выделить следующие причины отставания учащихся:
- слабая мотивация учащихся к изучению предмета;
- низкий уровень познавательных возможностей учеников;
- перегруженность учебных курсов;
- слабая методика преподавания;
- проблемы психологических особенностей детей.
Причины неуспеваемости не исчерпываются перечисленными. Но эти причины учитель-предметник в состоянии устранить сам. Современные методики позволяют это сделать.
Таким образом, вырисовывается система методической работы на следующий учебный год:
- основные способы обнаружения отставаний учащихся;
- основные признаки неуспеваемости детей;
- меры предупреждения неуспеваемости учеников;
- разработка системы мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников.
Это толь одно из направлений работы в следующем учебном году, а ещё
- повышение качества образования;
- работа в рамках ФГОС;
- патриотическое воспитание;
- совершенствование и развитие кадетского воспитания.
Так что, будущий год будет полон интересной, творческой, сложной, ответственной работой нашего коллектива.
Закончить хочу своеобразным личностным лирическим отступлением в рассуждении о главной мечте всех учителей – учить без двоек.
Я хороший ветеринар, т.к. люблю животных.
Я хороший агроном, т.к. люблю землю и ухаживаю за растениями.
Я хороший руководитель, т.к. люблю и ценю свой коллектив.
Я хороший учитель, т. к…….люблю своих учеников !
Эти прописные истины мы стали забывать в суете увеличивающейся нагрузки, особенно с переходом нашей деятельности в ранг образовательных услуг. Но, работая в сфере «человек-человек», особенно если этот человек ребёнок, доброе отношение, человеческое понимание, забота, сопереживание, справедливость, поддержка остаются главными качествами учителя, если он хочет получить хорошие результаты в обучении и воспитании.
Если Вы утвердительно можете ответить на вопросы:
- Хочу ли я, чтобы мои ученики успевали по моему предмету?
- Всё ли я сделал для этого?
- Доволен ли я результатами своего труда?
Вы хороший учитель! А если задумались – давайте меняться, совершенствоваться, развиваться в своей профессиональной деятельности!
28.05.2015г. Шестакова Е.А
Моя профессиональная картина мира
Автор Шестакова Е.А.
В рамках конкурса « Учитель года», декабрь 2016 г.
«Школа - это мастерская человечности»
Я.А.Каменский
Каждому человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, гордились им, чтобы он был кому-от нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учёбе и работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Это потребность каждого, и ребёнка, и взрослого.
Исходя из заказа, который определён обществом и правительством, современная школа должна быть для учеников безопасной, нацеленной на воспитание, прежде всего, человечности в широком смысле слова. Дети должны выходить из школы образованными, всесторонне развитыми и просто хорошими порядочными людьми.
При такой позиции вопрос не состоит только в том, чтобы дать просто знания или информацию по отдельным предметам, перед нами стоит вопрос воспитания, а он гораздо глубже, важнее, ответственнее и труднее. И решить его возможно только при взаимодействии и сотрудничестве трёх сторон: учитель, ученик, родитель.
Уже всем ясно, что учитель в настоящее время не является только источником знаний, он не может конкурировать в этом с другими современными источниками информации. В связи с этим меняются и цели преподавания. Задача учителя: создать для каждого ученика ситуацию успеха; помочь определить траекторию дальнейшего развития; найти эффективные способы мотивации учащихся, помочь сформировать универсальные учебные действия, которые помогут ребёнку в учебном процессе и в жизни.
Большая ответственность за будущие успехи ученика ложатся на плечи учителя. Именно личность учителя формирует личность ребёнка. Надо понимать: главным является не предмет, которому учишь, а личность, которой станет твой ученик.
Уверена, что в таком подходе к образованию заинтересованы и родители. Чтобы не стать прототипами басни «Лебедь, рак и щука», между учителем и родителями должны сформироваться отношения взаимопонимания и сотрудничества. Все родители любят своего ребёнка – это основа, но ещё важно понимание, что от них потребуется помощь, поддержка, терпеливое участие в деле воспитания, что учитель является их единомышленником.
Важно не упустить время и научит наших детей самостоятельно мыслить, создавать максимальные возможности для творчества и самореализации. Увидеть существующие проблемы и постараться справиться с ними при поддержке педагогов и родителей.
Чтобы этот процесс был результативным, нам учителям и родителям надо иметь огромное желание развивать, учить и воспитывать наших детей, а вместе с ними учиться и подниматься на новые высоты самим.
«…Результат воспитания зависит не от степени строгости или
мягкости, а от ваших чувств к ребёнку и от жизненных
принципов, которые вы ему прививаете».
Бенджамин Спок
О некоторых особенностях
обучения и воспитания кадет.
Внедрение любых инноваций вызывает множество новшеств, проблем и требует их решения – это и является движущей силой деятельности коллектива, который работает в рамках эксперимента. Мы прожили с вами первый год в новом режиме, в обновленном коллективе.
Огромная работа проведена по внедрению казачьего компонента, по организации внеурочного времени кадет. При этом корпус остается в первую очередь образовательным учреждением с традиционной целью – дать качественное образование нашим воспитанникам.
Сконцентрировавшись на решении задач по формированию казачьего- кадетского духа в корпусе, мы (я имею в виду администрацию) надеялись, что учебная деятельность будет протекать в наработанном годами режиме. Но изменения, инновационные процессы не могут быть точечными, они должны охватывать все образовательное и воспитательное пространство корпуса.
Подводя итоги учебной работы, большинство учителей не испытывают чувства удовлетворения, нас настораживает отношение кадет к учебному процессу, итоговая аттестация, качество образования. К сожалению, возникающие проблемы мы чаще видим в учениках, у которых с каждым годом «ослабевает интерес к знаниям», в режиме работы, в соотношении урочной и внеурочной деятельности и т.д.
Позволю напомнить древнее изречение «Если гора не идет к Магомеду, то Магомет идет к горе». И все-таки главное, ради кого мы работаем – это дети. Считаю, что именно нам, педагогам, необходимо перестраиваться, учиться работать по-новому, т.е. учить детей в новых сложившихся обстоятельствах и сделать каждый свой урок интересным, привлекательным, полезным и необходимым нашим ученикам. Речь идет о перспективах образовательной системы, об ориентирах ее развития, которые определены ФГОС:
- во-первых, качество обучения учебным предметам;
- во-вторых, компетенции и навыки;
- в-третьих, социализация учащихся: коммуникабельность, толерантность и т.д.
Даже лучшие российские школы чаще всего выполняют лишь первую часть требований, предъявляемых к современному образованию – дают достаточно хорошие знания. А остальные части? Увы, отсутствуют. Значит, мы учим не тому?! Может быть, именно по - этому дети все с меньшим желанием идут на урок, все реже берут в руки книгу? В большинстве стран, проводивших серьезную модернизацию школьного образования, выпускники получают необходимый объем знаний, может не такой большой, как их российские сверстники, но достаточный для жизни, и главное – получают умение использовать эти знания в различных практических ситуациях. Нельзя без ущерба здоровью объять необъятное. А нагрузка на наших кадетов, действительно, колоссальная. В соответствии с законодательством о труде продолжительность рабочей недели установлена в размере 36 часов, у учеников старших классов 6 уроков в день, шестидневка. Если ученик относится к учебе серьезно, то у него, как правило, нагрузка на уроке выше, чем у учителя: учитель объясняет знакомый материал, иногда один и тот же в течение многих лет. А для ученика каждый урок – это новый материал, в идеале требующий всего его внимания. Затем внеурочная нагрузка, а иногда просто пребывание в не совсем удобной обстановке до 7 часов вечера. Причем при возможности проведения достаточно большого количества профильных занятий: факультативов, кружков, секций – и это замечательно, количество общеобразовательных предметов не уменьшилось. В сложившейся ситуации выходов у детей два: или формально относиться к непрофильным предметам, или терять здоровье. Всем понятно, что они выберут!
Вот и возникает противостояние: мы буквально «бьемся» за возможность сохранения объема учебной информации, до сердечной боли расстраиваемся, чтобы она непременно была усвоена, а ученики этого не принимают, считая, что большая часть из того, что им предлагают, никогда в жизни не пригодится. И по большому счету ничего страшного в этом нет. Если выпускнику что-то понадобится в дальнейшей жизни – освоит, не понадобится – и не надо, главное, чтобы умел учиться. В таком случае коренным образом меняется цель урока, подход к обучению, взаимоотношения ученик – учитель.
Еще древние греки провозгласили девиз образования: «Учитель не для школы, а для жизни». Учить для жизни – это учить трудовому усилию в обстановке свободы, учить получать наслаждение от того что сделал, что узнал или хочет узнать. Глубинные знания и представления о мире закрепляются ребенком через личный опыт.
Поэтому, нам необходимы изменения не столько в сторону увеличения объема знаний, сколько в самой методике подачи материала, в осмыслении задач, стоящих перед педагогом.
Любой ребенок от природы любознателен, способен к обучению, обладает изумительной памятью, но лишь до тех пор, пока мы, взрослые, не постараемся «научить» его. В большинстве своем все мы за «учение с увлечением», но, как правило, не знаем, как это сделать. Предлагаю вместе подумать и наметить дальнейшие шаги для формирования комфортной развивающей среды на основе принципов педагогики сотрудничества, чтобы получали удовольствие от уроков и кадеты и преподаватели.
Учитель географии Е.А.Шестакова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
эссе "Учить учиться"
размышление на тему о том как и для чего учить учиться....
Эссе «Учиться и учить»
конкурс "Учитель года"...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
эссе "Учить, учась"
Моя статья...
Конкурсный материал эссе " Учить и учиться"
Никогда не жалела о своем выборе профессии и даже горжусь им....
Эссе "Учить и учиться"
Эссе "Учить и учиться" на Всероссийский конкурс "Учитель года России 2015"...
Эссе "Учить и учиться"
Творческая работа ...