Эссе "Учить и учиться"
методическая разработка на тему
Эссе "Учить и учиться" на Всероссийский конкурс "Учитель года России 2015"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
эссе | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Лукьяненко А.С.,
Хабаровский край
УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ
Горит монитор компьютера. На рабочем столе - чистый лист «вордовского» документа.… Не первый раз, да и (кого я пытаюсь обмануть) не первый день пытаюсь начать писать свое эссе.
Первая фраза далась быстро и легко: «Я – учитель». Но какой знак поставить в конце предложения? Будет ли это восклицание: «Да, я – учитель!» - или вопрос, или сомнение в виде многоточия. К сожалению, знаки препинания не способны передать всю гамму чувств, которые я испытываю, произнося эту фразу.
Так с чего же начать?
Может, написать о том, что учителем хотела стать с детства и, как и многие мои подружки, играла в «школу»? Уже тогда брала на себя роль учителя, а не ученика. Но почему никто из моих подружек по играм не работает в школе, а я «заигралась» на всю жизнь? Почему я выбрала именно эту профессию? Почему я столько лет верна ей: работаю учителем в самой обычной школе? Что держит меня здесь, заставляет приходить каждый день? Иногда мне задают вопрос: «Как можно столько лет работать не просто в школе, а в одной и той же школе? Тебе не надоело?».
Действительно, почти вся моя жизнь связана с одной единственной школой: здесь я училась, сюда я вернулась после института и до сих пор работаю. За это время я несколько раз поменяла место жительства и каждый раз все дальше и дальше от моей школы, но менять место работы не собираюсь. Что это? Лень? Неуверенность в себе? А может – любовь?
Все начинается с любви...
Твердят:
"Вначале
было
слово..."
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви!..
Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа...
(Р. Рождественский)
Да, скорее всего, я влюбилась в школу, когда в далеком 1977 году робкой первоклашкой переступила порог маленького двухэтажного здания школы № 37. И никто не предполагал тогда, что эти стены будут родными для меня на протяжении нескольких десятков лет.
Вот уже двадцать два года, как я работаю в этой школе учителем. Это были годы поисков, разочарований, открытий, перевернувших всю мою жизнь, на протяжении которой я учусь. Учусь всегда и везде. Ведь мой девиз: «Учитель остаётся учителем, пока учится сам».
Да, мне не надоело работать учителем в школе, ведь школа - живой организм: она постоянно меняется, меняются ученики, учебники, требования к образованию, к личности самого учителя. Если раньше учитель давал знания, учил, то сейчас главное - научить детей учиться, показать пути получения знаний, дать возможность каждому ребенку раскрыть способности, подготовиться к взрослой жизни.
Слово… Слово учителя. В век компьютеров и вечной занятости родителей, это весомое слово имеет больше возможностей донести до детей учитель. Мы прикасаемся к нежным детским душам, и от нас зависит, чем станет сердце ребенка: «засушливой корой или цветком». Не буду далека от истины, если скажу, что учитель − «первый после бога», творец человеческого в человеке.
Я продолжаю искренне верить, что слово и личный пример учителя способно пробуждать в детской душе все самое светлое и доброе. Но можно ли научить доброте? Трудно ответить на этот вопрос. На своих уроках пытаюсь учить детей ценить и беречь не только свою жизнь, но и жизнь любого живого существа как наивысшую ценность.
«Анна Сергеевна! Помогите!» - слышу я голоса детей. И вот они появляются в дверях учительской.
«Вот, посмотрите… Что делать?! - протягивают мне жалобно мяукающий маленький грязный комочек. - Мы нашли его в канаве, он так сильно кричал…»
Дети не смогли пройти мимо чужой беды. Сколько таких подкидышей каждый год приносят ученики к нам в школу! И каждого мы кормим, моем, если надо, лечим и обязательно пристраиваем в добрые руки. Кстати, домашние любимцы многих учителей и учеников нашей школы обрели свой дом именно так.
Вспомнились строки из стихотворения Сергея Михалкова: «Доктор лечит нас от кори, есть учительница в школе…»
Слова «учитель», «учить» и «учиться» являются однокоренными. «Должен ли учитель учиться?» - на первый взгляд этот вопрос кажется парадоксальным.
Многие считают профессию педагога консервативной, да и довольно часто можно слышать такие высказывания: «Я уже всему научился, университет закончил», «Зачем еще раз переучиваться?». Действительно, зачем мне, учителю биологии, еще чему-то учиться? Неужели с тех пор, как я закончила учебу в вузе, количество тычинок в цветке крестоцветных изменилось? Почему это так важно - уметь «учить и учиться»? Почему именно эти слова стали девизом Всероссийского конкурса «Учитель года России -2015»?
Как точно сказал Жозеф Жубер, французский писатель 18 века, который начинал свой путь как обычный учитель в провинциальной школе, «обучать - значит вдвойне учиться».
На установочном семинаре для участников Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015» редакция «Учительской газеты» подарила каждому копию первого выпуска этой газеты от 03.10.1924. Мероприятия семинара были настолько интересны и насыщенны, что прочесть эту газету в Москве, к большому сожалению, не было возможности. И вот по дороге домой, сидя в кресле самолета и «предвкушая» восьмичасовой полет, я достала «Учительскую газету №1» и на первой странице увидела статью Анатолия Васильевича Луначарского, название и текст которой поразили меня своим современным звучанием «Учитель, учись». Если бы я не видела года издания газеты и имени автора статьи, то никогда бы подумала, что это было написано 90 лет назад! «Учитель не только должен хорошо знать то, что он преподает, - он должен еще прекрасно знать, как ему это преподать».
Как перекликаются эти слова Луначарского с основными тезисами работы Майкла Барбера «Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция»: «Граждане должны использовать возможность учиться и переучиваться на протяжении всей жизни. Они должны нести личную ответственность, как за себя, так и за мир вокруг. Каждый гражданин - это потенциальный учащийся…».
Но что это значит для меня? Готова ли я «учить и учиться»?
Считаю, что учителю, как никому другому, важно и необходимо уметь учиться в течение всей жизни. Довольно часто в свое профессиональной деятельности я задаю себе вопросы и пытаюсь честно отвечать на них: что я знаю и чего еще не знаю, но обязательно должна узнать? что могу и чего не умею? чем еще можно вызвать и закрепить интерес ребенка к моему предмету? как показать значимость полученных знаний и умений в его дальнейшей жизни?
После таких размышлений я понимаю, как много мне еще предстоит узнать. Но где получить столь необходимые для работы знания? В настоящее время это не является проблемой: нам предлагают разнообразные курсы повышения квалификации, можно учиться дистанционно, участвовать в вебинарах, учиться у своих коллег.
Мне всегда хотелось знать больше, думать шире, искать и находить смыслы. Поэтому я с удовольствием посещаю всевозможные курсы, семинары, встречи, которые, без сомнения, способствуют моему профессиональному и творческому росту.
А почему учитель не может учиться вместе со своими учениками и даже у них? В Талмуде сказано: «Многому я научился у своих наставников, еще более – у своих товарищей, но более всего – у своих учеников». Мне нравится смотреть на мир глазами детей, находить в этом радость и удовольствие. Очень опасно для учителя поверить в то, что он уже все знает, все умеет, все понимает. Опасно стать безликим «урокодателем», «училкой», потерять интерес... Совсем другое дело – узнавать этот мир вместе с детьми, совершать вместе с ними на уроке открытия, вдохновлять учеников на новые «подвиги», искренне радоваться их достижениям.
Меняется время, меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Они не позволяют мне стареть душой. Это они, ученики, заставляют меня работать над собой, прислушиваться и уважать их мнение, по-новому открывать, казалось бы, давно знакомые истины. От детского взгляда невозможно скрыть совершенно ничего. И здесь главное - быть искренней. Любая фальшь способна разочаровать, ранить юные души. И я понимаю, как важно анализировать свои действия, «уметь вставать на место ученика». Стараюсь позволять ощущать ребенку мир таким, каким он сам его видит, а не «давить» стереотипами, самому искать и ошибаться и исправлять свои ошибки.
Я учусь всю жизнь, каждый день; учусь не только по учебникам, но и у самой жизни. Потому что каждый мой класс, каждый ученик – неповторимы! В этом мне помогает мое увлечение туризмом и путешествиями.
Многие недоумевают: «Зачем тебе это надо? Забираться в такие уголки, где редко ступала нога человека? Тратить свободное время и деньги, да ещё и рисковать собой?» А мне это – необходимо! Ведь мои странствия дают мне уникальную возможность учиться, делать свои собственные новые открытия и делиться ими со своими учениками. Я согласна с высказыванием Анатоля Франса: «Путешествия учат больше, чем, что бы то ни было. Иногда один день, проведённый в других местах, даёт больше, чем десять лет жизни дома».
Я рассказываю детям о своих поездках, делюсь впечатлениями, фотографиями, пытаюсь пробудить в их душах жажду познания и открытий, любви к жизни и природе. Да, можно выбрать более простой и безопасный путь познания - прочесть в книге или найти информацию в Интернете, посмотреть передачу или фильм по телевизору… Но тогда это будут чужие открытия, чужие знания…
И все же, какой он – современный учитель? Я считаю, что это человек, который способен увлечь своих учеников, которому хватит смелости отойти от такой удобной и понятной классно-урочной системы и попробовать новые технологии. Человек, который хочет и может учиться.
Думаю, в конце предложения «Я – учитель» точку ставить еще рано. Моя работа в школе и над собой не заканчивается, будет еще много побед, открытий и разочарований. И это замечательно.
Ведь я – учитель!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Учись учиться"
В презентации представлены формы, методы и способы самостоятельной работы учащихся с учебником на уроках....
Предпринимательству надо учить и учиться
Организация образовательного процесса в школе при зучении экономических дисциплин. С какими трудностями может столкнуться ученик сегодня, а завтра предприниматель....
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ — УЧУСЬ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ — УЧУСЬ ЖИТЬ
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...
Учиться,учиться и учиться!
Учение залог успеха....
«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»
Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...
Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Учиться учиться как цель обучения: как оценивать умения учиться»
Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Учиться учиться как цель обучения: как оценивать умения учиться»...
Комментарии
Эссе "Учить и учиться"
С удовольствием прочитала ваше эссе. Спасибо за душевность, искренность и честность! Дальнейших творческих полётов и удачи!!!
эссе
Спасибо за добрые слова, уважаемая Наталья Алексеевна. Надеюсь, что экспертам тоже понравится.