Работа с профессиональной литературой
статья на тему

Тибаева Елена Александровна

Рекомендации по работе с профессиональной литературой при написании магистерской диссертации на личном примере.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ
МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИЕЙ

Итогом нашего обучения в магистратуре будет написание выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Темы магистерских диссертаций определяются высшим учебным заведением. Студенту-магистранту предоставляется право выбора темы диссертации вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. На начальном этапе работы над диссертацией каждый студент делает следующие шаги:

  1. Выбор темы и планирование работы.
  2. Составление списка библиографии.
  3. Работа по заданному плану.

После выбора темы необходимо составить план работы – некое содержание, схему предпринимаемого исследования. Такой план используется на первых стадиях работы, отличается динамичностью, подвижность. План не может и  не должен загонять диссертанта в строгие рамки. Уже на данном этапе просматриваются работы (диссертации, курсовые работы, авторефераты и др.) с похожими темами для ознакомления, для поиска ответов на вопросы: каким сделать содержание? Сколько глав будет содержать работа? Чему будет посвящена каждая глава? Как и в каком направлении организовать экспериментальную работу?

Далее следует продумать порядок поиска и приступить, к составлению картотеки (или списка) литературных источников по теме. Хорошо составленная картотека (список) даже при беглом обзоре заглавий источников позволяет охватить тему в целом. На ее основе возможно уже в начале исследования уточнить цели.  Просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой диссертационного исследования. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, статьи журналов и другие официальные материалы.  Информационные издания в отличие от обычных библиографических изданий оперируют не только сведениями о печатных произведениях, но и идеями и фактами, в них заключенными. Таким образом, знакомиться необходимо не только с текстом необходимых документов, но и списком литературы, в них содержащихся.

Рассмотрим на примере, как реализовать данные особенности на практике. Вместе с научным руководителем была выбрана тема «Формирование регулятивных УУД при изучении тригонометрии в курсе алгебры и математического анализа.» Затем проводился анализ имеющейся информации в Интернете, особенно заинтересовали работы:

- Диссертация Лысенко И.В. «Формирование у старшеклассников опыта личностной саморегуляции в учебной деятельности»;

- Диссертация Полянцевой М.В. «Формирование саморегуляции учебной деятельности школьников в процессе обучения математике»;

- Дипломная работа Хазиевой Г.И. «Методика изучения тригонометрии в школьном курсе математики»;

- Дипломная работа «Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в музыкальной деятельности»;

- Дипломная работа «Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий (УДД) у младших школьников при изучении величин».

Ознакомившись с содержанием данных работ, я составила следующий план.

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

  1. МЕСТО РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
  2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ РЕГУЛЯТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  3. ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИИ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ И МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
  2. ИСКУССТВО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
  3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ И МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
  4. ОПЫТНАЯ РАБОТА И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК БИБЛИОГРАФИИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

План определил следующие блоки литературы:

  1. Документы, содержащие информацию о регулятивных УУД: ФГОС, рабочие программы, программы развития УУД в школе.
  2. Психолого-педагогическая литература, содержащая информацию об основных элементах регулятивных УУД: принципы обучения школьников, особенности целеполагания и планирования, развитие самооценки и самоконтроля, формирование мотивации (волевая саморегуляция) и др.
  1. Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. М.: Генезис, 2010.
  2. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. - Волгоград, 2009.
  3. Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. Журнал №1, 2005.
  1. Задачи – неотъемлемая часть математики, с их помощью и формируем навыки саморегуляции у старшеклассников. Необходимо ознакомиться с трудами Фридмана, Колягина, Пойя, а также с материалами статей педагогов, делящихся своим опытом.

1. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. –
М.: Просвещение, 1989.

2. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть I. – М.: Просвещение, 1977.

3. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть II. – М.: Просвещение, 1977.

4. Пойа Д. Как решать задачу. – М.: Гос. уч.-пед. издательство, 1961.

5. Колягин Ю.М., Оганесян В.А. Учись решать задачи. – М.: Просвещение, 1980.

  1. Методическая литература по изучению тригонометрии: методика изучения тригонометрии, рассмотрение примеров по преобразованию тригонометрических выражений, изучение обратных тригонометрических функций и преобразование выражений, содержащих их.
  1. Стефанова Н.Л., Подходова Н.С.. Методика и технология обучения математике. - М.: Дрофа, 2005.
  2. И. М. Гельфанд, С.М. Львовский, А. Л. Тоом. Тригонометрия. - Москва, 2002.
  3. Цыпки А.Г., Пинский А.И. Справочник по методам решения задач по математике. – М.: Наука, 1989.
  4. Бескин Н.М. Задачник-практикум по тригонометрии. - М.: Учпедгиз, 1962.
  5. Фалин Г., Фалин А. Обратные тригонметрические функции. - Москва, 2012.
  6. Супрун В.П. Нестандартные методы решения задач по математике. - Москва, 2009.
  1. Работы Асмолова помогут разобраться с вопросом: как формировать регулятивные УУД на уроках математики? Материалы электронной библиотеки http://cyberleninka.ru/ (статьи Шаховой, Новиковой, Гельфмана) демонстрируют взаимосвязь математики и УУД в старшей школе.
  1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе.
  3. Шахова Т.М. Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий средствами тематичсекого и языкового портфеля.
  4.  Гельфман Э.Г., Подстригич А.Г. Формирование универсальных учебных действий в процессе создания учебного проекта на уроках математики.
  5. Новикова Л.Ю. Использование предметного опыта учащихся при обучении математике как условие формирования универсальных учебных действий.
  6. Деменева Н.Н. – Формирование универсального учебного действия прогнозирования на уроках математики
  1. Для проведения опытной работы и анализа ее результатов требуется литература по методам оценивания результатов (Аванесов, Шамова), а также по основным методам педагогической психологии (работа Ядова).
  1. Аванесов В.С. Теория и петодика педагогических измерений.
  2. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе.
  3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методолгия, программа, методы.
  1. По возможности, можно ознакомиться с зарубежными источниками информации, сравнить методы обучения иностранных учеников в школах.
  1. Introduction to Trigonometric Functions
  2. Trigonometry: Comparing Ratio and Unit Circle Methods
  3. Student’s Mistakes and Misconceptions on Teaching of Trigonometry

Не стоит забывать об учебной литературе: тема диссертационной работы связана с изучением математики в старших профильных классах, поэтому необходимо проанализировать учебники таких авторой, как Мордкович, Муравин, Никольский, Пратусевич, рассмотреть порядок изучения тем, количество упражнений на каждую тему, наличие упражнений повышенной трудности, сравнить количество часов.

Мы живем в мире современных  технологий, поэтому стало проще работать с литературой с помощью Интернета. Мы можем не только скачивать научную и учебную литературу, знакомиться с другими работами, но и пользоваться информацией разнообразных сайтов. Например,

- Электронные библиотеки http://fmi.asf.ru/library/book/mpm/index.html (Обучение математике через задачи), http://www.pedpro.ru/ (Этапы планирования урока).

- Учительский портал http://www.uchportal.ru/ (Формирование навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики, Контроль знаний и виды опросов на уроках математики).

- Образовательные порталы http://ecsocman.hse.ru/ (статья «От оценки учителя - к самооценке ученика»).

- Документы с сайтов http://kze.docdat.com (Тождественные преобразования тригонометрических выражений), https://docs.google.com (Формирование регулятивных УУД на уроках математики).

- Материалы с семинаров и конференций:

  • Малышева И.Ю., Скибина Н.Г. – Формирование регулятивных универсальных учебных действий на посредством использования MS Power Point // VI Международная студенческая конференция «Студенческий научный форум – 2014». –  15.02 – 31.03. 2014.
  • Михеева Ю.В. – Суть изменений урока с введением ФГОС // 15-й Всероссийский интернет-педсовет. – 2014-2015.
  • Пескишева А.С. – Формирование и оценка регулятивных универсальных учебных действий младших школьников // Семинар «Реализация основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования». – 29.03.2012.

Таким образом, правильно составленная библиография способствует успешному написанию диссертационной работы. Для этого необходимо:

  1. Ознакомиться с текстом работ, аналогичных Вашему исследованию.
  2. Осуществить поиск научной, учебной литературы, использовать все возможности Интернет-рсурсов.
  3. Составить с опорой на план структурированный список литературы.
  4. И конечно же, не забывать указывать использованные источники в тексте.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИЕЙ Выполнила Титова Е.А.

Слайд 2

Начальный этап работы: Выбор темы и планирование работы. Составление списка библиографии. Работа по заданному плану.

Слайд 3

Выбор темы «Формирование регулятивных УУД при изучении тригонометрии в курсе алгебры и математического анализа»

Слайд 4

Знакомство с работами Диссертация Лысенко И.В. «Формирование у старшеклассников опыта личностной саморегуляции в учебной деятельности»; Диссертация Полянцевой М.В. «Формирование саморегуляции учебной деятельности школьников в процессе обучения математике»; Дипломная работа Хазиевой Г.И. «Методика изучения тригонометрии в школьном курсе математики»; Дипломная работа «Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в музыкальной деятельности»; Дипломная работа «Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий (УДД) у младших школьников при изучении величин».

Слайд 5

План ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 1.1. МЕСТО РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 1.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ РЕГУЛЯТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ 1.3. ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИИ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ И МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 2.2. ИСКУССТВО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 2.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ И МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 2.4. ОПЫТНАЯ РАБОТА И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слайд 6

Регулятивные УУД ФГОС, рабочие программы, программы развития УУД в школе.

Слайд 7

Психология и педагогика Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. М.: Генезис, 2010. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. - Волгоград, 2009. Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. Журнал №1, 2005 .

Слайд 8

Умение решать задачи Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. – М .: Просвещение, 1989. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть I . – М.: Просвещение, 1977. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть II . – М.: Просвещение, 1977. Пойа Д. Как решать задачу. – М.: Гос. уч.- пед . издательство, 1961. Колягин Ю.М., Оганесян В.А. Учись решать задачи. – М.: Просвещение, 1980.

Слайд 9

Методическая литература Стефанова Н.Л., Подходова Н.С.. Методика и технология обучения математике. - М.: Дрофа, 2005. И. М. Гельфанд, С.М. Львовский, А. Л. Тоом . Тригонометрия. - Москва, 2002. Цыпки А.Г., Пинский А.И. Справочник по методам решения задач по математике. – М.: Наука, 1989. Бескин Н.М. Задачник-практикум по тригонометрии. - М.: Учпедгиз , 1962. Фалин Г., Фалин А. Обратные тригонметрические функции. - Москва, 2012. Супрун В.П. Нестандартные методы решения задач по математике. - Москва, 2009.

Слайд 10

Зарубежные источники Peggy Adamson and Jackie Nicholas. Introduction to Trigonometric Functions. - University of Sydney, 1998. Margaret Kendal and Kaye Stacey. Trigonometry: Comparing Ratio and Unit Circle Methods. - University of Melbourne, Australia Student’s Mistakes and Misconceptions on Teaching of Trigonometry. - Anadolu University Science Faculty Mathematics Department . http://math.unipa.it. Position Paper National Focus Group on Teaching of Mathematics. - National Council of Educational Research and Training .

Слайд 11

РУУД в старшей школе Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. – М.: Просвещение, 2010. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе. http://cyberleninka.ru/

Слайд 12

http://cyberleninka.ru/ Шахова Т.М. Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий средствами тематического и языкового портфеля. Гельфман Э.Г., Подстригич А.Г. Формирование универсальных учебных действий в процессе создания учебного проекта на уроках математики. Новикова Л.Ю. Использование предметного опыта учащихся при обучении математике как условие формирования универсальных учебных действий. Деменева Н.Н. Формирование универсального учебного действия прогнозирования на уроках математики.

Слайд 13

Опытная работа Аванесов В.С. Теория и м етодика педагогических измерений (материалы публикаций) Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В. И др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе . – М.: 2007. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология , программа, методы . http://socioline.ru

Слайд 14

Интернет помогает! Электронные библиотеки: http ://fmi.asf.ru/library/book/mpm/index.html (Обучение математике через задачи ); http ://www.pedpro.ru/ (Этапы планирования урока ). Документы с сайтов: http ://kze.docdat.com (Тождественные преобразования тригонометрических выражений ); https ://docs.google.com (Формирование регулятивных УУД на уроках математики).

Слайд 15

Учительский портал http ://www.uchportal.ru/ : Формирование навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики; Контроль знаний и виды опросов на уроках математики. - Образовательный портал http://ecsocman.hse.ru/ : От оценки учителя - к самооценке ученика. Интернет помогает!

Слайд 16

Интернет помогает! Материалы с семинаров и конференций: Малышева И.Ю., Скибина Н.Г. – Формирование регулятивных универсальных учебных действий на посредством использования MS Power Point // VI Международная студенческая конференция «Студенческий научный форум – 2014». – 15.02 – 31.03. 2014. Михеева Ю.В. – Суть изменений урока с введением ФГОС // 15-й Всероссийский интернет-педсовет. – 2014-2015. Пескишева А.С. – Формирование и оценка регулятивных универсальных учебных действий младших школьников // Семинар «Реализация основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования». – 29.03.2012.

Слайд 17

Учебная литература

Слайд 18

Как работать с литературой? Ознакомиться с текстом работ, аналогичных Вашему исследованию. Осуществить поиск научной, учебной, справочной литературы, использовать все возможности Интернет-ресурсов. Составить с опорой на план структурированный список литературы. И конечно же, не забывать указывать использованные источники в тексте .

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы Повышение профессиональной компетенции учителя литературы через освоение инновационных технологий воспитания во внеклассной работе

Учитель обобщает свой опыт работы  по повышению профессиональной компетенции через освоение инновационных технологий  воспитания во внеклассной работе...

"Изучение профессиональной литературы - одна из форм повышения квалификации педагогов"

Чтение профессиональной литературы как средство повышения квалификации....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателя профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе: «Технология: теория и методика обучения в образовательной организации»

Оригами – это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выр...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

-анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;-систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физиче...

ПМ 3 ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

-анализ деятельности других педагогов в областифизической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта иобразовательных технологий на основе изученияпрофессиональной литературы по физическ...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физиче...