Исследовательская работа "Применение электронных таблиц для исследования влияния биоритмов на человека".
проект (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ МОРДОВИИ»
Работа на тему:
« Применение электронных таблиц для исследования влияния биоритмов на человека».
2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
Биологические ритмы и их классификация 6
Влияние биологических ритмов на человека. 8
«Жаворонки», «Совы», «Голуби». 10
Эмоциональный цикл биоритмов 13
Интеллектуальный цикл биоритмов 13
Экспериментальная часть работы 15
Полученные результаты и их анализ 15
Информационная страница
Введение
Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наша жизнь как зебра: сегодня нам все удается, а через неделю элементарная задача кажется очень трудной; сегодня, несмотря на пасмурный день, настроение отличное, а через 3 дня нас раздражает все вокруг. Человек меняется не только год от года, из месяца в месяц, но и день ото дня, и час от часу. Колебания состояния организма - суть проявления биологических ритмов. Эти циклы описывают три стороны самочувствия человека: физическую, эмоциональную и интеллектуальную. Их учет и “уважительное” к ним отношение помогает подняться человечеству на следующую ступень эволюции, пренебрежение же ритмами часто просто губительно для здоровья человека.
Для того чтобы контролировать свое состояние, чтобы правильно выбирать время для определенной деятельности, нужно изучать биоритмические процессы в нашем организме, а также то, что оказывает на них влияние.
Меня заинтересовала эта тема, и я решил изучить биоритмы и создать для их расчетов электронную таблицу.
Цель и задачи исследования
Цель работы - рассмотреть биологические процессы человека в тесном взаимодействии с окружающей средой, выявить влияние биологических ритмов на работоспособность. На основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные дни, выбрать благоприятные дни для разного рода деятельности человека.
Гипотеза: Убедиться , что биоритмы действительно влияют на нашу жизнь .
Задачи исследования:
- Изучить литературу , которая понадобится для выполнения исследовательской работы
- Составить упрощенную математическую модель биоритмов для конкретного человека.
- Составить на основе диаграмм таблицу самых благоприятных и самых неблагоприятных дней для физической, эмоциональной, интеллектуальной активности на каждого учащегося класса.
- Составить на основе диаграмм карту интеллектуальной активности на февраль для класса.
Объект исследования: биоритмы учащихся 9 класса МБОУ «Большеигнатовская СОШ»
Методы исследования : частично - поисковый, экспериментальный, аналитический.
Актуальность темы
В ходе исторического развития человек и все другие живые существа, населяющие нашу планету, усвоили определенный ритм жизни, обусловленный ритмическими изменениями геофизических параметров среды, динамикой обменных процессов.
Существует легенда о том, что в древнем Китае монахи день за днем вели наблюдения за человеком, записывая параметры его физической активности, умственных способностей и эмоционального состояния. В результате многолетних исследований они пришли к выводу, что эти три функции являются периодическими. За точку отсчета всех трех биоритмов берется день рождения человека. Момент рождения человека очень труден, ведь все три биоритма в этот день пересекают ось абсцисс. С точки зрения биологии это достаточно правдоподобно, ведь ребенок, появляясь на свет, меняет водную среду обитания на воздушную. Происходит глобальная перестройка всего организма.
Одна из быстроразвивающихся наук XX века — биоритмология - наука, изучающая циклические биологические процессы, имеющиеся на всех уровнях организации живой системы. Дело в том, что живая система постоянно находится в состоянии обмена веществ с окружающей средой и обладает сложной динамикой процессов, является саморегулирующейся и самовоспроизводящейся системой. «Биологические часы» в организме — отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов.
А так как темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку, мне кажется, проблема актуальности биоритмов является сегодня самой важнейшей. Бездумное отношение человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто является следствием незнания биологических законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека.
Поэтому иметь при себе « шпаргалку», подсказывающую, когда лучше заниматься физической, эмоциональной, интеллектуальной деятельностью – это значит определить благоприятный исход начатых Вами дел, избежать стрессовых ситуаций, быть довольным жизнью. А это значит – быть успешным.
Теоретическое обоснование.
Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, отмеряют время.
Теории "трех биоритмов" около ста лет. Интересно, что ее авторами стали три человека: Герман Свобода, Вильгельм Флисс, открывшие эмоциональный и физический биоритмы, а также Фридрих Тельчер - исследовавший интеллектуальный ритм.
Психолога Германа Свободу и отоларинголога Вильгельма Флисса можно считать "дедушками" теории биоритмов. В науке такое случается очень редко, но одинаковые результаты они получили независимо друг от друга (Рисунок1).
Несмотря на профессорские звания и то, что одинаковые открытия были сделаны независимо, основатели теории "трех биоритмов" имели многих противников и оппонентов. Исследования биоритмов продолжались в Европе, США, Японии. Особенно интенсивным этот процесс стал с открытием ЭВМ и более современных компьютеров. В 70 - 80 гг. биоритмы завоевали весь мир.
Рис. 1. Три вида биологических ритмов.
.
Биологические ритмы и их классификация
Все живое на нашей планете несет отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для нашей Земли.
Повторяемость процессов — один из признаков жизни. При этом большое значение имеет способность живых организмов чувствовать время. С ее помощью устанавливаются суточные, сезонные, годовые, лунные и приливно-отливные ритмы физиологических процессов. Как показали исследования, почти все жизненные процессы в живом организме различны.
Ритмы физиологических процессов в организме, как и любые другие повторяющиеся явления, имеют волнообразный характер. Расстояние между одинаковыми положениями двух колебаний называются периодом, или циклом.
Биологические ритмы или биоритмы – это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Их можно наблюдать в отдельных клетках, тканях и органах, в целых организмах и в популяциях.
Биоритмы подразделяются на физиологические и экологические. Физиологические ритмы, как правило, имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы давления, биения сердца и артериального давления. Имеются данные о влиянии, например, магнитного поля Земли на период и амплитуду энцефалограммы человека.
Экологические ритмы по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды. К ним относятся суточные, сезонные (годовые), приливные и лунные ритмы. Благодаря экологическим ритмам, организм ориентируется во времени и заранее готовится к ожидаемым условиям существования.
Биологические ритмы описаны на всех уровнях, начиная от простейших биологических реакций в клетке и кончая сложными поведенческими реакциями. Таким образом, живой организм является совокупностью многочисленных ритмов с разными характеристиками.
С понятием «ритма» связано представление о гармонии, организованности явлений и процессов. В переводе с греческого слово «ритм», «ритмос» означает соразмерность, стройность. Ритмическими называются такие явления природы, которые периодически повторяются. Это движение небесных тел, смена времен года, дня и ночи, периодичность приливов и отливов. А также чередование максимумов и минимумов солнечной активности.
Биоритмы организма – суточные, месячные, годовые – практически остались неизменными с первобытных времен и не могут угнаться за ритмами современной жизни. У каждого человека в течение суток четко прослеживаются пики и спады важнейших жизненных систем. Важнейшие биоритмы могут быть зафиксированы в хронограммах. Основными показателями в них служат температура тела, пульс, частота дыхания в покое и другие показатели, которые можно определить только при помощи специалистов. Знание нормальной индивидуальной хронограммы позволяет выявить опасности заболевания, организовать свою деятельность в соответствии с возможностями организма, избежать срывов в его работе.
Важное практическое значение имеет также исследование других многодневных (околомесячных, годовых и пр.) ритмов, датчиком времени для которых являются такие периодические изменения в природе, как смена сезонов, лунные циклы и др.
Влияние биологических ритмов на человека.
Имея понятия об основных биологических ритмах, рассмотрим влияние биологичеких ритмов на трудоспособность человека.
Окологодовыми (цирканнуальными) называют ритмы, соответствующие смене времен года. Эти ритмы обусловлены вращением Земли вокруг Солнца. Сезонные ритмы сформировались в ходе естественного отбора и закрепились в естественных структурах организма. Весна - это довольно трудное время года, весной совершается больше самоубийств, чаще наблюдается депрессия у лиц с неуравновешенной психикой. Осень же является оптимальным сезоном года для человека. Годовые ритмы свойственны всем физиологическим и психическим функциям. Психическая и мышечная возбудимость у людей выше весной и в начале лета, зимой она значительно ниже. Значительно изменяется обмен веществ, артериальное давление, частота пульса: он становится реже весной и осенью, а учащается зимой и летом. В окологодовом ритме меняется работоспособность человека: осенью она наибольшая. Поэтому для реализации творческих замыслов, бесспорно, хороша осень. Лето лучше использовать для закаливания, формирования выносливости.
Рассмотрим влияние месячного, недельного и суточного цикла на работоспособность организма человека.
Месячный цикл в отличие от недельного существует объективно в окружающей нас природе. Это так называемый сидерический месяц - 27 1/3 дня - период вращения Луны вокруг Земли и 29 1/2 дня - синодический месяц - время от одного новолуния до другого. Мы хорошо знаем, что основное действие Луны на Землю связано с взаимодействием их масс (закон всемирного тяготения), проявляющихся в виде приливов и отливов в реках и морях, а так же с экранированием Земли Луной от электромагнитного излучения солнца или дополнительным потоком в виде отраженного света. Это важно знать и учитывать гипертоникам и гипотоникам. Итак, гипертоникам надо остерегаться полнолуния, когда кровь максимально приливает к голове, а гипотоникам - новолуния, когда кровь отливает к ногам. На смене лунных фаз необходимо делать перерывы в работе, для восполнения сил, а также делать кратковременные перерывы в работе на пиках фаз.
Поэтому, желательно, в течение месячного цикла планировать нагрузку на работе, в соответствии, с биологическими ритмами, т.к. в критические дни цикла снижается работоспособность и ухудшается общее самочувствие организма.
В недельных ритмах подчеркнуто выражен социальный (экзогенный) компонент - недельный ритм работы и отдыха, в соответствии с которым изменяются функциональные отправления нашего организма.
Динамика работоспособности испытывает влияние недельного ритма: в понедельник происходит врабатываемость после выходных дней, максимум работоспособности наблюдается в середине недели, а к пятнице уже накапливается усталость, утомление и работоспособность падает. Следовательно, в понедельник и пятницу рабочую нагрузку стоит уменьшить за счет других рабочих дней. Недельному биоритму подвержены не только физиологические, но и психические процессы, а точнее целостное протекание тех и других. Вот почему особенно удачным распорядком оказывается тот, когда попеременно усиливается то физическая, то интеллектуальная активность человека. Недельный ритм упорядочил трудовую деятельность, приспособив ее к физическим возможностям и потребностям организма. Ритм этот не случаен, и борьба с ним - это борьба человека с его же собственными, но еще не познанными законами.
Конечно, нельзя жить строго по расписанию, но учитывать особенности каждого дня и, сообразуясь с этим, контролировать себя вполне возможно. Распределяя рабочую нагрузку, учитывайте следующее:
а) не планируйте трудовые подвиги в понедельник. Понедельник – день конфликтов, инфарктов и инсультов;
б) дни активных действий – вторник, среда, четверг;
в) пятница – день спокойной, рутинной работы, не требующей нагрузки и напряжения.
Смена дня и ночи, времени года приводит к тому, что органы человека также ритмично изменяют свою активность. Суточный цикл, один из основных циклов, влияющих на работоспособность человека.
Биоритмы и медицина.
Интенсивность большинства физиологических процессов на протяжении суток имеет тенденцию повышаться в утренние часы и падать в ночное время. Примерно в эти же часы повышается чувствительность органов чувств: человек утром лучше слышит, лучше различает оттенки цветов.
Изучение биоритмов организма человека позволит научно обосновать применение лекарственных препаратов при лечении больных.
В последнее время в нашей стране и за рубежом проводятся большие работы по исследованию биоритмов человека, их взаимосвязи со сном и бодрствованием. Поиски исследователей направлены в основном на определение возможностей управления биоритмами с целью устранения нарушений сна. Задача эта особенно актуальна, на наш взгляд, в настоящее время, когда значительная часть взрослого населения земного шара страдает от бессонницы.
Управление внутренними ритмами человека имеет важное значение не только для нормализации ночного сна, но и для устранения ряда заболеваний нервной системы, имеющих функциональный характер (например, неврозов). Установлено, что суточное изменение внутренних ритмов, свойственных здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются. По характеру искажений врачи могут судить о ряде заболеваний на начальной стадии.
По-видимому, большинство болезней у человека происходит вследствие нарушения ритма функционирования ряда органов и систем его организма.
Самочувствие человека во многом зависит от того, насколько режим труда и отдыха соответствует его индивидуальным биоритмам. Активизация органов подчиняется внутренним биологическим часам. При энергетическом возбуждении организма происходит взаимодействие главных органов, подстройка их друг под друга, и под изменения окружающей среды. Полный цикл энергетического возбуждения органов завершается примерно за 24 часа. Причем максимальная активность органов длится около двух часов. Именно в это время органы человека лучше поддаются лечебному воздействию.
Ниже приводится время максимальной активности человека в его суточном биоритме:
- печень - с 1 до 3 часов ночи;
- легкие - с 3 до 5 часов утра;
- толстая кишка - с 5 до 7 часов утра;
- желудок - с 7 до 9 часов утра;
- селезенка и поджелудочная железа - с 9 до 11 часов утра;
- сердце - с 11 до 13 часов дня;
- тонкая кишка - с 13 до 15 часов дня;
- мочевой пузырь - с 15 до 17 часов дня;
- почки - с 17 до 19 часов вечера;
- органы кровообращения, половые органы - с 19 до 21 часов вечера;
- органы теплообразования - с 21 до 23 часов ночи;
- желчный пузырь - с 23 до 1 часу ночи.
Значение суточных ритмов можно использовать для усиления, а также для снижения доз лекарственных препаратов, так как в период активности органов максимально усваиваются даже небольшие дозировки. Кроме того, необходимо очень внимательно относится к своему здоровью во время рабочего дня, в соответствии с биологической максимальной активность органа, подверженного какому-либо заболеванию, стараться избегать в это время стрессов и чрезмерных нагрузок.
«Жаворонки», «Совы», «Голуби».
Кроме того, как уже отмечалось выше, стремительно развивающаяся наука биоритмология сегодня делит людей на большие группы в зависимости от того, кто когда встает и ложится спать. Традиционно эти группы называются по аналогии с птицами, ведущими сходный с людьми образ жизни: "жаворонки", "совы" и "голуби". Характерные признаки "жаворонка": максимальная работоспособность утром, следование общепринятым нормам, неконфликтность, любовь к спокойствию, неуверенность в себе, наличие психологических проблем. "Жаворонок" - интроверт: замкнут на самом себе.
По характеру жаворонки – консерваторы. Перемена режима работы или стиля жизни протекает для них мучительно, но жаворонки весьма категоричны и уж если на что-то решились - своих решений не меняют. Часто жаворонки бывают тиранами, педантичными и прямолинейными. Тем не менее, жаворонки в деловой среде всегда весьма уважаемы именно за эти качества, плюс за пунктуальность и невиданную работоспособность в течение дня.
У "жаворонков" с пробуждением проблем нет. Только проснувшись, они уже готовы засесть за работу или устроить генеральную уборку. Они склонны с утра включать телевизор, лезть под холодный душ и бегать по улицам. Все это тонизирует и без того подготовленный к ранней деятельности организм. Просыпаются они резко, без помощи будильника, и отправляются на работу, не накачивая себя кофе.
"Совы" заметно отличаются от "жаворонков". Пики работоспособности у "сов" выявлены вечером (ночью), они достаточно легко приспосабливаются к изменению режимов, запретные зоны сна сдвинуты на более позднее время. Эти люди легко относятся к удачам и неудачам, не страшатся трудностей, эмоциональных переживаний, их можно отнести к экстравертам - людям, у которых интересы направлены во внешний мир. "Совы" более стрессостойки, хотя и в равных условиях обременены большим букетом болезней.
Настоящих сов не так уж и много – всего примерно 40% всего населения нашего государства. Совы живут по внутренне обусловленным, эндогенным ритмам. Совам, действительно, лучше ложиться спать попозже, так как в начале ночи у них самый плодотворный период. В правом полушарии в это время у них возникает очаг возбуждения, что способствует творчеству.
К сожалению, биоритм у сов такой, что практически никаким способом нельзя подвигнуть их на напряженные действия в разгар рабочего дня.
"Голубями" специалисты называют людей, у которых биоритмы и показатели находятся между показателями "жаворонков" и "сов". У "голубей" пик активности физиологических функций приходится на дневные часы.
Соответственно, физическая нагрузка во время зарядки «голубей» должна быть несколько меньше, чем у «жаворонков», но больше, чем у «сов».
Наиболее простым и в то же время достаточно эффективным способом оценки адекватности нагрузки является самочувствие после зарядки. Самую напряженную работу надо делать в те часы, когда главнейшие системы организма функционируют с максимальной интенсивностью. Если человек "голубь", то пик работоспособности приходится на три часа дня. Если "жаворонок" – то время наибольшей активности организма падает на полдень. "Совам" рекомендуется самую напряженную работу выполнять в 5-6 часов вечера.
Знание собственного физического биоритма (продолжительность 23 дня ) должно быть особенно интересно тем, кто занимается физическим трудом в любой форме - профессионально (массажист, танцор, строитель и т. д.) или, например, в спорте. Такие люди лучше ощущают влияние физического биоритма. Как правило, в высшей фазе человек чувствует себя полным сил, выносливым, физическая работа не требует больших затрат энергии, все удается.
Физический цикл биоритмов
Сфера влияния | Двигательная активность, физическая сила, выносливость, устойчивость к болезням и воздействию неблагоприятных физических факторов |
Положительная | Со 2-го по 11-й день. Максимальная энергия, сила, выносливость, наивысшая устойчивость к воздействию экстремальных факторов |
Критические дни | 1-й и 12-й дни. Нестабильность физического состояния. Существует вероятность травм, аварий, обострения хронических заболеваний, головной боли |
Отрицательная | С 13-го по 23-й день. Пониженный физический тонус, быстрая утомляемость, некоторое снижение сопротивляемости организма к заболеваниям |
Эмоциональный ритм (продолжительность 28 дней) влияет на силу наших чувств, на внутреннее и внешнее восприятие, на интуицию и способность творить. Особенно важным этот биоритм является для тех людей, чьи профессии связаны с общением. В фазе подъема человек более динамичен, склонен видеть в жизни только приятные стороны. Он превращается в оптимиста. Работая в контакте с другими людьми он добивается хороших результатов, способен сделать много полезного.
Эмоциональный цикл биоритмов
Сфера влияния | Настроение, сила, богатство и устойчивость эмоций, творческий настрой, интуиция |
Положительная | Со 2-го по 14-й день. Наиболее благоприятное время для прохождения тестов и испытаний |
Критические дни | 1-й и 15-й дни. Эмоциональная неустойчивость, склонность к снижению реакций, угнетенному состоянию, спорам и ссорам |
Отрицательная | С 16-го по 28-й день. Повышенная напряженность, частое плохое настроение |
Интеллектуальный ритм (продолжительность 33 дня) прежде всего, затрагивает способность работать по плану, используя умственные способности. Это касается логики, ума, обучаемости, способности предвидеть то или иное событие, комбинаторики, внутренней и внешней ориентации - в буквальном смысле "присутствия духа". Учителя, политики, референты, журналисты и писатели хорошо чувствуют "маятник" этого биоритма. Легко себе представить, какой эффект он имеет на стадии подъема: поддержка любой интеллектуальной деятельности, хорошее усваивание учебного материала и информации. Человек способен сконцентрироваться. Если вы посещаете семинар повышения квалификации, то на фазе подъема он принесет гораздо больше пользы, чем на фазе спада.
Интеллектуальный цикл биоритмов
Сфера влияния | Мышление, логика, сосредоточенность, остроумие, гибкость ума |
Положительная | С 2-го по 16-й день. Творческие дни, более благоприятное время для решения сложных вопросов |
Критические дни | 1-й и 17-й дни. Склонность к снижению внимания, ошибочным заключениям, ухудшению запоминания |
Отрицательная | С 18-го по 33-й день. Процесс мышления вялый, прерывистый |
Каждый из этих ритмов на половине своей длины достигает наивысшей фазы. Затем он резко опускается вниз, достигает исходного пункта (критической точки), и переходит в фазу спада, где достигает низшей точки. Потом снова поднимается наверх, где начинается новый ритм.
Критические дни имеют особое значение для каждого биоритма. Они отмечают критическое время, которое может длиться несколько часов, иногда целые сутки или даже больше. Их влияние на тело, мысли и чувства можно сравнить с влиянием, которое оказывает перемена климата или движение энергии в ту или другую сторону во время полнолуния. Кстати, критические точки эмоционального ритма обычно приходятся на тот день недели, когда вы родились.
Влияние биоритмов происходит постоянно, они пронизывают нас, придают сил или напрочь лишают энергии. Все три биоритма связаны между собой и с другими факторами (состояние здоровья, возраст, окружающая среда, стресс и т. д.). Взаимосвязь тела, чувств и духа ведет к тому, что воздействие каждого из них нельзя толковать однозначно, с этой точки зрения каждый человек индивидуален.
Материалы и методы
Для расчета календаря биоритмов, вычисления дат критических дней и построения графиков биоритмов используют моделирование. При этом применяют математическую обработку данных (математическое моделирование). Методы моделирования, если они правильно отображают протекающие процессы, позволяют прогнозировать состояние человека, совместимость по биоритмам, выбрать благоприятные дни для разного рода деятельности, что имеет для многих из нас важное практическое значение. При математической обработке полученных данных расчет производят на ЭВМ. Результаты расчетов обрабатывали с использованием программы Microsoft Excel.
Экспериментальная часть работы
Этапы исследования:
1 этап - Теоретическая разработка и составление модели.
2 этап - Математические расчеты циклов.
3 этап - Компьютерный эксперимент.
4 этап - Построение диаграмм.
5 этап.- Построение таблиц благоприятных и неблагоприятных дней
6 этап. Сравнение данных диаграмм с данными опроса учащихся и данными школьного журнала.
7 этап. Составление рекомендаций для осуществления дифференцированного подхода в обучении ( карты совместимости)
Полученные результаты и их анализ
Различают несколько циклов организма: физический, интеллектуальный, эмоциональный. Это не зависит ни от возраста, ни от пола, ни от национальности человека.
Начало каждого биоритма совпадает с датой рождения.
Известно, что:
- Физический цикл длится 23 дня,
- Эмоциональный – 28 дней,
- Интеллектуальный – 33 дня.
Математическая формула расчетов цикла будет иметь вид: Sin(2(Тк-Т0)/к) , где
Т0 – дата рождения человека, Тк – расчетная дата, К – период цикла.
Создадим табличную модель и заполним ее ( см. файл «Модель и расчеты». Построение биоритмов на один день неэффективно, так как не удастся проследить картину их изменения. Поэтому введем несколько расчетных дат. Число даты должно увеличиваться на 1.
В каждом из трех циклов первая половина является благоприятной для человека, вторая – неблагоприятной. Самый благоприятный день находится в вершине синусоиды, самый неблагоприятный – в нижней точке синусоиды. Пересечение же графика с осью абсцисс считается критической точкой. В такие критические дни человек может ожидать для себя наибольших опасностей. Необязательно считать, что должно произойти несчастье, просто в этот день нужно быть начеку, так как ваши физические, интеллектуальные или эмоциональные возможности снижены. Более того, в некоторых странах людям рискованных профессий (летчикам, каскадерам и т.д.) предоставляется выходной в тот день, когда нулевую отметку пересекают одновременно две или три кривые биоритмов.
Всегда интересно соответствие теории и практики .Чтобы изучить влияние биоритмов на организм человека, я сделал следующее:
1. Для каждого ученика 9 класса я создал модель биоритмов в электронных таблицах на период 30 дней (февраль), построил соответствующие диаграммы.
Рис.2 Модель биоритмов
Рис.3 Биоритмы
На Рис.3 мы видим, что у взятого нами ученика интеллектуальные возможности достигают своего пика 05.02, а 21.02- максимального спада.
Аналогично, на соответствующих листах созданной мною электронной таблицы, на диаграмме можно увидеть для любого ученика благоприятные и неблагоприятные дни его физического, эмоционального и интеллектуального состояния в феврале.
2. На основе данных диаграмм была составлена общая таблица, где перечислены самые благоприятные и самые неблагоприятные дни физического, эмоционального и интеллектуального состояния учащихся класса.
Рис 4. Самые благоприятные и самые неблагоприятные дни физического, эмоционального и интеллектуального состояния.
- Всегда интересно соответствие теории и практики. После того, как была составлена модель биоритмов в электронных таблицах на февраль, я в течение месяца вел опрос своих одноклассников по поводу их физического и эмоционального состояния. Наблюдал за оценками, полученными ими в течение февраля. Сравнивал всё это с показаниями трёх синусоид биоритмов. Сравнение показало, что иногда синусоиды «врали», но в большинстве случаев они оказывались «правы». Моя гипотеза о том, что биоритмы действительно влияют на нашу жизнь, подтвердилась.
- Чтобы результаты моего исследования могли использовать не только мои одноклассники для планирования наиболее плодотворной работы, но и мои учителя в своей деятельности для осуществления научно-обоснованного дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся на уроках, я составил карту интеллектуальной активности учащихся на февраль.
Рис.5 Анализ показателей интеллектуального биоритма в феврале 2014г
Рис 6. Карта интеллектуальной активности на февраль 2014г .
Заключение
Изучив информацию о биологических ритмах, их функциональном значении для организма человека, сделал вывод, что биологические ритмы оказывают непосредственное влияние на работоспособность организма, обеспечивают ее волнообразный характер. Кроме того, человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным самой природой, и эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме. Учет этих ритмов и уважительное отношение к ним — основа человеческого здоровья.
И так из года в год, из месяца в месяц, изо дня в день мы идём одной и той же дорогой жизни, преодолевая "энергетические ямы и ухабы" создаваемые взаимодействием между Землей, Солнцем и Луной. И если не учитывать, а еще хуже не знать планетарные законы взаимодействия и проявления их на Земле, мы постоянно будем спотыкаться об эти ухабы и ямы, теряя свое здоровье.
Жить с учетом природных ритмов (годового, лунного, суточного) – залог сохранения нашего здоровья и высокой работоспособности организма.
Для человека важно не только рационально использовать внутренние ритмы организма, но и найти пути управления ими. Биоритмы не предсказывают будущее. Они могут только подсказать человеку, когда он будет в наилучшем или в наихудшем состоянии, предсказать дни, когда могут возникнуть кризисные ситуации, чтобы с их учетом спланировать свою деятельность, и научиться просто, мудро жить.
Поэтому иметь при себе « шпаргалку», подсказывающую, когда лучше заниматься физической, эмоциональной, интеллектуальной деятельностью – это значит определить благоприятный исход начатых Вами дел, избежать стрессовых ситуаций, быть довольным жизнью. А это значит – быть успешным.
В процессе работы я добился поставленной цели - рассмотрел биологические процессы человека в тесном взаимодействии с окружающей средой, выявил влияние биологических ритмов на работоспособность человека. Построил модель биоритмов моих одноклассников в электронной таблице Microsoft Excel. На основе анализа индивидуальных биоритмов спрогнозировал благоприятные и неблагоприятные дни для разного рода деятельности учащихся 9 класса. Сравнение оценок в классном журнале, результатов опроса своих одноклассников по поводу их физического и эмоционального состояния с показаниями трёх синусоид биоритмов февраля позволили мне подтвердить гипотезу о том, что биоритмы действительно влияют на нашу жизнь.
Чтобы результаты моего исследования могли использовать не только мои одноклассники для планирования наиболее плодотворной работы, но и мои учителя в своей деятельности для осуществления научно-обоснованного дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся на уроках, я составил карту интеллектуальной активности учащихся на февраль, которая была успешно использована учителями .
Методы моделирования биологических процессов в настоящее время применяются все шире и шире. Они открывают огромные перспективы для прогнозирования, например, в семье, в классе.
Литература
- Информатика. 7-9 кл. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию. Под ред. Макаровой Н.В. ,2007
- Биоритимы человека: физический, эмоциональный, интеллектуальный. /Ю.Ф.кузнецов-2 изд- М:Амрита-Русь;Пенза: Золотое сечение, 2006
- Биологические ритмы здоровья /Гриневич В.//Наука и жизнь, 2005, № 1.
- Дильман В. М. Большие биологические часы. Введение в интегральную медицину. – М.: Знание,1986.
5. Биологические ритмы /Под ред. Ю. Ашоффа: В 2 т.- М.: Мир, 1984.
6. Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. – М.: Мир, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение и исследование моделей в системах объектно-ориентированного программирования и электронных таблицах
Построение и исследование моделей в системах объектно-ориентированного программирования и электронных таблицах...
Исследование информационных моделей в электронных таблицах
При изучении темы «Электронные таблицы», как правило, используются задачи, требующие структуризации неупорядоченной информации и ответа на поставленные вопросы с использованием встроенных статистическ...
Создание и исследование экономико-статистических моделей с помощью электронных таблиц
План-конспект урока информатики. 10 классЗадачи урока: приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих профессиональную направленность; знакомство с основными приемами п...
Математическое моделирование. Исследование совместимости биоритмов человека в среде табличного процессора.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ: Математическое моделирование. Исследование совместимости биоритмов человека в среде табличного...
Исследование модели биоритмов человека. Как научиться жить в согласии с природой биоритмов?
Урок относится к разделу «Моделирование и формализация», в котором изучается математическое моделирование в его компьютерной реализации при максимальном использовании межпредметных связей ...
Разработка урока информатики в 9 классе "Построение модели биоритмов человека в электронных таблицах"
Урок с применением цифровых образовательных ресурсов...