Методическая разработка педагога студии «Фриволите»
презентация к уроку
методическая разработка по фриволите
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 802.96 КБ |
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
«Истоки способностей и дарования детей
на кончиках их пальцев…»
В.А. Сухомлинский
Методическая разработка педагога студии «Фриволите»
Буйволовой Т.П.
март 2017 г.
Фриволите – это удивительно красивое узорное кружево, которое плетут с помощью челноков.
Название «фриволите» от французского frivilite можно трактовать двояко. С одной стороны, слово frivole – пустой – говорит о структуре кружева – оно неплотное, с большими, незаполненными дырочками. С другой стороны, frivole можно перевести как легкомысленный и отнести вообще к легкомысленности любой отделки. Этим словом можно охарактеризовать дам высшего света, занимавшихся рукоделием. Действительно, фриволите было очень популярно в этих кругах, так как не требовало большой сосредоточенности и позволяло вести веселые, легкомысленные беседы. Именно под французским названием челночное кружево из Франции и пришло в Россию.
В России особенно модным фриволите было в XVII веке. Тогда кружева фриволите плели из более толстых нитей, чем другие виды кружев, даже из тонких шнуров, и использовали для отделки верхней одежды, обшивки мебели, для занавесей и портьер. А с конца XVII века кружево начали плести из тонких нитей, и оно стало украшением одежды знати. Основным материалом для кружевной отделки одежды были тонкие серебряные и золотые нити. Особенно модны были, даже в мужской одежде, кружевные воротнички, манжеты, жабо, изготовленные в технике фриволите.
В середине XVIII века кружево в основном плели из шелковых и льняных нитей. Такие кружева могли носить и небогатые модники и модницы. Кружевом фриволите отделывали юбки, фартуки, чепцы, носили кружевные накидки, палантины, наколки.
В российских помещичьих имениях крепостные кружевницы осваивали технику плетения челночного кружева, дополняя его своими интересными находками. Искусство плетения челноками передавалось от матери к дочери. Плетению кружев фриволите также обучали в пансионах и институтах благородных девиц.
Кружевные мастерицы прошедших времен создавали уникальные изделия, которые стали музейными экспонатами: перчатки, сумочки, накидки, зонтики. Кружева фриволите всегда были в моде. О популярности плетения фриволите в XIX и начале XX века можно судить хотя бы по тому, что в пособиях по рукоделию этому кружеву посвящены обширные главы.
После октября 1917 года в России ситуация изменилась: кружевоплетение было названо «барской затеей». О кружевах вообще (и о фриволите, в частности) надолго забыли.
А в Европе интерес к нему продолжал оставаться неизменным. Регулярно издавались книги (альбомы), пособия, сборники схем, журналы, посвященные кружеву фриволите. В 1950-е годы искусство плетения кружев фриволите стало постепенно возрождаться в Прибалтике. Эстонские мастерицы разработали новую, более скоростную и удобную технику плетения кружев фриволите. В 1970-е годы фриволите появилось в Москве, а вскоре и в Ленинграде.
Изделия, выполненные методом фриволите, очень изящны и разнообразны. Кружева фриволите применяют и для отделки, и как штучные, самостоятельные изделия. На отделку идет как мерное кружево (край-кружево, прошва, аграмант), так и отдельные мотивы. Мотивы пришивают к ткани как аппликации или врабатывают в вырез на ткани. Ассортимент изделий, в которых используется кружево фриволите, огромен. Кружевные мастерицы плетут воротники, жабо, накидки, салфетки и более крупные изделия: предметы интерьера – скатерти, покрывала, портьеры, игрушки, а также одежду и различные украшения.
При желании фриволите можно комбинировать с другими видами рукоделия: макраме, вязанием спицами и крючком, вышивкой, ткачеством.
Плетение кружев челноком несложно и увлекательно. Этим рукоделием можно заниматься и дома на диване перед телевизором, и в путешествии – оно не требует специального рабочего места. А технику фриволите легко осваивают и взрослые, и дети.
Что вам понадобится. Инструменты
Челнок. Основным инструментом для плетения кружев фриволите является челнок. Одновременно в работе могут участвовать один или несколько челноков – это зависит от вида работы и ее сложности.
Первоначально челноки были большие и употреблялись с более грубой нитью. В XVIII веке, когда все виды кружев стали плести из тонкой льняной нити, челноки стали меньше и изящнее. Чаще всего их изготовляли из металла, а иногда – из фарфора, рога, стекла, дерева или слоновой кости. Были в употреблении и челноки из панциря черепахи, отделанные металлом или перламутром. Сейчас делают подарочные челноки из красного дерева и кости, но, конечно, большинство челноков изготавливается из пластмассы.
Не в каждом магазине товаров для рукоделия, но все-таки встречаются челноки для фриволите со встроенным в конструкцию крючком. Если вы не нашли такого челнока – не беда. Можно купить обычный пластмассовый челнок. Они бывают трех стандартных размеров: самые маленькие, средние и большие. Чем толще нить, тем большего размера стоит брать челнок, чтобы на нем поместилось достаточное для работы количество нити.
Концы пластин челнока должны плотно сходиться, чтобы при работе нить не разматывалась самопроизвольно. Когда нить проходит между сжатыми концами пластин (при наматывании на челнок и при разматывании во время работы), должен раздаваться щелчок.
Крючок. Есть челноки с крючком – это современный тип челноков фриволите. Если крючка на челноке нет, то нужно запастись вязальным крючком № 1, 25 или 1,50.
Ножницы. Маленькие ножницы для рукоделия понадобятся для того, чтобы обрезать концы нитей.
Игла. В работе потребуется обычная иголка для распутывания или ослабления узлов при роспуске элементов.
Шаблоны. Шаблоны потребуются для вязания пико одинаковой высоты. Шаблонами могут служить пластиковые, металлические прямоугольные полоски или полоски из очень плотного картона. Эти пластинки должны быть длиной примерно 5–6 см, а шириной от 0,5 до 2 см.
Материалы
Нитки для кружев фриволите должны быть прочными и хорошо скрученными. Можно использовать катушечные нитки от № 50 до № 0, а также вязальные нитки «кружевница», «снежинка», «ирис», «лилия», «роза», хорошо скрученные льняные и шерстяные нитки, шелковые и капроновые нитки, люрекс, металлизированную нить, нити для рукоделия.
Выбор тех или иных ниток зависит от назначения изделия и характера плетения. Для отделки конкретных изделий можно применять различные комбинации ниток, которые подойдут к ткани, можно даже распустить ткань и сплести отделку из полученных ниток.
Начинающим мастерицам рекомендуется отрабатывать выполнение узла фриволите и других элементов на более толстых нитках и только затем переходить на тонкие.
Техника плетения
В технике фриволите используется только один узел. Он состоит из двух элементов: прямого узла и обратного узла. Далее в тексте книги этот узел мы будем называть двойным узлом или узлом фриволите.
Перед началом плетения необходимо намотать нитки на челнок так, чтобы намотка не выходила за «щечки» челнока.
Следующие инструкции даются для правшей – людей, у которых основная рабочая рука – правая.
Для выполнения узла челнок с намотанной нитью возьмите в правую руку, а свободный конец нити зажмите большим и указательным пальцами левой руки на расстоянии 5–7 см от конца нити. Накиньте нить на остальные пальцы левой руки, приподнимите средний палец и снова зажмите нить, идущую от челнока, между большим и указательным пальцами. Таким образом на пальцах левой руки образовалась большая петля – эта часть нити называется рабочей.
После того как рабочая часть нити готова, возьмите челнок с намотанной нитью большим и указательным пальцами правой руки так, чтобы нить оказалась на правой стороне челнока. Затем обвейте этой нитью остальные пальцы правой руки. Для этого сначала положите пальцы на нить, идущую от челнока, а затем движением руки от себя и наверх поднимите нить на пальцах над челноком. На пальцах правой руки образуется большая петля.
Прямой участок нити, идущий от левой руки к правой, называется ведущей нитью и должен равняться 10–15 см. Узел завязывают нитью от челнока (ведущей), но формируется сам узел не из нее, а из рабочей нити. Узлы по ведущей нити будут двигаться.
Все движения обеих рук совершаются в плоскости груди. Челнок остается в одном положении между большим и указательным пальцами правой руки и никогда не перехватывается во время плетения.
Прямой узел (узел «Жозефина»)
Для плетения прямого узла надо проделать следующие движения.
1. Введите челнок под рабочую нить на левой руке, при этом рабочая нить должна пройти между указательным пальцем правой руки и челноком.
Поднимите челнок над рабочей нитью.
2. Пропустите рабочую нить между пальцем правой руки и челноком в обратном направлении. Таким образом челнок обошел рабочую нить снизу вверх.
3. Правую руку с челноком отведите вправо. При этом челнок сам войдет в петлю на правой руке.
4. Ослабьте натяжение на пальцах левой руки. Для этого средний палец прижмите к указательному.
5. Сильно натяните ведущую нить, отведите руку с челноком вправо в исходное положение. Мизинцем правой руки натяните ведущую нить.
6. Поднимите средний палец левой руки и натяните рабочую нить. Чтобы проверить получился ли прямой узел, попробуйте подвигать его на ведущей нити. Правильный узел должен свободно двигаться по нити.
Обратный узел
Для плетения обратного узла не нужно делать петлю из ведущей нити на правой руке. Положение левой руки такое же, как и при плетении прямого узла: свободный конец нити зажат большим и указательными пальцами левой руки на расстоянии 5–7 см от конца нити. Нить, идущая от челнока, накинута на остальные пальцы левой руки и зажата между большим и указательным пальцами. Техника выполнения обратного узла следующая.
1. Челнок проведите над рабочей нитью, при этом рабочая нить находится между большим пальцем правой руки и челноком.
2. Опустите челнок под рабочую нить.
3. Пропустите рабочую нить между указательным пальцем правой руки и челноком в обратном направлении. Таким образом челнок обошел рабочую нить сверху вниз.
4. Правую руку с челноком отведите вправо. При этом челнок сам войдет в петлю из ведущей нити.
5. Ослабьте натяжение рабочей нити на левой руке. Для этого средний палец прижмите к указательному.
6. Сильно натяните ведущую нить, отведите правую руку с челноком в исходное положение. Мизинцем правой руки натяните ведущую нить.
7. Поднимите средний палец левой руки и натяните рабочую нить и затяните обратный узел на ведущей нити.
Если сплести несколько прямых узлов, расправить их, а затем затянуть в кольцо – оно будет называться пико «Жозефина». Число узлов в пико «Жозефина» обязательно должно быть нечетным.
Если сплести пять-шесть обратных узлов и затянуть их в кольцо, то получится элемент, который называется мушкой. Пико «Жозефина» и мушка могут применяться как отделочные элементы в кружеве фриволите и как связующие элементы на ножках между кольцами и дугами.
Пико «Жозефина Мушка
Все изделия, выполняемые в технике фриволите, состоят из отдельных элементов, которые в определенном сочетании образуют рисунок. Основными элементами кружева фриволите являются кольца (выполняются одним челноком) и дуги (выполняются двумя челноками). Но прежде чем говорить о них, познакомимся с более простыми – полукольцом и ножкой.
Полукольцо
Элемент, выполненный одним челноком. Он представляет собой дужку, соединенную с обеих сторон нитью, длина которой примерно равна внутреннему диаметру полукольца. Чаще всего полукольцо применяется в мерном кружеве, в тесьме, где необходим ровный плоский край для пришивания к отделываемой ткани.
Для того чтобы получить полукольцо, свяжите несколько узлов фриволите и начинайте затягивать работу, придерживая большим и указательным пальцами сплетенные узлы. Нить основы вытягивайте до тех пор, пока от этой нити не останется участок длиной примерно 0,5 см, а из узлов плетения не образуется дуга.
Ножка
Это небольшой прямой участок одинарной нити при переходе от одного кольца к другому при плетении одним челноком. Обычно длина ножки примерно равна диаметру кольца (или полукольца), предшествующего ножке в кружеве (0,3–0,6 см).
Кольцо
Набрав необходимое количество узлов фриволите, сбросьте нить с пальцев левой руки. Удерживая все узлы между большим и указательным пальцами левой руки, потяните за ведущую нить (идущую от челнока). Это движение завершите тогда, когда первый и последний узел соединятся.
Дуга
Дуга – это открытый (незамкнутый) элемент фриволите, он выполняется двумя челноками. Нити от двух челноков зажмите между большим и указательным пальцами левой руки. Одну нить с челноком набросьте на пальцы левой руки и закрепите на мизинце в два-три оборота. Эта нить – рабочая. Другая нить с челноком в правой руке – ведущая. Узел фриволите выполняйте обычным порядком.
Дуга в кружеве обычно следует после колечка (хотя есть исключения – кружева, состоящие только из дуг), поэтому удобнее рисунок начинать с колечка, а дугу выполнять после кольца.
Дуга-кольцо
Этот элемент плетения выполняют с использованием двух челноков, когда на одной дуге нужно сплести кольцо (или несколько колец) рабочей нитью. Сплетите часть дуги до кольца, затем рабочую нить снимите с пальцев левой руки (оставьте в плетении только один челнок) и из рабочей нити вывяжите кольцо. После этого в плетение верните ведущую нить и уже двумя челноками доплетите дугу.
Пико декоративное
Этот элемент представляет собой воздушную петлю, образованную между двумя соседними двойными узлами. Чтобы получить пико, сделайте прямой узел на небольшом расстоянии от группы предыдущих двойных узлов, а затем закрепите его обратным и пододвиньте получившийся двойной узел к остальным узлам. Петелька из нити выгнется мостиком между узлами.
Пико соединительное
Это не самостоятельный декоративный элемент; через соединительное пико между собой сцепляются все элементы кружева, образуя единое полотно рисунка. Соединительное пико меньше декоративного – это делается для того, чтобы элементы плотнее прилегали друг к другу и кружево смотрелось аккуратнее.
Для того чтобы выполнить соединительное пико, доплетите работу до уровня сцепки, потом расширьте рабочую петлю на левой руке, в соединительное пико крючком затяните рабочую нить и в образовавшуюся петлю проденьте челнок. Сцепку закрепите обратным узлом.
Наращивание нитей
Кружево фриволите можно плести из любых ниток: синтетических, натуральных, разной толщины, но два требования должны соблюдаться непременно.
• Нить должна быть прочной, так как при затягивании колец или дуг нить испытывает большую нагрузку на разрыв.
• Нить должна быть без ворса, гладкой, так как ворс мешает узлам свободно двигаться. Существует две причины, по которым приходится подвязывать нить:
1) нить обрывается при затягивании кольца или дуги;
2) нить на челноке заканчивается.
Если нить неожиданно обрывается, то, естественно, у нее не остается конца, чтобы подвязать следующую нить, и тогда последний элемент кружева нужно расплести. Для этого ножницами рассекают ведущую нить, на которой навязаны узлы фриволите.
Узелок, которым связываются нити, должен быть незаметным.
Нить подвязывают следующим образом. Концы нитей, старой и новой, складывают вместе, поворачивают так, чтобы они пересекли основную нить, образовав петлю; концы нитей заводят в эту петлю. Пока узелок не затянут, в него вставляют спицу или иголку и с ее помощью двигают узелок вплотную к кружеву. Узелок затягивают; оба конца нити смотрят в одну сторону. Эти концы обрезают, оставляя примерно 1 см длины, складывают вместе с ведущей нитью и на них завязывают два-три узла фриволите, концы обрезают и продолжают плести по рисунку.
Этот прием используют в середине работы.
В конце плетения, когда соединить надо начало и конец замкнутого мотива (цветочек, квадрат), используют узел, после завязывания которого концы нитей смотрят в разные стороны. Эти концы по одному заправляют под сплетенные узлы фриволите с помощью швейной иголки. Узел, который используется при этом, имеет много названий: гераклов, геркулесов, ткацкий, морской и пр.
На греческих вазах встречается изображение Геракла, облаченного в шкуру льва. Передние лапы зверя завязаны на груди узлом, который так и назвали – геракловым. Древние греки были уверены в магической силе гераклова узла. Воины с его помощью перевязывали себе раны. Моряки плели цепочки и привязывали их на вершины мачт, веря, что они уберегут их от бед.
Порядок выполнения гераклова узла таков.
1. Возьмите один конец нити в левую руку, другой – в правую, перевейте их один раз от себя.
2. Конец нити, находящейся слева, перекиньте вправо.
3. Снова перевейте оба конца от себя. Обе нити справа должны находиться над петлей узла, а слева – под петлей узла.
4. Крепко затяните узел, концы нитей обрежьте.
Роспуск элементов
Если в плетении дуги допущена ошибка, то исправить ее нетрудно – надо просто распустить дугу. С кольцами дело обстоит сложнее.
Ошибки бывают разные. Допустим, кольцо стянуто, а сцепка его не сделана, или не доплетено какое-то количество узлов, или не сделано пико. Как быть? Можно обрезать кольцо, но тогда в изделии появятся лишние узлы. Кольцо можно распустить. Делается это следующим образом. Ослабьте последний узел, для чего иголкой вытяните небольшую петлю из ножки последнего обратного узла. Ближайшее к концу кольцо пико растяните на всю его длину и иголкой осторожно вытяните петлю из ведущей (внутренней) нити. Затем растяните все пико, какие имеются в работе. Одной рукой возьмите первый, а другой – последний узлы кольца и аккуратно растяните кольцо на всю возможную длину. Теперь кольцо можно увеличить до необходимых размеров. Узлы расплетайте при помощи иглы.
Без тренировки вам поначалу сложно будет работать двумя руками одновременно, но после нескольких упорных занятий у вас появится навык и в плетении узлов, и в выполнении соединительных и декоративных пико. Мастерство приходит с выработкой скорости плетения и освоением счета узлов. Других сложностей в фриволите нет. Когда вы овладеете техникой плетения, дальнейшая работа будет легкой и увлекательной.
Как прочесть схему и раппорт
Кружева фриволите плетут по схемам, к которым прилагаются раппорты. На схемах изображены элементы, входящие в изделие, а в раппортах даны указания, по которым плетутся данные элементы. Перед тем как перейти к плетению кружева, нужно научиться читать схему и раппорт.
Условные обозначения, применяемые в раппортах:
ду – двойной узел. Это условное обозначение встречается в изданиях по рукоделию. Но в нашей книге мы его не используем, так как это усложняет запись раппорта. Двойной узел в раппортах обозначается цифрой. Число, которое дано в раппорте, – это количество двойных узлов, которые нужно сплести;
н – ножка;
к – кольцо;
п – пико декоративное;
п’ – пико соединительное;
пк – полукольцо;
д – дуга;
д/к – дуга-кольцо.
В раппорте название элемента пишется перед скобками, а в скобках указывается число, которое означает количество узлов. Например (12) означает, что надо сплести кольцо из 12 двойных узлов.
Прочтем такой раппорт:
1 – к: (6 п 2 п 2 п 6).
Н = 0,5 см.
На схеме кольцо обозначено цифрой 1; в раппорте указано, что кольцо 1 (1 – к) плетется следующим образом: 6 двойных узлов, декора– тивное пико, 2 двойных узла, декоративное пико, 6 двойных узлов. Другие кольца на схеме не обозначены никакими цифрами – это значит, что они такие же, как и кольцо 1. На схеме видно, что кольца соединены ножкой. Из раппорта следует, что длина ножки составляет 0,5 см.
Термины, используемые в описании изделий
Мерное кружево – кружево в виде полосы произвольной длины из повторяющихся мотивов. К нему относятся край-кружево, прошва и аграмант.
Край-кружево – кружево с зубцами вдоль одной кромки.
Прошва (прошивка) – кружевная полоса с ровными кромками без зубцов. Используется в качестве вставки между двумя полотнищами ткани.
Аграмант – вид старинного кружева с зубцами или фестонами вдоль обеих кромок. Используется для нашивки на ткань, особенно для отделки нарядных изделий.
Вставка – кружево, вшиваемое в ткань.
Оплет – кружево в виде каймы с углом поворота для окантовки текстильных изделий (носовых платков, скатертей, дорожек).
Мотив – простейшая составная часть изделия.
Розетка – орнаментальный мотив в виде стилизованного цветка.
Фестон – один из выступов зубчатой каймы, имеющий только одну ось симметрии.
Гипюр – кружево, не имеющее фоновой решетки.
Плетение одним челноком. Соединение колец
Соединение элементов кружева между собой производят с помощью вязального крючка.
Сначала полностью сплетите первое кольцо. Второе кольцо доплетите до уровня сцепки. Потом расширьте рабочую петлю на левой руке, в соединительное пико крючком затяните рабочую нить второго кольца и в образовавшуюся петлю проденьте челнок. Сцепку закрепите обратным узлом, доплетите второе кольцо до конца по рисунку и закройте его (затяните ведущую нить).
Прошивки
Внимательно, не торопясь, выплетая по раппорту кольца, можно получить красивые многомерные кружева, которыми украшают, например, платочки или используют их как шейную часть (первый ряд) воротников, довязывая эти прошивки и мережки по другим схемам.
Прошивка
Все кольца этой прошивки соединены между собой соединительными пико, а кольца верхнего ряда соединяются с кольцами нижнего ряда ножкой.
Прошивку выполняют следующим образом. Сначала плетут первое кольцо по раппорту, затем работу переворачивают, и сплетенное первое кольцо опускается вниз. Затем оставляют ножку (согласно раппорту – 0,5 см). Далее плетут второе кольцо по раппорту. Работу снова переворачивают, и втрое кольцо опускается, а первое поднимается. Плетут третье кольцо до соединительного пико, делают сцепку с первым кольцом, кольцо доплетают, работу переворачивают и так далее. Все кольца и ножки должны быть одинаковыми.
Прошивка «Прыг-скок»
Прежде чем приступить к выполнению работы, обратите внимание на то, что в этой прошивке кольца находятся в верхнем и нижнем рядах, следовательно, не забывайте переворачивать ра– боту после каждого сплетенного кольца. Также надо отметить, что у колец разные раппорты. Все кольца соединены пико.
Мережка
При выполнении этого образца обратите внимание на то, что в прошивке используется элемент «трилистник». Он интересен тем, что все кольца выходят почти из одной точки. Примечательно, что кольца 1 и 3 симметричны.
Прошивка «Подвески королевы»
В прошивке «Подвески королевы» кольца верхнего ряда меньше колец нижнего. Поэтому прошивка не укладывается по прямой, а идет на закругление. В таких прошивках, чем больше нижние кольца и меньше верхние, тем круче закругляется кружево.
Закругление можно также регулировать длиной соединительного пико – чем оно длиннее, тем меньше закругление.
Замкнутые мотивы
Примером замкнутого мотива могут служить «цветы» (с тремя, четырьмя и более листочками), а также салфетки и розетки, выполненные из круглых рядов.
Четырехлистник является замкнутым мотивом, так как состоит из четырех соединенных колец. Первые три кольца соединяются между собой по обычным правилам сцепки, а соединение четвертого кольца с первым осуществляется следующим образом.
После того как замкнутый мотив доплетен до соединительного пико последнего кольца, петлю максимально расширяют из рабочей нити на левой руке. Челнок держат перед собой слева так, чтобы ведущая нить не пересекала рабочую. Первое кольцо кладут на указательный палец левой руки справа от четвертого (незаконченного) кольца. В соединительное пико сверху вниз вводят крючок и через это пико вытягивают на себя петлю из рабочей нити с пальцев левой руки. В эту петлю слева направо вводят челнок и вытягивают ведущую нить, а рабочую немного расправляют. С пальцев левой руки снимают петлю из рабочей нити и вытягивают ее на себя через образовавшееся центральное отверстие мотива.
Работу складывают пополам, делают сцепку и закрепляющий обратный узел. Затем доплетают двойные узлы по раппорту. Перед тем как затянуть кольцо, узлы после сцепки поворачивают в том же направлении, что и все остальные узлы кольца.
Нить обрезают, оставляя 5–6 см, и завязывают нити геракловым узлом.
Мотив «Лети, лепесток»
Этот маленький мотив можно использовать для связки элементов в крупных изделиях или самостоятельно, в качестве аппликации.
Вот два замкнутых мотива, в которых есть трилистники.
Мотив «Квадрат-канва»
При плетении этого образца обратите внимание на ножки. Ножка может иметь длину, равную диаметру кольца 3, а может быть больше, тогда она будет провисать в середину мотива.
Плетение двумя челноками
Сочетая в различных комбинациях элементы, выполняемые одним челноком – кольца и многолистники, – можно получить интересные варианты кружева. Но диапазон возможностей при использовании двух или нескольких челноков неизмеримо возрастает. Несколькими челноками работают тогда, когда в рисунке предусмотрено несколько цветов. Тогда для каждого цвета берут свой челнок.
Использование в работе двух челноков позволяет выполнить такой элемент фриволите, как дуга.
Если при плетении кружева встречаются и кольца, и дуги, то работу лучше всего начинать с кольца. В кольце легче спрятать гераклов узел, и работа будет выглядеть аккуратнее. В работах, включающих в себя кольца и дуги, схемы обычно начинаются с раппорта кольца. Бывают работы, состоящие только из дуг, тогда для начала работы можно выбрать любую дугу.
Для того чтобы научиться плести дугу, возьмите челноки с нитками одной марки (например, «ирис»), но разных цветов, лучше контрастных, например черную и белую. Разные цвета ниток помогут вам не запутаться в процессе обучения. Концы нитей обоих челноков свяжите геракловым узлом, кончики обрежьте. Гераклов узел будет началом плетения (но в раппорте он не указывается и не идет в счет узлов фриволите).
Мерное кружево «Черное и белое»
Первым сплетите кольцо 1 по раппорту. Кольцо плетите челноком с белой нитью. Второй челнок с черной нитью просто свободно висит. Кольцо стяните. Теперь работу поверните так, чтобы кольцо смотрело вниз. Тогда белая нить, из которой вы плели кольцо, окажется внизу, а черная – наверху. Большим и указательным пальцами левой руки возьмите кольцо. Черную нить, идущую от кольца, направьте через средний и безымянные пальцы к мизинцу. Закрепите нить вокруг мизинца несколькими витками. В кольцо нить на левой руке не замыкается – челнок свободно висит. Нить на левой руке – рабочая, из нее вы будете вывязывать узлы.
Возьмите в правую руку челнок с белой нитью. Нить от этого челнока – ведущая. В готовом кружеве она будет совершенно не видна, так как на нее будут навязаны узлы из черной нити.
При плетении двумя челноками положение челнока с ведущей нитью в правой руке и движения правой руки точно такие же, как и при плетении одним челноком.
1. Исходное положение рук. Ведущая нить на правой руке поднимается над челноком. Челнок обходит рабочую нить на пальцах левой руки снизу вверх.
2. Челнок максимально отвести вправо. А средним пальцем левой руки подтянуть узел к началу плетения.
Пико на дуге выполняется так же, как и при плетении одним челноком. Например, если по раппорту нужно сплести дугу (3 п 2 п 2 п 3), то действия следующие: на ведущей нити сплетают три узла фриволите, затем через 3–5 мм – еще два узла, через 3–5 мм – еще два узла, через такое же расстояние сплетают уже три узла.
Дуга, в отличие от кольца, элемент не замкнутый. Но она тоже должна быть подтянута – узлы на дуге плотно прилегают друг к другу. Для этого узлы аккуратно расправьте, челнок с рабочей нитью снимите с пальцев левой руки. Все сплетенные узлы возьмите указательным и большим пальцами левой руки, дугу подтяните за ведущую нить (движение такое же, как при стягивании кольца, то есть ведущую нить подтягивайте по часовой стрелке). После выполнения дуги продолжайте плетение верхней нитью.
Как только дуга подтянута – плетение переверните. Дугу опустите вниз.
Прошивка «Зазеркалье»
На схеме указан порядок плетения элементов: сначала сплетите кольцо 1, затем кольцо 2, после этого выполните дугу 3. Кольца 1 и 2 плетите из нити одного цвета, а дугу – из другого.
Перед началом плетения прошивки концы нитей, идущие от разных челноков, свяжите геракловым узлом, кончики нитей обрежьте.
Когда плетете кольцо 1, то первый узел фриволите подгоняйте вплотную к гераклову узлу, при этом второй челнок в работе не участвует и свободно свисает или лежит на столе. Свяжите кольцо, стяните его; работу поверните на себя так, чтобы кольцо смотрело вниз.
Кольцо 2 выполните той же нитью, что и кольцо 1. Первый узел фриволите кольца 2 подгоните вплотную к кольцу 1 – ножки между кольцом 1 и кольцом 2 быть не должно. После того как кольцо 2 связано, стяните его, работу переверните так, чтобы кольцо 2 смотрело вниз.
Большим и указательным пальцами левой руки возьмите кольца 1 и 2 в их общей точке. Нить, из которой будет вывязываться дуга (рабочая нить), приведите в исходное положение на пальцах левой руки. Ведущей нитью становится та нить, которой были связаны кольца. Дугу 3 вяжите по раппорту. Проследите за тем, чтобы первый узел фриволите подошел как можно ближе к общей точке колец.
После того как дуга сплетена, рабочую нить с пальцев левой руки снимите и дугу подтяните за ведущую нить.
После этого вывяжите новое кольцо и соедините его с первым. Плетение снова переверните. Стыки колец должны быть вплотную. Во всех дугах узлы фриволите располагайте одинаково, так чтобы они были направлены к верхнему ряду колец.
Более декоративна прошва, где кольца верхнего и нижнего рядов не имеют общей точки.
Прошивка «Частокол»
Из схемы видно, что плетение начинается с кольца 1, потом выполняется дуга 2, затем кольцо 3. Здесь, как в предыдущем образце, узлы на дугах направлены в одну сторону – к кольцам верхнего ряда, но располагаются не на одной прямой, а в виде «елочки».
Концы нитей обоих челноков свяжите геракловым узлом и обрежьте. Кольцо 1 плетите нитью одного цвета по раппорту; челнок с нитью другого цвета в работе не участвует.
Для плетения дуги 2 кольцо 1 поверните слегка влево (против часовой стрелки) на указательном пальце левой руки. При вязании дуги та нить, из которой было связано кольцо, становится ведущей. Следите за тем, чтобы первый узел фриволите вплотную подошел к кольцу 1. После завершения дуги рабочую нить снимите с пальцев, дугу подтяните и работу переверните так, чтобы кольцо 1 смотрело вниз. Далее плетите кольцо 3 по раппорту. Следите за тем, чтобы начало кольца максимально близко подходило к последнему узлу фриволите дуги. Завершив плетение кольца 3, поверните работу и вывяжите новое кольцо, которое (согласно раппорту) соедините с кольцом 1.
Соединение дуги с другими элементами
В зависимости от рисунка изделия дуга может соединяться с другими элементами как выпуклой (внешней), так и вогнутой (внутренней) стороной.
Если дуга соединяется с другим элементом выпуклой (внешней) стороной, то применяется один из двух способов сцепки.
Первый способ: дуга соединяется с другим элементом так, как кольцо соединяется с кольцом: через соединительное пико элемента, с которым нужно соединить дугу, крючком вытащите петлю из рабочей нити дуги и наденьте ее на средний палец левой руки. В петлю справа налево введите челнок с ведущей нитью и отведите его максимально вправо, а средним пальцем левой руки расправьте рабочую нить. Сделайте сцепку по величине узла фриволите и закрепите ее обратным узлом. Сцепка и обратный узел входят в счет раппорта.
Второй способ: через соединительное пико элемента, с которым нужно соединить дугу, крючком вытащите петлю из рабочей нити. В эту петлю слева направо введите челнок с ведущей нитью; челнок отведите максимально вправо, сцепку расправьте. Эта сцепка не закрепляется обратным узлом, она остается подвижной. Такие сцепки в счет узлов раппорта не входят.
Оплетка «Большая волна»
0 – д: (1 п’ 2) – работу повернуть.
1 – д: (2 п’ 5 п 2 п 2 п 5 п’ 2) – работу повернуть.
2 – д: (2 п’ 5 п 2 п 2 п 5 п’ 2) – работу повернуть.
3 – д: (2 п’ 5 п 2 п 2 п 5 п’ 2) – работу повернуть и так далее.
Это мерное кружево состоит только из дуг, причем дуги соединены между собой выпуклыми (внешними) сторонами.
Концы нитей от двух челноков свяжите геракловым узлом, концы обрежьте. Для того чтобы первая дуга нижнего ряда получилась декоративным выпуклым элементом, нужно в начале плетения выполнить вспомогательную маленькую дугу. Большим и указательным пальцами левой руки плотно зажмите гераклов узел, вплотную к нему вывяжите узел фриволите, сделайте соединительное пико и еще два узла фриволите. Плетение поверните так, чтобы дуга 0 смотрела вниз. Далее по раппорту сплетите дугу 1: два узла фриволите, соединительное пико, пять узлов, декоративное пико, два узла, декоративное пико, еще два узла, декоративное пико, вновь два узла, пять узлов фриволите, соединительное пико и завершите вязание двумя узлами фриволите, после чего дугу подтяните. Работу поверните таким образом, чтобы дуга 1 смотрела вниз, а дуга 0 – наверх.
Теперь рабочей нитью становится та, из которой была сплетена дуга 0, из нее выполните по раппорту дугу 2. Свяжите два узла фриволите, к дуге 2 сцепкой через соединительное пико присоедините дугу 0, затем свяжите пять узлов, декоративное пико, два узла, декоративное пико, еще два узла, декоративное пико, вновь два узла, пико, пять узлов, соединительное пико и завершающие два узла фриволите, дугу подтяните.
Работу переверните так, чтобы дуга 2 смотрела вниз, а дуга 1 – наверх, ведущей нитью для дуги 3 становится та нить, из которой сплетена дуга 1. Далее сплетите дугу 3 по раппорту и остальные элементы кружева.
Главное в этой работе – не забывать про соединительные пико в начале дуг.
В этой прошивке дуги можно соединять любым способом: с закреплением или свободной сцепкой (эти способы описаны выше).
Если дуга соединяется с другими элементами вогнутой (внутренней) стороной, то можно использовать два вида соединения: без излома и с изломом.
Без излома соединение дуги с другими элементами делается так же, как и соединение выпуклой стороной (по второму способу соединения выпуклой стороной – свободная сцепка): через соединительное пико крючком вытащите на себя петлю из рабочей нити, а челнок с ведущей нитью введите в эту петлю слева направо. Обратным узлом эта сцепка не закрепляется.
С изломом соединение дуги с другими элементами может быть выполнено двумя способами.
Первый способ: через соединительное пико вытащите крючком петлю из ведущей нити и через нее проденьте слева направо челнок с рабочей нитью.
Второй способ: через соединительное пико вытащите крючком петлю из ведущей нити и через нее проденьте слева направо челнок с ведущей же нитью.
Эти сцепки обратным узлом не закрепляются – остаются подвижными.
Для удобства соединения дуги с другими элементами изделие можно переворачивать.
Оба типа соединения дуги с другими элементами совершенно свободно могут быть использованы в одном и том же мотиве, даже самом маленьком.
Замкнутый мотив «Клевер»
1 – к: (1 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 1).
2 – д: (2 п 2 п 2 п 2 п’ 2 п 2 п 2 п 2).
Внутреннее кольцо сплетите одним челноком, причем нечетные пико (первое, третье, пятое, седьмое) сделайте размером с соединительное пико (то есть такими маленькими, чтобы в них можно было только ввести крючок), а четные пико выполните, как обыкновенные декоративные – большого размера. Кольцо стяните, концы завяжите геракловым узлом и обрежьте.
Возьмите два челнока, нити, идущие от них, свяжите геракловым узлом, лишние кончики обрежьте. Та нить, из которой вы плели кольцо, будет ведущей нитью для дуги. В первое (маленькое) пико кольца введите крючок, вытащите на себя петлю из ведущей нити и в нее проденьте челнок с этой же нитью. Но прежде чем затянуть эту петлю, надо гераклов узел вплотную подтянуть к пико и как бы «спрятать» его в пико.
Теперь начинайте плетение дуги по раппорту: свяжите два узла фриволите, декоративное пико, два узла, декоративное пико, два узла, декоративное пико, два узла. Теперь нужно соединить дугу со вторым пико кольца. Тут требуется соединение дуги вогну– той стороной без излома. Во второе пико кольца введите крючок и вытащите на себя петлю из рабочей нити, в эту петлю слева направо введите челнок с ведущей нитью (обратным узлом сцепка не закрепляется). Затем продолжайте плетение дуги по раппорту: два узла, декоративное пико, два узла, декоративное пико, два узла, декоративное пико, два узла.
Сплетенную дугу подтяните и соедините с третьим пико кольца с изломом (первым или вторым способом). Так сплетите четыре дуги, обрамляющие внутреннее кольцо. После того как сплетена четвертая дуга, концы нитей от челноков обрежьте на расстоянии примерно 5 см от изделия, через первое пико кольца вытяните ведущую нить и завяжите геракловым узлом на изнаночной стороне.
В принципе у кружев фриволите нет ни изнаночной, ни лицевой стороны – они создаются искусственно: мастерица принимает одну из сторон за лицевую, а на другой (изнаночной) собирает все узлы.
Дуга-кольцо
Дуга – не просто самостоятельный элемент, из нее и на ней можно выполнять очень интересные комбинации. С использованием дуги можно получить декоративные элементы: кольца, многолистники. Главная особенность дуги – это возможность выполнять узор прямо на самой дуге, вывязывая такой элемент, как дуга-кольцо. При этом дополнительные элементы могут располагаться как на выпуклой (внешней), так и на вогнутой (внутренней) стороне дуги. Если по схеме элемент находится на выпуклой стороне дуги, то он плетется рабочей нитью дуги, а элемент, находящийся на вогнутой стороне, плетется ведущей нитью.
Кольцо в кольце
В кружеве фриволите примечателен такой элемент, как кольцо в кольце. С ним кружево приобретает особую рельефность. Элемент кольцо в кольце можно плести одним челноком, а можно двумя.
Кольцо в кольце, выполненное одним челноком
Вначале сплетите кольцо 1 с соединительным пико, затем – кольцо 2 до соединительного пико. После этого сцепите кольца, но таким образом, чтобы кольцо 1 находилось не слева от кольца 2 (как при простом соединении), а внизу. Соединение колец делайте по следующей схеме. Отведите челнок влево. Вытяните крючком петлю из рабочей нити снизу вверх через пико кольца 1. Через петлю слева направо проведите челнок. Петлю из рабочей нити расправьте на пальцах левой руки, сцепку закрепите обратным узлом. После сцепки наружное кольцо 2 доплетите по раппорту и плотно затяните.
Этот элемент смотрится декоративным и фактурным, если внешнее кольцо аккуратно и плотно охватывает внутреннее.
Кольцо в кольце, выполненное двумя челноками
Двумя челноками элемент кольцо в кольце особенно часто плетут с использованием ниток разного цвета. Элемент выполняют так же, как и при плетении нитью одного цвета, только первое кольцо плетут нитками одного цвета, а второе – нитками другого цвета. Гармонично подобранные сочетания цветов смотрятся очень эффектно.
При плетении двумя челноками можно выполнить элемент из трех колец. Тогда внутреннее и среднее кольца плетут из рабочей и ведущей нитей соответственно, а наружное кольцо представляет собой дугу-кольцо – замкнутую в кольцо дугу.
Элемент дуга-кольцо, сплетенный двумя челноками, может крепиться к элементу кольцо в кольце двумя способами: непосредственно к самому кольцу или через соединительное пико в кольце.
Схема плетения элемента кольцо в кольце, выполненного двумя челноками, следующая. Свяжите нити челноков, обрежьте концы. Сплетите по раппорту кольцо 1; затем – кольцо 2, то есть свяжите 12 узлов фриволите, сделайте сцепку с соединительным пико кольца 1, сплетите еще 12 узлов и затяните кольцо 2. Затем начинайте плести дугу-кольцо 3: сплетите 18 узлов, потом сделайте сцепку с кольцом 2 так же, как и при работе с одним челноком.
В кольце 2 пико нет, оно сцеплено с соединительным пико кольца 1. В месте соединения колец 1 и 2 тонким вязальным крючком чуть раздвиньте узлы и снизу вверх вытяните петлю из рабочей нити дуги. В образовавшуюся петлю слева направо введите челнок с ведущей нитью дуги, расправьте сцепку и закрепите обратным узлом, затем доплетите по раппорту еще 18 узлов.
Подтяните дугу-кольцо 2 так, чтобы она обхватывала кольцо 2, присоедините дугу к точке, с которой начинается плетение дуги-кольца. Крючком найдите и немного расширьте промежуток между первым узлом дуги кольца и началом дуги. Соединение в этом случае выполняется по способу соединения дуг вогнутой стороной с изломом (вытяните ведущую нить и в эту петлю введите челнок с той же нитью).
Схема плетения дуги-кольца с креплением внешнего кольца к соединительному пико кольца 2 такая же, как и при сцеплении всех других элементов через соединительное пико.
Элементы «кольцо в кольце» и «дуга-кольцо» в кружевах фриволите применяют очень часто. Из-за своей декоративности они используются в нарядных воротниках, ажурных салфетках, в орнаментированном краевом кружеве, которым отделывают носовые платки, занавеси, сервировочные салфетки, дорожки, белье.
Кружево с тканью
Характер кружев фриволите напоминает вышивку ришелье. Поэтому отдельно сплетенное кружево может быть вшито в скатерть, постельное белье, нашито на нижнее белье, одежду. Очень красивы полотенца (рушники), сервировочные салфетки и дорожки с фриволите. Для их отделки используются прошвы, аграмант, отдельные мотивы. Самая популярная форма кружева для ткани – это кружево углом. Его плетут как однорядным, так и многорядным, одним или двумя челноками. Эту форму кружева используют для отделки углов салфеток, манжет, воротников и так далее.
Тканые изделия можно украшать кружевами фриволите, выполненными как одним, так и двумя челноками. Прошвы, аграмант и мотивы могут быть многорядными, с большим количеством декоративных элементов или строгими, геометричными по характеру рисунка. Все зависит от назначения изделия и общего оформления интерьера, для которого кружево изготавливается.
Перед тем как приступить к вязанию кружевного украшения для тканевого изделия, нужно очень внимательно подойти к выбору самой ткани. С кружевами фриволите хорошо смотрится очень плотная ткань. Рыхлую, сыпучую и фактурную ткань сложнее обрабатывать. Края такой ткани не только недостаточно прошить швом зигзаг, но часто и обработки оверлоком тоже мало – края лохматятся, из-под ниток обработки видны неаккуратные ворсинки; кружево на такой ткани смотрится неряшливо.
Еще один критерий для выбора ткани – расцветка. С маленькими колечками и изящными дугами узорная ткань не смотрится. Назначение кружев фриволите – украсить тканое изделие, поэтому для работы стоит выбирать ткань безо всякого рисунка.
Край ткани для кружев можно обработать по-разному. В зависимости от вида обработки края ткани различаются и способы соединения кружева фриволите с изделием.
Первый способ применяется для обработки очень тонких тканей: край изделия обрабатывают швом в подгиб с закрытым срезом. В этом случае кружево можно пришить иголкой к краю потайным швом. Нитка, которой пришивается кружево, должна быть тоньше самого кружева и соответствовать ей по тону. Нитка будет выходить из края шва только затем, чтобы зацепить кружево за пико или за ножку, а в основном будет спрятана в шве.
Второй способ обработки края подходит для плотных тканых несыпучих материалов: край изделия обрабатывают на машинке оверлок или машинным швом зигзаг. Также можно обвязать край ткани вязальным крючком столбиками без накида. В этих случаях очень удобно соединять кружево с изделием по ходу плетения, осуществляя сцепку под нитку шва оверлока, зигзага или под воздушную петлю обвязки крючком.
Третий способ обработки края подходит для нетканых материалов или изделий из тканых материалов, которые несут только декоративную (сувенирные салфетки, дорожки, предметы интерьера, поделки), а не функциональную нагрузку (столовое белье, полотенца): готовое кружево накладывают на салфетку с лицевой стороны, хорошо приметывают и по краю обрабатывают на машинке зигзагом. Затем изделие поворачивают на изнаночную сторону и ножницами (желательно маникюрными, с загнутыми краями) аккуратно обрезают лишнюю ткань. Так можно обрабатывать любые вставки любой конфигурации. Только в этом случае сплетенный элемент накладывают на изделие в нужном месте, пришивают по лицевой стороне, а на изнаночной стороне осторожно вырезают материал, находящийся в контуре кружева.
Кружево углом с тканью
Для плетения кружева углом можно использовать любой рисунок плоского мерного кружева, вводя дополнительные элементы (дуги и кольца) в местах перехода с одной стороны угла на другую, но не нарушая при этом композиции рисунка.
Оплетка «Кольцо-дуга»
1 – к: (3 п 3 п 2 п’ 3 п 3 п 3).
1 – д: (5 п 3 п 3 п 3 п 3 п 5).
Нити от двух челноков свяжите геракловым узлом. Плетение начинайте с кольца. Кольцо свяжите по раппорту, но соединительное пико сделайте по размеру такое же, как и декоративное. Кольцо стяните, поверните на указательном пальце вниз по часовой стрелке, а затем на себя – получится излом на вязании.
Сплетите дугу по раппорту и соедините ее с кольцом в месте излома. Для этого подтяните дугу, введите крючок в соединительное пико кольца, вытяните на себя петлю из ведущей нити (из ведущей нити сплетено кольцо) и в эту петлю введите челнок с ведущей же нитью. Подтяните сцепку вплотную к пико и затяните ее.
Расправьте работу и продолжайте плетение, чередуя кольца и дуги.
Прошвы, аграмант и мотивы с тканью
Дорожка на стол
Такая дорожка для обеденного стола является и примером многомерного кружева, и образцом крупного изделия, выполненного из отдельных замкнутых мотивов.
При своих внушительных размерах дорожка не слишком трудоемка. Для ее изготовления можно воспользоваться приемом, который применяется при вязании больших изделий из повторяющихся замкнутых мотивов: сначала сплести половину замкнутых мотивов от общего числа запланированных в этом изделии, а затем, вывязывая остальные мотивы, присоединять к ним готовые. Это значительно сэкономит время работы.
1 – к: (5 п’ 5 п 5 п’ 5 п 5 п’ 3).
1 – д: (5 п 5 п 5 п’ 5 п 5 п 5).
Полотенце
Полотенца с кружевными краями – рушники – характерный атрибут русского дома, часть славянской культуры. Такие полотенца нужно шить изо льна и обвязывать хлопчатобумажными нитками. Лучше выбрать нити потолще – это могут быть «мак» или «сирень». Кружево из таких нитей получается более объемным – крупные кольца и дуги выглядят более рельефно.
В таком кружеве декоративные пико можно делать чуть меньшего размера, для того чтобы отвести главную декоративную роль основным элементам. Фактура кружева, выполненного из толстых ниток, гармонирует с натуральным материалом полотенца.
1.1, 1.9 – к: (7 п' 3 п' 3 п' 7).
1.3, 1.5, 1.7 – к: (5 п' 3 п' 3 п' 5).
1.2, 1.4, 1.6, 1.8 – д: (3 п' 3п' 3).
2.1, 2.5 – д: (3 п 3 п').
2.2, 2.4 – к: (5 п' 3 п' 5).
2.3 – д: (5 п 3 п 3 п 5).
3 – д/к: (7 п 3 п 5 (5 п 2 п 2 п 2 п 2 п 5) 5 п 3 п 7).
Уход за готовыми изделиями
Бережное обращение с кружевами и правильный уход за ними – это гарантия того, что они не потеряют привлекательность. Жизнь любимой одежды, украшенной кружевами, милых домашних пустячков – салфеточек, изящных носовых платочков с кружевной каймой, кружевного столового белья, – может быть очень долгой – плетеные изделия сохраняются на протяжении многих лет и передаются в семьях из поколения в поколение – от одной кружевницы к другой, вдохновляя молодых мастериц, рассказывая в кружевных завитках историю моды.
Уход за готовым кружевом фриволите в основном включает стирку, глажение и подкрахмаливание изделий.
Стирка
Кружево фриволите, как и любое другое кружево, не любит механического трения, поэтому при стирке следует исключить любые приспособления, связанные с процессом трения, выкручивания, – щетки, губки. Кружева нужно стирать вручную или, за редким исключением (очень крупные изделия, такие как скатерти или комбинированные изделия, одежда с аппликацией из кружев), в стиральной машине при температуре 30–40 °C с помощью мягких моющих средств. Изделие, каким бы крупным оно ни было, категорически нельзя выжимать в центрифуге.
Если изделие не очень загрязнено, то сначала его нужно замочить на 1,5–2 часа в холодной воде, а затем погрузить в горячую воду с растворенным в ней детским мылом (можно натереть мыло на мелкой терке). Стирать кружево нужно аккуратными полощущими движениями.
Если белое кружево не отстиралось, то его необходимо прокипятить. Кружево без крупных элементов можно просто кипятить в кастрюле (отдельно от другого белья). Если же кружево включает большие элементы, которые могут изменить форму, то его перед кипячением обертывают вокруг бутылки, банки или кастрюльки, замотав поверх марлей и нитками. Кипятят загрязненное кружево в растворе детского мыла в кастрюле большого диаметра около 1 часа.
После стирки и кипячения кружево нужно хорошо выполоскать.
Кружево фриволите, как и любое другое кружево, категорически нельзя тереть, выжимать и выкручивать. Отжимают кружевные изделия, похлопывая по ним. Затем кружева фриволите раскладывают на гладильной доске, булавкой расправляют все декоративные пико и дают просохнуть в таком виде, корректируя положение изделия.
Сейчас на рынке появилось много новых моющих средств, формулы которых специально разработаны для ухода за изделиями из шелка, кружева и тонких тканей. Среди широкого ассортимента этой продукции можно отыскать специальные средства для стирки кружев; часто они в своем составе содержат такой компонент, как жидкий шелк, который ухаживает за нитями кружев.
Подкрахмаливание
Подкрахмаливать можно как белое, так и цветное кружево.
Кружево фриволите лучше всего крахмалить аэрозолем. Но можно также использовать простой крахмал. Две чайные ложки картофельного крахмала разводят в трех столовых ложках воды. Затем в стакан кипящей воды выливают растворенный крахмал, доводят до кипения, помешивая, и остужают. Этот крахмальный отвар прозрачный, им можно подкрахмаливать цветное кружево.
Если кружево белое, то в теплый приготовленный крахмальный отвар вливают еще порцию растворенного в воде крахмала. В результате получается матовая смесь, которая придает круже– ву белизну. Изделие помещают в эту смесь на 1–2 минуты, а потом сушат, расправляя пико и корректируя положение изделия. Крахмалить кружево фриволите можно также яичным белком: к чайной ложке взбитого в пену белка добавляют пять чайных ложек воды. Тампоном равномерно наносят эту смесь на кружево и оставляют сохнуть в течение двух часов.
Глажение
Гладить кружево фриволите нужно с увлажнителем при температуре не выше 150 °C, установив терморегулятор утюга на положение «шелк». Горячий утюг может деформировать кружево, и оно потеряет упругость и естественность. Прежде чем гладить кружево, его расправляют и кладут на белую ткань. Гладят изделие через чистую сухую марлю.
Хранение
Если белыми кружевными воротниками или парадными столовыми салфетками долго не пользуются, то их лучше хранить в темном шкафу.
Чтобы кружево не пожелтело, его кладут в непрозрачный пакет синего цвета. Синий цвет не пропускает ультрафиолетовые лучи, которые быстро старят натуральные хлопковые и льняные нитки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По мнению В. А. Ясвина, образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Чаще всего, когда говорится об образовательной среде, имеется в виду конкретное окружение какого-либо учебного заведения.
По мнению С. Д. Дерябо, образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных. И.А. Баева под образовательной средой понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении . .
Образовательная среда – психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности.
1) состояние сохранности психики человека; 2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества; 3) устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения); 4) возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз; 5) состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно–доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Психологическая безопасность является такой характеристикой образовательной среды, которая придает ей развивающий характер и способствует сохранению психического и социального здоровья ее участников, исключая любые виды насилия
Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия.
Концепция психологической безопасности образовательной среды — это система взглядов по обеспечение защищенностью участников от угроз, позитивного развития и психического здоровья в процессе педагогического взаимодействия.
недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья.
Улучшение физического, психического и духовного здоровья субъектов образовательного процесса. Повышение уровня психологической компетентности всех участников образовательного процесса. Референтная значимость образовательной среды образовательного учреждения (потребность в групповой принадлежности). Развитая система психологической помощи в образовательном учреждении. Снижение эмоционального выгорания педагогов.
Методики направлены на выявление признаков насилия и наличия межличностных конфликтов во взаимоотношениях ученика со сверстниками, учителями, родителями. Удовлетворенность потребностей ребенка в психологической безопасности, личностно-доверительных отношениях. Умение ученика выстраивать психологически безопасные отношения и минимизировать возникающие риски. Оценка показателей психологического здоровья, в т. ч. эмоционального самочувствия школьника. Статусное положение ученика в коллективе сверстников. Психологическая атмосфера в классе. Выявление личностных ресурсов ребенка для потенциальной возможности саморазвития и изменения. Методики: Анкета «Учитель глазами ученика». Опросник "Отношение к учебному заведению".Мониторинг психологической безопасности образовательной среды (авт. Т. К. Усталова). Анкета-опросник для учащихся "Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы" (авт. И. А. Баева). Проективные рисуночные методики "Что мне нравится в школе?", "Человек под дождем", "Рисунок семьи". Наблюдение за поведением учащегося в разных ситуациях. Опросник психических состояний школьника (авт. А. О. Прохоров). Социометрия. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру). Анализ продуктов деятельности ученика.
Направлены на оценку наличия признаков насилия и межличностных конфликтов во взаимоотношениях ребенка со сверстниками, учителями, родителями. Удовлетворенность родителей психологической безопасностью образовательной среды. Методики: Тест-опросник родительского отношения (авт. А. Я. Варга, В. В. Столин). Опросник измерения родительских установок и реакций (авт. Т. В. Архиреева). Мониторинг психологической безопасности образовательной среды (авт. Т. К. Усталова). Анкета-опросник для родителей "Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы" (авт. И. А. Баева).
Методики направлены на:психологическая атмосфера в педагогическом коллективе. Умение педагога предвидеть, регулировать опасности и риски психологической безопасности образовательной среды, управлять ими. Социально-психологическая компетентность педагога. Показатели психологического здоровья педагога. Отношение педагога к личности учащегося. Выявление признаков насилия и наличия межличностных конфликтов во взаимоотношениях учителя с учениками, другими педагогами, родителями учащихся, администрацией. Наличие у педагога профессиональных деформаций. Эмоциональное выгорание педагога. Методики: Опросник "Психологический климат в педагогическом коллективе". Методика «Оценка восприятия риска». (вариант для учителей). Методика наблюдения эмоциональных проявлений отношения учителя к личности учащегося (авт. С. В. Пазухина). Опросник социально-коммуникативной компетентности. Методика наблюдения за проявлениями отношения к учащимся в деятельности учителя (авт. С. В. Пазухина). Мониторинг психологической безопасности образовательной среды (авт. Т. К. Усталова). Методика "Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы" (вариант для учителей) (авт. И. А. Баева). Опросник психических состояний учителя (авт. А. О. Прохоров). Диагностика уровняэмоциональноговыгорания (авт. В. В. Бойко).
Оценка ближайшего социального окружения ученика для выявления угроз социального характера: изучение семьи ребенка (алкоголизм, наркомания родителей, конфликты в детско-родительских отношениях, насилие в семье и др.), изучение микрогрупп, в которые входит учащийся (вовлечение школьника в криминальные группы, экстремистские организации, деструктивныерелигиозные секты и др.). Беседа с ребенком, со значимыми представителями его окружения; наблюдение за его реакциями; анализ соответствующей документации (акты обследования жилищно-материальных условий, характеристики, заключения врачей, судмедэкспертов и т. п.).
Стиль педагогического руководства коллективом образовательной организации. Умение руководителя предвидеть, регулировать опасности и риски психологической безопасности образовательной среды, управлять ими. Тест "Стиль управления коллективом". Методика «Оценка восприятия риска» (вариант для руководителя образовательной организации). Анализ ситуаций. Методы психолого-педагогической экспертизыобразовательной среды (авт. В. А. Ясвин).
Выявление угроз психологической безопасности образовательной среды. Оценка индекса психологической безопасности образовательного пространства. Оценка индекса удовлетворенности учащихся, родителей, педагогов образовательной средой. Развитость системы психологической помощи в образовательной организации. Оценка интегрального показателя отношения к среде учащихся, их родителей, педагогов. Методика "Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы" (авт. И. А. Баева).
Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271 с. Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. — СПб.: Речь, 2002. — 251 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка педагога: сценарий кукольного театра "Зайчик, который все время хвастался"
Сценарий кукольного театра: "Зайчик, который все время хвастался"....
Методическая разработка педагога ДО МБОУ СОШ №154 г.о. Самара Кейкиевой Л.В. по теме: "Развитие универсальных учебных действий учащихся на занятиях скрипки в современных условиях"
Данный Материал рассказывает о методах и прёмах развития УУД у учащихся класса скрипки...
Диплом "Творческие работы и методические разработки педагогов"
6 Всероссийский творческий кокурс "Талантоха"...
Учебно-методическая разработка педагога дополнительного образования.
Учебно-методическая разработка педагога дополнительно образования....
«Методическая разработка педагога дополнительного образования»
Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретно...
Методически разработки педагога-психолога для педагогов
Данные материалы разработаны педагогом-психологом для педагогов и администрации, работающих с детьми с нарушениями интеллектуального развития. Они представляют собой: семинары, практикумы, рекомендаци...
Методическая разработка "Театральная студия Атмосфера, пространство для развития творческих способностей".
Я в своей методической разработке на своем личном сайте указывает на возможность тесного взаимодействия обучения английскому языку и участия в театральных постановках в формате внеклассной...