ПАМЯТКА ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
материал на тему
Памятка разработана с целью обеспечения качественной работы по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, для организации эффективногого методического сопровождения данной деятельности в учреждении дополнительного образования.
Памятка предназначена педагогам дополнительного образования, методистам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_po_programmam.docx | 52.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
г. Хабаровска
«Центр развития творчества детей и юношества»
ПАМЯТКА
ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
Хабаровск, 2017
Памятка разработана с целью обеспечения качественной работы по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, для организации эффективногого методического сопровождения данной деятельности в учреждении дополнительного образования.
Памятка предназначена педагогам дополнительного образования, методистам.
Авторы-составители:
Берегова Екатерина Валерьевна,
заведующий НМиИО,
Колесникова Светлана Валерьевна,
методист
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования г. Хабаровск
«Центр развития творчества детей и юношества»
680001, г. Хабаровск,
Ул. Монтажная – 40
Тел. 53-89-50
e-mail: crtdiu54@mail.ru
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей;
- Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Устав МАУ ДО «ЦРТДиЮ»;
- Положение по проектированию и утверждению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- Методические рекоментации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, ФИРО Москва 2015 г.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
В тексте Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная программа определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий», представленных «в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (гл. 1, ст. 2, п. 9).
Отдельно определяются дополнительные общеобразовательные программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 12, п. 4), специфика которых заключается в делении на общеразвивающие и предпрофессиональные программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 10, ст. 75, п. 2).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» закреплено:
- организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (п.6);
- организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально (п.7);
- занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения (п. 9);
- особенности организации образовательного процесса для обучающихся детей с ОВЗ и детей-инвалидов (п.п. 18-22).
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Федеральным Законом № 273-ФЗ закреплено деление дополнительных общеобразовательных программ на общеразвивающие и предпрофессиональные программы (гл. 10, ст. 75, п. 2).
В приложении к Письму Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (текст 2006 года) представлена классификация программ дополнительного образования детей:
по степени авторства:
– типовая (примерная) - утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности;
- модифицированная (или адаптированная) - измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания;
- экспериментальная - целью данной программы является изменения содержания организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий;
- авторская - программа разработана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью.
по уровню усвоения:
– общекультурный,
- углубленный,
- профессионально-ориентированный уровень;
по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности:
– интегрированная,
- комплексная,
- модульная,
- уровневая.
СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ | (см. Приложение 1)
| |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | Этот раздел направлен на отражение общей характеристики программы:
Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами (поэтапными, промежуточными) и удовлетворять следующим требованиям:
| |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
| |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ |
| |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ |
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:… Обучающийся способен проявлять следующие отношения:…) Если программа рассчитана на несколько лет (этапов, уровней, модулей), то результаты ее освоения и способы их проверки должны быть определены на каждый год (этап, уровень, модуль) реализации программы.
В этой части необходимо сформулировать:
Формы и методы контроля должны соответствовать специфике системы дополнительного образования: конкурсы, смотры, соревнования, выставки, фестивали, отчетные концерты конференции и т.п. | |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК |
| |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов: - материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся); - дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.; - информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники; - кадровое обеспечение – целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора. | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | При составлении списка литературы необходимо учитывать:
Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей). Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок. |
ОФОРМЛЕНИЕ ДОО ПРОГРАММЫ
Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, 14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А-4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Каждый лист ДООП нумеруется. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.
Обязательно!!! Приложения также оформляются с титульным листом.
Приложение 1
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования г. Хабаровск
«Центр развития творчества детей и юношества»
РАССМОТРЕНО на научно-методическом совете МАУ ДО « ЦРТДиЮ» Протокол № «___» ___________ 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАУ ДО «ЦРТДиЮ» ________Н.Г. Гуревич «___» _________ 2017 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«БРЕЙК-ДАНС»
(танец)
Возраст обучающихся – 11-17 лет
Срок реализации – 4 года
Автор - составитель:
Ж.А. Бухарова,
педагог дополнительного образования
Хабаровск
2017
Приложение 2
Приложение 3
- Методы обучения - словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.).
- Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.
- Формы организации образовательного процесса - индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.), категории обучающихся (дети-инвалиды, дети с ОВЗ) и др.
- Формы организации учебного занятия - акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Методическая разработка на тему "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса робототехники"
Рабочая программа по реализации робототехники в школе будет являться инновационном продуктом, потому что дает возможность одаренным детям развить свои таланты и способности на более глубоком уровне. В...
«Требования к оформлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
«Требования к оформлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»...
Филиппова Ирина Павловна , педагог дополнительного образования "Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Экономика и финансы"
Филиппова Ирина Павловна, педагог дополнительного образованияМетодическая разработка к дополнительной общеобразовательной программе "Экономика и финансы", по теме "Налоги"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Тетрадь представляет собой методические рекомендации для педагогов по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для учреждения дополнительного образован...
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И НАПИСАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Создание программы предполагает ответственный и трудоемкий процесс, который требует специальной подготовки и кропотливой работы.Грамотное оформление программы придает данному документу определенную юр...
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Настоящее Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирует проектирование и формирован...