Проблема подготовки будущего учителя технологии в условиях модернизации современного педагогического образования
статья по технологии на тему
Нашей задачей является анализ состояния проблемы подготовки педагога к инновационной деятельности, выявление особенностей профессионального становления педагога в учреждениях инновационного типа. Под учреждениями инновационного типа в данной работе мы понимаем общеобразовательные учреждения, внедряющие инновационные образовательные программы и технологии, занимающиеся подготовкой педагогов к инновационной деятельности: ассоциации, инновационные комплексы, творческие союзы и т.п.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблема подготовки будущего учителя технологии в условиях модернизации современного педагогического образования
Некрасова Людмила Викторовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» пгт. Уренгой
Одной из приоритетных задач современного педагогического образования на всех его этапах является активизация разработки новых технологий подготовки учителя, направленной на обеспечение готовности педагога к работе в изменяющихся условиях на основе многообразия образовательных программ, учебников и образовательных учреждений. Поэтому не удивительно, что в последнее время актуализировался вопрос подготовки педагога к инновационной деятельности, т.к. развитие творческого потенциала личности учителя — основное условие обеспечения готовности педагога к работе в изменяющихся условиях, и как следствие повышения качества учебно-воспитательной работы современной школы.
Нашей задачей является анализ состояния проблемы подготовки педагога к инновационной деятельности, выявление особенностей профессионального становления педагога в учреждениях инновационного типа. Под учреждениями инновационного типа в данной работе мы понимаем общеобразовательные учреждения, внедряющие инновационные образовательные программы и технологии, занимающиеся подготовкой педагогов к инновационной деятельности: ассоциации, инновационные комплексы, творческие союзы и т.п.
Изменения, происходящие интенсивными темпами в современном обществе, требуют от учебных заведений подготовить высококачественно и многосторонне образованных, деловых людей, которые не теряются перед выбором оптимальных путей саморазвития и самосовершенствования, способных к сотрудничеству, работе в команде, мобильных, конструктивных, готовых к гибкой адаптации в различных жизненных коллизиях, умеющих приобретать необходимые знания, применять их на практике при решении разнообразных проблем на протяжении всей жизни, наученных самостоятельно и критически мыслить, распознавать трудности и уметь найти способы их преодоления, способных к творчеству, умеющих генерировать новые идеи, быть коммуникабельным, толерантным, а также работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Прийти к такому результату профессиональной подготовки специалистов возможно, пересмотрев содержание образования через призму компетентностного подхода. Необходимость включения компетентностного подхода в систему образования определяется происходящей в настоящее время сменой образовательной парадигмы. При этом смена убеждений, ценностей смещает приоритеты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускника вуза. Так в «Концепции модернизации образования» проблема повышения качества российского образования соотносится с изменением содержания образования, которая выступает как «новая система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции».
Уникальность педагогической деятельности в том, что она призвана как бы восполнить пробел, разрыв между культурой и формирующимся человеком: помочь ему сделать то, что он еще не умеет делать; придать личностный смысл тому, что пока еще никакого смысла для формирующего человека не имеет; заинтересовать его тем, что пока никакого интереса для ребенка не представляет; решить задачи, к решению которых он совершенно не готов, и для этого ему надо совершить переход к совершенно новым формам деятельности.
Задача учителя технологии и предпринимательства заключается в реализации образовательной области «Технология», программа которой позволяет не только реализовать процесс приобретения специальных знаний, умений и навыков, так называемый «учиться делать», но и обеспечивает развитие способностей «учиться знать», «учиться понимать», «учиться познавать», формирует внешнее социальное пространство, в котором развивается важный аспект деловой личности – «учиться жить», «учиться быть».
Исходя из выше сказанного, можно заключить, что системообразующим стержнем профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства выступает психолого-педагогический и методический блок дисциплин, и подготовка будущего учителя этого направления нам видится основанной на фундаменте компетентностного подхода, а следовательно, будущего педагога следует учить постановке педагогических целей, как проектов формирования компетентностей, а не только ориентировок в некоторой предметной сфере (в виде знаний, умений, навыков); он должен владеть эффективной диагностикой ситуации развития личности ребенка; уметь осуществить оценку и проектирование механизмов, ресурсов его развития; необходимо владение педагогическими технологиями; сотрудничество педагога и воспитанника в осуществлении социальных и нравственно-гуманитарных проектов.
Профессиональное становление педагога посредством образования может реализовываться в разных формах: специального, для которого выделяется особое время и место (семинары, организационно-деятельностные игры); ситуативного, реализуемого в различных рабочих ситуациях через процессы рефлексии; актуального, когда образовательный результат какой-либо деятельности становится новым средством собственной деятельности.
В ходе анализа теоретических подходов к проблеме профессионального становления педагога, ориентированного на инновационную деятельность и практики инновационного образования, нами выделен ряд условий, необходимых для успешного осуществления данного процесса, а именно:
инновационное образование (ИО) должно осуществляться на основе компетентностного подхода;
процесс должен быть непрерывен, т.к. становление инновационной практики – это постоянно изменяющийся процесс;
ИО происходит за счет его участия в инновационной деятельности и специально организованных рефлексивно-аналитических, проектировочных и образовательных процессах;
ИО должно быть организовано, как непрерывный процесс достижения, поставленных образовательных задач и оформления новых;
так как любая деятельность человека включает решение задач, именно поэтому целесообразно организовывать сопровождение профессионального становления специалиста на основе решения им задач, присущих данному виду деятельности;
для осуществления процесса профессионального становления педагога необходимо формировать представления об образе отдаленного будущего, об инновационной деятельности ближайшего периода, а также организовывать совместное проектирование предстоящей деятельности и освоение каждым педагогом знаний, умений, способов ему необходимых для ее реализации.
Сущность процесса профессионального становления педагога состоит в разрешении индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в процессе профессионального становления педагога. Данный процесс предполагает обогащение знаний и умений педагога, формирование профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения инновационной деятельности посредством составления и реализации индивидуальных образовательных программ.
Анализ подходов к подготовке педагогов к инновационной деятельности в процессе профессионального становления позволяет также сделать следующие выводы:
наблюдается изменение требований к учителю: от профессионала, выполняющего комплекс рабочих функций, от учителя-предметника - к учителю-исследователю;
значимыми характеристиками являлись конкретные, частные знания учителя в области преподаваемого предмета, в области педагогики и психологии, профессиональные умения и навыки, репродуктивного характера, сегодня наиболее актуальны - системное мировоззрение, инновационное мышление, профессиональное творчество и т. п.;
для подготовки к инновационной деятельности в процессе профессионального становления необходимо создать условия для формирования исследовательской и коммуникативной компетентностей, рефлексивных умений, мотивационной готовности педагога к инновационной деятельности и т.д.
сегодня необходима перестройка стратегии подготовки педагога к инновационной деятельности, обусловленная сложившейся социальной ситуацией, практикой современного школьного образования, изменением ценностных оснований в обществе в целом.
Для того чтобы организовать процесс профессионального становления педагога, занимающегося инновационной деятельностью, необходимо разработать соответствующие модель и программу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
инновационные технологии на уроках на уроках трудового обучения в условиях модернизации современного образования
Представлены методические разработки по использованию здоровьесберегающих,игровых,проблемных технологий на уроках трудового обучения.Представлена их интеграция в рамках педагогики сотрудничества....
Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»
Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...
Учебно-методическое пособие "Проблемы филологического образования в условиях модернизации современной школы"
Пояснительная записка к учебно-методическому пособию по методике преподавания русского языка и литературы «Проблемы филологического образования в условиях модернизации современной школы...
Повышение эффективности воспитательного и образовательного процесса как одно из условий модернизации современной системы образования.
Современная государственная политика в сфере образования направлена, прежде всего, на модернизацию российского образования. Главное – обеспечить конкурентоспособность России, в том числе в сфере образ...
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛПИ-ФИЛИАЛА СФУ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МБОУ «ООШ № 5» Г. ЛЕСОСИБИРСКА
Взаимодействие, повышение качества, предметная подготовка студентов. Статья посвящена вопросам подготовки студентов в условиях современной школы. Рассматриваются разные виды организации деятельности с...
Статья 1 "У Вас в классе - особый ребенок" К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования
laquo;У Вас в классе - особый ребенок» (К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования)...
«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах как условие обеспечения современного качества образования»
В последние годы жизнь предъявляет школе определённые требования. В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, спосо...