К вопросу: Об аграмамматической дисграфии
статья на тему

Шустова Татьяна Анатольевна

Логопедические приемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammatika.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснения учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и др. на самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Некоторые исследователи отмечают наследственную предрасположенность к дисграфии, когда передается качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи.

Так, пропуски гласных и согласных букв или слогов, появление лишних букв или слогов, перестановки букв или слогов обусловлены несформированностью фонематического восприятия, а также связанного с ним анализа и синтеза слов.

Например: «о» вместо «он» «красны» вместо «красный» «многи»вместо «многие» «сине» вместо «синеет» «тарава» вместо «трава» ,«мотоцикил, монотоцикил» вместо «мотоцикл» «тко» вместо «кто» «онко»вместо «окно», «на девере» вместо «на дереве» .

Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что ученики не различают фонем родного языка, поэтому на письме смешивают гласные первого ряда и второго ряда, звонкие-глухие согласные, свистящие и шипящие и аффрикаты и др.

Например: «ожик» вместо «ёжик», «отка» вместо «утка», «ола» вместо«юла», «моёт» вместо «моют», «трупочка» вместо «трубочка», «корький»вместо «горький», «суски» вместо «сушки», «сустрый» вместо «шустрый», «тяйка» вместо «чайка», «шулки» вместо «чулки», «куриса» вместо «курица», «чепки» вместо «щепки» и др.

Как показывает практика, у учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила, например на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребенок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении ударного гласного, а следовательно и в правильном подборе проверочного слова. Например: пишет «трова» проверяя «тровинка» и т.п. Ученики не улавливают разницы в звучании согласных н и нн, с и сс, отсюда и ошибки: «вана», «каса», не видят различия в звуковом соотношении: тя- тья, ря-рья и поэтому пишут«деревя» вместо деревья или «листя» вместо листья.

Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребенка не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане, по представлению.

Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Это:

  • Пропуск, перестановка, вставка букв, искажение фонетического наполнения слов: персеверации и антиципации;
  • Раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминаций, вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
  • Нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

II этап - восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой (уточнение значений слов и дальнейшее обогащение словаря путем накопления новых слов и совершенствования словообразования; уточнение значений используемых синтаксических конструкций; совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксичесII этап - восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой (уточнение значений слов и дальнейшее обогащение словаря путем накопления новых слов и совершенствования словообразования; уточнение значений используемых синтаксических конструкций; совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций);ких конструкций

Для формирования грамматического строя речи проводится следующая работа.

 

Работа над словоизменением:

образование множественного числа имен существительных;

согласование прилагательных с существительными;

согласование существительных с числительными.

 

Работа над предлогами.

Работа над словообразованием:

образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов;

образование глаголов при помощи приставок;

образование относительных прилагательных;

образование притяжательных прилагательных;

образование названий детенышей животных.

 


Прежде всего, нужно научить ребенка делить каждое предложение на отдельные слова и правильно определять их количество. При этом особое внимание должно быть обращено на предлоги и союзы, которые также являются самостоятельными словами и поэтому пишутся отдельно от значимых слов. Для наглядности можно использовать графические схемы предложений, отражающие количество составляющих их слов.

  • придумать предложение по заданной графической схеме;
  • составить графическую схему данного предложения

(например: Дети играют.);

  • определить место каждого слова в предложении (какое по счету?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложная форма дисграфии (Аграмматическая дисграфия) 4 класс.

В тематическом планировании даны темы логопедических уроков для учеников четвертых классов массовой школы....

«Ошибки на письме» Дисграфия. Мероприятия по профилактике дисграфии.

Чаще всего причиной дисграфии называют недоразвитие высших психических функций и устной речи. Некоторые авторы (И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, М.М. Безруких) говорят в этой связи о несформированности ...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция сложной дисграфии (дисграфии на почве языкового анализа и синтеза, осложненного оптическим и акустическим недоразвитием) для обучающихся 6 класса

В ходе углубленной диагностики речевого развития у группы обучающихся шестого класса выявлен сложный вид дисграфии, обусловленный недоразвитием языкового анализа и синтеза, оптико – пространстве...

Логопедический ликбез для родителей «Дисграфия. Симптоматика дисграфии»

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предм...

Консультация для учителей начальных классов и родителей: «Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия). Классификация дисграфий.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии....