Программа экспериментальной деятельности по теме: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
методическая разработка на тему
Что дает применение ТРКМЧП?
В процессе применения технологии развития критического мышления:
· вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
· появляется возможность объединить отдельные дисциплины;
· создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
· вырабатывается собственная технология обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТРКМЧП | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
экспериментальной деятельности МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь Саратовского района Саратовской области» по теме:
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Глубокие изменения в социально-экономическом и научно-техническом развитии общества, формирование новой информационной среды, ставят перед каждым человеком задачи непрерывного овладения новыми знаниями и умениями, обеспечивающими успешную адаптацию и взаимодействие с этой средой. Информационная культура становится сегодня важной составляющей общей культуры ученика. Все большее значение приобретают умения работать с источниками информации. Но у многих учащихся не сформирована привычка размыщлять над материалом учебника, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, используя содержание информационного источника, критически относится к многообразию мнений, возникает «пресыщенность » информацией. Из этого противоречия вытекает проблема: Как научить детей работать с различными источниками информации? Формирование и совершенствование этих знаний и умений, без которых принципиально невозможна успешная учебная и дальнейшая профессиональная деятельность, предмет внимания и исследования педагогов школы. Этому способствует изменение образовательной парадигмы: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения; коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми. Все это осуществимо на основе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Тема инновационной деятельности «Развитие критического мышления, формирование информационной культуры учащихся» является актуальной, отвечающей образовательным потребностям современных школьников. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Изучение заявленной проблемы базируется на теоретико-методологических основаниях , в основу которых положены разработки американских и российских ученых и педагогов. Разработчики технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – американцы Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл, а в России – красноярские ученые и практики А.Бутенко, Е.Ходос.
Эта технология тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения. Под критическим мышлением американские авторы понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. О необходимости обучения критическому мышлению говорили и отечественные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Байрамов, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак, В.М. Синельников, С.И.Векслер.
Что дает применение ТРКМЧП?
В процессе применения технологии развития критического мышления:
- вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
- появляется возможность объединить отдельные дисциплины;
- создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
- вырабатывается собственная технология обучения.
Объект исследования:
учебный процесс.
Предмет исследования:
мотивация учебной деятельности, качество успеваемости.
Методы исследования:
анализ общетеоретических и специализированных работ по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, интервьюирование, обработка полученных результатов.
Особенности организации:
Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Организация урока.
Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г.Ривина – В.К.Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах.
Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.).
Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.
Роль учителя – в основном координирующая.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
Условиями эффективного функционирования площадки являются:
- Теоретическая и практическая готовность ОУ к организации и осуществлению эксперимента по применению инновационной педагогической технологии РКМЧП.
- Диалоговый характер взаимодействия и высокая мотивация субъектов
эксперимента на достижение поставленной цели и задач.
Тема: Технологии современного урока. Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Цель: Разностороннее, свободное и творческое развитие личности учащегося на основе применения педагогической технологии: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Задачи.
Научить школьников:
- Выделять причинно-следственные связи;
- Рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- Отвергать ненужную или неверную информацию;
- Понимать, как различные части информации связаны между собой;
- Выделять ошибки в рассуждениях;
- Делать выводы о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек;
- Избегать категоричности в утверждениях;
- Подвергать сомнению логическую непоследовательность устной и письменной речи;
- Отделять главное от существенного.
Задачи педагогического коллектива:
- Повышать профессиональный уровень для превращения обучения в совместный и интересный поиск, для реализации в ходе урока помимо образовательной, воспитательной и развивающих функций урока самообразовательную и стимулирующую функции;
- Работать над формированием равных партнерских отношений участников образовательного процесса.
- Формировать у учащихся устойчивый интерес к изучаемому;
Гипотеза: Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, толерантность, гибкость, рефлексивность. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самоорганизации и самообразования. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Этапы эксперимента:
№ п/п | Название этапа | Сроки | Цель | Задачи |
1 | Подготовительный | Сбор информации по технологии | 1.Собрать имеющуюся по теме информацию; 2.Посетить семинары по теме при СариПКиПРО; 3. Определить состав участников эксперимента. | |
2 | Теоретический | Анализ информации |
| |
3 | Практический | Применение ТРКМЧП, обобщение и распространение результатов ТРКМЧП |
|
Базовая модель технологии развития критического мышления.
Технология ТРКМЧП предлагает шесть типов взаимосвязанных уроков, в результате которых раскрывается творческий потенциал учащихся.
№ урока | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 |
Тип урока | Работа с информационным текстом | Работа с художественным текстом | Взаимообучение | Дискуссия | Письмо | Урок-исследование |
Стадия «Вызов» | Мозговой штурм, составление кластера | Мозговой штурм | Верные/неверные утверждения | Толстые вопросы | Инвентаризация | Парная мозговая атака |
Стадия «Осмысление» | Инсерт | Чтение с остановками | Зигзаг | Перекрестная дискуссия | Составление чернового текста, правка | Заполнение таблицы |
Стадия «Рефлексия» | Возвращение к кластеру | Составление кластера | Сводная таблица | Эссе | Редактирование, издание | Дальнейшее целеполагание |
В технологии КМ выделяются три стадии: 1) вызов; 2) осмысление новой информации; 3) рефлексия.
Технологическая карта урока.
Этап | Содержание | Вр. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вводный | Постановка дидактической цели | 5 | Объяснение цели предстоящей работы | Знакомство с целями урока |
Стадия вызова | Формирование групп, задания для каждой группы | 2 | Формирование группы, постановка познавательной задачи | Знакомство с познавательной задачей |
Инструктаж , получение дидактического материала | 3 | Проведение инструктажа, раздача дидактического материала | Знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение заданий в группе | |
Мозговой штурм, составление кластера | Индивидуальная и групповая работа | 5 | Попеременное участие в работе групп, побуждение к активному поиску, контроль за ходом гр. раб. | Выполнение своего задания, оформление кластера на большом листе, консультации друг сдругом и с учителем |
Завершение стадии вызова | Отчет группы о результатах работы | 2 | Выслушивание мнений учеников, принятие общего решения о составлении кластера | Отчет о работе каждой группы |
Стадия осмысления | Чтение информационного текста с использованием метода инсерта | 10 | Индивидуальные консультации | Чтение текста с применением инсерта, заполнение таблицы |
Стадия рефлексии, возвращение к кластеру | Беседа с классом по вопросам | 7 | Рассмотрение всех мнений | Чтение вслух заполненной таблицы |
Выполнение практических заданий | Практическая направленность работы | 4 | Проведение инструктажа , раздача дидактического материала | Выполнение практического задания в группе, отчет группы |
заключительный | Домашнее задание | 2 | Запись дом. задания |
Приемы ТРКМЧП:
Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями.Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластеры). В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
Инсерт – прием маркировки текста. Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:
«V» – галочкой отмечается то, что известно;
«–» – знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;
«+» – знаком «плюс» помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;
«?» – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.
Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейны очень полезны в качестве:
- инструмента для синтеза и обобщения сложной информации;
- средства оценки словарного запаса учащихся;
- средства творческого самовыражения.
И в заключение – синквейн о синквейне:
Синквейн,
Стройный, лаконичный,
Мыслит, обобщает, собирает.
Помни: краткость – сестра таланта.
Резюме.
_____________________________
* «Синквейн» происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное). Во второй строке дается описание темы/предмета (два прилагательных или причастия). Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы/предмета. Четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету. Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).
Таблица- синтез.
Рекомендуется для работы с художественным текстом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация интерактивного чтения через применение технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученики должны научиться рассматривать информацию с разных точек зрения, делать выводы относительно е...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Презентация на тему "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Развитие критического мышления через чтение и письмо Требования ФГОС :новое качество образования Сегодня выпускник школы 21 века должен:-уметь самостоятельно приобретать знания;-применять их на п...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....