Индивидуальный подход в кружковой работе
статья на тему
Реферат "Индивидуальный подход в кружковой работе". Одним из важнейших инновационных направлений развития внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях является индивидуальных подход. Подготовка специалиста в современных условиях превращается в пожизненный процесс. Именно поэтому обучающимся при обучении желательно освоить способы и формы работы, которые позволят ему в дальнейшем продолжить образование и самообразование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_individualnyy_podhod_v_kruzhkovoy_rabote.docx | 45.28 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ
ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Изменения, произошедшие за последние десятилетия в жизни страны, ставят перед образованием новые цели. На смену жесткому образованию, дававшему высокий уровень общих знаний, приходит образование, направлениями развития которого становятся ориентация на развитие личности и учет индивидуальных особенностей в обучении, создание возможности для творчества, открытость, практическая применимость знаний.
Индивидуализация в обучении дает возможность сделать обучение восприимчивым к любым инновациям, является условием эффективности применения новых педагогических и информационных технологий.
Одним из важнейших инновационных направлений развития внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях является индивидуальных подход. Подготовка специалиста в современных условиях превращается в пожизненный процесс. Именно поэтому обучающимся при обучении желательно освоить способы и формы работы, которые позволят ему в дальнейшем продолжить образование и самообразование.
В настоящее время принцип индивидуального подхода очень актуален. Он предполагает использование методов и способов, помогающих обучающемуся применительно к его индивидуальным особенностям достигать лучших результатов.
Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому обучающемуся в общеобразовательных учреждениях, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения; предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных знаний для повышения эффективности обучения, делает труд обучающихся более осмысленным и направленным.
Индивидуальный подход - это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.
Реализация индивидуального подхода предполагает использование индивидуализированных заданий, которые могут выдаваться как отдельным обучающимся, так и группе обучающихся, обладающих сходными индивидуальными особенностями.
Цель работы – изучить теоретические и методические аспекты применения индивидуального подхода в кружковой работе.
Объектом работы является образовательный процесс в школе.
Предметом работы является реализация принципа индивидуального подхода в кружковой работе.
В соответствии с целью, объектом, предметом были поставлены следующую задачу:
Рассмотреть индивидуальный подход как психолого-педагогическую проблему.
Для решения поставленных задач исследования были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, обобщение, классификация, сравнение.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ
- Индивидуальный подход как психолого-педагогический феномен.
В общепринятом понимании слово «подход» означает совокупность приемов, способов, используемых для воздействия на кого – либо, изучения чего – либо, ведения дел. В философии понятие «методологический подход» рассматривается по – разному:
1. Как совокупность (система) принципов, которые определяют общую цель и стратегию соответствующей деятельности (Н.Я. Стефанов) [39].
2. Принципиальная методологическая ориентация исследования; точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понимание или принцип руководящей общей стратегии исследования (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин) [7, 46].
3. В качестве общенаучной категории это понятие может иметь два значения: 1) исходный принцип или исходная позиция основного положения или убеждения, составляющих основу исследовательской деятельности. 2) направление изучения объекта (предмета) исследования (Ю.А. Петров) [33].
Предметом нашего исследования является индивидуальный подход, который принадлежит к уровню конкретных методик исследования, где осуществляется разработка конкретных методик психолого-педагогического исследования применительно к решению познавательных задач.
Следующее понятие требующие рассмотрения «индивидуальность».
Понятие «индивидуальность» является предметом изучения многочисленных психологов – В.Е. Кемерова, В.Г. Крысько, Р.С. Немова, А.В. Петровского и др. 17; 21; 29; 32. Ученые-психологи указывают, что индивидуальность может рассматриваться по-разному:
1) как совокупность характерных индивидуальных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого;
2) как понятие, используемое, как правило, для описания и отображения разнообразных ипостасей бытия личности;
3) как синоним термина «индивид» для обозначения неповторимой совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду;
4) как то, что проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида;
5) важным фактором, влияющим на феномен, является воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.
В индивидуально-психологических различиях между людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики. Динамические черты, присущие индивиду, внутренне связаны между собой, составляют своеобразную структуру. Индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики и называется темпераментом человека. Традиционно выделяют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик [29].
Черты темперамента, т.е. особенности динамической стороны психики, являются только одной из предпосылок развития тех важнейших свойств психики, которые составляют характер человека - совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства [27].
Накладывая «отпечаток индивидуальности» на сущность понятия «подход», Н.В. Ипполитова, указывает, что данный подход предполагает непосредственно мотивацию учебной и других видов деятельности обучающихся, организацию их самодвижения к конечному результату. Учет особенностей развития обучающихся, позволяет выбрать индивидуальную траекторию творческого саморазвития. Достижение постоянных целей служит основой создания ситуации успеха, позволяет обучающимся осознать собственный рост и уровень развития [15].
Автор показывает, что индивидуальный подход есть не что иное, как принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными обучающимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности; ориентация на индивидуальные особенности обучающегося в общении с ним; учет индивидуальных особенностей обучающегося в процессе обучения; создание психолого-педагогических условий не только для развития всех обучающихся, но и для развития каждого в отдельности.
Как полагает В.Е. Кемеров, индивидуальный подход - это принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе в классе достигается педагогическое взаимодействие с каждым ребенком, основанное на значении его черт личности и условий жизни [17, с. 193].
Для Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, индивидуальный подход (англ. Individual approach) - это важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка [27, с. 198].
Для И.Э. Унт индивидуальный подход – это, во-первых, принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой преподаватель взаимодействует с отдельными обучающимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности; во-вторых, ориентация на индивидуальные особенности обучающегося в общении с ним; в-третьих, учет индивидуальных особенностей обучающегося в процессе обучения [41].
Ю.К. Лебедева отмечает, что исследование понятия «индивидуальный подход» позволяет определить его как:
- один из активных, формирующих, развивающих общепедагогических и дидактических принципов, предполагающих творческого развитие индивидуальности каждого обучающегося;
- осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях;
- гибкое использование педагогом различных форм и методов обучения с целью достижения оптимальных результатов образовательного процесса 25.
Индивидуальный подход - это: 1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой преподаватель взаимодействует с отдельными обучающимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности; 2) ориентация на индивидуальные особенности обучающегося в общении с ним; 3) учет индивидуальных особенностей обучающегося в процессе обучения [25].
В свете этих трактовок индивидуальный подход в обучении специалистов можно понимать, как ориентацию процесса обучения на индивидуально-личностные особенности обучающихся, выбор и применение соответствующих методов и приемов обучения, различных вариантов заданий, дозировки самостоятельной работы.
Профессиональное обучение на основе индивидуального подхода представляется как последовательное продвижение обучающихся по реализации индивидуального образовательного маршрута в ходе индивидуального сопровождения со стороны преподавателя.
Осмысление понятия «обученность» в контексте профессионального обучения рассматривается как результат профобучения, владение системой заданных учебной программой знаний и умений, условие успешности последующего обучения 10.
В рамках индивидуального подхода, обученность - определенный итог профессионального обучения, прошлого опыта, сформированность профессиональной компетентности и мотивации к реализуемой профессии, достигаемый в процессе индивидуализированной образовательной деятельности в условиях благоприятствующих творческому развитию и раскрытию потенциала рабочего-специалиста.
2. Кружковая работа в общеобразовательной школе
Кружковая работа – это одна из форм дополнительного образования, заключающаяся в организации кружков, секций и клубов различной направленности. Кружковая работа осуществляется в процессе внеурочной работы в образовательных учреждениях, а также в учреждениях дополнительного образования [35].
Развитием теоретических основ кружковой работы в общеобразовательных учреждениях занимались многие советские ученые педагоги. Это А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.С.Цетлин, В.О.Кутьев, М.А.Данилов, Т.Н.Калечиц, Т.Н.Кейлина, Е.Я.Пастух и др.
Кутьев В.О. определяет кружковую деятельность, как: «систему занятий и общения обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования после занятий, которая включает элементы учебной деятельности, организуемой после уроков и направленной на воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов, и овладение культурой умственного труда» [23].
По мнению Сысоева Е.А. задачами кружковой работы является: «углубление знаний и расширение общего кругозора обучающихся; повышение их культурного уровня, вовлечение обучающихся в общественно-полезный труд Кружковая работа отличается от классной по целому ряду признаков, которые выделяет Пастух Е.Я.: она строится на добровольных началах, с учетом интересов и склонностей детей; при выборе занятий на ученика никто не влияет; обучающиеся работают по своей инициативе, выбирают занятие, которое их притягивает» [30].
Среди объективных показателей системы кружковой работы О.В. Кутьев определяет следующие:
− периодичность участия обучающихся во внеурочных мероприятиях (ежедневно, еженедельно, каждую четверть, ежегодно);
− число и состав участников внеурочных объединений (классных, групповых, разновозрастных, дифференцированных по интересам);
− характер взаимодействия педагогов с обучающимися (при ведущей роли преподавателя, совместном сотрудничестве, полной детской самостоятельности);
− оптимальное сочетание добровольности и обязательности участия детей в занятиях после уроков;
− достаточно разнообразный набор организационно-педагогических форм внеклассной работы с учетом возрастных особенностей и склонностей обучающихся [23].
Анализ изложенных выше материалов дает нам основание считать, что кружковая работа – система организации занятий с обучающимися, проводимых педагогом во внеучебное время, целью которой является расширение и углубление знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, способностей обучающихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения активного и разумного досуга.
В задачи кружковой работы в общеобразовательных учреждениях входит:
− активизация знаний обучающихся, теоретических основ, различных технологий, знакомство с технологическими процессами и изготовление изделий в соответствии с профилем кружка;
− развитие обучающимся навыков работы со станками, инструментами и технологическим оборудованием; развитие интереса к чтению как обычной, так и технической литературы, формирование умений и навыков в работе с ними; практическая работа в учебной мастерской;
− профессиональная ориентационная работа с обучающимися;
− развитие познавательного интереса обучающихся;
− пропедевтика специальных курсов (на начальном этапе обучения);
− расширение кругозора и установление новых контактов общения [16].
Кружкoвыe зaнятия oкaзывaют пoлoжитeльнoe влияниe и нa учебный процесс, так кaк oбучaющиecя, члeны кружкoв, бoлee тщaтeльнo, углублeннo изучают учебный материал, читaют дoпoлнитeльную литeрaтуру, ocвaивaют рaзличныe тeхнoлoгичecкиe прoцeccы. Кружковые занятия провоцируют и caмocтoятeльнoe изучeниe рaзличных тeхнoлoгий.
Кружкoвaя рaбoтa характеризуется многообразием форм и видoв: группoвыe зaнятия, виктoрины, вeчeрa, oлимпиaды, соревнования, заочные и диcтaнциoнныe фoрмы oбучeния. Зaнимaтeльнocть coдeржaния и фoрмы прeдлaгaeмoгo в кружках материала имeeт бoльшoй пoтeнциaл в cвoбoднoм вырaжeнии oбучaющимиcя своих чувств во врeмя рaбoты, бoлee ширoкoe иcпoльзoвaниe игрoвых фoрм проведения занятий и элeмeнтoв coрeвнoвaния нa них.
Ocнaщeннocть учeбных мacтeрcких, прeднaзнaчeнных для занятий кружка, должна, c oднoй cтoрoны, учитывaть индивидуaльнoe oбecпeчeниe кaждoгo участника кружка рабочим мecтoм, c другoй - мaкcимaльнo cooтвeтcтвoвaть трeбoвaниям, предъявляемым к материально-техническому ocнaщeнию:
− наличие достаточного количества станков;
− наличие инструментов и приспособлений;
− наличие технической, периодической и обычной литературы [36].
В настоящее время существует большое разнообразие форм внеклассных занятий: кружки, факультативы, игры, конкурсы, олимпиады, экскурсии, тематические вечера и др.
Используемые формы внеклассной работы, можно классифицировать по количеству участников.
1. Массовые: тематические вечера, смотры, конкурсы, фестивали, турниры, аукционы, выставки, походы, экспедиции, клубная работа, ярмарки и др.
2. Групповые: кружки, секции, классные часы, круглые столы, конференции, КВН, стенная печать и др.
3. Индивидуальные: поручения, подготовка докладов и др. [23].
Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они очень разнообразны и по сравнению с другими формами внеклассной работы имеют преимущество в том, что рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственны такие специфические особенности, как красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей [16].
Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации обучающихся, хотя степень ее может быть различной. Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого.
Групповая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей и дарований обучающихся в определенных областях науки, техники, углублению знания ими программного материала, дает новые сведения, формирует умения и навыки.
Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных обучающихся, направленная на самовоспитание, на выполнение заданий учителя и поручений коллектива, выходящих за рамки учебных программ [16].
Индивидуальная деятельность не ограничивает потребности детей и подростков в общении, но позволяет каждому найти свое место в общем деле. Целенаправленная индивидуальная работа обучающихся необходима для того, чтобы каждый из них мог в полной мере раскрыть и развить свои способности, выразить свою индивидуальность.
Эта деятельность требует от учителей знания индивидуальных особенностей обучающихся, изучения путем бесед, наблюдений, анкетирования их интересов и стремлений, положения в коллективе сверстников, среды, окружающей ребенка [23].
Охарактеризуем основные формы внеклассной работы, которые выделяют ученые педагоги.
Факультативы. Факультативные занятия представляют собой сверхпрограммные занятия, право выбора которых остается за обучающимся, а посещение осуществляется на добровольной основе.
Содержание факультативных занятий представляет собой дополнение к учебной программе. Оно может включать в себя либо более глубокое изучение отдельных тем и разделов школьной программы, либо новые темы, не входящие в школьную программу, но крепко связанные с ней [30].
Кружки. Занятия в кружках, также, как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей [16].
Кружковая работа включает в себя более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес обучающихся. Содержанием их деятельности могут быть изучение новейших достижений науки и техники, опытная работа, моделирование, ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых.
Экскурсия. Экскурсия – форма организации учебной работы, при которой обучающиеся выходят на место расположения изучаемых объектов для непосредственного ознакомления с ними. Она объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и помогает обучающимся через непосредственные наблюдения знакомиться с предметами и явлениями в их естественном окружении [23]. Экскурсии бывают разные. В зависимости от дидактической цели выделяют вводные экскурсии, проводимые перед непосредственным изучением нового материала; текущие и итоговые, которые проводятся для контроля и лучшего закрепления изученного материала [16].
Олимпиады по технологии. Одной из целей проведения олимпиад по технологии является развитие интереса обучающихся к предмету, привлечение обучающихся к занятиям в кружках. Другая цель – выявление обучающихся имеющих склонности к данному предмету и развитию их способностей [23].
Конкурсы, соревнования, викторины, выставки ученического творчества организуются для повышения познавательной активности обучающихся и развитию их творческих способностей. Проведение таких мероприятий обращает на себя внимание обучающихся и повышает у них интерес к учебному предмету [16].
Таким образом, кружковая работа – система организации занятий с обучающимися, проводимых педагогом во внеучебное время, целью которой является расширение и углубление знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, способностей обучающихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения активного и разумного досуга.
В задачи кружковой работы в общеобразовательных учреждениях входит:
− активизация знаний обучающихся, теоретических основ, различных технологий, знакомство с технологическими процессами и изготовление изделий в соответствии с профилем кружка;
− развитие обучающимся навыков работы со станками, инструментами и технологическим оборудованием; развитие интереса к чтению как обычной, так и технической литературы, формирование умений и навыков в работе с ними; практическая работа в учебной мастерской;
− профессиональная ориентационная работа с обучающимися;
− развитие познавательного интереса обучающихся;
− пропедевтика специальных курсов (на начальном этапе обучения);
− расширение кругозора и установление новых контактов общения.
3. Применение индивидуального подхода в кружковой работе в общеобразовательной школе
Реализация процесса индивидуального подхода в образовательном процессе общеобразовательной школы осуществляется в разнообразных формах.
В науке понятие «форма» рассматривается в разных значениях: 1) как вид, устройство, тип, структура, конструкция чего-либо, обусловленные определенным содержанием [20, с. 107]; 2) как внутренняя организация содержания, охватывающая систему устойчивых связей предмета [14, с. 83] и т.д. Применительно к обучению, форма - это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами [9, с. 30].
В современной педагогике различают формы обучения и формы организации обучения. Формы обучения - это вид организации взаимодействия обучающихся в учебных группах, микрогруппах, отдельных обучающихся между собой и с преподавателем в рамках того или иного вида занятия (фронтальная, групповая, индивидуальная, парная) [31, с. 34].
Под формой организации обучения ученые понимают вид занятия, «исторический сложившуюся, устойчивую и логический завершённую организацию педагогического процесса, которому свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения» [31, с. 39]. Применительно к нашему исследованию, целесообразно говорить об аудиторных и внеаудиторных формах организации обучения, являющихся одновременно формами реализации индивидуального подхода во внеклассной работе.
Среди наиболее эффективных форм аудиторной работы, способствующих реализации индивидуального подхода в общеобразовательной школе особое место занимают уроки, практикумы, семинарские занятия, факультативные занятия, экскурсии, дополнительные занятия, внеурочные формы организации, домашняя учебная работа и т.д.
Рассмотрим формы организации обучения в общеобразовательных школах. Урок – основная форма организации обучения. Качественное своеобразие отдельных уроков определяется их целями и содержанием, методикой проведения, особенностями школы, учителя и обучающихся.
Практикумы проводятся в учебных кабинетах, лабораториях и мастерских, в ученических производственных комбинатах, производственных бригадах обучающихся и на учебно - опытных участках школ [19].
Семинарские занятия проводятся обычно после изучения основных разделов программы. Эта форма организации обучения позволяет проводить системные обобщения теоретического материала, учить обучающихся выступать с сообщениями и рефератами, дискутировать, отстаивать свои суждения и убеждения, совершенствовать формы их участия в общественной жизни, приучает к самообразованию.
Факультативные занятия проводятся для расширения научно- теоретических знаний и практических навыков, развития познавательных интересов, творческих способностей и в целях профессиональной ориентации обучающихся. Факультативные занятия проводятся по специальным программам, в которых предусматривается осуществление связей с обязательными дисциплинами [35].
Экскурсии, предусмотренные учебными программами, являются обязательными и проводятся за счет времени, отводимого на изучение того или иного предмета. Как и другие организационные формы обучения, учебные экскурсии реализуют дидактические принципы, способствуют изучению явлений и процессов в реальности, взаимосвязи и взаимозависимости, формированию научного мировоззрения, познавательных и коллективистских интересов, положительных качеств личности, подготовке обучающихся к трудовой деятельности и профессиональной ориентации [31].
Дополнительные занятия проводят для того, чтобы оказать обучающимся помощь в устранении возникающих по различным причинам пробелов в их знаниях и для предупреждения отставания в обучении. Эта форма организации обучения используется также для удовлетворения потребностей отдельных обучающихся в углубленном изучении различных отраслей научного знания, техники или искусства и развития их познавательных интересов (в тех случаях, когда эти задачи не удается решить с помощью факультативных занятий) [19].
Внеурочные формы организации трудового обучения практикуются в тех случаях, когда отсутствуют возможности обеспечения всех обучающихся рабочими местами для выполнения однотипных работ или ввиду нецелесообразности давать обучающимся однотипные производственные задания.
Домашняя учебная работа обучающихся дополняет урочную, отличается большей самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя. Домашняя учебная работа имеет важное значение для формирования у обучающихся навыков самостоятельного умственного труда и самообразования, чувства ответственности за порученное дело [14].
Методы - это совокупность относительно однородных приемов, операции практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи [11; 31]. При этом под методами реализации индивидуального подходав общеобразовательной школе понимаем совокупность приемов, операций практического и теоретического освоения знаний, умений и навыков в кружковой работе, подчиненных задачам реализации индивидуального подхода в общеобразовательной школе.
Широко применяемые в педагогической практике методы, выделяемые по источникам передачи и приобретения знаний и умений – словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой, и инструктивными материалами и др.); практические (упражнения, лабораторно-практические работы и д.р.); наглядные (демонстрация наглядных пособий, кино и видеофильмов, наблюдение и др.), входят в содержание организационно-деятельностного компонента исследуемого процесса [31, с. 95].
В ходе реализации индивидуального подхода в общеобразовательной школе применяются различные методы.
Беседа-сообщение (эвристическая беседа) предполагает включение обучающегося в сам процесс активного участия в добывании новых знаний, в поиск способов их получения, формулирования собственных ответов на поставленные преподавателем вопросы [14]. В ходе эвристической беседы преподаватель, опираясь на имеющиеся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. В результате такой совместной деятельности обучающиеся приобретают новые знания, путем собственных усилий, размышлений.
Синтезирующая, или закрепляющая беседа нацелена на систематизацию уже имеющихся у обучающихся теоретических знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях, на перенос их в решении новых учебных и научных проблем на межпредметной основе.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному человеку (индивидуальная беседа) или обучающимся всего класса (фронтальная беседа).
Учебная дискуссия. Значительное место среди словесных методов обучения отводится в современной общеобразовательной школе учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения - стимулирование познавательной активности, вовлечение обучающихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции [31, с. 233]. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
Одним из важнейших методов индивидуального подхода в кружковой работе в нашем исследовании выступает работа с учебником и книгой. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками: конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного (ведется от первого (от себя) или от третьего лица, лучше развивает самостоятельность мышления; составление плана текста); тестирование - краткое изложение основных мыслей прочтенного; составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков [14, с. 68].
Следующую группу методов индивидуального подхода в кружковой работе составляют наглядные методы.
Под наглядными методами реализации индивидуального подхода в общеобразовательной школе понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления обучающихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. Данная группа методов включает метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ обучающимся иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения [35, с. 125].
В ходе реализации индивидуального подхода в кружковой работе следует учитывать ряд требований, предъявляемых к использованию наглядности в учебно-воспитательном процессе: наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент занятия; все обучающиеся должны хорошо видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений, должны быть продуманы детально; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; следует привлекать самих обучающихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве [20, с. 248].
К практическим методам индивидуального подхода в кружковой работе мы относим упражнения, лабораторные и практические работы и т.д.
Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества [9, с. 132]. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста обучающихся.
Упражнения классифицируются по ряду признаков: по характеру - устные, письменные, графические и учебно-трудовые (практические работы обучающихся, имеющие производственно-трудовую направленность); по степени самостоятельности обучающихся при выполнении упражнений воспроизводящие (воспроизведение известного с целью закрепления) и тренировочные (упражнения по применению знаний в новых условиях); по наличию проговаривания действий про себя или вслух, комментирования предстоящих операций, упражнения называют комментированными (комментирование действий помогает преподавателю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия обучающихся) [14, с. 38].
Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход обучающихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделом тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в аудитории, но и за пределами общеобразовательной школы (на технических базах, учреждениях дополнительного образования, библиотеках, органах образования и т.д.).
Рассмотрев формы и методы, применяемые общеобразовательной школе, обратимся к выявлению возможностей применения технологии индивидуализации в кружковой работе.
Проведенный анализ позволил нам заключить, что отличительными признаками данной технологии являются следующие:
- она позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности к индивидуальным особенностям обучающегося;
- следить, какие возможности дают обучающимся индивидуальные особенности в каких-либо действиях и операциях при решении конкретных задач;
- следить, как зависти продвижение обучающегося от незнания к знанию от его индивидуальных особенностей;
- вносить необходимые коррекции в деятельность как обучающегося с учетом его индивидуальности;
- приспосабливать индивидуальность обучающихся к постоянно меняющейся, контролируемой педагогом учебной и учебно-профессиональной деятельности [35].
Обучение в общеобразовательной школе приходится на подростковый возраст начинают складываться и закрепляться черты характера. Подростковый возраст, в отличие от дошкольного и младшего школьного, - это возраст, когда формирование характера приобретает заметное место в общем процессе развития.
Одной из наиболее характерных особенностей подростка в данный период является ярко выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость», наличие своеобразного «чувства взрослости» (термин Д. Б. Эльконина). Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с его мнением [45, с. 58].
Переоценивая значение своих возросших возможностей, подростки приходят к убеждению, что они в сущности уже ничем (или почти ничем) не отличаются от взрослых людей. Отсюда их стремление к самостоятельности и известной «независимости», болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых недооценивать их права и интересы
В непосредственной связи со стремлением подростков к самостоятельности находится и такая свойственная им черта характера, как повышенная критичность по отношению к взрослым, в частности к учителям, к их поведению, знаниям, суждениям. Они часто с удовольствием подмечают отдельные промахи и недостатки педагогов. Наличие промахов педагога и способность подростков заметить эти промахи расцениваются ими как своеобразное доказательство своей «зрелости», как подтверждение их «права» на соответствующее отношение со стороны взрослых.
Подростков, как уже указывалось, характеризует общий подъем жизнедеятельности, значительный рост жизненных сил. Этим и определяется в основном та бурная активность, кипучая энергия, инициативность, которые свойственны подавляющему большинству из них [45, с. 58].
Значительное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера. Подросток способен не только к отдельным волевым актам, что характеризует обучающегося, но и к осуществлению связанной единой целью цепи волевых действий, иначе говоря – к волевой деятельности [31, 35].
В подростковом возрасте более осознанными становятся интересы. Подросток часто сознательно направляет и поддерживает их. В этой связи возникают и опосредствованные интересы – подросток может с увлечением заниматься тем, что еще недавно казалось ему неинтересным и скучным, если это имеет отношение к объекту его интереса. Подросток не просто чем-то интересуется, к чему-то неравнодушен; он стремится удовлетворить свои интересы в деятельности. Возникают следующие виды интересов: познавательные, читательские, общественно-политические, интерес к спорту, профессиональные, специальные интересы – интересы к содержанию определенной области человеческой деятельности.
Развитие способностей, неразрывно связанное с развитием соответствующих интересов и склонностей, может осуществляться только в процессе деятельности. Поэтому важнейшее значение имеет работа подростка в кружках различного типа, участие в очень популярных в настоящее время математических, физических, химических и технических олимпиадах, конкурсах самодеятельности, чтение научной и научно-популярной литературы по интересующему вопросу.
Уверенность в своей исключительности часто губит способности и талант. Особенно это опасно в подростковом возрасте, возрасте формирующегося самосознания. Подросток перестанет работать над собой, у него формируются такие черты, как зазнайство, самолюбование, пренебрежение к окружающим, а это тормозит развитие способностей, создает личность с отрицательными в общественном отношении чертами. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а прежде всего со сверстниками [10].
Индивидуальность подростка – совокупность качеств личности, характеризуемая со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности в данном возрасте, ее неповторимость. Индивидуальность подростка проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей [41].
Далее, мы выделили индивидуальные особенности обучающихся, которые необходимо учитывать в ходе реализации технологии индивидуализации:
- принадлежность к определенному типу темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик);
- обладание определенным типом акцентуации характера;
- вид и специфика интересов;
- вид и специфика способностей;
- обладание теми или иными заболеваниями (нервно-психическими – повышенная возбудимость, гиперактивность, неврастения; психосоматическими – функциональные расстройства организма, связанные с переходным периодом и т.д.) [10].
Далее мы составили таблицу, в которой показали возможности применения индивидуального подхода к обучающимся учреждений СПО (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1
Возможности применения индивидуального подхода во внеклассной работе
Виды индивидуальных особенностей | Возможности применения индивидуального подхода во время урочной и внеурочной деятельности |
1 | 2 |
Темперамент | Сангвиникам и холерикам поручается выполнять задания и виды работ, требующие скорости выполнения и большого объема работ. Флегматикам и меланхоликам – монотонная работа, занимающая длительное время, требующая повышенного внимания и качества. |
Характер | 1-2 ребенка в группе с трудными характерами, следовательно, им нужно поручить индивидуально выполнять какую-нибудь работу (следить за дисциплиной в группе, подготовить к работе необходимое оборудование и т.д.). |
Интересы | Познавательные - поручить выполнение заданий, требующих углубленного интереса, большего объема знаний и умений в той или иной области технических знаний. Читательские - поиск в различных источниках информации об инновационных технологиях в области науки и техники. Общественно-политические - пропаганда здорового образа жизни |
Окончание табл. 1.1 | |
1 | 2 |
Способности | Высокий уровень творческих способностей – делают самостоятельно, без помощи педагога, задания; Средний уровень – обучающиеся делают задание после того как педагог показал, степень сложности заданий - невысокая; Низкий уровень – воспроизводят при помощи учителя, делают самые простые задания |
Обладание теми или иными заболеваниями (нервно-психическими – повышенная возбудимость, гиперактивность, неврастения; психосоматическими – функциональные расстройства организма, связанные с переходным периодом и т.д.) | С такими обучающимися педагог чаще проводит индивидуальную работу, применяя индивидуальные программы обучения, работая по индивидуальным учебным планам. На занятиях им предлагаются индивидуальные задания в виде карточек, упражнений, различных по степени сложности. К ним подбирается индивидуальный стиль общения и межличностного взаимодействия. При этом, педагог должен иметь представление о специфике заболеваний обучающихся. Такая информация должна быть представлена медицинскими работниками учреждения и психологами. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе рассмотрена проблема применения индивидуального подхода во внеурочной деятельности( в кружковой работе) в общеобразовательной школе.
1.Под понятием индивидуальный подход понимается принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными обучающимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности; ориентация на индивидуальные особенности обучающегося в общении с ним; учет индивидуальных особенностей обучающегося в процессе обучения; создание психолого-педагогических условий не только для развития всех обучающихся, но и для развития каждого в отдельности.
2.К числу критериев способствующих применению индивидуального подхода во внеклассной работе, отнесены индивидуальные особенности обучающихся, среди которых:
- особенности характера;
- принадлежность к определенному типу темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик);
- специфика способностей (общих или специальных: технических, конструкторских, художественно-графических, дизайнерских и т.д.);
- характер интересов (к технике, к науке и т.д.).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антонов, Л.П. Обработка конструкционных материалов с практикумом в учебных мастерских [Текст] / Л.П. Антонов. - М. : Просвещение, 2002. – 281 с.
2. Атутов, П.Р. Трудовая подготовка школьников [Текст] / П.Р. Атутов. - М., 2007. - 158 с.
3. Бабанский, Ю.Б. Оптимизация процесса обучения : Общедидактический аспект [Текст] / Ю.Б. Бабанский. – М., 2009. – 291 с.
4. Барадулин, В.А. Сельскому учителю о народных промыслах [Текст] / В.А. Барадулин. – М. : Просвещение, 2009. – 183 с.
5. Берг, А.И. Творческий специалист и адаптивное обучение Текст / А.И. Берг // Вестник высшей школы. - 2001. - № 3. - С. 16 - 17.
6. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения: учебник для студентов пед. вузов Текст / В.П. Беспалько. - М. : изд-во ин-та профессией, образования Мин-ва образования России, 2005. – 336 с.
7. Блауберг, И.В. Некоторые методологические проблемы исследования истории системного подхода / И.В. Блауберг // Становление системных идей в науке и философии. - М. 2008. - Вып. 7. - С. 3 - 12.
8. Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству [Текст] / И.П. Волков. – М., 2002. – 278 с.
9. Гребенюк, О.С. Общая педагогика Текст : курс лекций / О.С. Гребенюк. - Калининград, 2006. – 190 с.
10. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности Текст : учеб. пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – Калининград : Янтарный сказ, 2000. - 572 с.
11. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия : В 2 тт. [Текст] / гл. ред. В.В. Давыдов. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2008 – 672 с.
12. Данилов, Д.А. Педагогические технологии Электронный ресурс. – Режим доступа : http://old.ysu.ru/institut/pedinst/tecnology/files/gl3.html#4
13. Дерендяев, К.Л. Поурочные разработки по технологии 5 класс (вариант для мальчиков) [Текст] / К.Л. Дерендяев. - М., 2011. – 288 с.
14. Ильина, Т.А. Педагогика Текст / Т.А. Ильина. – М. : Просвещение, 2004. – 180 с.
15. Ипполитова, Н.В. Развитие личности будущего педагога в контексте профессиональной подготовки [Текст] : монография / Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова, О.Н. Алексеенко. – Шадринск : изд-во, 2010. – 244 с.
16. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа [Текст] / Т.Н. Калечиц. – М., 2000. – 211 с.
17. Кемеров, В.Е. Современный филосовский словарь Текст / под общ. ред. д.ф.н. профессора В.Е. Кемерова. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академический Проект, 2004 – 864 с.
18. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках Текст / М.В. Кларин. - М, 2004. – 180 с.
19. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
20. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование Текст : учеб пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. − М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с.
21. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст] : учеб. / В.Г. Крысько. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с.
22. Кириченко, Н.С. Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков на уроках технологии [Текст] : дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. / Н.С. Кириченко. - Карачаевск, 2002. - 196 с.
23. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников [Текст] / В.О. Кутьев. – М., 2005. – 225 с.
24. Лекторский, В.А. Субъект, объект, познание [Текст] / В.А. Лекторский. - М. : Мысль, 2009. - 359 с.
25. Лебедева, Ю.К. Индивидуализация как необходимое условие обеспечения качества подготовки будущих учителей [Текст] / Ю.К. Лебедева // Школа будущего. - 2010. - №6. - С. 30-34.
26. Логачева, Л.А. Основы мастерства резчика по дереву [Текст] / Л.А. Логачева. – М. : Народное творчество, 2007. – 214 с.
27. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь Текст / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб. : прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с.
28. Наумова, А.Е. Индивидуализация профессионально-педагогической подготовки студентов Электронный ресурс / А.Е. Наумова. - Режим доступа: http// www.yspu.yar.ru/ vestnik/pedagokaipsichologiy/125
29. Немов, Р.С. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р.С. Немов. – 5 –е изд. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. –– 687 с.
30. Пастух, Е.Я. Внеклассное чтение по биологии [Текст] / Е.Я. Пастух. – М. : Изд. АПН РСФСР, 1955. - 231 с.
31. Педагогика : Большая современная энциклопедия [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич. – М. : Современное слово, 2005. – 720 с.
32. Петровский, А.В. Общая психология [Текст] : учеб. для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; под ред. Петровского А.В. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2006. – 464 с.
33. Петров, Ю.А. Прямое и непрямое воздействие искусства: проблемы методологии и методики исследования / В.М. Петров. — М. : Рус. мир, 2007. — 175 с.
34. Печко, Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека [Текст] / Л.П. Печко. - М. : ИЦЭВ РАО, 2011. - 186 с.
35. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И.П. Подласый. – в 2 кн. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. - 574 с.
36. Рихвк, Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских [Текст] / Э.В. Рихвк. – М. : Просвещение, 2005. – 185 с.
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2002. – 720 с.
38. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии Текст / Г.К. Селевко. - М. : НИИ школ. технологий, 2005. – 190 с.
39. Стефанов, Н.Я. Общественные науки и социальная технология Текст / Н.Я. Стефанов. - М. : Прогресс, 2006. - 251 с.
40. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст / Э.И. Унт. – М. : Педагогика, 2000. – 192 с.
41. Унт, И.Э. Технология индивидуализации обучения Электронный ресурс / И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков. – Режим доступа : http://www.profile-edu.ru/texnologiya-individualizacii-obucheniya-page-4.html
42. Философский словарь [Текст] / под ред. И.Т. Фролова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Политиздат, 2001. – 560 с.
43. Швырев, B.C. Научное познание как деятельность Текст / B.C. Швырев. - М. : Прогресс, 2005. - 195 с.
44. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология Текст / Н.Е. Щуркова. 2-е изд., доп. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 232 с.
45. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития [Текст] / Б.Д. Эльконин. - М., 2005. - 351 с.
46. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности [Текст] : Методологические проблемы современной науки / Э.Г. Юдин. – М. : Наука, 2000. – 351 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы «Использование элементов изотерапии в кружковой работе с детьми, с ограниченными возможностями в здоровье» (с 5 по 9 классы)
Пояснительная записка ...
Индивидуальная работа с детьми и индивидуальный подход при организации учебного процесса
Статья на тему "Индивидуальная работа с детьми и индивидуальный подход при организации учебного процесса"...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ)....
Индивидуально-дифференцированный подход в кружковой работе с детьми с ОВЗ.
О реализации творческих возможностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом психофизических особенностей и возможностей обучающихся....
Индивидуальный подход при самостоятельной работе на уроках русского языка
Практические приёмы при самостоятельной работе на уроках русского языка....
Индивидуальный подход как системная работа в дополнительном образовании
Статья посвящена проблемам организации индивидуального подхода в реализации дополнительного образования. Раскрываются вопросы, обеспечивающие понимание формировании социально востребованной и успешной...
Дифференцированный и индивидуальный подход в воспитательной работе с умственно отсталыми обучающимися
Использование дифференцированного и индивидуального подхода в воспитательной работе с умственно-отсталыми обучающимися при формировании классного коллектива....