Дифференцированный и индивидуальный подход в воспитательной работе с умственно отсталыми обучающимися
статья

Завьялова Ольга Борисовна

Использование дифференцированного и индивидуального подхода в воспитательной работе с умственно-отсталыми обучающимися при формировании классного коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_shmo_klassnyh_rukovoditeley.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»

Доклад

«Использование дифференцированного и индивидуального подхода в воспитательной работе с умственно-отсталыми обучающимися при формировании классного коллектива» (из опыта работы)

Выполнила

классный руководитель

Завьялова О.Б.

Сергиев Посад, 2019г.

Использование дифференцированного и индивидуального подхода в воспитательной работе с умственно-отсталыми обучающимися при формировании классного коллектива.

Индивидуально-диференцированный подход объединяет два подхода:

- индивидуальный

- дифференцированный

Два подхода используются как в учебной, так и в воспитательной деятельности.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий особенности каждого обучающегося.

Взаимодействие с учениками происходит в учебной деятельности и в свободное от уроков время. Принцип индивидуального подхода дает возможность активно управлять ходом умственных, физических и социальных возможностей обучающегося.

Индивидуальный подход в воспитательной деятельности предполагает:

  1. Изучение обучающихся и оказание мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.

При изучении используются:

- клинические данные (диагноз, физическое и психическое развитие, заболевания)

- психологические данные (тип темперамента, акцентуации, черты характера, отклоняющееся поведение, другие психические проявления)

- педагогические наблюдения за обучающимся в школе

В результате создается педагогическая характеристика, где обращается внимание на следующие моменты:

- особенности физического и психического развития, общей и мелкой моторики

- состояние зрения, слуха, речи

- общая работоспособность обучающегося

- темп работы

-двигательная активность (заторможенность)

- тип темперамента (возбудимый или инертный)

- состояние эмоционально-волевой сферы

- возрастные и индивидуальные особенности, интересы, склонности

Учитывая эти данные, намечаются дальнейшие задачи в работе с каждым учеником, разрабатываются педагогические меры для применения в условиях групповой работы, и, в отдельных случаях, индивидуальной работы с обучающимся.

Индивидуальный подход необходим умственно отсталым обучающимся независимо от их успеха или неуспеха в деятельности.

В 5В классе есть обучающиеся более успешные в плане развития речи, мышления, памяти, внимания: такие как Волков Кирилл, Катерский Влад, Малолетов Сергей, но не менее нуждающиеся в индивидуальном подходе и учете их особенностей. Эти ребята превосходят других в классе, именно поэтому им даются дополнительные поручения, проводятся беседы, затрагивающие актуальные для них вопросы, ситуации. Эти обучающиеся также нуждаются в коррекции своего поведения, эмоциональных проявлений.

Для педагога, знание индивидуальных особенностей каждого обучающегося помогает найти наиболее целесообразный подход к нему.

Следующая часть обучающихся 5В класса – это Игнатущенко Иван, Казаков Вова, Павлов Егор, Акимов Дима. Обучающиеся уступают первой группе по развитию психических процессов, но находятся в группе деятельностного общения. Они проявляют свои возможности, несмотря на то, что имеют более выраженные нарушения речи, моторной сферы, мышления. Эти обучающиеся вступают в общение внутри класса, между собой и с другими учениками. У них есть понимание учебной ситуации, простых взаимоотношений между собой и учителем, они помогают друг другу, что-то замечают в поведении других и сообщают об этом, т.е. даже не владея речью, могут общаться с другими людьми.

И третья часть обучающихся класса характеризуется низкими показателями в психическом развитии и, в частности, эмоционального взаимодействия с другими учениками. К ним относятся Пеннер Вова, Казакова Мария, Степанкин Сергей. Эти обучающиеся находятся вне общения и деятельности класса.

Таким образом, ко всем обучающимся класса необходимо соблюдать индивидуальный подход. Именно он помогает в организации учебно-воспитательной работы с детьми, в установлении доброжелательной обстановки.

Дифференцированный подход – это форма организации учебной и развивающей деятельности для различных групп обучающихся.

Дифференцированный подход – это промежуточное положение между работой с группой и индивидуальной работой с каждым обучающимся.

Дети 5В класса по-разному относятся и овладевают знаниями, умениями и навыками. Дифференцированный подход в классе происходит исходя из:

- степени умственного развития, работоспособности

- степени требуемой помощи обучающемуся

- степени самостоятельности при выполнении заданий.

Дифференцированный подход подразумевает разное сочетание форм работы с обучающимися: групповая, индивидуальная. 2-4 ученика объединяются в группу при выполнении задания, 1-2 контролируются индивидуально.

Данный подход используется при всех формах работы с обучающимися.

        Основное значение для изучения обучающихся и осуществления дифференцированного и индивидуального подхода имеют текущие наблюдения за ребенком. Обращается внимание на трудности, учитываются его возможности, и в зависимости от этого намечаются пути и приемы дальнейшей работы с обучающимся. Например, при возникновении какой-либо спорной, или чрезмерно эмоциональной реакции обучающегося на что-либо, в качестве показателей дифференцированного и индивидуального подхода могут выступать следующие моменты:

- понимание или непонимание ситуации учеником

- умение успокоится и отвлечься

- умение воспринимать информацию (объяснения, замечания) от педагога.

Осуществляя индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся 5В класса в школе, я обращаю внимание на то, что подход осуществляется с опорой на сохранные возможности детей и систематически.

Например, некоторым обучающимся класса очень нравятся видеофильмы. Как индивидуально-дифференцированный подход: разделить урок на две части-обязательную и желательную. В итоге работу выполняют все, и сильные и слабые успевают сделать работу, так как хотят посмотреть интересное видео.

Для педагога в этом классе, при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода необходимы терпение, настойчивость, благожелательное отношение к обучающимся, своевременное оказание помощи, активное вовлечение в работу всех детей, поощрение успехов.

Оценка успеваемости этих детей – это не общие оценочные нормы. Оценка должна стимулировать ребенка и нести воспитательную функцию. При индивидуальном подходе результаты сравниваются с собственными достижениями ребенка, а не с другими обучающимися.

Ученикам 5В похвала и одобрение возможны не только за конечный результат, но и за любое продвижение в работе, за самостоятельность, за спокойное поведение, за аккуратность (на бумаге, за партой). Все это повышает мотивацию к посещаемости школы, настроение детей, формирует положительное отношение к учебно-воспитательной деятельности в школе.

Заключение.

Дифференцированный подход и учет индивидуальных особенностей является условием максимально возможной корректировки проявлений нарушения в развитии детей и максимальной адаптации его в окружающем мире.

Дифференцированный и индивидуальный подход в итоге помогут отстающим обучающимся постепенно включиться по своим возможностям в коллективную жизнь группы обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Разработка индивидуальной образовательной программы для учащегося 8 класса с умственной отсталостью, обучающегося в условиях индивидуального обучения»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, определены Конвенцией модернизации российс...

Нетрадиционный подход в работе с умственно отсталыми детьми при системном недоразвитии речи.

Работая с умственно отсталыми детьми с системным недоразвитием речи  и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематиз...

Статья «Коррекционно – воспитательная работа с умственно – отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития по социальной адаптации в детском доме»

Современный воспитатель должен уметь оказать своему воспитаннику помощь, как педагогическую, так и психологическую, суметь скорректировать его поведение таким образом, чтобы общество приобрело личност...

Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...

Система учебной и воспитательной работы с умственно отсталыми школьниками

Мое краткое описание учебной и воспитательной работы в моем классе с умственно отсталыми детьми...

Роль дидактических игр в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми.

В данной статье будет представленно положительное влияние дидактических игр на детей с умственной отсталостью....

Дифференцированный подход в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Дифференцированный подход предполагает учёт особых образовательных потребностей обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования....