Детский коллектив
статья на тему
Детский коллектив имеет формальную (официальную) структуру, как правило, задаваемую взрослыми, и неофициальную, возникающую стихийно в виде дружеских, приятельских и других объединений. Формальная структура —официально избранный орган самоуправления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_kollektiv.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский коллектив
Детский коллектив имеет формальную (официальную) структуру, как правило, задаваемую взрослыми, и неофициальную, возникающую стихийно в виде дружеских, приятельских и других объединений. Формальная структура —официально избранный орган самоуправления. Структура органов самоуправления каждого коллектива должна быть индивидуальна. Она совершенствуется и развивается по мере развития коллектива, интересов его членов. В зависимости от конкретной ситуации могут создаваться как постоянные так и временные органы. Обычно органы самоуправления избираются на собрании (сборе). Временные органы само управления могут занять статус постоянно действующего, а постоянно действующие могут выполнить свою задачу и необходимость в них просто исчезнет. В руках педагога органы самоуправления являются надежным средством, обеспечивающим педагогику сотрудничества в реальной жизни
Большое влияние на сплоченность и жизнедеятельность коллектива оказывает его неофициальная структура. В любом коллективе в процессе деятельности, общения спонтанно возникают небольшие группировки, имеющие сходство взглядов, симпатии, общие интересы. В этом неформальном объединении ребенок стремиться занять удовлетворяющее его положение, приобретает опыт общения, необходимый для формирования личности. Хорошее знание неофициальной структуры коллектива позволяет педагогу формировать высшую ступень кооперации - кооперацию взаимодействия.
Методика создания и воспитания детского коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех детей в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во-вторых, необходимо организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла детей в дружный и работоспособный коллектив.
Средства воспитания детского коллектива:
— разнообразная деятельность,
— специальная методика, направленная на создание и воспитание сплоченного коллектива.
. Педагогическую основу этой методики составляют:
— умелое предъявление требования к детям;
— воспитание детского актива;
— организация увлекательных перспектив в познавательной, трудовой, художественной, спортивной, общественной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности;
— формирование здорового общественного мнения;
— создание и развитие положительных традиции коллективной жизни;
— организация процесса интересного общения со сверстниками, со взрослыми
Одним из факторов создания и воспитания коллектива является предъявление требований к детям.
Методика предъявления единых педагогических требований
Первое. Начинать учебно-воспитательную работу нужно с четкого определения норм и правил поведения. Необходимо без излишней назидательности спокойно разъяснить детям, как следует вести себя в помещении, на уроках, на переменах, на занятиях в студиях, на кружках, во время массовых мероприятий, как относиться друг к другу, к взрослым людям, к малышам, к людям различных профессий, национальностей. Такой разговор с детьми оказывает сильное воспитательное воздействие и влияет на их поведение.
Второе. В методике предъявления требований большое значение имеет приучение детей к соблюдению установленных в детском учреждении норм и правил, выработка навыков и привычек поведения. Вот почему важнейшим компонентом этой методики является «организация упражнений в правильном поступке» (А. С. Макаренко). Словесные требования не дают должного эффекта. Детям не надо говорить о недостатках в их поведении, в учебной работе, а упражнять, учить практически всему!
Третье. Существенное .значение имеет соблюдение меры в предъявлении требований к детям. Нельзя предъявлять слишком много требований и делать их невыполнимыми для детей.
Четвертое. В процессе предъявления требований необходимо учитывать настроение в коллективе и общественное мнение детей. Только создавая условия для стимулирования, активной деятельности детей, можно постепенно усложнять требования к улучшению их успеваемости и разнообразной коллективной деятельности.
Формы воспитания, которые влияют на создание детского коллектива
Выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания, которые имеют свою специфику.
Так, массовые формы работы характеризуются эпизодичностью проведения воспитательных мероприятий и значительным количеством их участников (конференции, тематические вечера, смотры, конкурсы, олимпиады, фестивали, туризм и др).
Групповые формы воспитательной работы отличаются продолжительностью, постоянством в определенной группе (диспуты, коллективные творческие дела, кружки, художественная самодеятельность.
В настоящее время наиболее эффективной и удобной для формирования коллектива является классификация Г.И. Щукиной: она включает в себя в единстве:
Целевую, содержательную, процессуальную стороны методов воспитания.
Выделяется 3 группы методов:
-методы формирования сознания
-методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения
-методы стимулирования поведения и деятельности.
Каждая группа методов и каждый метод имеет свою специфику в области применения.
Методы применяются в комплексе и требуют высокой квалификации.
Знание методов и приемов, умение правильно их применять - это одна из важнейших характеристик уровня педагогического мастерства.
Методы формирования сознания.
Они направлены на формирование взглядов, понятий, убеждений, чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.
Чтобы выработать какое-либо качество, необходимо, чтобы воспитанник хорошо понимал значение этого качества, нравственно был уверен в общественной и личной полезности определенного типа поведения.
Рассказ на этическую тему - это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов событий, имеющих нравственное содержание.
Функции: служит источником знаний
обогащает нравственный опыт
служит способом использования положительного примера
в воспитании.
Требования к применению рассказа:
должен соответствовать социальному опыту воспитанников,
сопровождаться наглядностью (иллюстрации, фото, изделия народных умельцев, произведения живописи),
должна быть создана соответствующая эмоциональная обстановка (костер, автобус, весенний сад, музыкальное сопровождение и т.д.),
профессионально изложен
не торопить воспитанников с ответом, дать почувствовать содержание,
должен быть коротким. Могут быть использованы рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского, стихотворения А. Барто, Е. Воронковой и др.
Этическая беседа - это диалог учителя и детей, предметом обсуждения которого являются нравственные проблемы.
Цель беседы:
Углубление и упрочение нравственных понятий,
обобщение закрепление знаний,
формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Виды беседы: плановые и неплановые.
индивидуальные и групповые
Требования к групповой плановой беседе:
тема - исходя из общего содержания воспитательной работы («Умеешь ли ты дружить?», «Для чего человек учится?», «Имя и прозвище»),
должна носить проблемный характер,
должна быть эмоционально близка воспитанникам,
заблаговременно продумать вопросы,
может быть предварительная подготовка по некоторым вопросам,
подбираются факты, примеры из жизни, наглядность,
примерный сценарий:
вступление,
сообщение конкретных фактов,
обсуждение, анализ с активным участием всех собеседников,
обсуждение аналогичных ситуаций,
обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств,
применение усвоенных понятий при оценке своего поведения и поведения других людей.
дать возможность высказать каждому свое суждение,
направлять беседу в нужное русло, помочь прийти к правильному решению,
временные границы беседы: с младшими школьниками -15-20 мин.
Требования к индивидуальной беседе:
обсуждаемый вопрос должен действительно беспокоить наставника,
тактично объяснить воспитаннику его ошибку,
беседа должна носить задушевный характер,
в присутствии товарищей беседа должна быть краткой, деловой, спокойной, без иронии и высокомерия.
. В практике воспитания прибегают к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением.
Функции: проектирование в личности воспитанника положительное, вселение веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов.
Правила применения:
Многое здесь зависит от авторитета воспитателя, его нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и дел.
Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства и чести.
Показать сущность негативного поступка и его последствий,
Создать стимул, положительно влияющий на поведение, указать пути к исправлению.
. Внушение - это словесное воздействие одного лица на другого (или группу лиц), которое принимается на веру, не критически.
Требования к применению внушения:
хорошо знать положительные и отрицательные качества личности ребенка;
распространять на все сферы поведения детей:
снять переживание по поводу взаимоотношений со сверстниками
снять чувство обиды («Он совсем не хотел тебя обидеть, просто так получилось. Вот увидишь, завтра он извинится, скажет, что был неправ»)
использовать только в том случае, когда требуется затормозить какое-либо нежелательное проявление ребенка или наоборот, стимулировать нравственно оправданное поведение;
Бехтерев советует во время внушения держать руку на голове ребенка (так устанавливается физический контакт, сближение с ребенком, это располагает ребенка к сближению).
Положение руки на голове ассоциируется у ребенка с поглаживанием, т.е. с добрым отношением взрослого к нему. Возникает чувство близости, доверия;
должна быть различная обстановка в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка:
мягкий, эмоциональный, чувствительный ребенок - более внушаем в сердечной обстановке
рассудительный, отрицательно настроенный ребенок - легче поддается внушению при волевом внушающем побуждении: «Хватит рассуждать. Садись делать уроки!»
упрямый - требуют косвенного внушения (когда идея, которую необходимо внушить ребенку, завуалирована (рассказ об образцовом поведении другого ребенка).
слова внушения следует произносить четко, убедительно, эмоционально выразительно;
внушающие воздействия следует повторить, но желательно, в новых формулировках;
должен быть контроль за впечатлением, которое произвело на ребенка внушение;
не злоупотреблять внушением, т.к. надо воспитать самостоятельную, творческую личность ребенка.
Методы организации деятельности.
Воспитанность личности характеризуют не понятия и убеждения, а конкретные дела и поступки.
Организация полезной деятельности способствует тому, что воспитанник включается во взаимодействие с большим количеством людей, отношения проявляются в поступках, решении, выборе линии поведения.
К данной группе методов относятся:
поручение,
метод воспитывающих ситуаций,
Метод поручений
Функции:
приучение к положительным поступкам,
развитие необходимых качеств: ответственности, добросовестности, заботливости, аккуратности, пунктуальности и т.д.
Виды поручений:
посетить больного товарища,
помочь однокласснику в учении,
изготовить игрушки для подшефного детского садика,
украсить к празднику классную комнату и т.д.
Правила применения:
не надо детализировать: что и как,
дать простор самостоятельности, инициативе в выборе содержания, средств деятельности,
контроль с переходом в самоконтроль.
Метод воспитывающих ситуаций - метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях
Условия успешного применения:
ситуации не надуманны: отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама она должна быть естественной;
ситуации неожиданны: воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее готовит себя к ней, а если она для него неожиданна, в большинстве случаев соглашается с учителем.
Нарушителей разоружают великодушие, доброта, но при одном важном условии: они должны быть поняты именно как гуманные действия, а не как проявление слабости, неуверенности;
в отдельных случаях оправдывает себя невмешательство воспитателя в развитие ситуации;
тесно связан со всеми другими методами воспитания.
Методы стимулирования поведения и деятельности.
Функции:
побуждающую,
закрепляющую,
контролирующую.
Метод поощрения. Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива.
Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действий, который избран и проводится учеником в жизнь.
Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. К поощрениям чаще приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные поощрения.
Учителю необходимо одинаково заботиться о том, чтобы не появлялись ученики, захваленные и обойденные общественным вниманием.
Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива.
Метод наказания.
Метод наказания - это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, вызывать чувство вины.
Это психологическое состояние порождает у человека потребность изменить свое поведение. Наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.
Виды наказаний:
наложение дополнительных обязанностей,
лишение или ограничение определенных прав,
выражение морального порицания, осуждения.
Формы наказаний:
неодобрение, замечание, предупреждение, порицание, взыскание, отстранение, исключение.
Метод соревнования.
Соревнование - это метод направления естественной потребности обучающихся к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь, человек быстрее осваивает предмет, идет мощная мобилизация всех его сил и умений. Важно правильно организовывать соревнование (цели, задачи, программа, критерии оценок, подведения итогов). Эффективность соревнования повышается, если сама деятельность имеет значимый для личности и группы смысл, если подведение итогов справедливо и победителей чествуют открыто. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Детский коллектив и его роль в становлении личности школьника"
Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорга...
Статья "Детский коллектив в процессе современного воспитания: традиции и инновации
Статья «Детский коллектив в процессе современного воспитания: традиции и инновации.» была написан к выступлению на Региональной научно-практической конференции Х1 Гончаровские чтения «Педагог и ...
Временный детский коллектив. Этапы его формирования.
Формирование временного детского коллектива, пути его становления, особенности разных этапов детского коллектива, влияние возрастных особенностей и влияние воспитателя....
Критерии отбора детей в детский хореографический коллектив.
Правильно определить способности и возможности детей для успешного обучения их хореографии непросто. Руководитель должен увидеть в каждом ребенке потенциального танцовщика, строя свой прогноз по факту...
Какой у нас детский коллектив?
С помощью описания, можно определить к какому коллективу относится наш класс.Как со временем меняется его сплочённость, дружный он или нет. Над чем нужно работать....
"Детский театральный коллектив как объединение по интересам"
В статье говорится о значении и функциях детского театрального творчества, его игровой основе, а также об особенностях организации детского театрального объединения и развитии личности в нем....
детский коллектив - основа деятельности старшей вожатой
Материалы для старших вожатых...