Критерии отбора детей в детский хореографический коллектив.
статья на тему
Правильно определить способности и возможности детей для успешного обучения их хореографии непросто. Руководитель должен увидеть в каждом ребенке потенциального танцовщика, строя свой прогноз по факту присутствия каких-либо умений и способностей, данных ребенку природой от рождения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Таскаева Я. В.
Педагог дополнительного образования
Критерии отбора детей в детский хореографический коллектив.
Правильно определить способности и возможности детей для успешного обучения их хореографии непросто. Руководитель должен увидеть в каждом ребенке потенциального танцовщика, строя свой прогноз по факту присутствия каких-либо умений и способностей, данных ребенку природой от рождения.
По какому же принципу следует отбирать детей для обучения хореографическому искусству? Для выполнения специфической хореографической деятельности требуются хорошие физические, хореографические данные, эмоциональная насыщенность образов, крепкая память и воображение. Одаренность и труд, труд и талант тесно взаимосвязаны.
При отборе детей, руководитель детского хореографического коллектива должен отследить и определить внешние сценические данные детей, музыкальные, ритмические способности, медицинские показатели.
1.Определение внешних сценических данных.
Существуют основные типы сложения - долихоморфный и брахоморфный.
Долихоморфный – это астенический тип, рост высокий или выше среднего, туловище короткое, малая окружность грудной клетки, средние или узкие плечи, длинные нижние конечности, малый угол наклона таза, походка с развернутыми стопами (носки врозь).
Брахоморфный – рост средний или ниже среднего, туловище длинное, большая окружность грудной клетки, широкие плечи, короткие нижние конечности, большой угол наклона таза, походка со стопами развернутыми вовнутрь.
При отборе детей долихоморфный тип предпочтительнее, особое внимание уделяется пропорциональному сложению тела, ибо пропорционально сложенный организм легче переносит нагрузки и перегрузки, которые неизбежны в будущей работе. Определяются хореографические данные, такие как выворотность ног, величина шага, подъем стопы, гибкость тела, прыжок.
Выворотность ног – это способность поворачивать верхнюю часть ноги в тазобедренном суставе вокруг оси так, чтобы колено, голень и стопа свободно поворачивались наружу. Такая выворотность зависит от свободной подвижности тазобедренного сустава, эластичности мышц бедра и связок, от неглубокой впадины таза и маленькой продолговатой головки бедренной кости. Кроме того, педагог определяет и пассивную выворотность, то есть выявляет степень запаса выворотности для возможного ее развития в процессе обучения.
Подъем стопы – это внешняя выраженность продольного свода стопы и возможность хорошо вытянуть стопу вместе с пальцами. Стопа должна выводиться в одну линию с голенью при высокой степени подвижности в голеностопном суставе и пальцах.
Гибкость тела – это способность свободно максимально прогнуться назад. Прогиб совершается за счет верхних поясничных и нижних грудных позвонков.
Величина шага – это степень подвижности тазобедренных суставов и позвоночного столба. Кроме того, она зависит от эластичности мышц. Критерием величины шага является угол поднятой ноги не ниже 90º для мальчиков, и выше 90º для девочек.
Прыжок – это способность высокого отталкивания – баллон, который зависит от подвижности суставов нижних конечностей, а также от функциональных возможностей мышц ног. Мягкость приземления характеризует эластичность трехглавой мышцы голени и пяточного сухожилия, а также плотно прижатые пятки к полу при низком приседании.
Отсутствие каких-либо хореографических сценических признаков не является еще основанием для отказа в приеме в коллектив. Следует учитывать еще и музыкальные и танцевальные возможности ребенка.
2.Музыкальные, ритмические, танцевальные способности.
Эмоциональность и темперамент имеют большое значение для будущего исполнителя и его сложной психолого-эмоциональной сценической деятельности. Индивидуальные способности зависят от свойств нервных процессов: возбуждения, торможения, их силы, уравновешенности и подвижности. Скорость развития музыкальных способностей зависит от темперамента и степени одаренности ребенка. Предлагаются простые способы выявления этих данных: маршировка под музыку, ритм и темп которой время от времени меняется, импровизация танца или ритмического рисунка под музыку. Определение этих способностей имеет значение для артистизма и танцевальности будущих исполнителей.
3.Медицинские показатели.
Для успешного обучения хореографическому искусству необходимо хорошее физическое здоровье, а также наличие функциональных возможностей тела. Симметричные черты лица, удлиненная подвижная шея, красивая линия плеч и предплечий, удлиненная тонкая кисть и пальцы, удлиненные руки – при опущенных руках, конец среднего пальца находится на середине бедра или чуть ниже, прямой позвоночный столб с нормальными физиологическими изгибами, симметричная грудная клетка, красивая линия ног с продолговатыми мышцами. Особое внимание нужно обратить на стопу, так как это наиболее нагружаемая часть тела. Идеальным строением стопы для обучения хореографии, когда 1,2,3 пальцы равны по длине и они больше 4,5 пальцев. Стопа узкая с разворотом пальцев наружу.
Предъявляется медицинская справка от врача-терапевта о состоянии здоровья ребенка на основании заключений ортопеда, кардиолога и окулиста. Профессионально заниматься хореографическим искусством могут дети, не имеющие тяжелых хронических заболеваний внутренних органов и психических расстройств.
В детский хореографический коллектив сегодня принимаются все желающие. Но отбор нужен для определения хореографических возможностей и способностей детей.
План – тестирование хореографических способностей детей.
Критерии отбора | Проверка действий | Пояснения и рекомендации | |
1 этап. Хореографические данные. | |||
1.Подъем стопы | Вытягивание и сокращение стопы, круговые движения стопой | Не развитая стопа будет сковывать амплитуду прыжка и других движений. Для развития гибкости ступни необходимо выполнять специальные упражнения. | |
2.Выворотность в стопе | Выполнить 1,4,5 позиции ног, battement tendu. | Отсутствие выворотности, неподвижность голеностопного сустава может привести к травме. При выполнении позиций все пальцы должны плотно прилегать к полу. | |
3.Выворотность в колене | Выполнить demi plié Grand plie, retere. | Невыворотность колена при исполнении прыжков ведет к травме. Развивается специальными упражнениями. | |
4.Выворотность в бедре | Выполнить demi plieGrand plie, rond de jambe par terree, «лягушка» лежа на спине и животе. | Упражнение «лягушка» следует выполнять осторожно с нажимом на колени. Отсутствие выворотности бедра не позволит правильно и красиво выполнить позы классического танца. Развивается с помощью специальных упражнений. | |
5.Величина шага | Выполнить releve lent во всех направлениях с удержанием ноги на максимальной высоте. | Нога должна идти свободно без усилий и боли, связки должны эластично растягиваться. Специальные упражнения увеличивают растяжку шага. | |
6.Гибкость корпуса | Выполнить перегибы корпуса во все направления. | Верхняя часть корпуса перегибается легко и свободно, с устойчивым равновесием в нижней части корпуса. Идеальная гибкость не обязательна. | |
7.Прыжок | Выполнение прыжков на 2 ногах на максимальную высоту. | Необходимо добиваться вытягивания корпуса и коленей в воздухе, полного опускания пяток на пол при приземлении, отталкивание производить всей ступней. | |
2 этап. Музыкальные данные. | |||
1.Музыкальныйслух | Исполнись песню, громкого и тихого звучания. | Отсутствие слуха затруднит обучение хореографическому искусству. | |
2.Ритм | Выполнить ритмическую хлопушку руками, ногами, выполнение движения музыкой и изменением темпа | Отсутствие ритмических способностей препятствует изучению хореографии, развитию не поддается. | |
4 этап. Медицинские показания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии отбора детей на отделение плавание
Спортивный отбор продолжительный процесс, он требует объективной оценки индивидуальных особенностей занимающихся, которая должна строится на комплексе показателей, потому что ориентация на спортивный ...
Организация набора в хореографический коллектив
Хорошая организация – залог успеха в любом деле, а в организации хореографического коллектива особенно....
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Образцовый хореографический коллектив «Росток»» ТЕМА: «Русский танец»
В работе дано полное описание проведения открытого занятия по хореографии на тему "Русский танец"....
Методическая разработка « Порядок отбора детей на обучение по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации №273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и о...
Диагностика специальных способностей ребенка, принимаемого в хореографический коллектив. Диагностика формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД.
Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореографический коллектив «Задумка» художественная направленность Срок реализации: 6 лет Возраст детей: 7 - 18 лет
Программа способствует развитию эмоционального восприятия музыки посредством отображения в движении её характера, темпа, динамики и других средств музыкальной выразительности. Программа с...
Хореографический коллектив «ACCENT»
Хореографический коллектив «ACCENT» под руководством Акуленко Вероники Олеговны наполнил программу эстетикой и динамикой событий.Студенты - актеры «отправлялись» вместе со зрит...