"Развитие ребенка по нравственному воспитанию"
статья на тему

Кудрявцева Татьяна Анатольевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_microsoft_word.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                              Учиться на ЧЕЛОВЕКА надо всю жизнь.

                                                                                                                                  В.А.Сухомлинский.

    Существующая сегодня в стране ситуация характеризует переход от авторитарного управления к демократическому, ломку прежних отношений и распад организационных структур по работе и объединению молодежи. Противоречия между прежними взглядами и происходящими переменами  требуют нового мышления, динамизма и гибкости.

Для российского образования традиционным видом педагогической деятельности по организации воспитания учащихся является классное руководство. Классный руководитель, как и прежде, осуществляет координацию действий между детьми, учителями-предметниками, родителями.

Много лет воспитательная работа в школе была целиком направлена только на формирование и развитие коллектива класса, не уделялось должного внимания индивидуальному воспитанию личности. Дети участвовали в коллективных мероприятиях школы и класса, а индивидуальная воспитательная работа ограничивалась беседами о поведении и оказанием помощи неуспевающим.

В современных условиях, необходимо дойти до каждого ученика, создать каждому условия для развития индивидуальных особенностей, сформировать в каждом потребность к самовыражению. Поэтому основной воспитательной задачей реализацию личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию.

Воспитательная система школы включает в себя воспитание учащихся на уроках, классных часах, внеклассных и внешкольных мероприятиях. Отсутствие одной составляющей этой системы приводит к снижению результата всей воспитательной работы.  

Основу воспитательного процесса должны составлять следующие принципы:

  • воспитание строить в соответствии с потребностями ребенка и общества на данный момент;
  • давать возможность ребенку сознательно формировать свою личность;
  • давать ребенку право на самостоятельный выбор поведения в различных ситуациях;
  • создавать ситуации успеха, находить возможность стимулирования ребенка за активную самостоятельную деятельность;
  • обеспечить доверительные отношения между учителем и учеником, проявлять любовь и уважение к детям;
  • обеспечить целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности ребенка;
  • ненавязчиво осуществлять воспитательный процесс, избегать сопротивления со стороны воспитанников.

                              Заповеди воспитания:

  • Не воспитывай в плохом настроении («спокойствие, только спокойствие»).  
  • Определи, чего хочешь для ребенка, узнай, что он думает по этому поводу.  
  • Предоставь возможную самостоятельность.
  • Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.  
  • Не пропусти первый успех ребенка.
  • Делай своевременные замечания.  
  • Оценивай поступок, а не личность.
  • А главная заповедь - не навреди.  

Нравственность – это залог успешного существования человека в обществе, ученика в образовательном процессе, постоянное совершенствование культуры общения.

Нравственный человек — это человек, соблюдающий нормы общественного поведения, требования морали, человек, выработавший определенную систему ценностей, соответствующую общественной морали.

Именно нравственное воспитание является стержнем воспитания.

Задачи подготовки человека к жизни и деятельности в обществе, получению специальности, освоению профессиональной этики выдвигают требования к общей культуре личности.

Корни же нравственности зарождаются и произрастают из семьи. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители.

В основной школе стандарт «Нравственность» (мораль) предусматривает:

  • Формирование культуры нравственного поведения школьников.
  • Выработку нравственных основ мировоззрения.
  • Усвоение нравственных норм, правил и требований, лежащих в основе общения и деятельности людей.
  • Выработку основных понятий нравственного сознания школьников

Духовная среда нашего общества сегодня, к сожалению, не способствует нравственному воспитанию детей. Человеку еще предстоит научиться культурно пользоваться свободой. Ребенок не может самостоятельно разобраться, где зло и где добро, где культура и антикультура, поэтому воспитание этической культуры детей - насущная потребность нашего времени.

Каждый человек хотя бы однажды задумывался над вопросом: «Зачем я появился на свет?»

Народная мудрость гласит:

«Посади дерево, вырасти ребенка и построй дом».

В простоте этой истины сокрыт глубинное понимание духовности и дан ответ на поставленный вопрос.

«Посади дерево» - не значит ли это - сохрани, люби и обнови природу - живой организм, внутри и благодаря которому человек живет и без которого просто погибнет.

 «Вырасти ребенка» - сотвори дух, тебе подобный, несущий в мир любовь, добро и красоту, а для этого «построй дом» - не жилище, а Храм своей души - выпусти на волю то божественное начало, которое в тебе заложено от рождения, не загуби его алчностью, невежеством, эгоизмом, ненавистью, завистью, ленью, ложью, то есть бездуховностью.  

 

Какие же опасности и ловушки подстерегают ныне неокрепшие детские души?

По-моему, губительное влияние на подростков могут оказывать:

  •    тоталитарные или деструктивные секты (Церковь объединения Муна, сайентологии, международное общество сознания Кришны, «Белое братство», «Богородичный центр», секта сатанистов и т.д.);
  •    радикальные молодежные группировки как левого, так и правого толка, где царят нетерпимость, ненависть, агрессия по отношению к людям иных взглядов, расы и т.д. (например, «Скинхэды»);
  •    молодежные тусовки, практикующие наркотики, алкоголь и т.д. (дискотеки рэйверов, хиппи, байкеры);
  •    разжигающие самые низменные инстинкты, растлевающие юные души СМИ (например,  популярные,  к сожалению,  сейчас  «CooL», «CooL-girl» и т.д.);
  •    использующие откровенно сатанинскую символику рок-группы;
  •    губящие физическое и нравственное здоровье детей токсические вещества (наркотики, алкоголь, табак и др.).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составляющая часть методической системы технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 А (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 Б (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 В (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся) Ч. 3 А (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литература как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 3 Б (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души(Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся) Ч. 3 В (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...