Разработка рабочей программы учебного предмета «Изобразительное искусство»
рабочая программа (5 класс) на тему

Иванов Юрий Борисович

Здесь представлен проект разработки рабочей программы учебного предмета ИЗО в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Разработка рабочей программы учебного предмета «Изобразительное искусство»

Выполнил Иванов Юрий Борисович

учитель изобразительного искусства

                                                       МБОУ «Тораевская СОШ»

                                               Моргаушского района

                                                 Чувашской Республики

Анаткасы - 2017  


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

      ГЛАВА I. Понятие рабочей программы и ее место в основной общеобразовательной программе ………………………………………………5

ГЛАВА II. Разработка программы учебного предмета «Изобразительное искусство» для учащихся 5 класса ……………………………………………..7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..19

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………...20

ВВЕДЕНИЕ

В законе об образовании в Российской Федерации [4] нет прямого определения рабочей программы по учебному предмету, но вместе с тем им устанавливаются ее место и значение в системе образования.

          Рабочая программа разрабатывается в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [5], с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом Примерной основной образовательной программы общеобразовательного учреждения.

          Основная цель предмета «Изобразительное искусство» [2]  – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

           Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального  и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

- формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

          Цель курсового проекта –  разработать рабочую программу учебного предмета «Изобразительное искусство» для учащихся 5 класса.

Задачи:

1) рассмотреть понятие рабочей программы учебного предмета;

2) исследовать вопрос о месте рабочей программы учебного предмета в основной общеобразовательной программе.

 

Глава I. Понятие рабочей программы и ее место в основной общеобразовательной программе

          Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования [5] .

   Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.

   Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

          Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3) тематическое планирование.

          В действующем законе об образовании нет прямого определения рабочей программы  по учебному предмету, но вместе с тем им устанавливаются ее место и значение в системе образования. Так,  этот термин входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования,  а также понятия «примерная основная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документации, определяющей «рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы» (статья 2    главы 1 ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации») [4].

         Согласно закону об образовании разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации [4] ,  педагогическим работникам  которой предоставлено «право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ». Они также обязаны  «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».

          Таким образом, рабочая программа по учебному предмету (далее – рабочая программа) является составной частью образовательной программы общеобразовательной организации и представляет  совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом образовательного учреждения на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ, с учётом целей и задач основной образовательной программы школы и отражает пути реализации содержания учебного предмета.

ГЛАВА II. Разработка программы учебного предмета «Изобразительное искусство» для учащихся 5 класса

Планируемые результаты освоения учебного предмета

          В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

          Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

         - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры чувашского народа, Чувашской Республики, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

        - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и   самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  - формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, исследовательской, творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

           Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

          Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

-  формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

          Учащиеся должны знать:

 - истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- несколько народных художественных промыслов России.

          Учащиеся должны уметь:

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).

 - различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

 - выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; - владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

Содержание учебного предмета

Программа 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» [1], [3]  состоит из 4 основных разделов: 1. «Древние корни народного искусства»; 2. «Связь времен в  народном искусстве»; 3.«Декор-человек, общество, время»; 4. «Декоративное искусство в современном мире».

Раздел 1. «Древние корни народного искусства»

Тема 1. Древние образы в народном искусстве

          Цели и задачи:  познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и ее историей, воспитать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества, развить эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

          Тема 2. Убранство русской избы

          Цели и задачи:  познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора; развить любовь к Родине, ее традициям, народной культуре; развить творческую и познавательную активность; формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы (на доступном для данного возраста уровне); развивать умение работать в коллективе.

          Тема 3. Внутренний мир русской избы

          Цели и задачи: познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой; развить творческую и познавательную активность; формировать практические навыки работы с гуашью, умение работать в малом коллективе (группе); продолжать формировать понятие об единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта; воспитать любовь к Родине и народной культуре.

          Тема 4-5. Конструкция, декор предметов народного быта

          Цели и задачи:  дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении; воспитать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков; развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшение модели прялки.

          Тема 6. Русская и чувашская народные вышивки

          Цели и задачи:  познакомить учащихся со старинной русской и чувашской народной вышивкой; сформировать понятие «орнамент»; отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы; развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.

          Тема 7. Народный праздничный костюм

          Цели и задачи: познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе; продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся;  прививать интерес к русскому и чувашскому народному творчеству.

          Тема 8. Народные праздничные обряды

          Цели и задачи: познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и ее истории; продолжить развивать творческую фантазию, активность, умение работать в малом коллективе (группе).

          Раздел 2. «Связь времен в  народном искусстве»

          Тема 9. Древние образы в современных народных игрушках

          Цели и задачи: сформировать понятие о народной глиняной игрушки, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи; воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине, ее истории; формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью; развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

          Тема 10. Искусство гжели

          Цели и задачи: познакомить учащихся с керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре; развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель).

          Тема 11. Городецкая роспись, ее особенности

          Цели и задачи: продолжить знакомство учащихся с народными промыслами, разнообразием ее форм, особенностью росписи; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре; развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель).

          Тема 12. Хохлома, ее особенности

          Цели и задачи: продолжить знакомство учащихся с народными промыслами, разнообразием ее форм, особенностью росписи; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре; развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель).

          Тема 13. Жостово. Роспись по металлу, ее особенности

          Цели и задачи: познакомить учащихся с росписью по металлу, разнообразием ее форм, особенностью росписи; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре; развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь).

          Тема 14. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

          Цели и задачи: продолжить знакомство учащихся с народными промыслами, разнообразием ее форм, особенностью росписи; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре; развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (береста).

          Тема 15. Изразцы

          Цели и задачи: продолжить знакомство учащихся с народными промыслами, разнообразием ее форм, особенностью росписи; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре; развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, глина).

          Тема 16. Роль народных художественных промыслов в современной жизни

          Цели и задачи: продолжить знакомство учащихся с народными промыслами, разнообразием ее форм, особенностью росписи; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре; развивать творческую активность.

          Раздел 3. «Декор-человек, общество, время»

          Тема 17-18. Зачем людям украшения. Практическая работа «Славянские мотивы»

          Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства древнего общества. Особенностями украшений древних славян; сформировать представление о декоре как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры; развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории.

          Тема 19-20. Роль декоративного искусства в жизни Древнего Египта

          Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта; сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры; развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

          Тема 21. Роль декоративного искусства в жизни древнего Древней Греции

          Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древней Греции; сформировать представление об основных элементах украшений Древней Греции; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры; развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

          Тема 22. Одежда «говорит» о человеке. Древний Китай и Япония

          Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства древнего и средневекового общества, особенностями костюмов людей разных стран; сформировать представление о костюме как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры; развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории.

          Тема 23. Одежда «говорит» о человеке Индия

          Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства древнего и средневекового общества, особенностями костюмов  Индии; сформировать представление о костюме как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры;  развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории.

          Тема 24. Одежда «говорит» о человеке Древняя Русь

          Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства древнего и средневекового общества, особенностями костюмов Руси; сформировать представление о костюме как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры; развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории.

          Тема 25. Одежда «говорит» о человеке Западная Европа

           Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства древнего и средневекового общества, особенностями костюмов  Западной Европы; сформировать представление о костюме как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры; развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории.

          Тема 26-27. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Беседа о месте символов и эмблем в жизни современного общества

          Цели и задачи: познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них; сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличия от других общностей; воспитать любовь к Родине и ее истории, чувства гражданина своей страны; развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.

          Тема 28. Роль декоративного искусства в современном мире. Проверочная работа

          Цели и задачи: вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение; формирование познавательного интереса детей к народному искусству; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

          Раздел 4. «Декоративное искусство в современном мире»

          Тема 29. Современное выставочное искусство

          Цели и задачи: приобщение к современной культуре; воспитание нравственного отношения к миру через эстетическое развитие; развитие познавательного интереса детей к современному искусству; активизация творческого потенциала учеников.

          Тема 30-34. Ты сам – мастер (Творческий проект)

          Цели и задачи: вывести учащихся на более высокий уровень выполнения творческого проекта; формирование познавательного интереса детей к искусству; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству; подведение итогов учебного года.

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

 

№ урока

Тема урока

Часы учебного времени

1

Древние образы в народном искусстве

1 час

2

Убранство русской избы

1 час

3

Внутренний мир русской избы

1 час

4-5

Конструкция, декор предметов народного быта

2 часа

6

 Русская и чувашская народные вышивки

1 час

7

Народный праздничный костюм

1 час

8

Народные праздничные обряды

1 час

9

Древние образы в современных народных игрушках

1 час

10

Искусство гжели

1  час

11

Городецкая роспись, ее особенности

1 час

12

Хохлома, ее особенности

1 час

13

Жостово. Роспись по металлу, ее особенности

1 час

14

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

1 час

15

Изразцы

1 час

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

1 час

17-18

Зачем людям украшения. Практическая работа «Славянские мотивы»

2 часа

19-20

Роль декоративного искусства в жизни Древнего Египта

2 часа

21

Роль декоративного искусства в жизни древнего Древней Греции

1 час

22

Одежда «говорит» о человеке. Древний Китай и Япония

1 час

23

Одежда «говорит» о человеке Индия

1 час

24

Одежда «говорит» о человеке Древняя Русь

1 час

25

Одежда «говорит» о человеке Западная Европа

1 час

26-27

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Беседа о месте символов и эмблем в жизни современного общества

2 часа

28

Роль декоративного искусства в современном мире. Проверочная работа

1 час

29

Современное выставочное искусство

1 час

30-34

Ты сам – мастер (Творческий проект)

4 часа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017г.) и федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015г.) можно сделать следующие выводы:

- в Федеральном Законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нет прямого определения рабочей программы  по учебному предмету, но вместе с тем им устанавливаются ее место и значение в системе образования;

-  рабочая программа по учебному предмету является составной частью основной образовательной программы общеобразовательного учреждения;

-  рабочая программа по учебному предмету разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Изобразительное искусство 5-8 класс: Рабочие программы /Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева И.А., Питерских А.С./. – М.: Просвещение, 2015.

2. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /  Горяева Н.А., Островская О.В./ под ред. Неменского Б.М.. - М.: «Просвещение»,2015

3. Программы основного общего образования «Изобразительное искусство»; - авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С.Питерских). – М.: Просвещение, 2013.

4. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017г.)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015г.)

Электронные ресурсы

6. Инфоурок. Рабочие программы. Материалы по ИЗО. //https://infourok.ru/izo-mhk.html (дата обращения: 28.02.2017).

7. Педсовет. Искусство. //http://pedsovet.su/ (дата обращения: 27.02.2017).

8. Презентации ком. //http://prezentacii.com/mhk (дата обращения: 26.02.2017).

9. «Просвещение» издательство. //http://www.prosv.ru (дата обращения: 03.03.2017).

10. Социальная сеть работников образования. //http://nsportal.ru (дата обращения: 05.03.2017).

11. Титова Н. С. Инновационная деятельность учителя при разработке рабочей программы в условиях ФГОС // URL: http: // cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-uchitelya-pri-razrabotke-rabochey-programmy-v-usloviyah-fgos (дата обращения: 07.03.2017).

12. Учителя ком. Учителю ИЗО. Рабочие программы// http://uchitelya.com/izo/ (дата обращения: 03.03.2017).

13. Учительский портал. //http://www.uchportal.ru (дата обращения: 05.03.2017).

14. Хостинг презентаций. Презентации МХК. //http://ppt4web.ru/mkhk (дата обращения: 06.03.2017).

15. Искусство в школе. Рабочие прграммы.//http://uchitel-izo.ucoz.ru/load/rabochie_programmy_2016_2017/izo/rabochaja_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_5_klass/9-1-0-54 (дата обращения: 03.03.2017).

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень    Разработана   Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 2 класса по программе Н.М.Сокольниковой

Структура рабочей программы по учебному предмету "Изобразительное искусство" для 2класса :планируемые результаты учебного предмета (личностные результаты ,метапредметные результаты :регуляти...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класс класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11— 15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования 2022-2023 учебный год

Рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» к модулю «Декоративно-прикладное и народное искусство» составлена на основе требований к ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класс класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11— 15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств, обучающихся ка...