Разработка рабочей программы учебного предмета «Изобразительное искусство»
рабочая программа (5 класс) на тему
Здесь представлен проект разработки рабочей программы учебного предмета ИЗО в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка рабочей программы учебного предмета «Изобразительное искусство» | 45.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка рабочей программы учебного предмета «Изобразительное искусство»
Выполнил Иванов Юрий Борисович
учитель изобразительного искусства
МБОУ «Тораевская СОШ»
Моргаушского района
Чувашской Республики
Анаткасы - 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Понятие рабочей программы и ее место в основной общеобразовательной программе ………………………………………………5
ГЛАВА II. Разработка программы учебного предмета «Изобразительное искусство» для учащихся 5 класса ……………………………………………..7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………...20
ВВЕДЕНИЕ
В законе об образовании в Российской Федерации [4] нет прямого определения рабочей программы по учебному предмету, но вместе с тем им устанавливаются ее место и значение в системе образования.
Рабочая программа разрабатывается в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [5], с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом Примерной основной образовательной программы общеобразовательного учреждения.
Основная цель предмета «Изобразительное искусство» [2] – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Цель курсового проекта – разработать рабочую программу учебного предмета «Изобразительное искусство» для учащихся 5 класса.
Задачи:
1) рассмотреть понятие рабочей программы учебного предмета;
2) исследовать вопрос о месте рабочей программы учебного предмета в основной общеобразовательной программе.
Глава I. Понятие рабочей программы и ее место в основной общеобразовательной программе
Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования [5] .
Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.
В действующем законе об образовании нет прямого определения рабочей программы по учебному предмету, но вместе с тем им устанавливаются ее место и значение в системе образования. Так, этот термин входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также понятия «примерная основная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документации, определяющей «рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы» (статья 2 главы 1 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») [4].
Согласно закону об образовании разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации [4] , педагогическим работникам которой предоставлено «право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ». Они также обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».
Таким образом, рабочая программа по учебному предмету (далее – рабочая программа) является составной частью образовательной программы общеобразовательной организации и представляет совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом образовательного учреждения на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ, с учётом целей и задач основной образовательной программы школы и отражает пути реализации содержания учебного предмета.
ГЛАВА II. Разработка программы учебного предмета «Изобразительное искусство» для учащихся 5 класса
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры чувашского народа, Чувашской Республики, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, исследовательской, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; - владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
Содержание учебного предмета
Программа 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» [1], [3] состоит из 4 основных разделов: 1. «Древние корни народного искусства»; 2. «Связь времен в народном искусстве»; 3.«Декор-человек, общество, время»; 4. «Декоративное искусство в современном мире».
Раздел 1. «Древние корни народного искусства»
Тема 1. Древние образы в народном искусстве
Цели и задачи: познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и ее историей, воспитать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества, развить эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.
Тема 2. Убранство русской избы
Цели и задачи: познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора; развить любовь к Родине, ее традициям, народной культуре; развить творческую и познавательную активность; формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы (на доступном для данного возраста уровне); развивать умение работать в коллективе.
Тема 3. Внутренний мир русской избы
Цели и задачи: познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой; развить творческую и познавательную активность; формировать практические навыки работы с гуашью, умение работать в малом коллективе (группе); продолжать формировать понятие об единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта; воспитать любовь к Родине и народной культуре.
Тема 4-5. Конструкция, декор предметов народного быта
Цели и задачи: дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении; воспитать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков; развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшение модели прялки.
Тема 6. Русская и чувашская народные вышивки
Цели и задачи: познакомить учащихся со старинной русской и чувашской народной вышивкой; сформировать понятие «орнамент»; отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы; развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.
Тема 7. Народный праздничный костюм
Цели и задачи: познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе; продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся; прививать интерес к русскому и чувашскому народному творчеству.
Тема 8. Народные праздничные обряды
Цели и задачи: познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и ее истории; продолжить развивать творческую фантазию, активность, умение работать в малом коллективе (группе).
Раздел 2. «Связь времен в народном искусстве»
Тема 9. Древние образы в современных народных игрушках
Цели и задачи: сформировать понятие о народной глиняной игрушки, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи; воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине, ее истории; формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью; развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Тема 10. Искусство гжели
Цели и задачи: познакомить учащихся с керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре; развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель).
Тема 11. Городецкая роспись, ее особенности
Цели и задачи: продолжить знакомство учащихся с народными промыслами, разнообразием ее форм, особенностью росписи; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре; развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель).
Тема 12. Хохлома, ее особенности
Цели и задачи: продолжить знакомство учащихся с народными промыслами, разнообразием ее форм, особенностью росписи; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре; развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель).
Тема 13. Жостово. Роспись по металлу, ее особенности
Цели и задачи: познакомить учащихся с росписью по металлу, разнообразием ее форм, особенностью росписи; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре; развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь).
Тема 14. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте
Цели и задачи: продолжить знакомство учащихся с народными промыслами, разнообразием ее форм, особенностью росписи; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре; развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (береста).
Тема 15. Изразцы
Цели и задачи: продолжить знакомство учащихся с народными промыслами, разнообразием ее форм, особенностью росписи; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре; развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, глина).
Тема 16. Роль народных художественных промыслов в современной жизни
Цели и задачи: продолжить знакомство учащихся с народными промыслами, разнообразием ее форм, особенностью росписи; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре; развивать творческую активность.
Раздел 3. «Декор-человек, общество, время»
Тема 17-18. Зачем людям украшения. Практическая работа «Славянские мотивы»
Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства древнего общества. Особенностями украшений древних славян; сформировать представление о декоре как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры; развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории.
Тема 19-20. Роль декоративного искусства в жизни Древнего Египта
Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта; сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры; развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
Тема 21. Роль декоративного искусства в жизни древнего Древней Греции
Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древней Греции; сформировать представление об основных элементах украшений Древней Греции; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры; развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
Тема 22. Одежда «говорит» о человеке. Древний Китай и Япония
Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства древнего и средневекового общества, особенностями костюмов людей разных стран; сформировать представление о костюме как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры; развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории.
Тема 23. Одежда «говорит» о человеке Индия
Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства древнего и средневекового общества, особенностями костюмов Индии; сформировать представление о костюме как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры; развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории.
Тема 24. Одежда «говорит» о человеке Древняя Русь
Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства древнего и средневекового общества, особенностями костюмов Руси; сформировать представление о костюме как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры; развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории.
Тема 25. Одежда «говорит» о человеке Западная Европа
Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства древнего и средневекового общества, особенностями костюмов Западной Европы; сформировать представление о костюме как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры; развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории.
Тема 26-27. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Беседа о месте символов и эмблем в жизни современного общества
Цели и задачи: познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них; сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличия от других общностей; воспитать любовь к Родине и ее истории, чувства гражданина своей страны; развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.
Тема 28. Роль декоративного искусства в современном мире. Проверочная работа
Цели и задачи: вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение; формирование познавательного интереса детей к народному искусству; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Раздел 4. «Декоративное искусство в современном мире»
Тема 29. Современное выставочное искусство
Цели и задачи: приобщение к современной культуре; воспитание нравственного отношения к миру через эстетическое развитие; развитие познавательного интереса детей к современному искусству; активизация творческого потенциала учеников.
Тема 30-34. Ты сам – мастер (Творческий проект)
Цели и задачи: вывести учащихся на более высокий уровень выполнения творческого проекта; формирование познавательного интереса детей к искусству; воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству; подведение итогов учебного года.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Тема урока | Часы учебного времени |
1 | Древние образы в народном искусстве | 1 час |
2 | Убранство русской избы | 1 час |
3 | Внутренний мир русской избы | 1 час |
4-5 | Конструкция, декор предметов народного быта | 2 часа |
6 | Русская и чувашская народные вышивки | 1 час |
7 | Народный праздничный костюм | 1 час |
8 | Народные праздничные обряды | 1 час |
9 | Древние образы в современных народных игрушках | 1 час |
10 | Искусство гжели | 1 час |
11 | Городецкая роспись, ее особенности | 1 час |
12 | Хохлома, ее особенности | 1 час |
13 | Жостово. Роспись по металлу, ее особенности | 1 час |
14 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте | 1 час |
15 | Изразцы | 1 час |
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни | 1 час |
17-18 | Зачем людям украшения. Практическая работа «Славянские мотивы» | 2 часа |
19-20 | Роль декоративного искусства в жизни Древнего Египта | 2 часа |
21 | Роль декоративного искусства в жизни древнего Древней Греции | 1 час |
22 | Одежда «говорит» о человеке. Древний Китай и Япония | 1 час |
23 | Одежда «говорит» о человеке Индия | 1 час |
24 | Одежда «говорит» о человеке Древняя Русь | 1 час |
25 | Одежда «говорит» о человеке Западная Европа | 1 час |
26-27 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Беседа о месте символов и эмблем в жизни современного общества | 2 часа |
28 | Роль декоративного искусства в современном мире. Проверочная работа | 1 час |
29 | Современное выставочное искусство | 1 час |
30-34 | Ты сам – мастер (Творческий проект) | 4 часа |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017г.) и федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015г.) можно сделать следующие выводы:
- в Федеральном Законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нет прямого определения рабочей программы по учебному предмету, но вместе с тем им устанавливаются ее место и значение в системе образования;
- рабочая программа по учебному предмету является составной частью основной образовательной программы общеобразовательного учреждения;
- рабочая программа по учебному предмету разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Изобразительное искусство 5-8 класс: Рабочие программы /Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева И.А., Питерских А.С./. – М.: Просвещение, 2015.
3. Программы основного общего образования «Изобразительное искусство»; - авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С.Питерских). – М.: Просвещение, 2013.
4. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017г.)
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015г.)
Электронные ресурсы
6. Инфоурок. Рабочие программы. Материалы по ИЗО. //https://infourok.ru/izo-mhk.html (дата обращения: 28.02.2017).
7. Педсовет. Искусство. //http://pedsovet.su/ (дата обращения: 27.02.2017).
8. Презентации ком. //http://prezentacii.com/mhk (дата обращения: 26.02.2017).
9. «Просвещение» издательство. //http://www.prosv.ru (дата обращения: 03.03.2017).
10. Социальная сеть работников образования. //http://nsportal.ru (дата обращения: 05.03.2017).
11. Титова Н. С. Инновационная деятельность учителя при разработке рабочей программы в условиях ФГОС // URL: http: // cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-uchitelya-pri-razrabotke-rabochey-programmy-v-usloviyah-fgos (дата обращения: 07.03.2017).
12. Учителя ком. Учителю ИЗО. Рабочие программы// http://uchitelya.com/izo/ (дата обращения: 03.03.2017).
13. Учительский портал. //http://www.uchportal.ru (дата обращения: 05.03.2017).
14. Хостинг презентаций. Презентации МХК. //http://ppt4web.ru/mkhk (дата обращения: 06.03.2017).
15. Искусство в школе. Рабочие прграммы.//http://uchitel-izo.ucoz.ru/load/rabochie_programmy_2016_2017/izo/rabochaja_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_5_klass/9-1-0-54 (дата обращения: 03.03.2017).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 2 класса по программе Н.М.Сокольниковой
Структура рабочей программы по учебному предмету "Изобразительное искусство" для 2класса :планируемые результаты учебного предмета (личностные результаты ,метапредметные результаты :регуляти...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класс класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11— 15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования 2022-2023 учебный год
Рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» к модулю «Декоративно-прикладное и народное искусство» составлена на основе требований к ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класс класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11— 15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств, обучающихся ка...