Личность учителя в рамках модели «Шестилетняя начальная школа»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Личность учителя
в рамках модели «Шестилетняя начальная школа»
Чтобы воспитать личность,
надо самому быть личностью,
чтобы зажечь другого, надо самому гореть.
Ж. Сименон
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, требующей особого внимания. Если на месте педагога недостаточно профессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают дети. Причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди педагогов и воспитателей оказывались люди, наиболее интеллектуально и морально подготовленные к работе с детьми.
Постоянно изменяющаяся социальная ситуация усиливает потребность общества в профессионально творческой личности, способной адекватно реагировать на происходящие изменения, готовой участвовать в инновационных процессах, способной адаптироваться к новым типам отношений, к самореализации в любых проблемных ситуациях.
В современной школе для преодоления трудностей при адаптации необходима специальная организация учебно-воспитательного процесса. В рамках эксперимента «Шестилетняя начальная школа» одним из таких способов является модель, при которой учитель, работающий с детьми в начальной школе, продолжает работу в качестве учителя-предметника.
Но и это еще не все решение проблемы. При внедрении инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс возросла потребность в учителях, способных занять личностно-гуманную позицию по отношению к воспитанникам и к себе. Поэтому сегодня так остро стоит проблема повышения профессиональной компетентности учителя.
Компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников.
Комбинируя высказывания многих, компетентность учителя – это комплекс профессионально-педагогических знаний и умений, свойств и качеств личности педагога, дающий возможность вести педагогическую деятельность на высоком уровне и достигать хороших результатов в обучении и воспитании школьников.
Основой развития педагогической компетентности учителя выступают профессиональные знания и умения, наличие которых неотделимо от самого процесса педагогической деятельности.
Рассмотрим группы умений, связанных с:
- компетентностью учителя в педагогической деятельности;
- компетентность учителя в сфере педагогического общения;
- профессиональной зрелости личности учителя.
Педагогическая деятельность требует оперирования профессиональными знаниями, на основе которых учитель вырабатывает собственное практическое решение, в связи с этим педагогу необходимо владеть следующими группами умений:
Компетентность учителя в педагогической деятельности.
Компетентность учителя в сфере педагогического общения.
Этапы общения, ориентировка в ситуации общения, проявление инициативы (коммуникативная атака), осуществление общения, анализ его результатов. Группы необходимых умений (см. схему 2).
Профессиональная зрелость личности учителя.
Необходимые умения для проявления, выражения и саморазвития личности учителя. Группы необходимых умений (см. схему 3).
Опыт экспериментальной деятельности показывает, что учителям, работающим по модели шестилетней начальной школы, необходимо обладать высоким уровнем компетентности в вопросе возрастных и типологических особенностей учащихся 1 и 2 ступеней школьного обучения.
Роль педагогов в плане социального влияния на пятиклассников на первый взгляд кажется меньшей, тем не менее, это не так. Действительно, подростки не всегда смотрят на педагогов, как в начальной школе, «влюбленными глазами», подвергают их критике между собой, иногда проявляют открытое недовольство. Подростковый кризис ярко проявляется во взаимодействии с педагогами.
Поэтому, начиная работать с подростками, педагог начальной школы сталкивается с объективными трудностями. С одной стороны, ему необходимо принимать подростков и демонстрировать это принятие. С другой – справляться с собственными, иногда негативными чувствами, вызванными поведением учеников. С третьей – находить формы педагогического воздействия, соответствующие возрастным особенностям учащихся.
Как нам представляется, наиболее важным условием, «фундаментом» взаимодействия является способность педагога управлять собственными чувствами. Важно, чтобы учитель после любой ситуации умел взаимодействовать с подростком спокойно и уверенно. В этом случае подросток ощущает себя в безопасной, защищенной позиции.
Следует помнить о том, что подростки в отличие от младших школьников с особой остротой воспринимают несправедливость оценки
Помимо этого можно выделить следующие способности и личностные качества, необходимые педагогу экспериментальной модели шестилетней начальной школы:
- педагогическая рефлексия, которая возможность посмотреть на свой труд с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к своей профессии. Готовность учителя на постоянную обратную связь, на умение интерпретировать полученную информацию с позиции ученика, оценивать результативность и целесообразность предпринимаемых им педагогических решений, учебно-воспитательных задач и социально-психологических ситуаций – важнейшее условие развития его профессионализма;
- гибкость - это способность быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире, это умение адекватно выразить свою индивидуальность. Современная школа нуждается в творческой личности, способной адекватно реагировать на происходящие изменения, готовой участвовать в инновационных процессах, способной адаптироваться к новым типам отношений, к самореализации себя в любых проблемных ситуациях;
- эмпатия – умение проникнуть во внутренний мир ребенка, определить его временное психическое состояние на протяжении всего периода обучения с 1 по 6 класс. Проявление эмпатичности педагогом означает, что специфика поведения ученика понимается и принимается в расчет, а собственная стратегия поведения строится по-другому, более гибко. Конструктивность общения со школьниками во многом зависит от того, насколько чутко и эмоционально учитель воспринимает то, что стоит за сообщаемыми фактами. Главное – понять состояние ребенка, его настроение и настроить себя на восприятие эмоций. Более того, надо суметь дать знать ученику, что взрослый его видит, слышит, понимает;
- эмоциональная привлекательность, говоря современным языком, визуальность учителя, т.е. его внешняя привлекательность, его способность расположить к себе ученика манерой поведения, внешним видом. Внимание учащихся обращается не только на то, что говорит каждый учитель, но и на внешнее выражение чувств и мимических движениях. Его приятные манеры поведения помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникативных связей, повышают возможность воздействия на учащихся;
- всем манерам эмоционально привлекательного учителя присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволила сохранить обоим личное достоинство;
- педагогическое воображение – образовательное проектирование личности ученика, представление о его позитивном будущем. Учитель должен представлять себе образ выпускника шестилетней начальной школы;
- собранность, организованность - умение правильно организовать свою работу и работу учащихся, умение владеть собой, управлять своими чувствами и своим настроением.
Важнейшим психологическим требованием к личности учителя шестилетней начальной школы является авторитет педагога. Это общепризнанное значение человека, его влияние на людей, проявление уважения и доверия к нему со стороны учеников, родителей, коллег. Дети и подростки, сталкивающиеся в жизни с множеством рискованных ситуаций, очень уважают учителей находчивых, волевых, сильных и добрых одновременно, умеющих быть требовательными без грубого принуждения или педантизма.
Важно, чтобы педагог побуждал ученика к самосовершенствованию, саморазвитию в значимых для него видах деятельности. Для этого педагогу необходимо постоянно развиваться самому.
Таким образом, учитель шестилетней школы должен уметь «расти» вместе с учениками, тонко чувствовать изменения в психологическом состоянии взрослеющих детей, перестраиваться, находить к ним правильный подход на разных возрастных этапах.
В.А. Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»
Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ для успешного обучения детей с нарушением речи
Методическая разработка- презентация из опыта работы службы сопровождения...
Индивидуальные планы сопровождения учителя-дефектолога для обучающихся начальной школы с трудностями усвоения программы.
Примерные планы для специалиста ПМПк, сопровождающего ребенка, испытывающего трудности при обучении....
Индивидуальные планы сопровождения учителя-дефектолога для обучающихся начальной школы с трудностями усвоения программы.
Примерные планы для специалиста ПМПк, сопровождающего ребенка, испытывающего трудности при обучении....
Открытый урок в рамках городского семинара руководителей школ "Управление ростом профессиональной компетентности учителя в рамках реализации годовой задачи школы по формированию УУД"
Открытый урок в рамках городского семинара руководителей школ "Управление ростом профессиональной компетентности учителя в рамках реализации годовой задачи школы по формированию УУД"...
Мастер-класс для учителей начальной школы «Нейропсихологические приёмы в помощь учителю начальной школы»
В каждом классе есть дети, испытывающие разного уровня сложности в обучении. Они могут талантливо проявлять себя на математике, делать интересные творческие проекты, но часто совершают «глупые&r...