Выступление на методическом объединении учителей начальной школы по теме: «Основные направления коррекционной работы в рамках урока»
методическая разработка
Выступление
Скачать:
Предварительный просмотр:
В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений, и активизацию их познавательных процессов. Ребёнок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приёмами, закрепляя полученные умения и навыки повседневной жизни.
Психолог Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что дети с дефектом могут достигнуть то же, что и нормальные, но «иным способом, на ином пути, иными средствами».
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Учебно-воспитательный процесс должен организовываться так, чтобы каждый ребенок находился в комфортных условиях, в атмосфере психологической защищённости, чтобы соблюдался щадящий режим в сочетании с разнообразными приемами коррекционного воздействия. Тогда среда будет способствовать развитию индивидуальности ребёнка.
Основные направления коррекционной работы, которые используем в обучении детей ОВЗ:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие навыков каллиграфии;
-развитие артикуляционной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие зрительной памяти и внимания;
формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
-развитие пространственных представлений ориентации;
-развитие слухового внимания и памяти;
-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;
3. Развитие основных мыслительных операций:
-навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
-умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-умение планировать деятельность;
4. Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами и явлениями, событиями)
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям)
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащения словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Используются разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности.
Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, яркие наглядные пособия, занимательность.
Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.
А так же использование в практике эффективных педагогических технологий:
- здоровьесберегающие технологии;
- технология дифференцированного обучения;
- технология личностно-ориентированное обучения;
- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);
- коллективный способ обучения и воспитания (КСО);
- блочное обучение;
- поэтапное формирование умственных действий;
- разноуровневое обучение;
- технологию индивидуализированного обучения Р. А. Кистеневой.
- элементы ИКТ;
При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Коррекционная работа в условиях специальной (коррекционной) школы будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и психологическую коррекцию. Это предполагает участие в педагогическом процессе разных специалистов: врачей, учителей-дефектологов различного профиля, психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, учителей труда. Создание такой целостной педагогической системы – сложная задача, которая наиболее успешно решается именно в специальных (коррекционных) школах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII вида
В своей работе учителя-дефектологи опираются как на общепедагогические принципы организации образовательного процесса в условиях школы, так и на специфические принципы специальной педагогики, которые ...

Консультация для учителей начальной школы по теме "Коррекционная работа по формированию просодических компонентов речи"
Консультация предназначена для учителей начальной школы и представляет собой перечень приёмов по формированию просодических компонентов....

Выступление на методическом объединении. учителей начальных классов ТНР. Тема: «Модель организации внеурочной деятельности»
Сценарий деловой игры Для заместителей директоров по ВР и педагогов организаторов, учителей начальных классов. «Модель организации внеурочной деятельности». Цели игры: Методические: найти опт...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"
В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Формирование математических представлений у учащихся с умеренной степенью умственной отсталости»
методическая разработка...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Методика работы со словарными словами при обучении учащихся с умственной отсталостью».
Выступление на методическом обьеденение учителей начальных классов....