"Модифицированная (адаптированная) развивающая программа «Из первых уст»"
рабочая программа (11 класс) на тему

Закавова Айзанат Бийболатовна

УПРАВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ТУРИЗМА

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УРЕНГОЙСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР «РОВЕСНИК»

                                                                            

 

 

СОГЛАСОВАНО

на методическом совете

специалистов по работе с молодежью

МБУ УМЦ «Ровесник»

Протокол № ___ от «___» ________201__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ УМЦ «Ровесник»

 

________________А.А. Саяпина

Приказ № ___ от «___»_________ 201_г.

 

 

 

 

 

 

 

Модифицированная (адаптированная) развивающая программа

«Из первых уст»

 

 

 

 

 

Разработчик:

специалист по работе с молодежью

Закавова Айзанат Бийболатовна

 

 

 

 

Возраст воспитанников:   14-18 лет

Срок реализации: 1 год

Направленность:  социально-педагогическая

 

 

 

 

 

п.Уренгой

2017 год

 

 

Пояснительная записка

 

На свете множеству профессий рады:
Нужны и лекарь, и актёр, и программист.

Но кто нам скажет в этом мире правду,
Когда её не скажет журналист?

 

Важной стороной жизнедеятельности  социума является общение. Независимо от того, какую специальность выберет подросткок, он должен уметь выражать свои мысли. Если он будет хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесёт ему удовлетворение и радость, подросток сможет поделиться своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений.

Общению в учреждениях, как правило, уделяется мало внимания, так как предполагается, что оно возникает само собой в совместной деятельности или просто во время совместного пребывания. Но это вынужденное, стихийное общение.

Динамика социальных процессов сегодня такова, что воспитанникам предстоит жить в мире, существенно отличающемся от того, в котором живут их наставники. На первый план выходит не столько передача готового опыта, знаний, сколько формирование способности к социальному творчеству, самостоятельному принятию решений. Самостоятельную личность формирует самостоятельная творческая деятельность на основе свободного выбора, без всяких искусственных ограничений.

Средства коммуникации – одно из направлений такой деятельности, где могут найти себя самые разнообразные таланты: фотографы, корреспонденты, операторы, дикторы, редакторы и т.д. Вместе с тем средства коммуникации помогают находить и развивать другие виды деятельности, поддерживать личные и общественные начинания, так как содержание журналистских материалов – это реальная жизнь каждого коллектива.

Средства коммуникации являются одной из форм общения, когда можно лучше узнать друг друга, открыть для себя уникальность даже тех, кто не сразу может проявиться в коллективе. Круг общения друг с другом ограничен, а средства информации помогают узнать о том, что происходит в различных микрогруппах, в других коллективах. Средства коммуникации  способствуют установлению духовных правил, своеобразных кодексов чести.

Во-первых, данная развивающая программа позволяет разрабатывать индивидуальный  маршрут для каждого воспитнника, желающего заниматься журналистикой.

Во-вторых, наряду с общим дополнительным развитием ребята приобретают навыки  работы  по новейшим компьютерным специализированным программам, изучают компьютерные технологии.

Программа «Из первых уст» имеет социально-педагогическую направленность.

Новизна программы состоит в том, что  ребята, занимающиеся по развивающей  программе «Из первых уст» приобретают навыки газетной  журналистики  посредством изучения компьютерных программ с активным использованием компьютерных технологий. Создание условий для активного включения воспитанников  в окружающую среду является главным направлением программы «Из первых уст» По программе предусмотрено наибольшее количество часов для практических  занятий.

 

Актуальность разработки данной программы обусловлена  необходимостью обновления содержания форм деятельности литературных объединений в соответствии с современными требованиями, а также возросшим интересом у подростков к журналистской деятельности. В п.г.т. Уренгой наблюдается существенная нехватка профессиональных журналистских кадров, поэтому занятия по развивающей программе газетной журналистики позволит ориентировать молодёжь поселка на выбор будущей профессии.  Определенная замкнутость подростков в рамках своего поколения диктует одно из важных решений: если мы хотим достучаться до подростков, нужно научиться вступать с ними в диалог и использовать в качестве актуальных источников информации в своей среде, формировать готовность и взрослых, и ребят к такому общению. Расширение  круга проектов, работающих и на подростков и на взрослых, помогающих им в освоении допрофессиональных навыков,  открывает широкие возможности для развития общества.

Педагогическая целесообразность программы «Из первых уст» обуславливается тем, что проходя обучение,  обретая опыт общения и создания детско-молодёжной газеты,  подростки  смогут реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, развить гражданскую инициативу и ответственность, повысить творческую активность. Положительный эффект работы пресс-центра, её продуктивность усилится благодаря тому, что занятия со своими сверстниками также будут проводить сами подростки, способные говорить на одном языке и понимать друг друга.

Необходимо отметить, что в ходе реализации развивающей программы «Из первых уст» ребята получат знания по орфоэпии,  научатся вести словарную работу,  в результате чего увеличат свой словарный запас.

Цель  программы «Из первых уст» - раскрыть потенциальные возможности воспитанников, помочь им раскрыть свой творческий потенциал, адаптироваться в современных жизненных условиях и самоопределиться в выборе жизненного пути, повысить речевую культуру и культуру общения подростков и молодежи.

В основе содержания и структуры программы лежит концепция допрофессионального образования – освоение юными корреспондентами газетного ремесла на базе творческой деятельности. Программа рассчитана на развитие воспитанников  14-18 лет, срок её реализации – 1 год.

Под изучением основ журналистики понимается освоение искусства слова, умение практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ею в избранном для подачи материала газетном жанре. В соответствии с этим целью  допрофессионального развития становится формирование воспитанника-юнкора, способного к полноценному восприятию духовной культуры подготовки к самостоятельной работе над словом.

 

Задачи юнкоровского развития определены его целью и связаны как с познавательной деятельностью воспитанников, так и с практической функцией:

·         Формирование представления о журналистике, занимающей специфическое место в жизни как общества в целом, так и отдельного человека, - осмысление журналистики как особой формы освоения информационного пространства.

·         Формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства (живописи, театра, музыки); - формирование эмоциональной культуры личности в отношении к миру и искусству.

·         Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью (сбор материала в беседах с людьми и подача его в газету в определённом жанре).

 

Формирование основных этических понятий как условия восприятия, анализа, оценки культурных событий и художественных произведений.

 

Средством достижения цели и задач юнкоровского развития является формирование культурного и грамотного человека, поэтому не последнее место в программе отводится теории журналистики.

 

Программа включает в себя изучение информационных жанров (информация, заметка, репортаж, интервью).

 

Цели и задачи подготовки юных корреспондентов, структурные принципы и их возрастные интересы составляют содержание программы. Широко представлены газетные жанры, их специфика, происхождение, структура.Значительное место в программе занимают разделы «Этика» и «Эстетика», без которых невозможно постичь культурные традиции и освоить искусство слова. На занятиях воспитанники овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, пополняют свой  лексический запас. Развитие юнкоров строится на творчестве – сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, пресс-конференции, дискуссии, творческие задания, экскурсии, работа в редакции газеты).

 

Допрофессиональное образование воспитанников-юнкоров предполагает не только эстетический рост и повышение творческих возможностей, но и самореализацию в газетной сфере. Поэтому программа направлена на выработку у подростков и молодежи  основных умений:

·         владение  теорией газетных жанров;

·         умение грамотно изложить информацию в форме заметки, корреспонденции, интервью, зарисовки;

·         умение видеть в произведениях искусства авторское отношение к героям, событиям;

·         умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, интервью с точки зрения этики и эстетики;

·         умение вести беседу;

·         умение определить жанровую природу газетного материала, его структуру, функцию языковых средств и деталей;

·         умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведение искусства (фильм, спектакль, художественную выставку, концерт).

 

В отличие от предметных дисциплин программа данного курса  не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако может включать такие формы работы, как теле- , видеопросмотр проблемных художественных фильмов, посещение выставок, подготовку публикаций в газету.

Отличительной особенностью содержания данного курса является то, что он постоянно соприкасается со сферой становления личности воспитанников (выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями, изживание подростковых комплексов неполноценности). Воспитанники, рассказывая в газете об интересных, увлечённых людях, усваивают идеи здорового образа жизни, совершенствуют культуру тела и культуру собственного образа в целом.

 

Курс по журналистике не предполагает каких-либо специальных зачётных или экзаменационных часов. Однако для оценки эффективности проводимых занятий работают творческие лаборатории, по итогам которых заметки юнкоров публикуются в газете, юнкоры принимают участие в районных, возможно, и областных конкурсах.

Организатором всей деятельности является руководитель. Он следит за чётким выполнением воспитанниками самостоятельных заданий, организует необходимые консультации, оказывает помощь в разработке и выборе тем, написании заметок и интервью.

Курс рассчитан на 1 год обучения, в программу включены изучение теоретического материала и отработка практических навыков. Кроме того, предусмотрены индивидуальные занятия со всеми воспитанниками.

Методы и формы достижения результатов.

При проведении занятий используются самые разнообразные формы: для подачи информации – лекции, дискуссии, тренинги, беседы.

На практических занятиях применяются формы творческих работ: «мозговые атаки», пресс-конференции, экскурсии, ролевая игра в её различной модификации и т.д.

·         На занятиях используются в основном следующие формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Фронтальная помогает установить товарищеские отношения внутри коллектива, осуществляется совместное выполнение заданий.

Групповая даёт возможность  воспитанникам обмениваться опытом, информацией, работать в коллективе и учитывать мнение других: создание групп по принципу «сильный – слабый» даёт положительный эффект.

При индивидуальной форме работы учитываются способности каждого воспитанника. В соответствии с этим распределяются задания по сложности их выполнения. Есть возможность работать с ребёнком над его слабыми сторонами не в ущерб времени остальных детей.

Периодически на занятиях используются различные формы контроля, результаты которого позволяют определить ЗУН каждого воспитанника. Для этого проводятся самостоятельные творческие работы, выполнение специальных индивидуальных заданий.

Оборудование:

·         видеокамера;

·         DWD-плейер;

·         телевизор;

·         аудиомагнитофон;

·         диктофон;

·         компьютер;

·         газеты;

·         карточки с заданиями.

 

 

Учебно-тематический план.

Наименование темы

Теория

Практика

Всего

Форма занятия

1

Введение.

5

-

5

Лекция. Беседа.

Творческая

 

2

Изучение информационных жанров.

Фотожанры, информация, заметка, корреспонденция, интервью, репортаж.

5

5

10

Лекция. Беседа.

Творческая лаборатория.

Экскурсия. Творческая

Встреча. Дискуссия.

3

Газетный язык. Специфика. Особенности. Корректура. Редактирование.

5

5

10

Беседа. Творческая

Лаборатория.Экскурсия.

Творческий конкурс.

Диспут.

4

Этика – наука о нравственности. Нормы поведения. Нравственные категории.

2

8

10

Лекция.Беседа.

Просмотр кинофильмов и их обсуждение.

Пресс-конференция.

5

Изучение аналитических и художественных жанров (очерк, статья, рецензия, рассказы, стихи).

2

8

10

Творческая встреча.

Пресс-конференция.

Творческая лаборатория.

«Проба пера». Беседа.

6

Дизайн и вёрстка газеты.

1

9

10

Лекция. Практика на ПК.

Самостоятельная работа.

7

Изучение информационных жанров.

(информация, заметка, корреспонденция, интервью, репортаж). Фотожанры.

1

9

10

Лекция. Беседа.

Творческая лаборатория.

Экскурсия. Творческая

Встреча. Дискуссия.

8

Газетный язык. Специфика и основные требования. Корректирование. Корректура.

1

4

5

Беседа. Творческая

Лаборатория. Экскурсия.

Творческий конкурс. Диспут.

9

Этика – наука о нравственности.

1

4

5

Лекция. Беседа. Просмотр кинофильмов и их обсуждение.

Пресс-конференция.

10

Нормы поведения в быту, обществе, в моде. Нравственные категории. Основные понятия и их связь с журналистикой.

1

4

5

Лекция. Беседа.

Творческая встреча.

Пресс-конференция.

Творческая лаборатория.

«Проба пера».Беседа.

11

Изучение аналитических и художественных жанров (очерк, статья, рецензия, рассказы, стихи).

2

8

10

Лекция. Практика на ПК.

Самостоятельная работа.

12

Информационные жанры. Новость. Повод. Разработка темы. Развитие темы.

2

8

10

Лекция. Беседа.

Творческая лаборатория.

Экскурсия. Творческая

Встреча. Дискуссия.

13

Газетный язык. Работа над словом. Авторский почерк. Глагол. Прямая речь. Заголовки. Рубрики.

1

19

20

Беседа.

Творческая лаборатория.

Экскурсия.

Творческий конкурс. Диспут.

14

Этика и мораль. Влияние на судьбы людей. Слово и дело. Поступок и мотив. Не сотвори себе кумира.

1

6

7

Лекция. Беседа.

Просмотр кинофильмов и их обсуждение.

Пресс-конференция.

15

Изучение аналитических и художественных жанров (очерк, статья, рецензия, рассказ, стихи).

1

4

5

Лекция. Беседа.

Творческая лаборатория.

Экскурсия. Творческая

встреча. Дискуссия.

16

Дизайн и вёрстка газеты.

2

13

15

Лекция. Практика на ПК.

Самостоятельная работа.

17

Итого:

33

114

147

 

 

Содержание

1.      Введение

Что такое журналистика? Корреспондент или репортёр – сотрудник газеты, сообщающий о событиях, происшествиях. Задачи газеты – информировать читателя. Газетные жанры – форма подачи материала, информации.

Из чего состоит газета? (Паспорт- название, полосы – страницы определённого формата. Размещение материала на полосах. Рубрика,  макет, вёрстка, корректура, гранки).

2.      Информационные жанры 

Газетные жанры как форма подачи новостей, призванных информировать читателя. Событие – основа жанра (сегодня, вчера, завтра). Оперативность, достоверность. Факты – действительное, невыдуманное событие, происшествие (то, что объективно существует). «Жареные факты». «Утка». Подтасовка фактов. Расшифровка фактов. Логика воссоздания события. Ответы на вопросы: Что? Где? Когда? Для какой цели?

Отбор фактов из разных источников (беседы с людьми – организаторами или участниками события, архивные и исторические материалы).

Информация – краткое сообщение о событии, которое произошло или произойдёт (выставки, конкурсы, начало спортивного сезона, премьеры, юбилеи).  

Заметка – расширенное сообщение о событии. Превращение информации в заметку путём сбора дополнительных фактов. Сходство и отличие заметки и информации.     

Корреспонденция – подробное сообщение корреспондента с места.

Трансформация заметки в корреспонденцию.      

Репортаж – оперативный и подробный рассказ о событии с места события.

Сходство и различие с другими жанрами.   

Интервью – беседа в форме вопросов и ответов. Структура построения.  Виды и типы интервью.                 

Практические задания: Творческая лаборатория «Рассказ о близком человеке»;    

Специализация по жанрам «Зарисовка», «Статья», «Рецензия». 

3.      Газетный язык

Специфика и основные требования. Корректирование. Корректура.

Практические задания:  Творческая лаборатория «Работа над словом». Конкурсы на лучшие заголовок, тему.

4.      Этика

     Этика – наука о нравственности. Нормы поведения в быту, обществе, в моде. Нравственные категории. Основные понятия и их связь с журналистикой.

Практические задания: Конкурс сочинений на темы: «Мораль и нравственность», «Добро и зло».  

5.      Аналитические и художественные жанры

Очерк, статья, рассказы, стихи. Отражённая действительность в обзоре печати, отчёте, интервью, рецензии, так как это суждения и образы, созданные другими людьми. Сочинения-эссе. Буриме.

Практические задания: Творческая лаборатория «Сочинение стихов и рассказов на заданную тему».

6.      Введение

Повторение. Из чего состоит газета? (Паспорт-название, полосы – страницы определённого формата. Размещение материала на полосах. Рубрика, макет, вёрстка, корректура, гранки).

7.      Информационные жанры 

Событие – основа информационных жанров. Новость. Повод. Достоверность. Оперативность. Ответственность автора за информацию и факты. Подготовка к беседе: разработка темы, составление вопросов, отбор фактов из архивов и исторических источников. Проверка собранных фактов в ходе бесед и интервью по справочникам, энциклопедиям, словарям.

Развитие темы: новость – информация – заметка – корреспонденция. Повод – интервью. Трансформация заметки в корреспонденцию, корреспонденции в интервью.

Практические задания:

Творческая лаборатория «Развитие темы в разных жанрах информационного плана на заданную тему». Практика в газете.

8.      Газетный язык

Работа над словом. Авторский «почерк». Словарный и лексический запас. Любимая фраза, любимые глаголы. Использование прямой речи как речевой характеристики героев публикаций.

Краткость, простота языка. Заголовки. Рубрики. Разбивка текста на абзацы.

Практические задания: Творческая лаборатория «Работа над словом». Конкурсы на лучший заголовок, рубрику, тему.

9.      Этика

Важнейшие понятия об этике и морали, их влияние на нравы, обычаи, быт, поведение людей.

Категории этики: добро, зло, духовность, достоинство, честь, верность, долг, счастье, идеал, героизм. Их значение в жизни человека. Слово и дело. Поступок и мотив. Стремление и цель. Зависть. Скупость. Гордыня. Уныние. Смертный грех – понимание вины перед Богом. Искупление – молитва. Покаяние. Не сотвори себе кумира. Чти отца своего. Не убий. Не укради. Не лжесвидетельствуй. Трудно ли жить по заповедям Христовым?

Практические занятия: Рецензия на просмотренный фильм: духовность героя.

10.   Аналитические и художественные жанры

Очерк и зарисовка – рассказ о человеке. Сходство и различие. Документальная основа: точность, конкретность в названии местности, предприятия, имени и фамилии героя. Присутствие в очерке всех жанров: информации, заметки, интервью, репортажа. Предмет познания или исследования фактов, событий, явлений (заметка, корреспонденция, репортаж, статья, очерк, фельетон). Отражённая действительность в обзоре печати, отчёте, интервью, рецензии, так как это суждения и образы, созданные другими людьми.

Практические задания: Зарисовки о маме, бабушке, учителе, друге, ветеране войны и труда, спортсмене, участнике художественной самодеятельности, народном умельце.    

Творческая лаборатория «Анализ публикаций юнкоров в жанре зарисовка» Литературная гостиная.   

11.   Верстка дизайн

Создание и открытие публикаций, палитра инструментов, обработка текста, создание публикаций на основе шаблона, настройки макета, настройка текстовых объектов, компоновка и оформление текста, интервал, перенос.   

Практические задания: Создание новой публикации, использование управляющей палитры, печать публикации.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Специфику и структуру информационных жанров; различать

информацию, заметку, корреспонденцию, интервью, фотожанры;     

обзорно аналитические и художественные жанры;  

основные сведения по этике: нормы поведения и культуры общения. 

правильно говорить, излагать свои мысли, слушать, поддерживать  

диалог на любую тему;

организовывать групповое общение;

создавать атмосферу доверительного общения;

составить простой текст в соответствии с требованиями;

грамотно изложить информацию в жанре заметки, корреспонденции, блиц-интервью;

вести беседу с интервьюированными людьми, владеть фактами, документами,  историческими данными;

оценивать поступки героев своих публикаций и героев художественных произведений по категориям этики;

написать мини-рецензию на фильм или спектакль. 

К концу года воспитанники должны знать:

  • методы сбора информации;  
  • что такое вёрстка, редактирование, план номера и перспективный план, основные требования к газете; 
  • структуру газетных жанров разного плана;  
  • правило и нормы газетного языка;  
  • категории и понятия этики в сфере кино, театра, музыки, живописи,  
  • основы программы Page Maker 6,5; Microsoft Office  Publisher 2007    

К концу года воспитанники должны уметь:

  • собирать и обрабатывать информацию; 
  • подготовить и провести интервью;   
  • моделировать и оформлять материал;  
  • анализировать публикации; 
  • развивать тему в жанрах информационного плана; 
  • написать зарисовку о человеке с этической оценкой его поступков;  
  • рецензировать устно и письменно фильмы, спектакли, стихи, художественные выставки.     

 

Результат: публикация в газете.   

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Тема

Форма занятий

Методы и приемы

1 год обучения

1

Возникновение журналистики

Вводное, презентации, творческие задания, игры, повторение материала

беседа

презентация словесные, наглядные, анализ и обобщение материалов периодических печатных изданий

2

Организация  редакции

Семинар-презентация

словесные, наглядные, анализ и обобщение материалов

3

Виды газетных жанров. Их специфика.

Круглый стол, лекция, интервьюирование, опрос, ролевые игры, деловая игра, дидактические игры, тренинги, тесты, викторины

игровая деятельность, анализ и обобщение материалов

4

Формы подачи информации

Творческое задание, деловая игра, дидактические игры, тренинги,

словесные, наглядные, игровые карточки

5

Правовые вопросы

Беседа-обсуждение

словесные, наглядные

6

Художественно-техническое оформление издания

Беседа. Круглый стол. Проверочная лабораторная работа

игровая деятельность, дидактика

7

Верстка и макетирование газеты

Индивидуальная и групповая работа.

Практикум. Лекция.

словесные, наглядные; дидактический материал

(работа с компьютер-ными программами)

8

Социальная практика

 

Деловая игра. Интервьюирование.

Ролевая игра. Творческое задание.

Тематические экскурсии

словесные, наглядные; анализ и обобщение материалов; дидактический материал

9

Итоговая и промежуточная аттестация

Выпуск газеты on – line. Практикумы, семинары,

Наблюдение,  дидактический материал, анализ и обобщение материалов;

10

Тренинги, подготовка социальных акций

 

Практикумы, семинары,

дидактический материал, анализ и обобщение материалов;

11

Газета on - line

 

Выпуск газеты on – line. Практикумы, семинары,

наблюдение,  дидактический материал, анализ и обобщение материалов;

12

Повторение пройденного материала

Индивидуальная и групповая работа.

Практикум. Лекция.

словесные, наглядные; дидактический материал (работа с компьютер-ными программами)

13

Виды и понятия газетных жанров. Их специфика.

Индивидуальная и групповая работа.

Практикум. Лекция.

словесные, наглядные; дидактический материал (работа с компьютерными программами)

14

Основы психологии общения и предмета социология

Индивидуальная и групповая работа.

Практикум. Лекция.

Деловая игра. Интервьюирование.

Ролевая игра. Творческое задание.

Тематические экскурсии

словесные, наглядные; дидактический материал (работа с компьютерными программами)

15

Литературное редактирование

Индивидуальная и групповая работа.

Практикум. Лекция.

Деловая игра. Интервьюирование.

Ролевая игра. Творческое задание.

Тематические экскурсии

словесные, наглядные; дидактический материал (работа с компьютерными программами)

16

Верстка и макетирование газеты

Индивидуальная и групповая работа.

Практикум. Лекция.

словесные, наглядные; дидактический материал (работа с компьютерными программами)

17

Технология выпуска газеты

Дидактический калейдоскоп. Тематические экскурсии. Игра «Пресс-тусовка». Деловая игра «Создаем газету»

словесные, наглядные; работа с компьютерными программами, тестирование.

18

Основы газетного дела

Интервьюирование. Ролевые игры. Коммуникативные тренинги.

словесные, наглядные; анализ и обобщение материалов; дидактический материал, тесты, задания

19

Социальная практика

 

Практикум. Мониторинг. Опрос населения. Интервьюирование. Ролевые игры.

 

словесные, наглядные; анализ и обобщение материалов; дидактический материал, тесты, задания

20

Итоговая и промежуточная аттестация

Выпуск газеты.  Практикумы, семинары,

Наблюдение,  дидактический материал, анализ и обобщение материалов;

21

Подготовка творческих проектов

Защита творческих проектов. Доклады, рефераты. Конкурс творческих работ.

словесные, наглядные; анализ и обобщение материалов; дидактический материал, тесты, задания

22

Тренинги, подготовка социальных акций, участие в конкурсах различного уровня

 

Практикум.

словесные, наглядные

     

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1.      Слайды. Иллюстрации. Репродукции.

2.      Видеофильмы.

3.      Разработка методичек по жанрам.

4.      Подбор публикаций по жанрам.

5.      Тематические буклеты.

6.      Подборка публикаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

1.      Аграновский А., Призвание. – М., 1967г.

2.       Алан  Пиз «Язык телосложения».

3.      Ахматова А. Тайны ремесла. – М.,1986

4.      Беневоленская Т.А. «О языке и стили газетного очерка» - М., 1973. 

5.      Варустин Л. Тайны газетной строки. Л.,1971.      

6.      Голыбина А.Г. Вкус и мода. - М.,1974.

7.      Горелов И.Н «Умеете ли вы общаться?» - М.,1991.

8.      Горохов В.М. Проблемы журналистского мастерства. – М.,1972.  

9.      Дмитриева Е.А. Краткая история искусств. – М.,1968.

10.  Дорохова А. Как себя вести. – М.,1966.

11.   Жанры советской газеты. – М.,1972. 

12.  Журбина Е.И. Теория и практика художественно - публистических жанров. – М.,1969.

13.   Закон Божий. – М.,1990.  

14.   Зазорина Т., Н. Федосова. « Профессия журналист».  

15.   Калмыкова И.Р. «Таинственный мир звуков» 1998.  

16.   Камычек Я. Вежливость на каждый день. – М.,1975.  

17.   Крутова О.М. Человек и мораль. – М.,1970.  

18.   Ладыженская Т.А. «Развитие дар слова» - М.,1990.  

19.   Ладыженская Т.А. «Речевые уроки» - М., 1995. 

20.   Павлова Л.Г. «Спор, дискуссия, полемика.» - М., 1991.  

21.   Пудовкин В. Эпоха кино. – М.,1984.  

22.   Словарь по этике. – М., 1989.  

23.   Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.,1982.  

24.    Цымбало С. «О детях, лете и газете» - М.,1997.

25.   Энциклопедия кино. – М.,1989.

26.   Эренгросс Б.А.  Удивительная наука эстетика.- М.,1977.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ

1.      Александр Таиров и его театр. «Театральная жизнь» N 23,1989г.

Весник Е. Дарю, что помню. – М.,1998.

2.      Гиляровский В.А. Москва газетная. – М.,1989.  

3.      Дейниченко В.В. Владимир Высоцкий о времени и о себе. Сборник очерков, статей, интервью. Союзтеатр, Душанбе, 1990.

4.      Дейниченко В.В. Документальная основа очерков А. Аргановского. Дипломная работа. Казанский университет, 1975.

5.      Дейниченко В.В. Театральный фестиваль «Новруз» в зеркале прессы. Союзтеатр, очерки, интервью. Душанбе, 1991. 

6.      Краснова Г., Дастин  Хофман. – М.,1988. 

7.      Мейехольд: последний акт трагедии. «Театральная жизнь» N 5,1989.

8.      Шукшин В. Слово о малой родине. - М., 1989.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА 57.03 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ТУРИЗМА

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УРЕНГОЙСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР «РОВЕСНИК»

                

СОГЛАСОВАНО

на методическом совете

специалистов по работе с молодежью

МБУ УМЦ «Ровесник»

Протокол № ___ от «___» ________201__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ УМЦ «Ровесник»

________________А.А. Саяпина

Приказ № ___ от «___»_________ 201_г.

Модифицированная (адаптированная) развивающая программа

«Из первых уст»

Разработчик:

специалист по работе с молодежью

Закавова Айзанат Бийболатовна

Возраст воспитанников:   14-18 лет

Срок реализации: 1 год

Направленность:  социально-педагогическая

 

п.Уренгой

2017 год

Пояснительная записка

На свете множеству профессий рады:
Нужны и лекарь, и актёр, и программист.

Но кто нам скажет в этом мире правду,
Когда её не скажет журналист?

Важной стороной жизнедеятельности  социума является общение. Независимо от того, какую специальность выберет подросткок, он должен уметь выражать свои мысли. Если он будет хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесёт ему удовлетворение и радость, подросток сможет поделиться своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений.

Общению в учреждениях, как правило, уделяется мало внимания, так как предполагается, что оно возникает само собой в совместной деятельности или просто во время совместного пребывания. Но это вынужденное, стихийное общение.

Динамика социальных процессов сегодня такова, что воспитанникам предстоит жить в мире, существенно отличающемся от того, в котором живут их наставники. На первый план выходит не столько передача готового опыта, знаний, сколько формирование способности к социальному творчеству, самостоятельному принятию решений. Самостоятельную личность формирует самостоятельная творческая деятельность на основе свободного выбора, без всяких искусственных ограничений.

Средства коммуникации – одно из направлений такой деятельности, где могут найти себя самые разнообразные таланты: фотографы, корреспонденты, операторы, дикторы, редакторы и т.д. Вместе с тем средства коммуникации помогают находить и развивать другие виды деятельности, поддерживать личные и общественные начинания, так как содержание журналистских материалов – это реальная жизнь каждого коллектива.

Средства коммуникации являются одной из форм общения, когда можно лучше узнать друг друга, открыть для себя уникальность даже тех, кто не сразу может проявиться в коллективе. Круг общения друг с другом ограничен, а средства информации помогают узнать о том, что происходит в различных микрогруппах, в других коллективах. Средства коммуникации  способствуют установлению духовных правил, своеобразных кодексов чести.

Во-первых, данная развивающая программа позволяет разрабатывать индивидуальный  маршрут для каждого воспитнника, желающего заниматься журналистикой.

Во-вторых, наряду с общим дополнительным развитием ребята приобретают навыки  работы  по новейшим компьютерным специализированным программам, изучают компьютерные технологии.

Программа «Из первых уст» имеет социально-педагогическую направленность.

Новизна программы состоит в том, что  ребята, занимающиеся по развивающей  программе «Из первых уст» приобретают навыки газетной  журналистики  посредством изучения компьютерных программ с активным использованием компьютерных технологий. Создание условий для активного включения воспитанников  в окружающую среду является главным направлением программы «Из первых уст» По программе предусмотрено наибольшее количество часов для практических  занятий.

Актуальность разработки данной программы обусловлена  необходимостью обновления содержания форм деятельности литературных объединений в соответствии с современными требованиями, а также возросшим интересом у подростков к журналистской деятельности. В п.г.т. Уренгой наблюдается существенная нехватка профессиональных журналистских кадров, поэтому занятия по развивающей программе газетной журналистики позволит ориентировать молодёжь поселка на выбор будущей профессии.  Определенная замкнутость подростков в рамках своего поколения диктует одно из важных решений: если мы хотим достучаться до подростков, нужно научиться вступать с ними в диалог и использовать в качестве актуальных источников информации в своей среде, формировать готовность и взрослых, и ребят к такому общению. Расширение  круга проектов, работающих и на подростков и на взрослых, помогающих им в освоении допрофессиональных навыков,  открывает широкие возможности для развития общества.

Педагогическая целесообразность программы «Из первых уст» обуславливается тем, что проходя обучение,  обретая опыт общения и создания детско-молодёжной газеты,  подростки  смогут реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, развить гражданскую инициативу и ответственность, повысить творческую активность. Положительный эффект работы пресс-центра, её продуктивность усилится благодаря тому, что занятия со своими сверстниками также будут проводить сами подростки, способные говорить на одном языке и понимать друг друга.

Необходимо отметить, что в ходе реализации развивающей программы «Из первых уст» ребята получат знания по орфоэпии,  научатся вести словарную работу,  в результате чего увеличат свой словарный запас.

Цель  программы «Из первых уст» - раскрыть потенциальные возможности воспитанников, помочь им раскрыть свой творческий потенциал, адаптироваться в современных жизненных условиях и самоопределиться в выборе жизненного пути, повысить речевую культуру и культуру общения подростков и молодежи.

В основе содержания и структуры программы лежит концепция допрофессионального образования – освоение юными корреспондентами газетного ремесла на базе творческой деятельности. Программа рассчитана на развитие воспитанников  14-18 лет, срок её реализации – 1 год.

Под изучением основ журналистики понимается освоение искусства слова, умение практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ею в избранном для подачи материала газетном жанре. В соответствии с этим целью  допрофессионального развития становится формирование воспитанника-юнкора, способного к полноценному восприятию духовной культуры подготовки к самостоятельной работе над словом.

Задачи юнкоровского развития определены его целью и связаны как с познавательной деятельностью воспитанников, так и с практической функцией:

  • Формирование представления о журналистике, занимающей специфическое место в жизни как общества в целом, так и отдельного человека, - осмысление журналистики как особой формы освоения информационного пространства.
  • Формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства (живописи, театра, музыки); - формирование эмоциональной культуры личности в отношении к миру и искусству.
  • Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью (сбор материала в беседах с людьми и подача его в газету в определённом жанре).

Формирование основных этических понятий как условия восприятия, анализа, оценки культурных событий и художественных произведений.

Средством достижения цели и задач юнкоровского развития является формирование культурного и грамотного человека, поэтому не последнее место в программе отводится теории журналистики.

Программа включает в себя изучение информационных жанров (информация, заметка, репортаж, интервью).

Цели и задачи подготовки юных корреспондентов, структурные принципы и их возрастные интересы составляют содержание программы. Широко представлены газетные жанры, их специфика, происхождение, структура.Значительное место в программе занимают разделы «Этика» и «Эстетика», без которых невозможно постичь культурные традиции и освоить искусство слова. На занятиях воспитанники овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, пополняют свой  лексический запас. Развитие юнкоров строится на творчестве – сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, пресс-конференции, дискуссии, творческие задания, экскурсии, работа в редакции газеты).

Допрофессиональное образование воспитанников-юнкоров предполагает не только эстетический рост и повышение творческих возможностей, но и самореализацию в газетной сфере. Поэтому программа направлена на выработку у подростков и молодежи  основных умений:

  • владение  теорией газетных жанров;
  • умение грамотно изложить информацию в форме заметки, корреспонденции, интервью, зарисовки;
  • умение видеть в произведениях искусства авторское отношение к героям, событиям;
  • умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, интервью с точки зрения этики и эстетики;
  • умение вести беседу;
  • умение определить жанровую природу газетного материала, его структуру, функцию языковых средств и деталей;
  • умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведение искусства (фильм, спектакль, художественную выставку, концерт).

В отличие от предметных дисциплин программа данного курса  не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако может включать такие формы работы, как теле- , видеопросмотр проблемных художественных фильмов, посещение выставок, подготовку публикаций в газету.

Отличительной особенностью содержания данного курса является то, что он постоянно соприкасается со сферой становления личности воспитанников (выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями, изживание подростковых комплексов неполноценности). Воспитанники, рассказывая в газете об интересных, увлечённых людях, усваивают идеи здорового образа жизни, совершенствуют культуру тела и культуру собственного образа в целом.

Курс по журналистике не предполагает каких-либо специальных зачётных или экзаменационных часов. Однако для оценки эффективности проводимых занятий работают творческие лаборатории, по итогам которых заметки юнкоров публикуются в газете, юнкоры принимают участие в районных, возможно, и областных конкурсах.

Организатором всей деятельности является руководитель. Он следит за чётким выполнением воспитанниками самостоятельных заданий, организует необходимые консультации, оказывает помощь в разработке и выборе тем, написании заметок и интервью.

Курс рассчитан на 1 год обучения, в программу включены изучение теоретического материала и отработка практических навыков. Кроме того, предусмотрены индивидуальные занятия со всеми воспитанниками.

Методы и формы достижения результатов.

При проведении занятий используются самые разнообразные формы: для подачи информации – лекции, дискуссии, тренинги, беседы.

На практических занятиях применяются формы творческих работ: «мозговые атаки», пресс-конференции, экскурсии, ролевая игра в её различной модификации и т.д.

  • На занятиях используются в основном следующие формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Фронтальная помогает установить товарищеские отношения внутри коллектива, осуществляется совместное выполнение заданий.

Групповая даёт возможность  воспитанникам обмениваться опытом, информацией, работать в коллективе и учитывать мнение других: создание групп по принципу «сильный – слабый» даёт положительный эффект.

При индивидуальной форме работы учитываются способности каждого воспитанника. В соответствии с этим распределяются задания по сложности их выполнения. Есть возможность работать с ребёнком над его слабыми сторонами не в ущерб времени остальных детей.

Периодически на занятиях используются различные формы контроля, результаты которого позволяют определить ЗУН каждого воспитанника. Для этого проводятся самостоятельные творческие работы, выполнение специальных индивидуальных заданий.

Оборудование:

  • видеокамера;
  • DWD-плейер;
  • телевизор;
  • аудиомагнитофон;
  • диктофон;
  • компьютер;
  • газеты;
  • карточки с заданиями.

Учебно-тематический план.

Наименование темы

Теория

Практика

Всего

Форма занятия

1

Введение.

5

-

5

Лекция. Беседа.

Творческая

2

Изучение информационных жанров.

Фотожанры, информация, заметка, корреспонденция, интервью, репортаж.

5

5

10

Лекция. Беседа.

Творческая лаборатория.

Экскурсия. Творческая

Встреча. Дискуссия.

3

Газетный язык. Специфика. Особенности. Корректура. Редактирование.

5

5

10

Беседа. Творческая

Лаборатория.Экскурсия.

Творческий конкурс.

Диспут.

4

Этика – наука о нравственности. Нормы поведения. Нравственные категории.

2

8

10

Лекция.Беседа.

Просмотр кинофильмов и их обсуждение.

Пресс-конференция.

5

Изучение аналитических и художественных жанров (очерк, статья, рецензия, рассказы, стихи).

2

8

10

Творческая встреча.

Пресс-конференция.

Творческая лаборатория.

«Проба пера». Беседа.

6

Дизайн и вёрстка газеты.

1

9

10

Лекция. Практика на ПК.

Самостоятельная работа.

7

Изучение информационных жанров.

(информация, заметка, корреспонденция, интервью, репортаж). Фотожанры.

1

9

10

Лекция. Беседа.

Творческая лаборатория.

Экскурсия. Творческая

Встреча. Дискуссия.

8

Газетный язык. Специфика и основные требования. Корректирование. Корректура.

1

4

5

Беседа. Творческая

Лаборатория. Экскурсия.

Творческий конкурс. Диспут.

9

Этика – наука о нравственности.

1

4

5

Лекция. Беседа. Просмотр кинофильмов и их обсуждение.

Пресс-конференция.

10

Нормы поведения в быту, обществе, в моде. Нравственные категории. Основные понятия и их связь с журналистикой.

1

4

5

Лекция. Беседа.

Творческая встреча.

Пресс-конференция.

Творческая лаборатория.

«Проба пера».Беседа.

11

Изучение аналитических и художественных жанров (очерк, статья, рецензия, рассказы, стихи).

2

8

10

Лекция. Практика на ПК.

Самостоятельная работа.

12

Информационные жанры. Новость. Повод. Разработка темы. Развитие темы.

2

8

10

Лекция. Беседа.

Творческая лаборатория.

Экскурсия. Творческая

Встреча. Дискуссия.

13

Газетный язык. Работа над словом. Авторский почерк. Глагол. Прямая речь. Заголовки. Рубрики.

1

19

20

Беседа.

Творческая лаборатория.

Экскурсия.

Творческий конкурс. Диспут.

14

Этика и мораль. Влияние на судьбы людей. Слово и дело. Поступок и мотив. Не сотвори себе кумира.

1

6

7

Лекция. Беседа.

Просмотр кинофильмов и их обсуждение.

Пресс-конференция.

15

Изучение аналитических и художественных жанров (очерк, статья, рецензия, рассказ, стихи).

1

4

5

Лекция. Беседа.

Творческая лаборатория.

Экскурсия. Творческая

встреча. Дискуссия.

16

Дизайн и вёрстка газеты.

2

13

15

Лекция. Практика на ПК.

Самостоятельная работа.

17

Итого:

33

114

147

Содержание

  1. Введение

Что такое журналистика? Корреспондент или репортёр – сотрудник газеты, сообщающий о событиях, происшествиях. Задачи газеты – информировать читателя. Газетные жанры – форма подачи материала, информации.

Из чего состоит газета? (Паспорт- название, полосы – страницы определённого формата. Размещение материала на полосах. Рубрика,  макет, вёрстка, корректура, гранки).

  1. Информационные жанры  

Газетные жанры как форма подачи новостей, призванных информировать читателя. Событие – основа жанра (сегодня, вчера, завтра). Оперативность, достоверность. Факты – действительное, невыдуманное событие, происшествие (то, что объективно существует). «Жареные факты». «Утка». Подтасовка фактов. Расшифровка фактов. Логика воссоздания события. Ответы на вопросы: Что? Где? Когда? Для какой цели?

Отбор фактов из разных источников (беседы с людьми – организаторами или участниками события, архивные и исторические материалы).

Информация – краткое сообщение о событии, которое произошло или произойдёт (выставки, конкурсы, начало спортивного сезона, премьеры, юбилеи).  

Заметка – расширенное сообщение о событии. Превращение информации в заметку путём сбора дополнительных фактов. Сходство и отличие заметки и информации.      

Корреспонденция – подробное сообщение корреспондента с места.

Трансформация заметки в корреспонденцию.      

Репортаж – оперативный и подробный рассказ о событии с места события.

Сходство и различие с другими жанрами.    

Интервью – беседа в форме вопросов и ответов. Структура построения.  Виды и типы интервью.                  

Практические задания: Творческая лаборатория «Рассказ о близком человеке»;    

Специализация по жанрам «Зарисовка», «Статья», «Рецензия».  

  1. Газетный язык

Специфика и основные требования. Корректирование. Корректура.

Практические задания:  Творческая лаборатория «Работа над словом». Конкурсы на лучшие заголовок, тему.

  1. Этика

     Этика – наука о нравственности. Нормы поведения в быту, обществе, в моде. Нравственные категории. Основные понятия и их связь с журналистикой.

Практические задания: Конкурс сочинений на темы: «Мораль и нравственность», «Добро и зло». 

  1. Аналитические и художественные жанры

Очерк, статья, рассказы, стихи. Отражённая действительность в обзоре печати, отчёте, интервью, рецензии, так как это суждения и образы, созданные другими людьми. Сочинения-эссе. Буриме.

Практические задания: Творческая лаборатория «Сочинение стихов и рассказов на заданную тему».

  1. Введение

Повторение. Из чего состоит газета? (Паспорт-название, полосы – страницы определённого формата. Размещение материала на полосах. Рубрика, макет, вёрстка, корректура, гранки).

  1. Информационные жанры  

Событие – основа информационных жанров. Новость. Повод. Достоверность. Оперативность. Ответственность автора за информацию и факты. Подготовка к беседе: разработка темы, составление вопросов, отбор фактов из архивов и исторических источников. Проверка собранных фактов в ходе бесед и интервью по справочникам, энциклопедиям, словарям.

Развитие темы: новость – информация – заметка – корреспонденция. Повод – интервью. Трансформация заметки в корреспонденцию, корреспонденции в интервью.

Практические задания:

Творческая лаборатория «Развитие темы в разных жанрах информационного плана на заданную тему». Практика в газете.

  1. Газетный язык

Работа над словом. Авторский «почерк». Словарный и лексический запас. Любимая фраза, любимые глаголы. Использование прямой речи как речевой характеристики героев публикаций.

Краткость, простота языка. Заголовки. Рубрики. Разбивка текста на абзацы.

Практические задания: Творческая лаборатория «Работа над словом». Конкурсы на лучший заголовок, рубрику, тему.

  1. Этика

Важнейшие понятия об этике и морали, их влияние на нравы, обычаи, быт, поведение людей.

Категории этики: добро, зло, духовность, достоинство, честь, верность, долг, счастье, идеал, героизм. Их значение в жизни человека. Слово и дело. Поступок и мотив. Стремление и цель. Зависть. Скупость. Гордыня. Уныние. Смертный грех – понимание вины перед Богом. Искупление – молитва. Покаяние. Не сотвори себе кумира. Чти отца своего. Не убий. Не укради. Не лжесвидетельствуй. Трудно ли жить по заповедям Христовым?

Практические занятия: Рецензия на просмотренный фильм: духовность героя.

  1.  Аналитические и художественные жанры

Очерк и зарисовка – рассказ о человеке. Сходство и различие. Документальная основа: точность, конкретность в названии местности, предприятия, имени и фамилии героя. Присутствие в очерке всех жанров: информации, заметки, интервью, репортажа. Предмет познания или исследования фактов, событий, явлений (заметка, корреспонденция, репортаж, статья, очерк, фельетон). Отражённая действительность в обзоре печати, отчёте, интервью, рецензии, так как это суждения и образы, созданные другими людьми.

Практические задания: Зарисовки о маме, бабушке, учителе, друге, ветеране войны и труда, спортсмене, участнике художественной самодеятельности, народном умельце.    

Творческая лаборатория «Анализ публикаций юнкоров в жанре зарисовка» Литературная гостиная.    

  1.  Верстка дизайн

Создание и открытие публикаций, палитра инструментов, обработка текста, создание публикаций на основе шаблона, настройки макета, настройка текстовых объектов, компоновка и оформление текста, интервал, перенос.    

Практические задания: Создание новой публикации, использование управляющей палитры, печать публикации.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Специфику и структуру информационных жанров; различать

информацию, заметку, корреспонденцию, интервью, фотожанры;      

обзорно аналитические и художественные жанры;  

основные сведения по этике: нормы поведения и культуры общения.  

правильно говорить, излагать свои мысли, слушать, поддерживать  

диалог на любую тему;

организовывать групповое общение;

создавать атмосферу доверительного общения;

составить простой текст в соответствии с требованиями;

грамотно изложить информацию в жанре заметки, корреспонденции, блиц-интервью;

вести беседу с интервьюированными людьми, владеть фактами, документами,  историческими данными;

оценивать поступки героев своих публикаций и героев художественных произведений по категориям этики;

написать мини-рецензию на фильм или спектакль.  

К концу года воспитанники должны знать:

  • методы сбора информации;  
  • что такое вёрстка, редактирование, план номера и перспективный план, основные требования к газете;  
  • структуру газетных жанров разного плана;  
  • правило и нормы газетного языка;  
  • категории и понятия этики в сфере кино, театра, музыки, живописи,  
  • основы программы Page Maker 6,5; Microsoft Office  Publisher 2007    

К концу года воспитанники должны уметь:

  • собирать и обрабатывать информацию;  
  • подготовить и провести интервью;    
  • моделировать и оформлять материал;  
  • анализировать публикации;  
  • развивать тему в жанрах информационного плана;  
  • написать зарисовку о человеке с этической оценкой его поступков;  
  • рецензировать устно и письменно фильмы, спектакли, стихи, художественные выставки.      

Результат: публикация в газете.    

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Тема

Форма занятий

Методы и приемы

1 год обучения

1

Возникновение журналистики

Вводное, презентации, творческие задания, игры, повторение материала

беседа

презентация словесные, наглядные, анализ и обобщение материалов периодических печатных изданий

2

Организация  редакции

Семинар-презентация

словесные, наглядные, анализ и обобщение материалов

3

Виды газетных жанров. Их специфика.

Круглый стол, лекция, интервьюирование, опрос, ролевые игры, деловая игра, дидактические игры, тренинги, тесты, викторины

игровая деятельность, анализ и обобщение материалов

4

Формы подачи информации

Творческое задание, деловая игра, дидактические игры, тренинги,

словесные, наглядные, игровые карточки

5

Правовые вопросы

Беседа-обсуждение

словесные, наглядные

6

Художественно-техническое оформление издания

Беседа. Круглый стол. Проверочная лабораторная работа

игровая деятельность, дидактика

7

Верстка и макетирование газеты

Индивидуальная и групповая работа.

Практикум. Лекция.

словесные, наглядные; дидактический материал

(работа с компьютер-ными программами)

8

Социальная практика

Деловая игра. Интервьюирование.

Ролевая игра. Творческое задание.

Тематические экскурсии

словесные, наглядные; анализ и обобщение материалов; дидактический материал

9

Итоговая и промежуточная аттестация

Выпуск газеты on – line. Практикумы, семинары,

Наблюдение,  дидактический материал, анализ и обобщение материалов;

10

Тренинги, подготовка социальных акций

Практикумы, семинары,

дидактический материал, анализ и обобщение материалов;

11

Газета on - line

Выпуск газеты on – line. Практикумы, семинары,

наблюдение,  дидактический материал, анализ и обобщение материалов;

12

Повторение пройденного материала

Индивидуальная и групповая работа.

Практикум. Лекция.

словесные, наглядные; дидактический материал (работа с компьютер-ными программами)

13

Виды и понятия газетных жанров. Их специфика.

Индивидуальная и групповая работа.

Практикум. Лекция.

словесные, наглядные; дидактический материал (работа с компьютерными программами)

14

Основы психологии общения и предмета социология

Индивидуальная и групповая работа.

Практикум. Лекция.

Деловая игра. Интервьюирование.

Ролевая игра. Творческое задание.

Тематические экскурсии

словесные, наглядные; дидактический материал (работа с компьютерными программами)

15

Литературное редактирование

Индивидуальная и групповая работа.

Практикум. Лекция.

Деловая игра. Интервьюирование.

Ролевая игра. Творческое задание.

Тематические экскурсии

словесные, наглядные; дидактический материал (работа с компьютерными программами)

16

Верстка и макетирование газеты

Индивидуальная и групповая работа.

Практикум. Лекция.

словесные, наглядные; дидактический материал (работа с компьютерными программами)

17

Технология выпуска газеты

Дидактический калейдоскоп. Тематические экскурсии. Игра «Пресс-тусовка». Деловая игра «Создаем газету»

словесные, наглядные; работа с компьютерными программами, тестирование.

18

Основы газетного дела

Интервьюирование. Ролевые игры. Коммуникативные тренинги.

словесные, наглядные; анализ и обобщение материалов; дидактический материал, тесты, задания

19

Социальная практика

Практикум. Мониторинг. Опрос населения. Интервьюирование. Ролевые игры.

словесные, наглядные; анализ и обобщение материалов; дидактический материал, тесты, задания

20

Итоговая и промежуточная аттестация

Выпуск газеты.  Практикумы, семинары,

Наблюдение,  дидактический материал, анализ и обобщение материалов;

21

Подготовка творческих проектов

Защита творческих проектов. Доклады, рефераты. Конкурс творческих работ.

словесные, наглядные; анализ и обобщение материалов; дидактический материал, тесты, задания

22

Тренинги, подготовка социальных акций, участие в конкурсах различного уровня

Практикум.

словесные, наглядные

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1. Слайды. Иллюстрации. Репродукции.
  2. Видеофильмы.
  3. Разработка методичек по жанрам.
  4. Подбор публикаций по жанрам.
  5. Тематические буклеты.
  6. Подборка публикаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

  1. Аграновский А., Призвание. – М., 1967г.
  2.  Алан  Пиз «Язык телосложения».
  3. Ахматова А. Тайны ремесла. – М.,1986
  4. Беневоленская Т.А. «О языке и стили газетного очерка» - М., 1973.  
  5. Варустин Л. Тайны газетной строки. Л.,1971.      
  6. Голыбина А.Г. Вкус и мода. - М.,1974.
  7. Горелов И.Н «Умеете ли вы общаться?» - М.,1991.
  8. Горохов В.М. Проблемы журналистского мастерства. – М.,1972.  
  9. Дмитриева Е.А. Краткая история искусств. – М.,1968.
  10. Дорохова А. Как себя вести. – М.,1966.
  11.  Жанры советской газеты. – М.,1972.  
  12. Журбина Е.И. Теория и практика художественно - публистических жанров. – М.,1969.
  13.  Закон Божий. – М.,1990.  
  14.  Зазорина Т., Н. Федосова. « Профессия журналист».  
  15.  Калмыкова И.Р. «Таинственный мир звуков» 1998.  
  16.  Камычек Я. Вежливость на каждый день. – М.,1975.  
  17.  Крутова О.М. Человек и мораль. – М.,1970.  
  18.  Ладыженская Т.А. «Развитие дар слова» - М.,1990.  
  19.  Ладыженская Т.А. «Речевые уроки» - М., 1995.  
  20.  Павлова Л.Г. «Спор, дискуссия, полемика.» - М., 1991.  
  21.  Пудовкин В. Эпоха кино. – М.,1984.  
  22.  Словарь по этике. – М., 1989.  
  23.  Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.,1982.  
  24.   Цымбало С. «О детях, лете и газете» - М.,1997.
  25.  Энциклопедия кино. – М.,1989.
  26.  Эренгросс Б.А.  Удивительная наука эстетика.- М.,1977.        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ

  1. Александр Таиров и его театр. «Театральная жизнь» N 23,1989г.

Весник Е. Дарю, что помню. – М.,1998.

  1. Гиляровский В.А. Москва газетная. – М.,1989.  
  2. Дейниченко В.В. Владимир Высоцкий о времени и о себе. Сборник очерков, статей, интервью. Союзтеатр, Душанбе, 1990.
  3. Дейниченко В.В. Документальная основа очерков А. Аргановского. Дипломная работа. Казанский университет, 1975.
  4. Дейниченко В.В. Театральный фестиваль «Новруз» в зеркале прессы. Союзтеатр, очерки, интервью. Душанбе, 1991.  
  5. Краснова Г., Дастин  Хофман. – М.,1988.  
  6. Мейехольд: последний акт трагедии. «Театральная жизнь» N 5,1989.
  7. Шукшин В. Слово о малой родине. - М., 1989.

         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по предмету «Общий курс фортепиано» (для учащихся хорового отдела) модифицированная адаптированная

Основная  задача  общего  музыкального  образования – это  формирование  эстетического  вкуса, приобщение  детей  к  музыкальному  искусству,...

Модифицированная (адаптированная) развивающая программа «Визаж»

УПРАВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ТУРИЗМААДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕУРЕНГОЙСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР «РОВЕСНИК»   СОГЛАСОВАНОна методическом советеспеци...

Модифицированная (адаптированная) общеразвивающая программа клуба "Менеджмент"

Здравствуйте! Мои публикации вам будут интересны и полезны. С уважением Шомбул А.Д....

Дополнительная общеобразовательная программа (модифицированная/ адаптированная) «Мел\' не - Мастерица».

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности школьников младшего и среднего звена по декоративно – прикладному искусству и направлена на формирование эстетического восп...