МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
методическая разработка по теме
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ
2014г.
Разработала: Абдулманафова Г.С., методист
1.СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ
1.Общие положения.
2. Структура рабочей тетради
2.1.Первый блок («Актуализация опорных занятий»)
2.2.Второй блок представляет собой структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала.
2.3.Третий блок («Самоконтроль»)
2.4.Четвертый блок (факультативный)
Приложение 1. Контрольно - оценочный журнал .
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
При реализации ФГОС нового поколения образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.
В процессе освоения ФГОС нового поколения, обучающиеся должны овладеть следующими общими компетенциями:
· принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
· осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
· использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
При разработке учебно-методического обеспечения учебных дисциплин профессиональных модулей преподавателям необходимо учитывать, что студенты отличаются друг от друга по интеллектуальному развитию, эмоциональному восприятию, по темпу освоения учебного материала. Это требует создания условий для индивидуализации обучения – темп, ритм обучения с ориентировкой на индивидуальные особенности студента – в то время как учебный процесс в целом носит групповой характер. На занятии преподаватель работает с группой. Усвоение же знаний происходит строго индивидуально. Возникает противоречие между коллективной формой учебной работы и индивидуальным характером усвоения знаний.
Возможным путем разрешения этого противоречия является четкая организация самостоятельной деятельности обучаемых.
Самостоятельная работа студентов – существенный компонент системы подготовки специалиста со средним техническим образованием. Ведь только знания и умения, приобретенные упорным самостоятельным трудом, могут в дальнейшем превратиться в реальную движущуюся силу прогресса.
Организация самостоятельной работы позволяет создать такую учебную среду, в которой студент может добиться дальнейшей активизации учебно-познавательной деятельности, развивать творческие способности и культуру мышления, учиться самостоятельно ориентироваться в потоке научной информации.
Одним из средств организации самостоятельной деятельности является рабочая тетрадь на печатной основе, разработанная с таким расчетом, чтобы каждый педагог мог в известной мере учесть индивидуальные особенности обучающихся.
Задания, которые предлагаются студентам, должны иметь разные уровни сложности. Выполнение их требует использования различных источников информации (нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность, справочники и словари, специальные фундаментальные издания, периодическую печать, Интернет-источники и др.).
Разнообразие форм заданий рабочих тетрадей позволяет сохранять устойчивый познавательный интерес к изучаемой дисциплине. Чаще всего студентам предлагают найти ответы на вопросы, заполнить таблицы и схемы, решить ситуационные задачи, кроссворды, ребусы, задания в тестовой форме, и др.
Задачи, предлагаемые обучающимся, носят дифференцированный характер в зависимости от курса обучения: от простейших, требующих элементарных знаний по специальности, до сложных заданий исследовательского характера.
Использование в рабочих тетрадях кроссвордов и ребусов стимулирует познавательный интерес студентов в большей степени, чем ответы на обычные вопросы по теме. Иллюстративный материал, используемый в тетрадях, дополняет учебники по дисциплинам и позволяет студентам выполнять задания, требующие знаний современных средств ухода реабилитации, методов диагностики и др. Разнообразие заданий рабочих тетрадей дает возможность реализовать в полной мере междисциплинарные и внутридисциплинарные связи.
Рабочие тетради в отличие от учебников являются более мобильной формой учебного пособия и позволяют вносить изменения, отражающие современные достижения науки. Это имеет большое значение для реализации ФГОС третьего поколения, который требует регулярного пересмотра методического обеспечения учебных дисциплин и профессиональных модулей.
2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь, обусловлено:
· содержанием изучаемого предмета, степенью его сложности;
· характером (стилем) управления познавательной деятельностью
студентов;
· исходным уровнем подготовленности аудитории; возрастными
особенностями слушателей; условиями обучения;
· творческими способностями преподавателя.
Рассмотрим модель рабочей тетради, которая включает в себя 4 блока: три основных (обязательных) и один факультативный.
Первый блок («Актуализация опорных занятий») представляет собой так называемое мобилизующее начало. Он содержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти, ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания нового материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание студента на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Воспроизведение опорных знаний предлагается излагать устно.
Второй блок представляет собой структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала.
Структурированный конспект - своеобразный трафарет лекции,
содержащий немые рисунки, схемы, таблицы, заполнение которых происходит во время лекции. Все рисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написанного. Использование такой модели (структурированный конспект) не
только экономит учебное время, но и прививает навыки конспектирования (еще отсутствующие у большинства студентов), позволяет нацелить внимание на основные вопросы темы, воспитывает аккуратность и эстетические качества, (рисунки в тетрадях имеют одинаковые размеры; топография и черты строения органов будут изображены отчетливо и правильно).
Третий блок («Самоконтроль») предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку студентов. Выполнение тренировочных упражнений способствует:
-совершенствованию умений у студентов самостоятельно работать над содержанием изучаемой темы;
-развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей студентов;
-воспитанию интереса и ответственного отношения к выполнению домашней работы.
Продуманное и целесообразное использование системы заданий для организации самостоятельной работы студентов не создаёт перегрузки, а наоборот, вызывает у студентов повышенный интерес к изучаемой дисциплине, помогает ее усвоению и закреплению.
При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определённой порции известной информации, до заданий, требующих установления межпредметных связей, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Все задания начинаются побудительными словами: (в этой же тетради):
-изобрази схематично...
-сделай соответствующие обозначения...
-воспроизведи схемы...
-обозначь основные элементы...
-выдели отличительные особенности...
Четвертый блок (факультативный) включает перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы. Этот блок связан с самостоятельной работой студентов, определенной программой дисциплины.
Предлагаемая в этой части рабочей тетради информация, может заинтересовать студентов и послужить стимулом к дальнейшему развитию познавательной деятельности и творческой активности.
Возможно, что после первого этапа самостоятельной работы с тетрадью студент узнает, что он относится к слабым, средним или сильным по данной дисциплине, то после планомерной, систематической работы с удовлетворением обнаружит, что теперь - определенно к сильным.
Рабочая тетрадь - тот помощник, который дает студенту ориентиры, позволяющие двигаться вперед. Рабочая тетрадь дисциплинирует процесс обучения, мышления, помогает последовательно усвоить намеченную учебной программой систему знаний.
В целом повышение эффективности обучения через использование в учебном процессе рабочих тетрадей достигается в условиях активного привлечения студентов к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет.
2.1. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
Первый блок («Актуализация опорных занятий»)
Ответьте на вопросы_______________________________________________
Выполните задания________________________________________________
Второй блок
Напишите структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала________________________________________________
Третий блок («Самоконтроль»)
Выполните упражнение_________________________________________
Ответьте на вопросы____________________________________________
Выполните задание_____________________________________________
Изобрази схематично____________________________________________
Сделай соответствующие обозначения_____________________________
Воспроизведи схемы____________________________________________
Обозначь основные элементы____________________________________
Выдели отличительные особенности______________________________
Четвертый блок (факультативный)
Перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы_________________________________________
Приложение 1
КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ФИО студента | БЛОКИ | ИТОГ | ОЦЕНКА | |||
Задания 1блок | Задания 2блока | Задания 3блока | Задания 4блока | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2012г.
1.ОБЩИЕ ПОЛОРЖЕНИЯ
При реализации ФГОС нового поколения образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.
В процессе освоения ФГОС нового поколения, обучающиеся должны овладеть следующими общими компетенциями:
· принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
· осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
· использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
При разработке учебно-методического обеспечения учебных дисциплин профессиональных модулей преподавателям необходимо учитывать, что студенты отличаются друг от друга по интеллектуальному развитию, эмоциональному восприятию, по темпу освоения учебного материала. Это требует создания условий для индивидуализации обучения – темп, ритм обучения с ориентировкой на индивидуальные особенности студента – в то время как учебный процесс в целом носит групповой характер. На занятии преподаватель работает с группой. Усвоение же знаний происходит строго индивидуально. Возникает противоречие между коллективной формой учебной работы и индивидуальным характером усвоения знаний.
Возможным путем разрешения этого противоречия является четкая организация самостоятельной деятельности обучаемых.
Самостоятельная работа студентов – существенный компонент системы подготовки специалиста со средним техническим образованием. Ведь только знания и умения, приобретенные упорным самостоятельным трудом, могут в дальнейшем превратиться в реальную движущуюся силу прогресса.
Организация самостоятельной работы позволяет создать такую учебную среду, в которой студент может добиться дальнейшей активизации учебно-познавательной деятельности, развивать творческие способности и культуру мышления, учиться самостоятельно ориентироваться в потоке научной информации.
Одним из средств организации самостоятельной деятельности является рабочая тетрадь на печатной основе, разработанная с таким расчетом, чтобы каждый педагог мог в известной мере учесть индивидуальные особенности обучающихся.
Задания, которые предлагаются студентам, должны иметь разные уровни сложности. Выполнение их требует использования различных источников информации (нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность, справочники и словари, специальные фундаментальные издания, периодическую печать, Интернет-источники и др.).
Разнообразие форм заданий рабочих тетрадей позволяет сохранять устойчивый познавательный интерес к изучаемой дисциплине. Чаще всего студентам предлагают найти ответы на вопросы, заполнить таблицы и схемы, решить ситуационные задачи, кроссворды, ребусы, задания в тестовой форме, и др.
Задачи, предлагаемые обучающимся, носят дифференцированный характер в зависимости от курса обучения: от простейших, требующих элементарных знаний по специальности, до сложных заданий исследовательского характера.
Использование в рабочих тетрадях кроссвордов и ребусов стимулирует познавательный интерес студентов в большей степени, чем ответы на обычные вопросы по теме. Иллюстративный материал, используемый в тетрадях, дополняет учебники по дисциплинам и позволяет студентам выполнять задания, требующие знаний современных средств ухода реабилитации, методов диагностики и др. Разнообразие заданий рабочих тетрадей дает возможность реализовать в полной мере междисциплинарные и внутридисциплинарные связи.
Рабочие тетради в отличие от учебников являются более мобильной формой учебного пособия и позволяют вносить изменения, отражающие современные достижения науки. Это имеет большое значение для реализации ФГОС третьего поколения, который требует регулярного пересмотра методического обеспечения учебных дисциплин и профессиональных модулей.
2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь, обусловлено:
· содержанием изучаемого предмета, степенью его сложности;
· характером (стилем) управления познавательной деятельностью
студентов;
· исходным уровнем подготовленности аудитории; возрастными
особенностями слушателей; условиями обучения;
· творческими способностями преподавателя.
Рассмотрим модель рабочей тетради, которая включает в себя 4 блока: три основных (обязательных) и один факультативный.
Первый блок («Актуализация опорных занятий») представляет собой так называемое мобилизующее начало. Он содержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти, ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания нового материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание студента на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Воспроизведение опорных знаний предлагается излагать устно.
Второй блок представляет собой структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала.
Структурированный конспект - своеобразный трафарет лекции,
содержащий немые рисунки, схемы, таблицы, заполнение которых происходит во время лекции. Все рисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написанного. Использование такой модели (структурированный конспект) не
только экономит учебное время, но и прививает навыки конспектирования (еще отсутствующие у большинства студентов), позволяет нацелить внимание на основные вопросы темы, воспитывает аккуратность и эстетические качества, (рисунки в тетрадях имеют одинаковые размеры; топография и черты строения органов будут изображены отчетливо и правильно).
Третий блок («Самоконтроль») предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку студентов. Выполнение тренировочных упражнений способствует:
-совершенствованию умений у студентов самостоятельно работать над содержанием изучаемой темы;
-развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей студентов;
-воспитанию интереса и ответственного отношения к выполнению домашней работы.
Продуманное и целесообразное использование системы заданий для организации самостоятельной работы студентов не создаёт перегрузки, а наоборот, вызывает у студентов повышенный интерес к изучаемой дисциплине, помогает ее усвоению и закреплению.
При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определённой порции известной информации, до заданий, требующих установления межпредметных связей, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Все задания начинаются побудительными словами: (в этой же тетради):
-изобрази схематично...
-сделай соответствующие обозначения...
-воспроизведи схемы...
-обозначь основные элементы...
-выдели отличительные особенности...
Четвертый блок (факультативный) включает перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы. Этот блок связан с самостоятельной работой студентов, определенной программой дисциплины.
Предлагаемая в этой части рабочей тетради информация, может заинтересовать студентов и послужить стимулом к дальнейшему развитию познавательной деятельности и творческой активности.
Возможно, что после первого этапа самостоятельной работы с тетрадью студент узнает, что он относится к слабым, средним или сильным по данной дисциплине, то после планомерной, систематической работы с удовлетворением обнаружит, что теперь - определенно к сильным.
Рабочая тетрадь - тот помощник, который дает студенту ориентиры, позволяющие двигаться вперед. Рабочая тетрадь дисциплинирует процесс обучения, мышления, помогает последовательно усвоить намеченную учебной программой систему знаний.
В целом повышение эффективности обучения через использование в учебном процессе рабочих тетрадей достигается в условиях активного привлечения студентов к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет.
2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
Первый блок («Актуализация опорных занятий»)
Ответьте на вопросы_______________________________________________
Выполните задания________________________________________________
Второй блок
Напишите структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала________________________________________________
Третий блок («Самоконтроль»)
Выполните упражнение_________________________________________
Ответьте на вопросы____________________________________________
Выполните задание_____________________________________________
Изобрази схематично____________________________________________
Сделай соответствующие обозначения_____________________________
Воспроизведи схемы____________________________________________
Обозначь основные элементы____________________________________
Выдели отличительные особенности______________________________
Четвертый блок (факультативный)
Перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы_________________________________________
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Первый блок («Актуализация опорных занятий»)
Ответьте на вопросы:
1.Какие сферы жизни человека обслуживает разговорный стиль?________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Чем отличается разговорный стиль от остальных стилей речи? ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3.Что можно узнать о человеке, если внимательно слушать его речь? _____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Почему в произведениях художественной литературы мы находим черты разговорного стиля? ___________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Выполните задание. Прочитайте. Найдите признаки разговорного стиля. Отметьте их, попробуйте заменить разговорные слова и обороты их нейтральными синонимами. Что вы можете сказать об авторе речи?
Доктор веселый. Большею частью специалист по нервным и детским болезням. Подходит к кровати больного с открытым лицом и дружеским смехом. «Ну что? Мы захворали немножко? Посмотрим, сейчас посмотрим. Ну-с, покажите ваш язычок. Язычок хоро-оший, микстурку пропишем сладенькую».
Второй блок
Напишите структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала:
Разговорная речь – это__________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основная функция разговорного стиля____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспрессивная лексика разговорного стиля_________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Морфологические особенности разговорного стиля_________________________
______________________________________________________________________
Отличительная черта разговорного стиля__________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Третий блок («Самоконтроль»)
Выполните упражнение №24, стр.18. Спишите предложения и найдите в них слова разговорного стиля. Подберите к ним синонимы. Какова сфера употребления разговорной лексики?
1. И нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома. (И.Гончаров) 2. Базаров привез микроскоп и по целым дням с ним возился. (И.Тургенев). Мне куропатки напоминают старых уездных хозяек. У людей – куропаток – занавесочки, самоварчик, цветочки на окнах. (И.Соколов – Микитов). Крепче и крепче нажимал ветер, хлестал крупный ледяной дождь. (И.Соколов – Микитов). Грамотные люди нередко форсят своими знаниями иностранных слов, очевидно, не зная, что наш язык достаточно богат, и мы вполне точно, вполне свободно можем все сказать своими словами, прибегая к помощи чужеязычных только изредка, очень осторожно. (М.Горький) 6. Но отчаяннее всех улепетывала по деревенской улице маленькая белоголовая девочка в одной рубашонке. (И. Бунин) 7. Статский советник хоть и сам пропал, но все-таки упек своего товарища. (Н. Гоголь) 8. Кафтан у него рваненький, плохонький. (И.Тургенев) 9. По краю села лениво вразвалку плетется высокий мужчина лет сорока. (А. Чехов) 10. Я было собрался со стариком заговорить, да не успел — ушел. (Ф. Шаляпин)
Четвертый блок (факультативный)
Перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы_________________________________________
Первый блок («Актуализация опорных занятий»)
Ответьте на вопросы.
1.Охарактеризуйте сферу применения научного стиля речи, его роль в жизни человека________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Каковы синтаксические особенности научной речи? Приведите примеры._____
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Что представляет собой лексика научной речи? Приведите примеры.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполните задания.
1.Вспомните 10 специальных слов, относящихся к вашей будущей профессии, объясните их значения, составьте с ними предложения и запишите их.
2.Прочтите тексты. К какому стилю речи вы их отнесете? Почему? Как называется этот жанр? Отметьте характерные черты жанра.
Мы живем в мире кристаллов, и даже наше тело отчасти состоит из них, но не из обычных, а так называемых жидких кристаллов...
Кристаллы называют «цветами земли» не столько за необычайную внешнюю красоту, сколько за красоту скрытую — прекрасную гармонию геометрически точных построений. Высокий порядок расположения и строгая периодичность повторения одних и тех же частиц — главный признак кристалла. Тогда что же такое «жидкие кристаллы»? Ведь в жидкостях и газах не существует строго упорядоченного расположения частиц, главный их признак — полная одинаковость свойств. Жидкие кристаллы — своеобразное промежуточное состояние вещества, они текучи, как вода, образуют капли, но имеют упорядоченную структуру и неодинаковые по разным направлениям физические свойства.
Второй блок
Напишите структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала
Научный стиль – это __________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Основная функция научного стиля________________________________________
______________________________________________________________________
Основные признаки научного стиля______________________________________
______________________________________________________________________
Какие пласты лексики в научном стиле?___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности научного стиля в грамматике_________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жанры научного стиля__________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Третий блок («Самоконтроль»)
Выполните упражнение №27. Прочитайте текст. Какие аргументы вы можете привести, чтобы доказать, что текст относится к научному стилю?
Важным средством логической организации связного текста является его членение на абзацы.
Абзац — это отрезок письменного текста от одной красной строки до другой. В плане содержательном абзац служит выражением законченности части целого, отдельным звеном в общей динамике мысли и переходом к следующей части, к следующему звену мысли. Правильно организованные абзацы очень помогают следить за логикой авторской мысли. Неумение членить текст на абзацы приводит к снижению логичности речи, заметно затрудняет ее восприятие.
(Б.Головин)
Четвертый блок (факультативный)
Перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы_________________________________________
Первый блок («Актуализация опорных занятий»)
Ответьте на вопросы.
1.Какие сферы общественной жизни обслуживает официально- деловой стиль?______________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Какие деловые бумаги вы знаете? _______________________________________
______________________________________________________________________
3.Назовите правила оформления деловых бумаг ____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполните задания
Второй блок
Напишите структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала.
Официально-деловой стиль – это _______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основная функция делового стиля________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Для грамматики делового стиля характерно употребление____________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отличительная черта делового стиля______________________________________
_____________________________________________________________________
Третий блок («Самоконтроль»)
Выполните упражнения.
№ 25. Прочитайте текст, определите и охарактеризуйте его стиль. Выпишите примеры лексики и грамматических конструкций, подтверждающих вашу мысль.
Членами биржи являются банки, получившие лицензию на осуществление операций с ценными бумагами и принявшие на себя все обязательства, вытекающие из действия Закона о ценных бумагах и Устава фондовой биржи.
Банки обязаны утвердить и представить список физических лиц, уполномоченных ими совершать операции с ценными бумагами, которые также должны получить лицензию на право осуществления операций с ценными бумагами.
№ 26. Спишите предложения. Найдите слова, принадлежащие официально-деловой лексике. Подберите к ним синонимы — общеупотребительные слова.
1. Я почерпнул много полезного для себя на данном вечере. (М. Булгаков) 2. Я приехал вам объявить сообщенное мне извещение, что вы находитесь под судом до времени окончания решения по вашему делу. (Н. Гоголь) 3. Из поручений досталось ему [Чичикову], между прочим, одно: похлопотать о заложении в опекунский совет нескольких сот крестьян. (Н. Гоголь) 4. По большой базарной площади, в виду домов с наглухо закрытыми ставнями, шли два обывателя... Оба шли и по случаю жары молчали. (А.Чехов) 5. Только в деревне загадка, наконец, разъяснилась. Раскрыл мне ее председатель сельсовета Иван Карпович — человек строгий и деловой, но имевший склонность к краеведению и историческим изысканиям, как он выражался, «в масштабах своего района». (К. Паустовский)
Четвертый блок (факультативный)
Перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы_________________________________________
(Б.Головин)
Перепишите текст. Из разных литературных источников приведите примеры членения текста на абзацы, охарактеризуйте эти примеры, опираясь на текст Б. Н. Головина.
№ 28. Найдите «лишние» слова в следующих предложениях. Прочитайте, как будет звучать предложение без этих слов. Сравните оба варианта. Правильный, на ваш взгляд, пример запишите.
1. Мы вновь возобновили с ним переписку. 2. Я не успел закончить до конца эту работу. 3. Моя автобиография уместилась на страничке тетради. 4. В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран. 5. Всадники уже приближались ближе к деревне. 6. Она сидела, облокотившись локтями о стол. 7. Например, приведем такой пример. 8. Это очень прекрасный материал для нашей стенгазеты. 9. У ворот стоял пожилой старик и смотрел вдоль улицы.
№ 29. Прочитайте текст. О чем он? Какие средства связи между предложениями в нем использованы? К какому стилю относится текст? Как вы это определили? Что вы узнали о быте русских людей XVI в.?
Верстах в двадцати пяти от Москвы находилась усадьба боярина Луки Максимовича Шестунова. Усадьба эта мало чем отличалась от множества ей подобных, разбросанных по лицу Русской земли в тогдашнее время. Посредине обширного двора, обнесенного со всех сторон высокою прочною городьбою из толстых кольев, высились боярские хоромы. Они были двухэтажные. Поднявшись на крыльцо, посетитель попадал в «многошумные» сени. Вправо от входа находилась светлица для приема гостей, рядом с нею — столбовая изба, за нею — моленная и одрины, т.е. спальни. С другой стороны тянулись комнаты для холопов — челяди, их повалуши и кухня. Второй этаж — «бабье царство», женская половина дома — терем. Под домом находились подклети — глухие для
№ 30. Прочитайте текст. Какова его тема? Как проявляется отношение автора к предмету речи?
Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться.
Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?
Слово спорый означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.
Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.
...О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы.
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.
(По К.Паустовскому)
Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, характеризуя разные виды дождя? Запишите краткую характеристику каждого вида дождя. Сделайте лингвостилистический анализ текста.
№ 31. Выразительно прочитайте текст.
Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь
Первый блок («Актуализация опорных занятий»)
Ответьте на вопросы_______________________________________________
Выполните задания________________________________________________
Второй блок
Напишите структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала.
Публицистический стиль – это__________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подстили публицистического стиля_______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные функции публицистического стиля______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
В публицистических текстах используется лексика разных пластов____________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жанры публицистического стиля_________________________________________
______________________________________________________________________
Третий блок («Самоконтроль»)
Выполните упражнение_________________________________________
Ответьте на вопросы____________________________________________
Выполните задание_____________________________________________
Изобрази схематично____________________________________________
Сделай соответствующие обозначения_____________________________
Воспроизведи схемы____________________________________________
Обозначь основные элементы____________________________________
Выдели отличительные особенности______________________________
Четвертый блок (факультативный)
Перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы_________________________________________
Художественный стиль – это ____________________________________________
______________________________________________________________________
Жанры художественного стиля___________________________________________
______________________________________________________________________
Основная функция художественного стиля_________________________________
______________________________________________________________________
Ведущая стилевая черта_________________________________________________
Языковые средства_____________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Выполните задания________________________________________________
Второй блок
Напишите структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала________________________________________________
Третий блок («Самоконтроль»)
Выполните упражнение_________________________________________
Ответьте на вопросы____________________________________________
Выполните задание_____________________________________________
Изобрази схематично____________________________________________
Сделай соответствующие обозначения_____________________________
Воспроизведи схемы____________________________________________
Обозначь основные элементы____________________________________
Выдели отличительные особенности______________________________
Четвертый блок (факультативный)
Перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы_________________________________________
Приложение 1
КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ФИО студента | БЛОКИ | ИТОГ | ОЦЕНКА | |||
Задания 1блок | Задания 2блока | Задания 3блока | Задания 4блока | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_rabochaya_tetrad_vernyy.docx | 30.69 КБ |
mr_rabochaya_tetrad_vernyy.docx | 30.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ЛЯНТОРСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ
2014г.
РАССМОТРЕНЫна заседании методсовета протокол № _____ от «___»________2014 года |
УТВЕРЖДАЮДиректор ЛНТ (ФИЛИАЛ) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»________________ О.А.Любецкая«___»___________ 2014 года |
Разработала: Абдулманафова Г.С., методист
1.СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ
1.Общие положения.
2. Структура рабочей тетради
2.1.Первый блок («Актуализация опорных занятий»)
2.2.Второй блок представляет собой структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала.
2.3.Третий блок («Самоконтроль»)
2.4.Четвертый блок (факультативный)
Приложение 1. Контрольно - оценочный журнал .
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
При реализации ФГОС нового поколения образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.
В процессе освоения ФГОС нового поколения, обучающиеся должны овладеть следующими общими компетенциями:
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
При разработке учебно-методического обеспечения учебных дисциплин профессиональных модулей преподавателям необходимо учитывать, что студенты отличаются друг от друга по интеллектуальному развитию, эмоциональному восприятию, по темпу освоения учебного материала. Это требует создания условий для индивидуализации обучения – темп, ритм обучения с ориентировкой на индивидуальные особенности студента – в то время как учебный процесс в целом носит групповой характер. На занятии преподаватель работает с группой. Усвоение же знаний происходит строго индивидуально. Возникает противоречие между коллективной формой учебной работы и индивидуальным характером усвоения знаний.
Возможным путем разрешения этого противоречия является четкая организация самостоятельной деятельности обучаемых.
Самостоятельная работа студентов – существенный компонент системы подготовки специалиста со средним техническим образованием. Ведь только знания и умения, приобретенные упорным самостоятельным трудом, могут в дальнейшем превратиться в реальную движущуюся силу прогресса.
Организация самостоятельной работы позволяет создать такую учебную среду, в которой студент может добиться дальнейшей активизации учебно-познавательной деятельности, развивать творческие способности и культуру мышления, учиться самостоятельно ориентироваться в потоке научной информации.
Одним из средств организации самостоятельной деятельности является рабочая тетрадь на печатной основе, разработанная с таким расчетом, чтобы каждый педагог мог в известной мере учесть индивидуальные особенности обучающихся.
Задания, которые предлагаются студентам, должны иметь разные уровни сложности. Выполнение их требует использования различных источников информации (нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность, справочники и словари, специальные фундаментальные издания, периодическую печать, Интернет-источники и др.).
Разнообразие форм заданий рабочих тетрадей позволяет сохранять устойчивый познавательный интерес к изучаемой дисциплине. Чаще всего студентам предлагают найти ответы на вопросы, заполнить таблицы и схемы, решить ситуационные задачи, кроссворды, ребусы, задания в тестовой форме, и др.
Задачи, предлагаемые обучающимся, носят дифференцированный характер в зависимости от курса обучения: от простейших, требующих элементарных знаний по специальности, до сложных заданий исследовательского характера.
Использование в рабочих тетрадях кроссвордов и ребусов стимулирует познавательный интерес студентов в большей степени, чем ответы на обычные вопросы по теме. Иллюстративный материал, используемый в тетрадях, дополняет учебники по дисциплинам и позволяет студентам выполнять задания, требующие знаний современных средств ухода реабилитации, методов диагностики и др. Разнообразие заданий рабочих тетрадей дает возможность реализовать в полной мере междисциплинарные и внутридисциплинарные связи.
Рабочие тетради в отличие от учебников являются более мобильной формой учебного пособия и позволяют вносить изменения, отражающие современные достижения науки. Это имеет большое значение для реализации ФГОС третьего поколения, который требует регулярного пересмотра методического обеспечения учебных дисциплин и профессиональных модулей.
2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь, обусловлено:
- содержанием изучаемого предмета, степенью его сложности;
- характером (стилем) управления познавательной деятельностью
студентов;
- исходным уровнем подготовленности аудитории; возрастными
особенностями слушателей; условиями обучения;
- творческими способностями преподавателя.
Рассмотрим модель рабочей тетради, которая включает в себя 4 блока: три основных (обязательных) и один факультативный.
Первый блок («Актуализация опорных занятий») представляет собой так называемое мобилизующее начало. Он содержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти, ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания нового материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание студента на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Воспроизведение опорных знаний предлагается излагать устно.
Второй блок представляет собой структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала.
Структурированный конспект - своеобразный трафарет лекции,
содержащий немые рисунки, схемы, таблицы, заполнение которых происходит во время лекции. Все рисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написанного. Использование такой модели (структурированный конспект) не
только экономит учебное время, но и прививает навыки конспектирования (еще отсутствующие у большинства студентов), позволяет нацелить внимание на основные вопросы темы, воспитывает аккуратность и эстетические качества, (рисунки в тетрадях имеют одинаковые размеры; топография и черты строения органов будут изображены отчетливо и правильно).
Третий блок («Самоконтроль») предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку студентов. Выполнение тренировочных упражнений способствует:
-совершенствованию умений у студентов самостоятельно работать над содержанием изучаемой темы;
-развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей студентов;
-воспитанию интереса и ответственного отношения к выполнению домашней работы.
Продуманное и целесообразное использование системы заданий для организации самостоятельной работы студентов не создаёт перегрузки, а наоборот, вызывает у студентов повышенный интерес к изучаемой дисциплине, помогает ее усвоению и закреплению.
При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определённой порции известной информации, до заданий, требующих установления межпредметных связей, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Все задания начинаются побудительными словами: (в этой же тетради):
-изобрази схематично...
-сделай соответствующие обозначения...
-воспроизведи схемы...
-обозначь основные элементы...
-выдели отличительные особенности...
Четвертый блок (факультативный) включает перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы. Этот блок связан с самостоятельной работой студентов, определенной программой дисциплины.
Предлагаемая в этой части рабочей тетради информация, может заинтересовать студентов и послужить стимулом к дальнейшему развитию познавательной деятельности и творческой активности.
Возможно, что после первого этапа самостоятельной работы с тетрадью студент узнает, что он относится к слабым, средним или сильным по данной дисциплине, то после планомерной, систематической работы с удовлетворением обнаружит, что теперь - определенно к сильным.
Рабочая тетрадь - тот помощник, который дает студенту ориентиры, позволяющие двигаться вперед. Рабочая тетрадь дисциплинирует процесс обучения, мышления, помогает последовательно усвоить намеченную учебной программой систему знаний.
В целом повышение эффективности обучения через использование в учебном процессе рабочих тетрадей достигается в условиях активного привлечения студентов к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет.
2.1. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
Первый блок («Актуализация опорных занятий»)
Ответьте на вопросы_______________________________________________
Выполните задания________________________________________________
Второй блок
Напишите структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала________________________________________________
Третий блок («Самоконтроль»)
Выполните упражнение_________________________________________
Ответьте на вопросы____________________________________________
Выполните задание_____________________________________________
Изобрази схематично____________________________________________
Сделай соответствующие обозначения_____________________________
Воспроизведи схемы____________________________________________
Обозначь основные элементы____________________________________
Выдели отличительные особенности______________________________
Четвертый блок (факультативный)
Перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы_________________________________________
Приложение 1
КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ФИО студента | БЛОКИ | ИТОГ | ОЦЕНКА | |||
Задания 1блок | Задания 2блока | Задания 3блока | Задания 4блока | |||
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ЛЯНТОРСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ
2014г.
РАССМОТРЕНЫна заседании методсовета протокол № _____ от «___»________2014 года |
УТВЕРЖДАЮДиректор ЛНТ (ФИЛИАЛ) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»________________ О.А.Любецкая«___»___________ 2014 года |
Разработала: Абдулманафова Г.С., методист
1.СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ
1.Общие положения.
2. Структура рабочей тетради
2.1.Первый блок («Актуализация опорных занятий»)
2.2.Второй блок представляет собой структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала.
2.3.Третий блок («Самоконтроль»)
2.4.Четвертый блок (факультативный)
Приложение 1. Контрольно - оценочный журнал .
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
При реализации ФГОС нового поколения образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.
В процессе освоения ФГОС нового поколения, обучающиеся должны овладеть следующими общими компетенциями:
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
При разработке учебно-методического обеспечения учебных дисциплин профессиональных модулей преподавателям необходимо учитывать, что студенты отличаются друг от друга по интеллектуальному развитию, эмоциональному восприятию, по темпу освоения учебного материала. Это требует создания условий для индивидуализации обучения – темп, ритм обучения с ориентировкой на индивидуальные особенности студента – в то время как учебный процесс в целом носит групповой характер. На занятии преподаватель работает с группой. Усвоение же знаний происходит строго индивидуально. Возникает противоречие между коллективной формой учебной работы и индивидуальным характером усвоения знаний.
Возможным путем разрешения этого противоречия является четкая организация самостоятельной деятельности обучаемых.
Самостоятельная работа студентов – существенный компонент системы подготовки специалиста со средним техническим образованием. Ведь только знания и умения, приобретенные упорным самостоятельным трудом, могут в дальнейшем превратиться в реальную движущуюся силу прогресса.
Организация самостоятельной работы позволяет создать такую учебную среду, в которой студент может добиться дальнейшей активизации учебно-познавательной деятельности, развивать творческие способности и культуру мышления, учиться самостоятельно ориентироваться в потоке научной информации.
Одним из средств организации самостоятельной деятельности является рабочая тетрадь на печатной основе, разработанная с таким расчетом, чтобы каждый педагог мог в известной мере учесть индивидуальные особенности обучающихся.
Задания, которые предлагаются студентам, должны иметь разные уровни сложности. Выполнение их требует использования различных источников информации (нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность, справочники и словари, специальные фундаментальные издания, периодическую печать, Интернет-источники и др.).
Разнообразие форм заданий рабочих тетрадей позволяет сохранять устойчивый познавательный интерес к изучаемой дисциплине. Чаще всего студентам предлагают найти ответы на вопросы, заполнить таблицы и схемы, решить ситуационные задачи, кроссворды, ребусы, задания в тестовой форме, и др.
Задачи, предлагаемые обучающимся, носят дифференцированный характер в зависимости от курса обучения: от простейших, требующих элементарных знаний по специальности, до сложных заданий исследовательского характера.
Использование в рабочих тетрадях кроссвордов и ребусов стимулирует познавательный интерес студентов в большей степени, чем ответы на обычные вопросы по теме. Иллюстративный материал, используемый в тетрадях, дополняет учебники по дисциплинам и позволяет студентам выполнять задания, требующие знаний современных средств ухода реабилитации, методов диагностики и др. Разнообразие заданий рабочих тетрадей дает возможность реализовать в полной мере междисциплинарные и внутридисциплинарные связи.
Рабочие тетради в отличие от учебников являются более мобильной формой учебного пособия и позволяют вносить изменения, отражающие современные достижения науки. Это имеет большое значение для реализации ФГОС третьего поколения, который требует регулярного пересмотра методического обеспечения учебных дисциплин и профессиональных модулей.
2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь, обусловлено:
- содержанием изучаемого предмета, степенью его сложности;
- характером (стилем) управления познавательной деятельностью
студентов;
- исходным уровнем подготовленности аудитории; возрастными
особенностями слушателей; условиями обучения;
- творческими способностями преподавателя.
Рассмотрим модель рабочей тетради, которая включает в себя 4 блока: три основных (обязательных) и один факультативный.
Первый блок («Актуализация опорных занятий») представляет собой так называемое мобилизующее начало. Он содержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти, ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания нового материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание студента на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Воспроизведение опорных знаний предлагается излагать устно.
Второй блок представляет собой структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала.
Структурированный конспект - своеобразный трафарет лекции,
содержащий немые рисунки, схемы, таблицы, заполнение которых происходит во время лекции. Все рисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написанного. Использование такой модели (структурированный конспект) не
только экономит учебное время, но и прививает навыки конспектирования (еще отсутствующие у большинства студентов), позволяет нацелить внимание на основные вопросы темы, воспитывает аккуратность и эстетические качества, (рисунки в тетрадях имеют одинаковые размеры; топография и черты строения органов будут изображены отчетливо и правильно).
Третий блок («Самоконтроль») предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку студентов. Выполнение тренировочных упражнений способствует:
-совершенствованию умений у студентов самостоятельно работать над содержанием изучаемой темы;
-развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей студентов;
-воспитанию интереса и ответственного отношения к выполнению домашней работы.
Продуманное и целесообразное использование системы заданий для организации самостоятельной работы студентов не создаёт перегрузки, а наоборот, вызывает у студентов повышенный интерес к изучаемой дисциплине, помогает ее усвоению и закреплению.
При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определённой порции известной информации, до заданий, требующих установления межпредметных связей, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Все задания начинаются побудительными словами: (в этой же тетради):
-изобрази схематично...
-сделай соответствующие обозначения...
-воспроизведи схемы...
-обозначь основные элементы...
-выдели отличительные особенности...
Четвертый блок (факультативный) включает перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы. Этот блок связан с самостоятельной работой студентов, определенной программой дисциплины.
Предлагаемая в этой части рабочей тетради информация, может заинтересовать студентов и послужить стимулом к дальнейшему развитию познавательной деятельности и творческой активности.
Возможно, что после первого этапа самостоятельной работы с тетрадью студент узнает, что он относится к слабым, средним или сильным по данной дисциплине, то после планомерной, систематической работы с удовлетворением обнаружит, что теперь - определенно к сильным.
Рабочая тетрадь - тот помощник, который дает студенту ориентиры, позволяющие двигаться вперед. Рабочая тетрадь дисциплинирует процесс обучения, мышления, помогает последовательно усвоить намеченную учебной программой систему знаний.
В целом повышение эффективности обучения через использование в учебном процессе рабочих тетрадей достигается в условиях активного привлечения студентов к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет.
2.1. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
Первый блок («Актуализация опорных занятий»)
Ответьте на вопросы_______________________________________________
Выполните задания________________________________________________
Второй блок
Напишите структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала________________________________________________
Третий блок («Самоконтроль»)
Выполните упражнение_________________________________________
Ответьте на вопросы____________________________________________
Выполните задание_____________________________________________
Изобрази схематично____________________________________________
Сделай соответствующие обозначения_____________________________
Воспроизведи схемы____________________________________________
Обозначь основные элементы____________________________________
Выдели отличительные особенности______________________________
Четвертый блок (факультативный)
Перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы_________________________________________
Приложение 1
КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ФИО студента | БЛОКИ | ИТОГ | ОЦЕНКА | |||
Задания 1блок | Задания 2блока | Задания 3блока | Задания 4блока | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)
Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «История». Доклады
Методические рекомендации содержат информацию о порядке и правилах написания доклада, требования к оформлению, предлагают темы и необходимую для написания работы литературу....
методические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации для преподавателейпо организации самостоятельной работы студентов. Важнейший элемент учебной деятельности – организация самостоятельной ау...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 2014г. ...
Методические рекомендации для обучающихся по организации самостоятельной работы
СОГБОУ СПО «Ельнинский сельскохозяйственный техникум» Методические рекомендации для обучающихся по организации самост...
Методические рекомендации по русскому языку для самостоятельной работы студентов
Данное пособие поможет обучающимся в самостоятельной работе над орфографическим, морфемным и синтаксическим разборами....
Методические рекомендации для обучающихся по организации самостоятельной работы
Методические рекомендации для обучающихся по организации самостоятельной работы...