«Причины и пути преодоления неуспеваемости школьника»
методическая разработка
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь.
К.Д.Ушинский
Цель: выявить основные причины неуспеваемости школьников и определить меры профилактики, пути и способы решения этой проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_n_pedsovete.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете.
Тема: «Причины и пути преодоления неуспеваемости школьника»
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь.
К.Д.Ушинский
Цель: выявить основные причины неуспеваемости школьников и определить меры профилактики, пути и способы решения этой проблемы.
Ход педсовета:
Ян Амос Коменский считал: «Все дети способны к обучению, которое нужно приспособить к врожденным способностям ребенка, чтобы можно было применить эти способности легко и приятно». Проблема неуспеваемости детей и способы ее предупреждения издавна волнует педагогов. Неслучайно Я.А.Коменский посвятил ей ряд разделов своей "Великой дидактики". Прежде всего, он вслед за Аристотелем настаивал на том, что все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, что всех их можно учить. Решающее значение в предупреждении неуспеваемости Коменский придавал правильной постановке процесса обучения и воспитания.
Коллеги, задумывались ли вы о причинах неуспеваемости школьников в нашей школе? О мерах по предупреждению этой неуспеваемости и способах решения этой проблемы? ( Учителя называют признаки неуспешности учеников).(ленивый, рассеянный, безответственный , болезненный….)
Анализируя процент успеваемости в нашей школе на протяжении нескольких лет, можно отметить, что почти ежегодно, более того, в каждой четверти у нас есть учащиеся, которые имеют неудовлетворительные итоговые оценки по одному или нескольким предметам. Фамилии этих детей нам известны. Их могло быть ещё больше, если бы не проводилась работа по предварительной успеваемости за 2 недели до окончания каждой четверти, после которых родителям учащихся сообщается о предварительной неуспеваемости их детей. Этот круг ребят, как правило, один и тот же.
Среди множества проблем, стоящих перед современным образованием, есть одна, волнующая всех, кто, так или иначе, связан со школой - учителей, учащихся и их родителей. К тому же она становится все более актуальной. Это проблема неуспеваемости.
Неуспешность | Успешность |
- лень | -мотивация учащихся на получение знаний |
-отсутствие мотивации | -разноуровневые задания |
-нет контроль со стороны родителей | -на переменах развивающиеся игры( шашки, шахматы, настольные игры..) |
-нет способностей | -участие в олимпиадах, конкурсах |
-загруженность другими интересами | -выявлять причины нежелания учиться |
- гаджеты | - налаживать взаимодействие с учащимися |
-нет взаимодействия с учителем | -использовать диффиринцированный подход |
-заболеваемость | -записать в ЛОЛ |
- пропуски без уважительной причины.и др. | - индивидуальные планы работы по ликвидации пробелов |
Поэтому сегодняшний наш педсовет посвящён этому актуальному вопросу:
каковы причины неуспеваемости, и каковы пути её преодоления?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой.
Неуспеваемость является следствием неспособности ребёнка полноценно освоить учебный материал и выполнять учебные задания. Она - итог процесса отставания, т.е. многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость.
Неуспеваемость – извечная «головная боль» педагогов, одна из основных школьных проблем. Нельзя сказать, что проблема неуспеваемости - это проблема, появившаяся у современной школы. Над поиском решения этой проблемы уже давно работают многие педагоги и психологи.
Попробуем рассмотреть причины неуспешности учащихся, поработав в группах.
Работа в группах
Для каждой группы выдается задание, которое необходимо выполнить в течение 5-10 минут. Затем один из представителей каждой группы делает резюме по проделанной работе в устной форме, а группа в письменной форме подает отчет .
Задание группе «Начальные классы»: ответить на вопросы:
1. Что такое «неуспеваемость» с Вашей точки зрения?
2. Назовите причины неуспеваемости школьников.
3. Назовите условия неуспешности в изучении предметов у младших школьников.
Почему ученик устал? Может ли такая ситуация способствовать неуспеваемости? Что надо изменить в преподавании?
- Ученик учится очень слабо по предмету. За текущую контрольную работу он получил отметку «2», при выставлении Вами отметок в журнал он попросил Вас не ставить «2», т. к. его дома будут ругать. Ваши действия.
- Ученик систематически забывает на Ваших уроках тетрадь, проверочные работы выполняет на листах, часто их не сдает, а устно в классе не отвечает. Как объективно оценить такого ученика? Как создать для него ситуацию успеха?
Задание группе «ОГЭ и ЕГЭ»: (Напишите (каждый) на листочке фамилии учеников, которых вы считаете неуспевающими по своему предмету и определите в группе, есть ли совпадение фамилий учащихся. Подчеркните те фамилии, которые встречаются неоднократно. Ответить на вопросы:
1. Что такое «неуспеваемость» с Вашей точки зрения?
2. Какие способы преодоления неуспеваемости школьников Вы можете предложить?
3. Какие виды помощи в обучении на разных этапах урока можно предложить неуспевающему ученику?
4. Приведите примеры из личного опыта работы, какие методы явились эффективным средством преодоления неуспеваемости учащихся.
Урок – математика. Он начинается оживленно: учитель дает всему классу вопросы «на соображение». Мне казалось, что я вот-вот соображу, мне так хотелось понять самому! Но я всегда немного опаздываю. У меня только начинает что-то намечаться, как несколько человек уже подняли руки, а ведь Николай Иванович не будет ждать долго! Он посмотрел на них, спросил: «Кто еще?» Я так хотел, чтобы он подождал немного, но он уже вызвал хорошего ученика. Так мне и не удалось додумать самостоятельно. А потом Иванов решал задачу на доске, а мы все – в тетради, и думать самому было совсем не обязательно.
Задания группе «4-5»:
Напишите (каждый) на листочке фамилии учеников, которых вы считаете неуспевающими по своему предмету и определите в группе, есть ли совпадение фамилий учащихся. Подчеркните те фамилии, которые встречаются неоднократно. Ответить на вопросы:
1. Что такое «неуспеваемость» с Вашей точки зрения?
2. Каким образом можно избежать неуспеваемость школьников?
3. Какие методы стимулирования учащихся с целью предупреждения отставания и неуспеваемости являются достаточными для решения данной проблемы?
Почему ученик устал? Может ли такая ситуация способствовать неуспеваемости? Что надо изменить в преподавании?
Урок - литература. Сначала три человека подряд отвечают наизусть стихотворение . Я вчера весь вечер его учил, доучился до того, что слышать больше не могу, а тут три раза подряд! Я не могу, а каково учительнице? Одна мамина знакомая учительница рассказывала, что запрещает своим домашним читать вслух стихи из школьной программы: боится попасть в сумасшедший дом. Потом до конца урока нам объясняли основные мотивы лирики , но я уже плохо слушал: устал.
Задания группе «ОВЗ»:
1. Что такое «неуспеваемость» с Вашей точки зрения?
2. Каким образом можно избежать неуспеваемость школьников?
На уроке мне ужасно хотелось ответить получше. Я не умею рассказывать словами из учебника, мне нравится говорить по-своему, но это труднее кое-где запинаешься. И вот когда я останавливался, Нина Петровна досказывала за меня. В общем-то, она поставила мне четверку, но все -таки обидно: не удалось все рассказать самому.
Всем группам предложить решения проблемы преодоления неуспеваемости школьников.
Ситуации.
« Урок – География. Учительница вызывает Володю Семенова. Он путается, мямлит. Класс шумит. Нам всегда говорят, что надо слушать ответы товарищей, что это закрепления материала. Но как слушать человека, который плохо знает и плохо говорит? А таких в классе много. И спрашивают их чаще, чем хороших. Наши учителя больше всего занимаются слабыми учениками. А я средний, и мне внимания меньше, а им больше. Обидно.
Приложение ( распечатать и раздать в конце педсовета)
ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ РАБОТЫ СО «СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ»
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Не торопите ученика. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Научитесь ждать.
3. Каждый урок - продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.
4. Предлагайте ученикам однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5. Работу со «слабоуспевающими » не понимайте примитивно. Здесь идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым. Пусть учеба продолжается.
Решение педсовета
- Разработать график диагностики индивидуальных особенностей познавательных процессов обучающихся с низкими учебными возможностями.
- Провести диагностику уровня развития познавательных процессов обучающихся с низкими учебными возможностями.
- Ведение индивидуальной карты на каждого слабоуспевающего обучающегося
- Индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся.
- Вовлечение слабоуспевающих обучающегося во внеурочную деятельность, организацию ЛОЛ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему «Пути преодоления неуспеваемости учащихся»
Педсовет посвящен актуальной теме "Пути преодоления неуспевамости учащихся". В ходе педсовета рассматривались следующие вопросы: Как вы считаете, каковы причины неуспеваемости учащихся? В чем в...
Неуспеваемость учащихся. Причины и пути преодоления неуспеваемости
Дипломная работа...
Мастер-класс по теме: «Пути преодоления неуспеваемости при изучении нового материала»
Фрагмент урока для 7 класса по теме: "Земноводные" для учителей на педсовете по теме"Диагноз неуспеваемость. Пути преоделения неуспеваемости при изучении нового материала". Как итог мастер-класса подв...
Пути преодоления неуспеваемости в обучении
В буклете отражена ремомендательная информация в помощь родителям с целью преодоления неуспеваемости в обучении...
Пути преодоления неуспеваемости в обучении
Памятка для родителей как помочь ребенку в обучении (составитель: педагог-психолог Скоблякова А.С.)...
Сообщение на РМО учителей русского языка и литературы Тема: «Пути преодоления неуспеваемости на уроках русского языка».
Из опыта работы учителя русского языка и литературы....
Доклад «Пути преодоления неуспеваемости на уроках русского языка»
Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы....