Программа по внеурочной деятельности "Волшебные нити"
рабочая программа на тему
При вывязывании изделий, а иногда и при рестоврации старых изделий, часто остаются небольшие клубки пряжи. Из этих остатков могут получиться красивые игрушки, панно, сувениры. Многие педагоги используют такой вид деятельности как декоративные паузы. Новизна данной программы в том, что в качестве основного материала для изготовления конечной продукции используются остатки пряжи и трикотажные изделия бывшие в употреблении. Работая по данной программе дети научатся не только выполнять игрушки и сувениры из пряжи, но и различать виды пряжи, готовить пряжу к употреблению, познакомятся с историей вязания. При изготовлении игрушек используется НРК. Программа имеет художественную направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_niti_dlya_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
При вывязывании изделий, а иногда и при реставрации старых вязаных изделий, часто остаются небольшие клубки пряжи. Из этих остатков могут получиться оригинальные игрушки, картины, панно. Многие педагоги на занятиях такой вид деятельности используют как декоративные паузы. Новизна данной программы в том, что в качестве основного материала для изготовления конечной продукции используются остатки пряжи и трикотажные изделия, бывшие в употреблении.
Работая по этой программе, дети научатся не только выполнять большой ассортимент сувениров и игрушек из пряжи, но и различать виды пряжи, научатся готовить пряжу к работе, познакомятся с историей вязания. При изготовлении игрушек используется НРК.
Программа имеет художественную направленность.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Освоение детьми разделов программы способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение; формированию эстетического вкуса, культуры одежды, бытовой культуры.
Актуальность
Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывает значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кисти рук быстро устают. Программа «Волшебные нити» направлена на развитие мелкой моторики рук ребенка, формирование положительных качеств личности, необходимых ему в дальнейшем обучении в школе.
Весь процесс обучения по данной образовательной программе построен на основе следующих педагогических принципов:
- технологии индивидуального подхода, учитывающего возраст, область интересов, уровень интеллектуального развития.
- технология педагогической поддержки;
- включение детей в активную творческую деятельность;
- добровольности и доступности, т.е. учета возрастных психолого-физиологических особенностей детей;
- системности и последовательности;
- наглядности;
- сознательности, активности и самостоятельности.
Отличительные особенности
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы — от 7 до 9 лет, это обусловлено появлением интереса к первым результатам учебного труда, и педагог может использовать податливость детей этого возраста к внушениям и «впитываемость» ими эмоциональных воздействий. Программный материал позволяет использовать и укреплять формирующийся интерес обучающихся к первым результатам учебного труда, к способам приобретения знаний.
Но в этом возрасте детей утомляет однообразная работа, поэтому данная программа предусматривает декоративную паузу, смену деятельности и физкультминутки на каждом занятии.
В начале изучения любого изделия педагог даёт основы технологии выполнения сувенира (игрушки), направляет деятельность учащегося на правильное выполнение различных операций, следит за их качеством.
Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленный опыт, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение.
Адресат программы:
В кружке занимаются дети от 6 до 9 лет.
Общие характерные черты детей этого возраста: подвижность, любознательность, большая впечатлительность, эмоциональность, подражательность, неумение концентрировать свое внимание на чем-либо одном. С приходом в школу у детей появляются первые признаки самостоятельности, ответственности, особое чувство собственной значительности. Однако эти качества неустойчивы. Дети особенно эмоционально относятся к требованиям и правилам школы. Наряду с учением важное место в их жизни занимает игра, которая является своеобразным проникновением в окружающий мир взрослых. Авторитет старшего высок. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Большое место в психике занимают эмоции. Большое значение для детей приобретают оценки их поступков и поведения не только со стороны взрослых, но и товарищей. Детей увлекает совместная коллективная деятельность, они легко и охотно выполняют поручение и не безразличны к той роли, которая при этом им выпадает. Неудача вызывает резкую потерю к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели и перспективы их затрудняют. Из личных качеств больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность другу. Их захватывают игры, содержащие тайны, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам.
Объем программы:
Количество часов на весь период обучения – 36 часов.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий:
Занятия – групповые, индивидуальные, в парах. Основной формой организации учебной деятельности является учебное занятие, которое проводится в форме: беседы, игры, экскурсии, праздника, выставки, практического занятия, соревнования.
В процессе обучения учитывается последовательность и систематичность, а также индивидуальность в творческом развитии личности. На каждом занятии проводятся игровые паузы, физкультминутки.
Срок освоения программы:
Срок реализации программы – 1 год.
Режим занятий:
Занятия проводятся на базе общеобразовательной школы в специально оборудованном помещении, 1 раз в неделю. Длительность занятий 1 час. Состав групп постоянный, набор детей свободный.
Количество детей в группе 8-10 человек.
Цель: Создание условий для развития художественно-эстетического вкуса у учащихся и обучения их навыкам работы с пряжей.
Задачи:
Обучающие:
-научить изготавливать игрушки-сувениры; картины, оформленные пряжей;
-научить работать со старой пряжей, правильно сматывать клубки;
-познакомить детей с краткой историей вязания.
Развивающие:
-прививать практические трудовые навыки;
-развивать творческую активность;
-развивать мелкую моторику рук;
- развивать познавательный интерес
Воспитывающие:
-воспитывать у детей художественный вкус;
-приучать учащихся к аккуратности, усидчивости в работе.
Содержание программы:
Учебно – тематический план
Название раздела, тема | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Введение в образовательную программу | |||||
1.1 | Введение в образовательную программу, инструктаж по О.Т., ППБ | 1 | 1 | индивидуальные | Наблюдение | |
2 | Работа с пряжей | |||||
2.1 | Кукла - сувенир | 2 | 1 | 1 | индивидуальные | беседа |
2.2 | Колобок | 2 | 2 | индивидуальные | ||
2.3 | НРК - лошадка | 2 | 2 | индивидуальные | Анализ детских работ | |
2.4 | осьминог | 4 | 1 | 3 | индивидуальные | наблюдение |
2.5 | змейка | 1 | 1 | индивидуальные | ||
2.6 | ящерка, | 1 | 1 | индивидуальные | ||
2.7 | домовенок | 4 | 1 | 3 | Индивидуальные, в парах | Анализ детских работ |
2.8 | Птичка | 2 | 2 | индивидуальные | ||
3 | Декоративная пауза | |||||
3.1 | Знакомство с техникой вязания крючком | 2 | 1 | 1 | индивидуальные | Наблюдение, работа по схемам |
3.2 | Знакомство с техникой вязания спицами | 2 | 1 | 1 | индивидуальные | практическая работа |
4 | Академия Деда Мороза | |||||
4.1 | Изготовление снежинок | 2 | 1 | 1 | индивидуальные | наблюдение |
4.2 | Изготовление елочных игрушек из пряжи | 2 | 1 | 1 | Индивидуальные, групповые | выставка |
5 | Игрушки из помпонов | |||||
5.1 | Птичка | 3 | 1 | 2 | Индивидуальные, | наблюдение |
5.2 | Колобок | 3 | 1 | 2 | Индивидуальные, | наблюдение |
6 | Открытка | |||||
6.1 | Открытка «подарок маме» | 2 | 1 | 1 | индивидуальные | наблюдение |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Индивидуальные групповые | ||
Итого | 36 | 12 | 24 |
Содержание программы:
1 Вводное занятие, материаловедение (1 ч.):
Теория:
Введение в образовательную программу, вводный инструктаж, охрана труда на занятии, правила пожарной безопасности, выставка работ кружковцев. Знакомство детей с краткой историей вязания, видами пряжи – шерстяная, полушерстяная, хлопчатобумажная.
2 Работа с пряжей (16ч.):
Теория:
Технология изготовления сувениров, крепление деталей между собой, подбор пряжи для игрушек и сувениров.
Практика:
Изготовление сувениров из пряжи (колобок, НРК - лошадка, осьминог, змейка, ящерка, домовенок, птичка, кукла-сувенир), крепление деталей между собой, оформление сувениров.
3. Декоративная пауза (4ч.):
Практика:
Знакомство с другими видами декоративно-прикладного искусства (вязание крючком, спицами). 4. Академия Деда Мороза (4ч.):
Изготовление новогодних снежинок из бумаги; изготовление ёлочных игрушек из пряжи.
5. Игрушки из помпонов (6ч.):
Теория:
Техника выполнения помпона, крепление между собой двух и более помпонов.
Практика:
Изготовление помпонов, изготовление из них игрушек (птичка, колобок)
6. Открытка (подарок маме) (2ч.):
Теория:
Техника изготовления открытки, основой которой является картон.
Практика:
Изготовление подарочной открытки ( основа открытки – картон) при помощи клея, пряжи, цепочек из воздушных петель.
7. Итоговое занятие (1ч.): Подведение итогов работы за год. Задание на лето.
Планируемые результаты:
Предметные результаты.
Учащийся могут иметь представление об основных видах пряжи;
Могут получить навыки работы с пряжей;
Могут получить навыки изготовления игрушек, сувениров, открыток, помпонов из пряжи;
Будут стремиться работать аккуратно; анализировать условия практической задачи для получения конечного результата;
Будут владеть безопасными приемами работы с инструментами.
Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся
по программе «Работа с пряжей»
1 год обучения | |
Высокий | Самостоятельно выполняют игрушки – сувениры, умеют правильно наматывать пряжу на газету, знают безопасные приемы работы с инструментами и материалами, владеют терминами – пряжа, клубок, нить – основа. |
Средний | Выполняют игрушки – сувениры не всегда аккуратно, умеют наматывать пряжу на газету с небольшим затруднением, знают безопасные приемы работы с инструментами и материалами, владеют терминами с не большими пробелами. |
Низкий | С трудом выполняют игрушки – сувениры, не умеют наматывать самостоятельно пряжу на газету, знают безопасные приемы работы с инструментами, слабо владеют терминами. |
Личностные результаты: терпение, воля, усидчивость, любовь к труду. Отслеживаются методом педагогического наблюдения.
Метапредметными результатами являются:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
К концу обучения дети могут:
узнать:
-основные виды пряжи;
-последовательность выполнения игрушек – сувениров;
-технологию выполнения помпонов, крепление нитей к
основе;
-безопасные приемы при работе с иглой, клеем, ножницами;
-краткую историю вязания.
научиться:
-различать основные виды пряжи;
-самостоятельно выполнять сувениры, открытки из пряжи;
-выполнять помпоны, оформлять из них игрушки;
-крепить нити к основе (волосы, хвост, грива и.т.д.);
-работать с иглой, клеем и ножницами.
- проявлять творческую активность.
Календарный учебный график
1 год обучения
№ | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Беседа, игра | 1 | Введение в образовательную программу | Дом творчества, каб. №6 | наблюдение | |||
2 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Кукла - сувенир | Дом творчества, каб. №6 | беседа | |||
3 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Кукла - сувенир | Дом творчества, каб. №6 | ||||
4 | игра, практическая работа | 1 | Игрушка «Колобок» | Дом творчества, каб. №6 | ||||
5 | игра, практическая работа | 1 | Игрушка «Колобок» | Дом творчества, каб. №6 | ||||
6 | игра, практическая работа | 1 | Игрушка « Лошадка» (НРК) | Дом творчества, каб. №6 | ||||
7 | игра, практическая работа | 1 | Игрушка « Лошадка» (НРК) | Дом творчества, каб. №6 | Анализ детских работ | |||
8 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Игрушка «Осьминог» | Дом творчества, каб. №6 | наблюдение | |||
9 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Игрушка «Осьминог» | Дом творчества, каб. №6 | наблюдение | |||
10 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Игрушка «Осьминог» | Дом творчества, каб. №6 | наблюдение | |||
11 | игра, практическая работа | 1 | Игрушка «Осьминог» | Дом творчества, каб. №6 | наблюдение | |||
12 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Игрушка «Змейка» | Дом творчества, каб. №6 | ||||
13 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Игрушка «Ящерка» | Дом творчества, каб. №6 | ||||
14 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Изготовление снежинок | Дом творчества, каб. №6 | наблюдение | |||
15 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Изготовление снежинок | Дом творчества, каб. №6 | наблюдение | |||
16 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Изготовление елочных игрушек из пряжи | Дом творчества, каб. №6 | наблюдение | |||
17 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Изготовление елочных игрушек из пряжи | Дом творчества, каб. №6 | выставка | |||
18 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Сувенир «Домовенок» | Дом творчества, каб. №6 | Практическая работа | |||
19 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Сувенир «Домовенок» | Дом творчества, каб. №6 | ||||
20 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Сувенир «Домовенок» | Дом творчества, каб. №6 | ||||
21 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Сувенир «Домовенок» | Дом творчества, каб. №6 | Анализ детских работ | |||
22 | игра, практическая работа | 1 | Игрушка «Птичка» | Дом творчества, каб. №6 | ||||
23 | игра, практическая работа | 1 | Игрушка «Птичка» | Дом творчества, каб. №6 | ||||
24 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Знакомство с техникой вязания крючком | Дом творчества, каб. №6 | Наблюдение | |||
25 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Знакомство с техникой вязания крючком | Дом творчества, каб. №6 | Работа по схемам | |||
26 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Знакомство с техникой вязания спицами | Дом творчества, каб. №6 | Наблюдение | |||
27 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Знакомство с техникой вязания спицами | Дом творчества, каб. №6 | Работа по схемам | |||
28 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Игрушка «Птичка» | Дом творчества, каб. №6 | наблюдение | |||
29 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Игрушка «Птичка» | Дом творчества, каб. №6 | наблюдение | |||
30 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Игрушка «Птичка» | Дом творчества, каб. №6 | наблюдение | |||
31 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Сувенир «Колобок» | Дом творчества, каб. №6 | наблюдение | |||
32 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Сувенир «Колобок» | Дом творчества, каб. №6 | наблюдение | |||
33 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Сувенир «Колобок» | Дом творчества, каб. №6 | наблюдение | |||
34 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Открытка «Подарок маме» | Дом творчества, каб. №6 | Наблюдение | |||
35 | беседа, игра, практическая работа | 1 | Открытка «Подарок маме» | Наблюдение | ||||
36 | беседа, игра, | 2 | Итоговое занятие | Дом творчества, каб. №6 |
Условия реализации программы:
Программа «Работа с пряжей» может быть реализована в любом образовательном учреждении, клубе, доме творчества и не требует каких – либо серьезных финансовых капиталовложений.
Для организации объединения необходимо:
- определить место для занятий с достаточно хорошим освещением.
- набрать группу для занятий. Работу по набору детей необходимо проводить после проведения дней открытых дверей, выставок работ, чтобы наглядно показать специфику работы кружка и тем самым завлечь детей.
- приготовить остатки пряжи или пряжу, бывшую в употреблении, бусы, пуговицы, проволоку, ножницы, штопальные иглы, методическую литературу.
Формы аттестации/контроля:
Знания отслеживаются в форме текущего контроля по итогам изучения темы в различных формах:
- педагогическое наблюдение;
- анализ детских работ;
- работы по схемам;
- творческие работы;
- выставка творческих работ (праздник для родителей)
Формы контроля соответствуют планируемым результатам и возможности определить уровень результативности освоения учащимися программного материала: высокий, средний, низкий.
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы имеются:
- ИКТ (презентации)
- наглядные дидактические материалы:
- Методическое пособие «Сувениры».
- Методическое пособие «Изонить».
- Наглядное пособие «Игрушки».
Технологии, используемые на занятиях: личностно – ориентированная, здоровье сберегающая, технология ТРИЗ, технология развивающего обучения, игровая.
При организации учебно-воспитательного процесса используются такие методы обучения как: словесный, наглядный, метод игры, практический.
Литература:
Для педагога
1 Кондратюк Л.С. Учись вязать, К.Ф.В НИИ полиграфии, 1992.
2 Методическая папка «Сувениры».
3 Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками, Ярославль, 1998.
4 Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей, Ярославль, 2000.
5 Смотрова Н.А. Нитяные игрушки, Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2006.
6 Цамуталина Е.Е., 100 поделок из яиц, Ярославль, 1999.
Литература :
Для родителей и детей
1 Кондратюк Л.С. Учись вязать, К.Ф.В НИИ полиграфии, 1992.
2 Методическая папка «Сувениры».
3 Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками, Ярославль, 1998.
4 Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей, Ярославль, 2000.
5 Смотрова Н.А. Нитяные игрушки, Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2006.
6 Цамуталина Е.Е., 100 поделок из яиц, Ярославль, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебной дисциплины "ВОЛШЕБНАЯ НИТЬ"
Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст учащихся 12-14 лет....
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Рабочая программа кружка "Времен связующая нить"
Цель программы Развитие мелкой моторики пальцев рук через овладение учащимися техникой вязания крючком. ...
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Разноуровневая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Золотая нить»
Программа «Золотая нить» направлена на развитие творческих способностей воспитанников, их познавательной активности через приобщение к народно-прикладному творчеству – вязание (крючк...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".
Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....