Публичное представление педагогического опыта.
методическая разработка на тему
Проблема над которой я работаю:
- развитие речи учащихся
- работа над навыками выразительного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_raboty.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Публичное представление педагогического опыта работы
Проблема, над которой я работаю на уроках русского языка:
-развитие речи учащихся,
-работа над навыками выразительного чтения.
Проблема, над которой я работаю на уроках русской литературы:
-повышение активности и самостоятельности учащихся. Увлечь учащихся и повести за собой в постижении тех нравственных и эстетических ценностей, которые заложены в произведениях русской, советской и зарубежной классики.
Воспитание детей - сложное, тонкое и ответственное дело. Перед нами, учителями, неизбежно встает вопрос: как научить детей учиться, как воспитать в каждом любовь к Родине, чувство доброты, отзывчивости и непримиримости к злу.
Прочные знания - это результат упорного, настойчивого труда. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться нужно считать создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к умению.
Ребенок, если его усилия не увенчиваются успехом, начинает терять веру в себя, в свои возможности. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. Надо стараться поддерживать ученика, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить даже за незначительный шаг вперед.
Бороться за успех в учении - значит учить детей учиться, помочь каждому поверить в свои возможности, воспитывать организованность, самостоятельность, дисциплину труда.
Существуют три функции урока: образовательная, воспитательная и развивающая. Но нет единого эталона для учителя как, какими путями, формами, методами он должен преподнести ученику знания на уроке, чтобы тот пополнил свой багаж знаний и пронес его через всю свою жизнь не пассивно, а активно. Поэтому, первую задачу, которую я ставлю перед собой - вызвать у ребят интерес к чтению, так как это и подготовка к усвоению учебных предметов, условие для развития умственных способностей.
При изучении любого произведения стараюсь добиться того, чтобы оно было изучено так, чтобы ученики усвоили его содержание; чтобы при чтении ученик испытывал чувства радости, печали, сострадания; чтобы это произведение оставляло какое-то впечатление в умах и сердцах учащихся.
Методы, которые я использую при обучении русскому языку:
I.По источнику получения знаний:
- Словесные (лекция, беседа, рассказ и т. п.);
- практические (упражнения);
- наглядные (иллюстрирование, демонстрация).
II. По уровню активности познавательной деятельности:
-объяснительно – иллюстративный (беседа, сообщение учителя, чтение учебника);
-репродуктивный (анализ языковых единиц, их функционирование в речи, построение
предложений по моделям, подбор синонимов, однокоренных слов);
-проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации, решение частной лексической, грамматической задачи);
-эвристический (продуцирование текстов, устное словесное рисование, творческий пересказ);
-исследовательский (анализ языковых единиц разных уровней во взаимосвязи и взаимодействии).
III. По функциям;
-методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности
учащихся (объяснение учителя, рассказ, лекция, иллюстрирование);
- методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, языковой разбор);
- методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико-синтетических упражнений, преобразование языкового материала);
- методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков
- ( трансформация текста, конструирование, моделирование, подбор синонимов, изложение, сочинение, монологическое высказывание);
- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (диктант, лабораторная работа, контрольная работа).
Использую такие средства обучения русскому языку:
I.Дидактический материал (языковые понятия и термины, входящие в программу
обучения, а также тексты).
II Методы усвоения учащимися дидактического материала (усиления и действия
учащихся, выполняемые ими с целью усвоить языковую теорию и научиться владеть ею).
III. Материальные средства обучения:
- учебные комплекты;
- аппаратура технических средств обучения;
- кабинеты русского языка, контрольно-обучающие устройства, компьютерные программы.
Средства наглядности на уроках русского языка: презентации,видеофильмы (кинофрагменты, кинофильмы ), диапозитивы, диафильмы, звуковые пособия, перфокарты, раздаточный изобразительный материал , репродукции картин, фотографии , схемы и опорные конспекты , таблицы ( языковые, речевые, таблицы-схемы ), тетради с печатной основой, транспаранты для графопроектора.
Организационные формы обучения русскому языку:
I.Уроки, выделяемые в соответствии с психолого-педагогическими этапами усвоения материала:
- Урок объяснения нового материала.
- Урок закрепления знаний, умений и навыков (урок формирования новых умений).
- Повторительно-обобщающий урок.
- Комбинированный урок.
II.Уроки, выделяемые на основе ведущего метода
- Урок-лекция (оформление сведений о языке).
- 2. Урок-семинар.
- 3. Урок-практикум.
- Урок-зачет.
III.Уроки развития речи
- Урок подготовки изложения.
- Урок подготовки сочинения.
- Урок анализ текста.
4. Урок обучения устным монологическим высказываниям.
IV.Уроки вспомогательного характера
- Уроки анализа письменных работ учащихся.
- Контрольные уроки.
V. Нетрадиционные уроки
- Интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях (русский язык и литература, иностранный язык, изобразительное искусство, история, география, биология).
- Уроки в форме соревнований: лингвистический конкурс, эстафета (лингви-
стический бой), турнир филологов, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина.
3. Уроки, основанные на формах и методах работы, известных в общественной практике: лингвистическое исследование, анализ филологических материалов, исторический комментарий, интервью, репортаж, рецензия.
- Уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок – мудрое решение, урок - любви, урок-откровение, урок-презентация.
- Уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, лингвистическая панорама, телепередача, телемост, «живая газета», устный журнал.
- Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок от инопланетян
- Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, заседание ученого совета.
- Уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия, урок-путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж.
- Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: К.В.Н., «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?», утренник, Спектакль, концерт, инсценировка, диспут.
Надежда Константиновна Крупская писала: «Литература больше, чем какой-либо другой предмет, должна покоиться на самостоятельности ребят. Необходимо развивать в них интерес к литературе и чтению, давать рекомендательные списки литературы с соответствующими аннотациями. Надо, чтобы ребята делали систематические выписки из читаемых произведений и мотивировали, почему они выписывают именно эти места, а не другие места, почему эти места их заинтересовали. Необходимо, чтобы ребята подошли вплотную к написанию рецензий - оценок книг. Писание сочинений имеет совершенно особое значение при прохождении литературы.
Одна из задач курса литературы - научиться критиковать. Вот почему в курсе литературы анализ художественных произведений должен занимать видное место. Анализ произведений, неразрывно связанный с анализом действительности - одна из самых важнейших частей курса литературы. Умение расценивать читаемую литературу чрезвычайно важно. Мы не можем держать учащегося вечно на поводу. Надо, чтобы он сам умел разбираться в произведении, правильно оценивать его».
Для современного преподавания характерно изучать литературу в ее специфике, как искусство слова, то есть опираться на образное, эмоциональное восприятие учащимися художественного текста, «сотворчество» при чтении и осмыслении произведения. В процессе вдумчивого чтения и активного обсуждения художественного текста воспитывается читательская культура школьников, внимание к слову, самостоятельность суждений.
Стремление говорить об искусстве в формах искусства вызвало к жизни такие уроки, как урок-концерт, урок-композиция, урок-монтаж, урок-сказка, урок-путешествие в мир писателя. Уроки-концерты обычно носят обобщающий или вводный характер, дают возможность школьникам проявить свои способности, показать отношение к искусству, к творчеству любимого поэта или писателя.
Опыт показывает, что интерес к изучению классики, как правило, повышается, если учитель последовательно ведет старшеклассников к выявлению общечеловеческого содержания и значения классического произведения, сопоставлению его проблем с современностью, предоставляет школьникам возможность свободно высказываться по этим проблемам.
Конечно, учитель свободен в выборе форм, методов и приемов обучения. Более того, учитывая свои личные данные, подготовку и индивидуальные возможности учеников, он часто вносит существенные коррективы в традиционные, устоявшиеся методические приемы, развивает и обогащает их, строит свою индивидуальную методику.
В повседневную практику вошли активные формы, приемы и методы обучения. В их числе учителя и ученики особенно выделяют семинары, диспуты, конференции, уроки-концерты, общественные смотры знаний, собеседования, зачеты (в 5-11 классах - инсценирование, учебные игры, чтение по ролям).
Главная форма деятельности учащихся на уроке - лекции - это восприятие слова учителя. Чтобы восприятие было полноценным, необходимо много условий, но главное - увлеченность самого лектора, глубокое знание предмета и слушателей, владение искусством устного слова.
В любой лекции поставленная проблема должна быть важной и интересной для учеников. Слово учителя тогда ребята воспримут полноценно, когда оно будет ответом на возникшее в сознании детей стремление решить проблему.
Лекции о биографии писателя заинтересует ребят постановкой вопроса о гражданской позиции, о духовных исканиях, о самовоспитании и т. д. Рассказ об определенном этапе развития литературы может увлечь слушателей живым образом эпохи, картинами литературной борьбы, сопоставлением давнего периода с нашей современностью и др. Любое значительное явление культуры прошлого и настоящего может вызвать живой интерес. Все дело в том, как о нем рассказать. Глубокая мысль и эмоциональность, заинтересованность не могут оставить ребят равнодушными, и, напротив, формальное отношение к предмету, неискренность рождают лицемерие, равнодушие к истине.
Я стараюсь вовлечь учеников в поиски истины: ставлю острую проблему и пробуждаю мысль, вместе с учениками ищу ответ, предусматриваю возражения, спорю, затем ставлю новые вопросы и опять совместно ищу решения. Поэтому изложение материала приобретает характер скрытого диалога, в котором звучат голоса оппонентов, доказательство часто ведется « от противного», выясняется не только, «что есть данное явление», но и « что не есть данное явление», хотя и сходно с ним.
Доля участия старшеклассников в сообщении материала зависит от многих конкретных обстоятельств. Включаемые в лекцию сообщения готовятся заранее по заданию учителя. Это может быть выразительное чтение отрывков из произведений, с которыми программа предусматривает знакомство в обзорной теме, или стихов поэта в обзоре его творчества.
Самый распространенный вид урока, сочетающего слово учителя с самостоятельной работой учеников, - это лекция с элементами беседы.
Я сообщаю материал, направляю мысль учеников, побуждаю их к деятельности, а ученики решают конкретные задачи, совершают мыслительные операции, открывают для себя нечто новое. Моя задача - добиться, чтобы вопросы, обращенные к ученикам, рождались естественно, в процессе движения мысли, ответы на них с необходимостью включались в ход рассуждений, а ребята чувствовали себя участниками совместного поиска истины.
На таком уроке проводим и такие виды самостоятельной работы: составление плана или тезисов, ответы на вопросы и др. Не пренебрегаем и таким видом, как пересказ. Ведь материал осваивается лишь тогда, когда он воплощен в слове. Полуосознанные мысли, которые остаются нередко после беседы, приводятся в стройную систему и по-настоящему осмысливаются в пересказе, который, кстати, может быть вполне творческой работой (включать выбранные учащимися положения из учебника, справочной литературы, самостоятельно проанализированные отрывки или произведения, о которых не говорилось на уроке, и т. д. Провожу такие лекции:
- Лекция по обзорной теме.
- Лекция о биографии писателя.
- Лекция при изучении произведения.
А) Лекция - микромонография в очерке жизни и творчества писателя.
Б) Вводная лекция, или Предисловие к эпическому произведению.
В) Лекция, завершающая анализ эпического произведения.
Г) Вводная лекция при изучении лирики.
Д) Лекция, завершающая анализ лирического стихотворения.
Е) Лекция по теоретико-литературной теме
Проводим уроки - семинары. В старших классах возникает потребность в самостоятельности, в повышенной ответственности за выбранное дело, ищут выхода творческие способности учащихся. Семинар дает возможность выявить эти качества, потому что здесь требуется значительно большая самостоятельность, чем на обычном уроке, предъявляются результаты достаточно продолжительной, трудной и творческой работы, выполняемой дома или на предыдущих уроках.
Особое значение в старших классах приобретает урок- диспут Он активизирует учащихся, вызывает интерес к чтению и к литературе как к учебному предмету, развивает устную речь, учит общению и творчеству. Тема диспута должна быть личностно значимой для участников. Поэтому я часто избираю темы, предложенные учениками.
Исходя из анализа работы, хотелось бы поставить для себя цели и задачи для дальнейшей работы:
1. Активнее внедрять в образовательный процесс современные технологии, основанные на использовании информационных технологий.
2. Активизировать работу с одаренными детьми, внедряя в учебный процесс программы углубленного изучения предмета.
3. Работу со слабыми учащимися организовывать через индивидуальные, групповые занятия.
Награды и поощрения
- Муниципальный уровень:
- Грамота начальника Управления образованием, 2006 г.
- Благодарственное письмо Главы администрации Дубёнского муниципального района за большой личный вклад в подготовку и успешное проведение выборов в Государственную Думу Российской Федерации, Государственное собрание Республики Мордовия и представительные органы местного самоуправления.
- Республиканский уровень:
- Грамота Председателя Центральной избирательной комиссии Р.М. Ю.А.Макарова; благодарность Регионального оргкомитета игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», 2011
- Российский уровень:
- Благодарность оргкомитета и жюри Всероссийского конкурса исторических и исследовательских работ старшеклассников,2006г
- Грамота директора МБОУ «Ардатовская СОШ», 2015
- Благодарственное письмо Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва», 2015
- Почётная грамота Министерства образования Республики Мордовия, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...
Публичное представление педагогического опыта "Влияние школьных печатных изданий на творческое развитие учащихся"
Девиз редакции: "ВЕСТИ ПЛАНЕТЫ ДЕТСТВА" - ЭТО ГАЗЕТА О ТЕБЕ И ДЛЯ ТЕБЯ. ЭТО ТВОЯ ГАЗЕТА!"...
Публичное представление педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Рябова Александра Владимировича, учителя технологииМБОУ «Подлесно-Тавлинская основная общеобразовательная школа» Кочкуровского...
Публичное представление педагогического опыта
В последнее время государство уделяет большое внимание физическому здоровью школьников. В Министерстве образования и Науки РФ была принята концепция Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу». Она ...
Публичное представление педагогического опыта
Анализ деятельности по проблеме и результаты....
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы
Тема педагогического опыта«Формирование познавательной активности учащихся»....
Публичное представление педагогического опыта
Какие выпускники нужны современной России? Квалифицированные, креативные, умные… Новое время диктует: необходимо реформировать российское образование. Нужны новые методики, новые подходы,...