Оздоровительное плавание, как средство гидрореабилитации по коррекции осанки детей младшего школьного возраста.
статья на тему

—  на фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особенно остро, понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно;

—  актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что состояние здоровья детей в начале обучения имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спины, с функциональным нарушением осанки, сколиозами I и II степени;

—  По данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России к моменту поступления в школу 40-60% детей имеют различные функциональные отклонения: со стороны органов зрения-10%, избыточная масса тела 8-16%, нарушение осанки наблюдается у каждого второго ребенка.

В связи с тем, что по мере увеличения ученического стажа растет количество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата, большое значение приобрела проблема сохранения, укрепления и поддержания здоровья младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napisannaya_prezentatsiya.docx130.08 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность выбранной темы

  • на фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особенно остро, понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно;
  • актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что состояние здоровья детей в начале обучения имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спины, с функциональным нарушением осанки, сколиозами I и II степени;
  • По данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России к моменту поступления в школу 40-60% детей имеют различные функциональные отклонения: со стороны органов зрения-10%, избыточная масса тела 8-16%, нарушение осанки наблюдается у каждого второго ребенка.

В связи с тем, что по мере увеличения ученического стажа растет количество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата, большое значение приобрела проблема сохранения, укрепления и поддержания здоровья младших школьников.

Психолого-педагогические особенности
учеников  2 класса

  1. Начало активного становления новой личности;
  2. Формирование познавательной сферы;
  3. Проявление волевых усилий;
  4. Сосредоточенность внимания;
  5. Быстрая утомляемость при умственной работе.

Восприятие-конкретно, ситуативно;

Внимание-непроизвольное;

Память-уменьшение объема;

Мышление-наглядно-действенное, образное;

Воображение-репродуктивное;

Речь-потребность в общении.

Контроль уровня достижений учащихся 

Педагогический контроль

  • Проверка
  • Оценка
  1. Учет получаемых результатов;
  2. Объективный анализ результатов;
  3. Сравнительный анализ результатов.

Виды контроля

  • Предварительный
  • Текущий
  • Оперативный
  • Итоговый

Формы контроля

  • Фронтальная
  • Групповая
  • Индивидуальная
  • Индивидуально-групповая                            

Требование:

  • своевременность;
  • систематичность;
  • объективность;
  • полнота.

Методы обучения

Основные формы организации познавательной деятельности  учащихся

Форма организации

Тип урока, на котором использую

Индивидуальная

Практические уроки контроля(тест), обобщения, систематизации знаний

Фронтальная

При проверке первичного усвоения знаний

Групповая

При проверке домашнего задания, на этапе закрепления знаний, изучения нового материала

Современные образовательные технологии в процессе обучения

  • Метод проектов в предметном обучении
  • Информационные технологии
  • Личностно-ориентированное обучение
  • Технология деятельности метода
  • Технология развития критического мышления
  • Игровые технологии
  • Здоровье сберегающие технологии

Методическая разработка программы

«Оздоровительное плавание, как средство гидрореабилитации по коррекции осанки детей младшего школьного возраста»

Тема данной работы «Оздоровительное плавание и аквафитнес как средство гидрореабилитации по коррекции осанки детей младшего школьного возраста» является весьма важной и актуальной для нашего времени.

В последнее десятилетие наблюдается негативная тенденция ухудшения осанки школьников. Очевидно, данная проблема связана с технологизацией  и глобальной компьютеризацией общества, возрастающей гиподинамией молодого поколения в период активного возраста. При этом практически все специалисты считают физические упражнения наиболее эффективным средством профилактики и коррекции осанки. Эффект физических упражнений доказывается как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой.

Оздоровительное плавание и аквафитнес как средство гидрореабилитации по коррекции осанки детей младшего школьного возраста

Введение

Тема данной работы «Оздоровительное плавание и аквафитнес как средство гидрореабилитации по коррекции осанки детей младшего школьного возраста» является весьма важной и актуальной для нашего времени.

В последнее десятилетие наблюдается негативная тенденция ухудшения осанки школьников. Очевидно, данная проблема связана с технологизацией  и глобальной компьютеризацией общества, возрастающей гиподинамией молодого поколения в период активного возраста. При этом практически все специалисты считают физические упражнения наиболее эффективным средством профилактики и коррекции осанки. Чтобы получить максимальный корригирующий эффект, физические упражнения следует выполнять по определенным правилам, а также использовать наиболее продуктивные из них. Эффект физических упражнений доказывается как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой.

Цель моего исследования – разработать программу по коррекции сколиоз средством плавания  и аквафитнеса для детей младшего школьного возраста. Объектом исследования является процесс коррекции осанки посредством оздоровительного плавания и аквафитнеса.

Предметом исследования являются особенности применения коррергиющих упражнений в водной среде.

Задачи исследования:

  1. Разработать программу гидрореабилитации детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение осанки;
  2. Изучить особенности влияния программы гидрореабилитации на детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение осанки по ряду антропометрических измерений;
  3. Оценить результаты занятий по программе гидрореабилитации

В рамках данного исследования выдвигается следующая гипотеза – Разработанная программа может являться одной из доминирующих в комплексном использовании средств коррекции сколиозов 1 и 2 степени.

Методы используемые в исследовании:

  1. Теоретический анализ и обобщение литературных источник;
  2. Антропометрия;
  3. Математическая статистика

Общие сведения об исследовании

  1. Контингент испытуемых – учащиеся 2а класса; возраст – 9-8 лет; всего в исследование прияло участие 20 человек.
  2. Место проведения- МБОУ СОШ №13 и физкультурно-оздоровительный комплекс «Ока»;
  3. Время проведения – 3 месяца (с января по конец марта 2011 года);
  4. Методика сбора информации – просмотр медицинских  карт, проведение измерений антропометрических показателей.

Исследование было осуществлено в 3 этапа.

Этап 1. Создание коррекционной программы

В ходе анализа литературных данных и методических пособий (в течение 3-х месяцев), была разработана программа гидрореабилитации детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение осанки (см.приложение). При создании программы учитывались работы А.А. Потопчука, Ф.И. Дидура, М.Б. Цыкунова, А.В. Овечкиной, Кардамоновой Н.Н. и др.

Этап 2. Проведение констатирующего эксперимента

Первоначально были изучены медицинские карты школьниц 2а класса школы №13, г. Дзержинска. Из числа школьниц выявлены 10 детей с нарушение осанки. И на основе медицинских показателей была создана экспериментальная группа (В). Затем, в группах начального обучения плаванию физкультурно-оздоровительного комплекса «Ока» были определены 10 детей, имеющих нарушение осанки. Они составили контрольную группу (А), занимающуюся по обычной программе обучения спортивным способам плавания. На этом этапе становилась задача углубленного обследования по выявлению нарушения осанки (см. табл. 1,2. и диаграммы).

Этап 3. Проведение формирующего эксперимента

Формирующий эксперимент был проведен в естественных условиях, в процессе обучение плаванию в бассейне физкультурно-оздоровительного комплекса «Ока».

  • Группа А (контрольная) занималась по обычной программе обучения спортивному плаванию.
  • Группа В (экспериментальная) занималась по разработанной программе гидрореабилитации сколиозов детей младшего школьного возраста.

Группы находились под постоянным контролем специалиста ЛФК. Эксперимент проводился в течение 3-х месяцев (с января по конец марта 2011 года). В конце эксперимента были проведены итоговые измерения в группах А и В. Итоговые измерения были внесены в таблицы результатов. (см. табл. 3,4. и диаграммы)

В результате всей проделанной работы можно говорить о следующем:              

В процессе исследования разработана программа коррекции сколиоза средствами плавания и аквафитнеса для детей младшего школьного возраста, т.е. цель исследования достигнута.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

  1.  Разработана программа гидрореабилитации детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение осанки.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • Сформировать у детей специальную мотивацию к занятиям плаванием
  • Воспитать навыки правильной осанки
  • Улучшить координацию движений
  • Улучшить показания осанки
  1. Изучены  особенности влияния программы гидрореабилитации на детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение осанки по ряду антропометрических измерений (разница в расстоянии треугольников талии; разница в расстоянии от средней линии до углов лопаток; положение позвоночников вперед; экскурсии грудной клетки).
  2. Оценки результатов занятий полученных по программе гидрореабилитации позволяет сделать следующие выводы:
  • Почти каждый пятый ребенок имеет признаки нарушения опорно-двигательного аппарата.

ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ  И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 Цель. Задачи. Методы

Цель:

Разработать и проанализировать программу гидрореабилитации детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения осанки.

Задачи:

  1. Разработать программу гидрореабилитации детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения осанки;
  2. Изучить особенности влияния программы гидрореабилитации на детей младшего школьного возраста, имеющих нарушений осанки по ряду антропометраческих измерений;
  3. Оценить результаты занятий по программе гадрореабилитации

Методы:

  1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников;
  2. Антропометрия;
  3. Математическая статистика

        

Методы исследования:

Методика антропометрических исследований детей является достаточно унифицированной и предусматривает измерения тела стандартными измерительными инструментами. Поэтому для измерения антропометрических показаний использовалась сантиметровая лен, отвес, линейка. Все исходные данные исследования вносились в таблицы  (см. табл. Исходных данных 1,2) по этим результатам были построены диаграммы.

В процессе исследования проводились измерения следующих антропометрических показателей (см):

  1. Разница в расстоянии треугольников талии;
  2. Разница в расстоянии от средней линии до углов лопаток;
  3. Положение позвоночника вперед;
  4. Экскурсия грудной клетки.

Рассмотрим каждый из методов более подробно:

1.Разница в расстоянии треугольников талии

Треугольник талии – это просвет треугольной формы между внутренней поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии, в норме треугольники должны быть одинаковыми по форме и равными по величине.

Для определения разницы просветов между треугольниками из большего показателя вычитается меньший. В результате, чем меньше разница, тем правильнее осанка.

2.Разница в расстоянии от средней линии до уголков лопаток

Расстояние от средней линии до углов лопаток измеряется с помощью отвеса и линейки. Отвес подвешивается к верхнему шейному позвонку (атланту), на грудной отдел привязывается лента. Измерение представляет собой измеренное расстояния позвоночника (атланта) до нижнего угла лопатки. Чем меньше разница, тем лучше осанка.

3.Положение позвоночника вперед

Позвоночник имеет изгибы. Изгиб в шейном и поясничном отделах спереди (лордоз), в грудном и крестцовом отделе – сзади (кифоз).

Измеряется расстояние от отвеса до тела в поясничном отделе. Чем меньше расстояние от отвеса до спины, тем лучше.

4.Экскурсия грудной клетки

Экскурсия грудной клетки характеризует подвижность грудной клетки и определяется между величинами максимального вдоха и полного выдоха. Величины ее зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания. В среднем экскурсия  грудной клетки равно 6-9 см. У тренированного человека эта величина увеличивается в силу предъявляемых к дыхательному аппарату требований.

Что бы измерить окружность грудной клетки, необходимо взять сантиметровую ленту правой рукой за нулевое деление, а левой за середину. Поднять локти и наложить ленту на грудную клетку так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди – по нижнему краю сосковых кружков.

Опустить локти и соединить концы ленты на правой стороне груди, около грудины. Во время фиксации ленты просчитать вслух до трех. Число в месте соединения ленты показывает окружность грудной клетки в спокойном состоянии. Затем сделать максимальный вдох и на высоте вдоха зафиксировать результат измерения. После этого измерить окружность грудной клетки на предельном выдохе. Разность между последними результатами и показывает экскурсию (подвижность) грудной клетки.

Направленность программы

  1. Ориентирована на применение широкого комплекса упражнений;
  2. Игровой фактор;
  3. Индивидуальный методический подход;
  4. Выбор упражнений по желанию.

Настоящая программа составлена на основе государственных документов. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов, раздел Плавание.

Авторы программы: В.И.Лях, А.А.Зданевич. Москва. Просвещение. 2004 г.

Ожидаемы результаты.

В результате изучения курса обучающийся должен

 знать:

  • Название плавательных упражнений;
  • Способов плавания и предметов для обучения;
  • Влияние плавания на состояние здоровья;
  • Правило гигиены, ТБ и поведения в экстремальной ситуации.

    уметь:

  • Владеть двумя видами плавания;

Разделы программы

  1. Вхождение в воду;
  2. Передвижение по дну бассейна;
  3. Упражнение на всплывание и лежа на груди;
  4. Кроль на груди;
  5. Кроль на спине;
  6. Плавание стилем Брасс.

Приемы

Контрольный норматив в конце курса.

Части урока

  1. Вводная часть (на суше):
  • Объяснение задач;
  • ОРУ;
  • Имитация движений.
  1. Основная часть:
  • Овладение элементами техники;
  • Выполнение специальных упражнений;
  • Игра в воде.
  1. Заключительная часть:
  • Снижение и эмоционального напряжения;
  • Выполнение дыхательных упражнений;
  • Ингаляция;
  • Точечный массаж.

Урок плавания продолжается 30 минут плюс 10 минут спортивные игры.

                                                         Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

1  класс

2  класс

3  класс

4  класс

Раздел 1. Вхождение в воду

 

 

 

 

1.1. По трапу бассейна

3

1

1

1

1.2. Соскоком вниз ногами с бортика

3

1

1

1

Итого по разделу:

6

2

2

2

Раздел 2. Передвижение по дну бассейна

 

 

 

 

2.1. Ходьба

2

1

1

1

2.2. Бег

2

1

1

1

2.3. Прыжки вверх и вперёд                                                                        с гребковым движением рук

2

1

1

1

Итого по разделу:

6

3

3

3

Раздел 3. Упражнения на всплывание и лёжа на груди

 

 

 

 

3.1. “Поплавок”

2

2

1

1

3.2. “Звезда”

2

2

1

1

3.3. “Медуза”

2

2

1

2

3.4. “Стрела”

2

2

1

1

Итого по разделу:

8

8

4

5

Раздел 4. Кроль на груди

 

 

 

 

4.1. Движения руками

1

2

2

1

4.2.Движения ногами

1

2

2

1

4.3. Согласование движений руками и дыхания

1

2

2

3

4.4. Скольжение на груди с последующим подключением

 

 

 

 

– ног;

1

2

2

1

 – рук;

1

1

2

1

 – дыхания.

1

1

1

3

Итого по разделу:

6

10

11

10

Раздел 5. Кроль на спине

 

 

 

 

5.1. Скольжение рук вдоль туловища

 

2

3

1

5.2.С подключением работы ногами и гребка одной рукой

 

2

3

1

5.3. С гребком, выполняемым одновременно правой и левой руками

 

3

3

3

5.4. С попеременным выполнением гребка правой и левой рукой

 

4

5

4

Итого по разделу:

 

11

14

9

Раздел 6. Плавание стилем Брасс

 

 

 

5

Итого по разделу:

 

 

 

5

Всего:

26

34

34

34

Конспект урока по плаванию

Место и время проведения проведения: ФОК «Ока», 22 января 2011 года

Класс: 2 а

Инвентарь- Доски для плавания

Цель и задачи:

1.Укрепление здоровья, закаливание;

2.Овладение жизненно необходимыми навыками плавания:

3.Закрепить знания о правилах техники безопасности на воде;

4.Совершенствование техники отдельных элементов плавания кролем на спине.

№ п/п

Наименование упражнений

Дозировка

Организационно-

методические указания

1.

Подготовительная часть урока.

ОРУ –ходьба –бег –наклоны  вперёд, назад, в стороны –приседания-отжимания, маховые движения  руками, ногами

3 мин.

2.

В положении сидя, упереться руками сзади, ноги прямые, носки оттянуты- движения ногами как при плавании кролем

2 повторения по 20 раз

Упражнения выполняются в быстром темпе от бедра, ноги не поднимать высоко над полом

3.

Мельница- левая (правая) рука вверх , ладонь наружу- круговые вращения вперёд и назад

2 повторения по 20 раз

1.

Основная часть урока

Повторить выдохи в воду

5 мин

Менять положения прыжками, держась за бортик руками. Выдох должен быть непрерывным и продолжительным.

.2.

Плавание с движениями ногами кролем на спине (с различным положением доски)

5 мин.

Дыхание произвольное

3.

Плавание с движениями ногами кролем на спине с различным положением рук.

10 мин

Вдох выполняется в конце гребка правой или левой рук.

4.

Совершенствование техники плавания кроль на груди

5 мин.

Плавание на задержке дыхания. Обратить внимание на положение рук при гребке, посчитать максимальное количество гребков.

Заключительная часть урока

1.

Игра - Синхронное плавание

 Морской  бой.

10 мин

Какая  звёздочка лучше и дольше продержится на воде

2.

Сообщение результатов занятия, выход из воды

5 мин.

ВЫВОД

Плавание – одна из наиболее эффективных форм лечебной физкультуры для профилактики и коррекции осанки. Лечебное плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц, при плавании исчезает ассиметричная работа межпозвоночных мышц, восстанавливаются нормальные условия для роста тел позвонков.

Занятие плаванием благоприятно влияет на всестороннее полноценное физическое здоровье ребенка, на борьбу с нарушением осанки.

    Подобранные упражнения на суше и в воде оказывают благотворное влияние:

          - разгрузка позвоночника;

          - приобретение навыков плавания;

          - увеличение силы тонуса и мышц;

          - коррекция плоскостопия;

          - постановка правильного дыхания;

          - улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем;

          - закаливание;

          - эмоциональная разрядка, профилактика психологической перегрузки.

Результаты исследования  и их обсуждение

Таблица исходных данных

Таблица 1

Группа А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Разница в расстоянии треугольников талии (см)

0,3

0,8

0,2

1,5

0

0,2

0,5

0,3

0,6

0,2

2

Разница в расстоянии от средней линии до углов лопаток (см)

0,3

0,3

0,2

0,5

0,3

0,2

0,5

0,3

0,4

0,2

3

Положение позвоночника вперед (см)

N*

N

N

N

N

-4

-3

N

-2

-1

4

Экскурсия грудной     клетки (см)

3

3,5

2,5

3,2

2

3,5

4

3,7

2,7

3,3

* значение равно 0, т.к. нет разницы между измерениями с правой и левой стороны от средней линии.

Таблица 2

Группа В

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Разница в расстоянии треугольников талии (см)

0,5

0,2

0,2

0,5

0,4

0,3

0,3

0,3

0,3

0,5

2

Разница в расстоянии от средней линии до углов лопаток (см)

0,2

0,5

0,2

0,5

0,5

0,2

0,5

0,5

1,5

1,5

3

Положение позвоночника вперед (см)

N*

-8

N

N

N

-4

N

N

N

N

4

Экскурсия грудной     клетки (см)

2,5

3

5

4

3

2,3

4,2

3,2

2,0

2,2

* значение равно 0, т.к. нет разницы между измерениями с правой и левой стороны от средней линии.

      Результаты  обрабатывались с помощью метода математической статистики.

     Выводы:

     По исходным данным, между группами не было обнаружено достоверных различий,  Р > 0,05. Исходные специальные  антропометрические замеры показали, что у групп А и В имеются умеренные или выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата.

Диаграммы по таблицам исходных данных 1,2

Разница в расстоянии треугольников талии

Разница в расстоянии от средней линии до углов лопаток

Положение позвоночника вперед

Экскурсия грудной клетки

Результаты исследования  и их обсуждение

Таблица исходных данных

Таблица 3

Группа А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Разница в расстоянии треугольников талии (см)

0,2

0,8

0,2

1,5

0

0,2

0,3

0,3

0,5

0,2

2

Разница в расстоянии от средней линии до углов лопаток (см)

0,2

0,3

0,4

0,8

0,3

0,2

0,3

0,3

0,4

0,2

3

Положение позвоночника вперед (см)

N*

N

N

N

N

-1

-3

N

-

0,5

N

4

Экскурсия грудной     клетки (см)

3

4

3

3,5

2,4

4

4

3,7

2,9

3,8

* значение равно 0, т.к. нет разницы между измерениями с правой и левой стороны от средней линии.

Таблица 4

Группа В

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Разница в расстоянии треугольников талии (см)

0,4

0,2

0,1

0,3

0,4

0,3

0,2

0,3

0,3

0,2

2

Разница в расстоянии от средней линии до углов лопаток (см)

0,2

0,5

0,1

0,3

0,4

0,2

0,3

0,5

1

1

3

Положение позвоночника вперед (см)

N*

-5

N

N

N

-2

N

N

N

N

4

Экскурсия грудной     клетки (см)

3

3,5

5

4

3,2

2,5

4,5

3,7

2,4

2,5

* значение равно 0, т.к. нет разницы между измерениями с правой и левой стороны от средней линии.

      Результаты  обрабатывались с помощью метода математической статистики.

     Выводы:

     По исходным данным, между группами не было обнаружено достоверных различий,  Р > 0,05. Исходные специальные  антропометрические замеры показали, что у групп А и В имеются умеренные или выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата.

Диаграммы по таблицам исходных данных 3,4

Разница в расстоянии треугольников талии

Разница в расстоянии от средней линии до углов лопаток

Положение позвоночника вперед

Экскурсия грудной клетки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Коррекция плоскостопия детей младшего школьного возраста с помощью физических упражнений".

В работе изложена проблема выявления   плоскостопия, описаны особенности проявления данной проблемы у детей младшего школьного возраста. В исследовании проведен анализ экспериментальных...

Оздоровительное плавание, как средство гидрореабилитации по коррекции осанки детей младшего школьного возраста.

—на фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особенно остро, понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно;—актуальность данно...

Книжная иллюстрация как средство развития графического образа у детей младшего школьного возраста

Детская книга, освященная вековыми традициями, отшлифованная кропотливым трудом многих талантливых мастеров, сегодня представляет своеобразное, сложное явление художественной культуры. Она всегда расц...

Подвижные игры как средство развития физических качеств у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Одним из важнейших средств развития двигательных качеств  ...