Книжная иллюстрация как средство развития графического образа у детей младшего школьного возраста
статья по изобразительному искусству (изо)
Детская книга, освященная вековыми традициями, отшлифованная кропотливым трудом многих талантливых мастеров, сегодня представляет своеобразное, сложное явление художественной культуры. Она всегда расценивалась как величайшее творение человеческого гения, шедевр техники, средство информации и передачи знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Богданова Валерия Юрьевна
магистрант кафедры рисунка РГПУ им А.И. Герцена
Научный руководитель - доцент, почетный работник
высшего профессионального образования
Почтенная Ксения Остаповна
Книжная иллюстрация как средство развития графического образа у детей младшего школьного возраста
Детская книга, освященная вековыми традициями, отшлифованная кропотливым трудом многих талантливых мастеров, сегодня представляет своеобразное, сложное явление художественной культуры. Она всегда расценивалась как величайшее творение человеческого гения, шедевр техники, средство информации и передачи знаний.
Ключевые слова: книжная иллюстрация, младший школьник, графический образ
Bogdanova Valerya
Master student of the department of Herzen University
Scientific adviser - Honorary Worker
Higher Professional Education
The Pochtennaya Ksenia Ostapovna
The role of book illustrations in the artistic education of younger pupils
Children's Book, consecrated secular traditions, polished hard work of many talented artists, today is distinctive, complex phenomenon of artistic culture. It has always been regarded as the greatest creation of human genius, a masterpiece of art, media and knowledge transfer.
Keywords: book illustration, a junior high school student, graphic image
Книжная графика относится к изобразительным видам искусства. Отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение ее зримых форм, передает облик предметов и явлений окружающего мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий. Это единство изображения и выражения, особенного и общего, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа.
Наряду с общими свойствами каждый вид изобразительных искусств имеет свои специфические особенности. Графика приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным ее графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами. Графика больше, чем живопись, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве. Цвет в графическом изображении используется, но он ограничен, условен.
Многими исследователями подтверждается положение о том, что ряд выразительных средств, используемых художником в графике, в определенной степени доступен школьнику. Ребенок осваивает карандаши, и с их помощью создает реальные образы. Линия, форма, цвет, композиция – эти средства выразительности доступны детям в рисовании. Изображение ребенок создает по частям, используя разнообразие форм. Выразительность достигается с помощью характерных деталей, черт. При этом иногда выразительность появляется случайно, неожиданно для ребенка.
Как отмечают исследователи, цвет особенно привлекает внимание ребенка. В рисунке он часто использует его декоративность, стараясь сделать изображение наряднее, ярче, при этом стремится к конкретности цветов. Ребенок может нарушить пропорции частей, выделить отдельные детали, выразить движение, причем передача движения в рисунке наиболее сложна для юного художника.
Композиция рисунка организуется ритмом, который уравновешивает все части, предметы, фигуры, цветовые контрасты. В процессе обучения дети начинают осваивать различные композиционные задачи, у некоторых детей появляется композиция по диагонали, по кругу, заслоняются предметы.
Степень выразительности рисунка зависит от того, развито ли у ребенка воображение, образное восприятие; она зависит также от особенностей обучения.
Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Этот метод рассматривался в исследованиях Е.А.Флериной, В.А.Езикеевой, Р.А.Мирошкиной и других педагогов. Иллюстрация – рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй. Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления.
С детской книгой ребенок встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым юный читатель знакомится, когда тот еще не умеет говорить. Наряду с родителями, с автором детской книги, художник становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях высокие эстетические чувства, художественный вкус. Е.А.Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего школьного возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.
В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Так, Е.А.Флерина, В.А.Езикеева подчеркивают, что дети радуются яркому, красочному изображению, им свойственно действенное, игровое отношение к картинке. Однако они с трудом выделяют главное в изображении, чаще перечисляют детали, не могут подчинить воспринимаемое поставленной задаче.
Некоторые приемы художественной выразительности вызывают непонимание изображения (неоконченность, набросочность, передача объема темным пятном, сложные ракурсы, резкая деформация предмета, сложные перспективы). Схематичные картинки не удовлетворяют младших школьников: дети хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета. Ученые В.А.Езикеева, Р.Н.Чуднова, В.Я.Кионова отмечают, что если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книге. Изучение иллюстрации на уроках изобразительного искусства направлено на ознакомление с выразительными средствами книжной графики. Это значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.
Рассматривание книжных иллюстраций позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения. В тех случаях, когда невозможно познакомить учеников с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Их можно использовать и после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете.
Дети с трудом осваивают способы передачи движения в рисунке. Есть картины, иллюстрации, на которых можно увидеть достаточно простые способы изображения движения, легко понимаемые и принимаемые детьми. На картине можно показать и доступный способ изображения пространства, земли и неба, способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа; элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра (главное изображается более крупно, то, что расположено ближе, изображается внизу листа, а дальше – наверху).
В книжных иллюстрациях можно увидеть разные способы изображения людей, деревьев, пространства земли, животных в движении. Иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания. Самые яркие представления, сложившиеся в наблюдении, вытесняются последним, более свежим восприятием готового образа. Поэтому применять этот прием нужно в предварительной работе.
Рассматривание иллюстраций – косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.
Список использованной литературы
- Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 160 стр.
- Буров А.И., Квятковский Е.В. Проблемы эстетического развития личности школьника. - М.: Педагогика, 1987. - 96 стр.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1979. - 288 стр.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Спб., 2007. - 96 стр.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под редакцией В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2011. - 420 стр.
- Крутецкий В.А. Психология. 2-е издание. М.: Просвещение. 1986. - 336 стр.
- Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. - М.: Просвещение, 2010. - 250 стр.
- Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. - 320 стр.
- Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 2007. - 208 стр.
- Кузьмин Н.В. Художник и его книга: заметки об искусстве иллюстрирования - М.: Дет. Лит., 1985. - 191 стр.
- Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М., 2008. - 280 стр.
- Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 176 стр.
- Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. - М.: Педагогика, 2005. - 368 стр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека.В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка.Вместе ...
Статья: Развитие физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики
В предлагаемой статье рассматривается система занятий партерной гимнастикой, ориентированная на детей младшего школьного возраста (7-10 лет), занимающихся танцами. Занятия партерной гимнастикой предн...
Опыт работы педагога - хореографа Мачаловой Н.В. по теме "Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца".
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...
Опыт работы педагога - хореографа Мачаловой Н.В. по теме "Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца".
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...
« Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста в условиях Федерального государственного образовательного стандарта"
Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его ...
Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста как средство развития речи.
Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальц...
Статья. "Дидактическая игра как средство развития речи у детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии".
Игра помогает ребенку лучше адаптироваться в коллективе, помогает созданию психологически положительному микроклимату в группе. Игра помогает ребенку стать личностью. Учитель в своей деятельности по с...