ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
статья на тему

Максимова Галина Иннокентьевна

Учитель - профессионал - этот вопрос    всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_masterstvo.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Реализация  современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Поэтому задача управленческой деятельности администрации школы не только формировать и развивать положительное мнение учителей о своих способностях, но и вовлекать их в различные виды инновационной педагогической деятельности, помочь педагогу оценить свое «Я». 

Учитель - профессионал - этот вопрос    всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

Педагогическое мастерство включает ряд проблемных вопросов: 

1.Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством? 

2.Педагогическое мастерство - это врожденное качество или ему можно обучить каждого желающего?

3.Что является критериями педагогического мастерства? 

4.Как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий. 

Большинство исследователей считают, что  необходимо в первую очередь рассмотреть вопрос о личности учителя, способной к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством. Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.

Наблюдения  на уроках позволяют сделать вывод о том, что учителя за отношения сотрудничества часто принимают послушание, добросовестное выполнение учебных действий. Учащиеся под сотрудничеством понимают совместную деятельность по добыванию новых знаний, доверительность  в межличностных отношениях. Как уже отмечали раньше, учитель идет в класс с главной целью - изложить школьникам новую информацию. Опытный педагог знает, что информация учителя - это еще не знание ученика.

Для того чтобы перевести информацию в знание, учитель должен «заставить» ученика проделать достаточно объемную работу самостоятельно как в классе, так и дома, проконтролировать и оценить ее результативность. Последние достигают того, что школьники выучивают новый материал, но при ЭТОМ возникает целый блок негативных психологических последствий. Известно, что учителям начальных классов удается сформировать навык беглого чтения почти у всех школьников, но при этом очень часто из-за сильного внешнего принуждения отбивается всякое желание читать. Поэтому в подростковых и старших классах учителя с горечью отмечают, что значительная часть учащихся мало читает,  при этом допускают ошибки, а при обсуждении материала появляются затруднения в объяснении значений отдельных слов и выражений, фиксируется и непонимание смысла прочитанного, даже пересказ текста - труднейшая для многих задача. Не секрет, что именно этим и объясняется отставание многих детей в учении. Последствия принуждения проявляются  у школьников в безынициативности, нежелании включаться в какие бы то ни было виды работ, общей апатии, а затем в полном исчезновении навыков. Силы учителя уходят на преодоление нежелания детей учиться. Работа превращается в тяжелый, иногда непосильный труд. Еще Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову студента максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

Заповеди современного учителя самому себе:

1.     Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.

(Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью)

2.    Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные.

(Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться)

3.    Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку - сочиняй и ты, на математике решай задачи вместе со всеми.

4.     Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (ты думаешь, что знаешь).

(Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия).

5.    Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Именно предмет «Технология» развивает в ребенке эстетику, творчество, вдохновение.

Учитель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы. В  практике именно во владении педагогической техникой выражается мастерство и профессионализм учителя.

Литература

  1. Товарищева Ф.Д. Основы профессиональной педагогики.- Якутск, 2008.- С.65-67.
  2. Педагогика. Учебное пособие. / Под редакцией Пидкасистого П.И. – М.: Высшее образование, 2006. – 432с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное выступление по теме:«Качество образования-качество жизни!». участник Московского гор-го профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог г. Москвы-2013» в номинации "Педагог дополнительного образования"

Публичное выступление по теме: «Качество образования - качество жизни!»Докладчик Топилина Юлия Геннадьевна педагог дополнительного образования ГБОУ ЦДТ Печатники г. МосквыучастникМосковского...

Школа педагогического мастерства "Я - Педагог"

Название проекта и его аннотация. Проект направлен на формирование профессионального роста молодых учителей, повышение потенциала сельских учителей, на повышение престижа профессии педагога. В летней ...

Профессионально-педагогическая компетентность современного педагога

Существует такая легенда.«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?»...

Сценарий педагогического совета «Современный педагог в современной московской школе»

Сценарий включает: цели и задачи педагогического совета, программу, презентацию выступления "Ценности московского образования", круглый стол "Критерии работы современного московского уч...

СОВРЕМЕННОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

СОВРЕМЕННОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА...

Профессионализм и педагогическое мастерство современного педагога

Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретных исполнителях – учителе и воспитателе. Именно педагог является основной фигурой при реали...