«Использование современных педагогических технологий – одна из форм повышения педагогического мастерства»
статья
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie_i_razvitie_poznavatelnogo_interesa_uchashchihsya_na_urokah_fiziki.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование современных педагогических технологий – одна из форм повышения педагогического мастерства»
Подготовил: учитель физики Косухин В.В.
Одной из современных педагогических технологий является технология проблемного обучения. Применение этой технологии дает положительные результаты: повышение интереса обучающихся к предмету «Физика» и к предметам и явлениям, окружающим нас; повышение мотивации обучающихся и как следствие их успеваемости.
Именно поэтому я не только изучил, но и давно применяю проблемно-поисковые методы в обучении физике. Надо сказать, что метод этот не новый. Технология проблемного обучения получила распространение в 20-х годах в советской и зарубежной школах.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду информации, по другим методическим особенностям .
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами физическое явление, закон.
Использование проблемно-поисковых методов в преподавании физики позволяет решать следующие задачи:
Формировать теоретические знания учащихся;
Развивать у учащихся:
- словесно-логическое мышление;
- самостоятельность мышления;
- познавательный интерес;
- речь.
Работу свою веду по следующим направлениям:
1.Проблемные вопросы, включая вопросы с межпредметным содержанием.
2.Проблемные задачи, включая задачи с межпредметным содержанием.
3.Проблемный эксперимент.
Проблемные вопросы - это такие вопросы, с помощью которых создается проблема. Проблемный вопрос, как и проблемная задача, является характеристикой объекта мышления.Проблемный вопрос отличается от информационного тем, что он ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания.
При решении проблемных вопросов требуется (без выполнения расчетов) объяснить то или иное физическое явление или предсказать, как оно будет протекать в определенных условиях. Как правило, в таких задачах нет числовых данных. Отсутствие вычислений позволяет сосредоточить внимание учащихся на физической сущности явления. Решение проблемных вопросов способствует воспитанию у учащихся внимания, наблюдательности и развитию графической грамотности.
При решении проблемных задач ответ на поставленный вопрос не может быть получен без вычислений. Проблемная задача — это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов физики, качественноro и количественного анализа с подсчетом тех или иных числовых характеристик процесса. Их решение имеет большое воспитательное значение, так как с помощью проблемных задач можно познакомить учащихся с достижениями науки и техники, воспитывать трудолюбие, настойчивость, волю, характер, целеустремленность. Процесс решения задач также является средством контроля знаний и умений учащихся.
При выполнении проблемного эксперимента появляется возможность установить причинно-следственные связи между явлениями, а также между величинами, характеризующими свойства тел. В соответствии с целями и задачами исследования эксперимент может быть количественным или качественным, демонстрационным, исследовательским, техническим или научным. Широкое применение эксперимента в школьном преподавании способствует формированию у учащихся представления об эксперименте как методе научного исследования.
Наша школа находиться в сельской местности.. Поэтому на уроках часто использую проблемные вопросы, связанные с сельскохозяйственной тематикой. Например:
- К уроку «Сила трения» 7кл (А.В.Перышкин)
- С какой целью поверхности педалей сельскохозяйственных машин изготавливают с рельефным рисунком?
- Имеются два шнура: шелковый и льняной. Какой шнур вы предпочтете для завязывания мешка?
- Влияет ли прицеп на значение силы трения между колесами трактора и почвой?
- К уроку «Давление» 7кл (А.В.Перышкин)
- Почему у сельскохозяйственных машин делают колеса с широкими ободами?
- В каком случае давление человека на дорогу больше и во сколько раз : когда он стоит на одном месте или когда идет?
- К уроку «Диффузия» 7кл (А.В.Перышкин)
- В каком растворе – горячем или холодном быстрее просаливаются огурцы?
- Какой водой, теплой или холодной лучше запивать лекарство, чтобы ускорить его действие? Почему?
- На каком физическом явлении основано применение в медицине мазей, гелей и других наружных лекарственных средств
- К уроку «Архимедова сила» 7кл (А.В.Перышкин)
- Почему рыбы имеют более слабый скелет, чем животные, обитающие на суше?
- Почему плавает тяжелый корабль, а гвоздь,
брошенный в воду тонет?
Чтобы у ученика возникла потребность в решении проблемной задачи, она не только должна быть усвоена (понята) им, но и получить его личностную оценку (стать для него значимой). Именно поэтому в традиционном обучении учитель не только формулирует познавательные задачи урока (проблемы), но и вызывает к ним интерес учащихся (рассказывает о значении изучаемого вопроса для науки и техники, об истории его открытия т.д.). Например:
- К уроку «Скорость» 7кл (А.В.Перышкин)
Проблемная задача. В 1966 г. атомные подводные лодки впервые в мире осуществили кругосветное плавание под водой и за 1,5 месяца, ни разу не поднявшись на поверхность океана, прошли около 40000 км. С какой средней скоростью они двигались?
- К уроку «Расчет пути и времени движения» 7кл (А.В.Перышкин)
Проблемная задача. В тяжелых условиях первых месяцев Великой Отечественной войны возникла острая нужда в легком, безотказном и простом средстве борьбы против танков, которое всегда могло бы находиться у солдата «под рукой». Такое средство было создано. Над его разработкой трудились два конструктора военной техники — С.Г.Симонов и В.А.Дегтярев. В течение месяца они сконструировали и представили для испытаний образцы новых противотанковых ружей.
На каком расстоянии находился танк, если пуля, выпущенная солдатом из противотанкового ружья со скоростью 1000 м/с, настигла его через 0,5 с?
- К уроку «Вес тела» 7кл (А.В.Перышкин)
Проблемная задача. Самые крупные животные относятся к классу млекопитающих, из них особенно поражает размерами и весом синий кит. Например, один из китов достигал в длину 33 м и весил 1500 кН, что соответствовало весу 30 слонов или 150 быков. Самая крупная современная птица — африканский страус, достигающий 2,75 м в высоту, 2 м в длину (от кончика клюва до конца хвоста) и имеет массу 75 кг. К самым мелким птицам относятся некоторые виды колибри, масса которых 2 г, размах крыльев 3,5 см.
Найти вес млекопитающих в ньютонах, если даны их массы: кита — 7000 кг, слона — 4000 кг, носорога — 2000 кг, быка — 1200 кг, медведя — 400 кг, свиньи — 200 кг, человека — 70 кг, волка — 40 кг, зайца — 6 кг.
Исследовательские заданиями практического характера активизируют познавательную деятельность, вызывает интерес у учащихся, будят их мысль. Примеры вариантов исследовательских заданий, используемых на уроках:
1. Предсказание результата.
8 класс. Тема: «Мощность тока». «Предскажите, как будет изменяться мощность электрического тока в резисторах в зависимости от способа их соединения? Затем поставьте эксперимент».
2. При изучении нового материала.
Для самостоятельного исследования отбираю такие задания для учащихся, с которыми они могут справиться. Основная задача учителя при руководстве проблемным экспериментом состоит в том, чтобы каждый ученик выполнил задание при минимальной помощи со стороны учителя.
В 7 кл. провожу исследовательские работы при изучении таких вопросов: сила трения, её виды, от чего зависит; каковы условия плавания тел в жидкостях, равновесия рычага .
Например: 7 кл., при изучении архимедовой силы учащимся предлагаю следующие задания: исследовать зависимость выталкивающей силы от объема тела, погруженного в жидкость; от плотности жидкости. Дополнительные задания: исследовать, зависит ли выталкивающая сила от плотности тела, глубины погружения.
В 8 кл. уроки исследования провожу по темам - последовательное и параллельное соединение проводников.
Применение на уроках проблемно-поисковых методов приводит к развитию навыков творческой учебно-познавательной деятельности, способствует более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективны эти методы в тех случаях, когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий, теорий, законов физики, а содержание материала не является принципиально новым, а логически продолжают ранее изученное, когда содержание доступно для самостоятельных поисков учащихся, т.е. проблемные ситуации находятся в зоне ближайшего развития познавательных возможностей учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов
Данная презентация использовалась для выступления на педагогическом совете...
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...
Выступление на педагогическом совете по теме «Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога
Самообразование ценно в первую очередь как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре. Рассматривая самообразование как вид свободной духовной деятельности, можно...
Самообразование -одна из форм повышения профессионального мастерства педагога
Выступление на ШМО от 20.10.2018...
Выступление на РМО учителей иностранного языка"Самообразование- одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов"
Данный материал представляет собой выступление о роли самообразования для учителя....
Обучающий коучинг "Диалоговое обучение как одна из форм эффективных педагогических технологий по развитию речи учащихся"
Целью данного коучинга являлось: оказать содействие участникам занятия в понимании «что такое диалоговое обучение» и в применении данного модуля в учебном процессе.Учителя буду...
Семинар на тему "Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога"
Материал на тему повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования....